Главные и второстепенные члены предложения

Цели. 1. Учить находить в предложении главные члены предложения и его основу.

2. Учить находить в предложении второстепенные члены предложения, определять, какой частью речи выражены члены предложения.

Планируемые результаты:

предметные:

обучающиеся научатся различать и находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое; основу и второстепенные члены предложения; дополнять основу второстепенными членами предложения;

Содержимое разработки

Урок русского языка УМК «Школа России» 3 класс.

Тема. Главные и второстепенные члены предложения.


Цели. 1. Учить находить в предложении главные члены предложения и его основу.

2. Учить находить в предложении второстепенные члены предложения, определять, какой частью речи выражены члены предложения.


Планируемые результаты:

предметные:

обучающиеся научатся различать и находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое; основу и второстепенные члены предложения; дополнять основу второстепенными членами предложения;

метапредметные (УУД):


личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;


познавательные:

пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; сравнивать, делать выводы;



регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;


коммуникативные:

выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной, парной и групповой деятельности под руководством учителя).







  1. Орг. момент.

Проверка готовности к уроку

Правильная посадка.

- Начинаем урок русского языка

II. Минутка чистописания (число уже написано)

Жук жужжал, жужжал, жужжал.
Вол лежал, лежал, лежал.


Какой звук повторяется чаще?

Напишите соединение заглавной буквы Ж со строчной буквой ж.

Возьмите зеленую ручку и подчеркните самую красивую пару.


Какое правило в русском языке связано с буквой Ж?

В следующей строке напишите слог жи.

Возьмите зеленую ручку и подчеркните самую красивый слог.


Назовите слово со слогом жи

Напишите три любых слова со слогом жи, подчеркните зеленой ручкой орфограмму.



  1. Самоопределение к деятельности

Слайд 1:

-ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Ежи шуршали.

Веселые ежи шуршали сухими листьями.



- чем они похожи? Чем отличаются.

(в обоих предложениях главные члены ежи шуршали. Но первое предложение состоит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.)



- сформулируйте тему урока.

Слайд 2: Тема. Главные и второстепенные члены предложения.



IV. Целеполагание.

- какие цели мы себе поставим на урок?

Слайд 3:

Цели:

1.Повторить правило о главных и второстепенных членах.

2.тренироваться в нахождении главных и второстепенных членов предложения.



Где мы можем найти информацию о главных и второстепенных членах предложения? (учебник, интернет, спросить у родителей, у педагогов).



  1. Работа по теме урока.

1.Беседа о подлежащем и сказуемом.

Возьмите карточки с края парты, приготовьте черную ручку.

И давайте вернемся к началу урока

Прочитайте предложение на карточке.

Веселые ежи шуршали сухими листьями.



Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Мы их называем основой предложения - это главные члены предложения.

Как называются главные члены предложения? называют подлежащим и сказуемым.

-давайте подумаем что мы знаем о подлежащем и сказуемом. Работайте в парах, посоветуйтесь и заполните карточки черной ручкой.

Что мы знаем о подлежащем?

Подлежащее

Обозначает : о ком или о чём говорится в предложении.

Отвечает на вопросы: кто? Что?

Подчеркивается _________ .

Какой частью речи выражается?: сущ., местоимение.


Что мы знаем о сказуемом?

Сказуемое

Обозначает: Что говорится о подлежащем.

Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Подчеркивается: __________

__________

Какой частью речи выражается?: глагол.



Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Давайте проверим.

Уберите карточки на край парты, продолжаем работу в тетради.


2. Работа в тетрадях и у доски (ученик).

Давайте запишем предложение в тетрадь и подчеркнем подлежащее и сказуемое.


В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями. (мелом на доске я напишу)

О ком говорится в этом предложении?

- В этом предложении говорится о ежах. Кто? Ежи- это подлежащее, подчеркнем одной чертой,

-что говорится о ежах, ежи (что делали?) шуршали- это сказуемое подчеркнем двумя чертами.


Как можно назвать слова, которые мы подчеркнули?


ежи шуршали

Грамматическая основа предложения

Главные члены предложения

Подлежащее и сказуемое

Обратите внимание одно и тоже можно назвать по-разному.



