Урок русского языка УМК «Школа России» 3 класс.
Тема. Главные и второстепенные члены предложения.
Цели. 1. Учить находить в предложении главные члены предложения и его основу.
2. Учить находить в предложении второстепенные члены предложения, определять, какой частью речи выражены члены предложения.
Планируемые результаты:
предметные:
обучающиеся научатся различать и находить главные члены предложения – подлежащее и сказуемое; основу и второстепенные члены предложения; дополнять основу второстепенными членами предложения;
метапредметные (УУД):
личностные:
формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком;
познавательные:
пользоваться знаками, символами, приведенными в учебной форме; находить ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; сравнивать, делать выводы;
регулятивные:
принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия;
коммуникативные:
выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной, парной и групповой деятельности под руководством учителя).
Орг. момент.
Проверка готовности к уроку
Правильная посадка.
- Начинаем урок русского языка
II. Минутка чистописания (число уже написано)
Жук жужжал, жужжал, жужжал.
Вол лежал, лежал, лежал.
Какой звук повторяется чаще?
Напишите соединение заглавной буквы Ж со строчной буквой ж.
Возьмите зеленую ручку и подчеркните самую красивую пару.
Какое правило в русском языке связано с буквой Ж?
В следующей строке напишите слог жи.
Возьмите зеленую ручку и подчеркните самую красивый слог.
Назовите слово со слогом жи
Напишите три любых слова со слогом жи, подчеркните зеленой ручкой орфограмму.
Самоопределение к деятельности
Слайд 1:
-ПРОЧИТАЙТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Ежи шуршали.
Веселые ежи шуршали сухими листьями.
- чем они похожи? Чем отличаются.
(в обоих предложениях главные члены ежи шуршали. Но первое предложение состоит только из главных членов, а во втором предложении есть и другие члены предложения.)
- сформулируйте тему урока.
Слайд 2: Тема. Главные и второстепенные члены предложения.
IV. Целеполагание.
- какие цели мы себе поставим на урок?
Слайд 3:
Цели:
1.Повторить правило о главных и второстепенных членах.
2.тренироваться в нахождении главных и второстепенных членов предложения.
Где мы можем найти информацию о главных и второстепенных членах предложения? (учебник, интернет, спросить у родителей, у педагогов).
Работа по теме урока.
1.Беседа о подлежащем и сказуемом.
Возьмите карточки с края парты, приготовьте черную ручку.
И давайте вернемся к началу урока
Прочитайте предложение на карточке.
Веселые ежи шуршали сухими листьями.
Вы знаете, что в предложении есть слова, без которых оно не может существовать. Мы их называем основой предложения - это главные члены предложения.
Как называются главные члены предложения? называют подлежащим и сказуемым.
-давайте подумаем что мы знаем о подлежащем и сказуемом. Работайте в парах, посоветуйтесь и заполните карточки черной ручкой.
Что мы знаем о подлежащем?
Подлежащее
Обозначает : о ком или о чём говорится в предложении.
Отвечает на вопросы: кто? Что?
Подчеркивается _________ .
Какой частью речи выражается?: сущ., местоимение.
Что мы знаем о сказуемом?
Сказуемое
Обозначает: Что говорится о подлежащем.
Отвечает на вопросы: что делает? что делал? что сделает? что будет делать? Подчеркивается: __________
__________
Какой частью речи выражается?: глагол.
Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
Давайте проверим.
Уберите карточки на край парты, продолжаем работу в тетради.
2. Работа в тетрадях и у доски (ученик).
Давайте запишем предложение в тетрадь и подчеркнем подлежащее и сказуемое.
В лесу веселые ежи шуршали сухими листьями. (мелом на доске я напишу)
О ком говорится в этом предложении?
- В этом предложении говорится о ежах. Кто? Ежи- это подлежащее, подчеркнем одной чертой,
-что говорится о ежах, ежи (что делали?) шуршали- это сказуемое подчеркнем двумя чертами.
Как можно назвать слова, которые мы подчеркнули?
ежи шуршали
Грамматическая основа предложения
Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое
Обратите внимание одно и тоже можно назвать по-разному.
3. Работа с учебником
А как называются другие члены предложения кроме подлежащего и сказуемого
Мы узнаем из правила на стр. 44.
-Что нового мы узнали из правила?
-Для чего в предложениях, кроме главных членов используют второстепенные члены предложения?
(Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, являются второстепенными членами предложения. Они дополняют и поясняют сведения, которые передают главные члены предложения или другой второстепенный член.
Второстепенные члены предложения делают нашу речь более полной, более красивой и понятной.).
Посмотрите еще раз на слова, которые мы подчеркнули, подумайте и скажите а можно ли назвать их предложением?
-Какое это предложение? (простое нераспространенное предложение)
-При помощи чего мы можем предложение распространить? (втор.чл.предл.)
Делаем вывод: предложения по составу делятся на нераспространенные и распространенные.
4. Работа в тетради и у доски
-Давайте разберем записанное предложение по членам.
Веселые ежи шуршали сухими листьями.
Рассуждайте так.
В предложении говорится о ежах. Кто? – ежи. Это подлежащее, подчеркиваю одной чертой.
Что говорится о ежах? Ежи что делали? – шуршали- это сказуемое, подчеркиваю двумя чертами.
Ставлю вопрос от подлежащего:
ежи (какие?) веселые
Слово веселые второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее.
Ставим вопрос от сказуемого.
шуршали (чем?) листьями
Слово листьями – это второстепенный член предложения, которое поясняет сказуемое.
Затем ставим вопрос от второстепенного члена предложения.
листьями ( какими?) сухими
Слово сухими - второстепенный член предложения, который поясняет второй второстепенный член предложения.
( Это образец разбора предложения по членам предложения. Запишите по образцу словосочетания вместе с вопросами)
Ф и з м и н у т к а (зрительная гимнастика)
5. Самостоятельная работа с учебником и в тетради, один ученик у доски
-Найдите в учебнике упр. 95.
-Прочитайте задание.
-Кто понял, что нужно сделать в упражнении и сможет своими словами повторить?
-поднимите руку кто не понял задание.
Выписываем первое предложение, делаем его разбор по членам предложения.
Взамиопроверка.
Обменяйтесь тетрадями.
Ф и з м и н у т к а (подвижная игра)
А сейчас мы поиграем, встаньте. Игра «Веришь- не веришь» . Если веришь – поднимай руки высоко вверх, а если не веришь – руки в стороны.
- Верите ли вы, что в предложение есть главные и второстепенные члены.
-Второстепенные члены предложения не входят в грамматическую основу предложения.
- Главные члены предложения – это подлежащее и сказуемое.
- Разобрать предложение по членам предложения – это значит найти только его главные члены.
- Предложение может быть без второстепенных членов.
- Второстепенные члены предложения не зависят от главных и других членов предложения.
- Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
- Предложение может состоять из подлежащего, сказуемого и второстепенных членов предложения, такое предложение называется распространенным.
Рефлексия.
-Какие цели мы сегодня ставили на урок ? (1.Повторить правило о главных и второстепенных членах.
2.тренироваться в нахождении главных и второстепенных членов предложения.)
Вернуться к слайду (?)
-скажите, мы достигнули поставленных целей?
- где нам могут пригодиться полученные знания? (на уроках русского языка)
САМООЦЕНКА и оценка.
Возьмите зеленую ручку и нарисуйте на полях улыбающийся смайлик те, кому на уроке было все понятно и все легко получалось.
Нейтральный смайлик на полях нарисуют те, кому было не все понятно и не все получалось легко.
А грустный смайлик на полях нарисуют те ребята, кому на уроке было очень трудно и совсем ничего не получалось.
Все ребята молодцы, все хорошо поработали, особенно отличились…,
А вот …, … надо немного поработать, а Ване и Максиму стараться быть более внимательным и слушать, что говорит учитель.
Домашнее задание.
-Обратимся к учебнику. Найдите упр. 96.
-