3. Работа с учебником

А как называются другие члены предложения кроме подлежащего и сказуемого

Мы узнаем из правила на стр. 44.


-Что нового мы узнали из правила?

-Для чего в предложениях, кроме главных членов используют второстепенные члены предложения?

(Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член.

Второстепенные члены предложения делают нашу речь более полной, более красивой и понятной.).


Посмотрите еще раз на слова, которые мы подчеркнули, подумайте и скажите а можно ли назвать их предложением?

-Какое это предложение? (простое нераспространенное предложение)

-При помощи чего мы можем предложение распространить? (втор.чл.предл.)

Делаем вывод: предложения по составу делятся на нераспространенные и распространенные.




4. Работа в тетради и у доски


-Давайте разберем записанное предложение по членам.


Веселые ежи шуршали сухими листьями.

Рассуждайте так.

В предложении говорится о ежах. Кто? – ежи. Это подлежащее, подчеркиваю одной чертой.

Что говорится о ежах? Ежи что делали? – шуршали- это сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.


Ставлю вопрос от подлежащего:

ежи (какие?) веселые

Слово веселые второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.


Ставим вопрос от сказуемого.

шуршали (чем?) листьями

Слово листьями – это второстепенный член предложения, которое поясняет сказуемое.


Затем ставим вопрос от второстепенного члена предложения.

листьями ( какими?) сухими


Слово сухими - второстепенный член предложения, который поясняет второй второстепенный член предложения.


( Это образец разбора предложения по членам предложения. Запишите по образцу словосочетания вместе с вопросами)



Ф и з м и н у т к а (зрительная гимнастика)



5. Самостоятельная работа с учебником и в тетради, один ученик у доски


-Найдите в учебнике упр. 95.

-Прочитайте задание.

-Кто понял, что нужно сделать в упражнении и сможет своими словами повторить?

-поднимите руку кто не понял задание.


Выписываем первое предложение, делаем его разбор по членам предложения.


Взамиопроверка.

Обменяйтесь тетрадями.





Ф и з м и н у т к а (подвижная игра)

А сейчас мы поиграем, встаньте. Игра «Веришь- не веришь» . Если веришь – поднимай руки высоко вверх, а если не веришь – руки в стороны.

- Верите ли вы, что в предложение есть главные и второстепенные члены.

-Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу предложения.

- Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.

- Разобрать предложение по членам предложения – это значит найти только его главные члены.

- Предложение может быть без второстепенных членов.

- Второстепенные члены предложения не зависят от главных и других членов предложения.

- Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

- Предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения, такое предложение называется распространенным.



  1. Рефлексия.

-Какие цели мы сегодня ставили на урок ? (1.Повторить правило о главных и второстепенных членах.

2.тренироваться в нахождении главных и второстепенных членов предложения.)

Вернуться к слайду (?)



-скажите, мы достигнули поставленных целей?

- где нам могут пригодиться полученные знания? (на уроках русского языка)




  1. САМООЦЕНКА и оценка.

Возьмите зеленую ручку и нарисуйте на полях улыбающийся смайлик те, кому на уроке было все понятно и все легко получалось.

Нейтральный смайлик на полях нарисуют те, кому было не все понятно и не все получалось легко.



А грустный смайлик на полях нарисуют те ребята, кому на уроке было очень трудно и совсем ничего не получалось.



Все ребята молодцы, все хорошо поработали, особенно отличились…,

А вот …, … надо немного поработать, а Ване и Максиму стараться быть более внимательным и слушать, что говорит учитель.



  1. Домашнее задание.

-Обратимся к учебнику. Найдите упр. 96.

-Задание к упражнению прочитает Ваня.

-Кто может сказать, что нужно будет сделать в этом предложении.? (В упражнении нужно будет списать предложения, подчеркнуть главные члены и сделать разбор по членам предложения. Точно также, как мы делали ни уроке)

-чем вы будете руководствоваться, выполняя упражнение? (Правилом)

Значит, нужно еще выучить правило.

Откройте дневники. Скажите, когда следующий урок русского языка (завтра первым уроком)

Запишите напротив урока русского языка - уч. Стр. 44 правило, упр. 96.

Сохранить у себя:
Главные и второстепенные члены предложения

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки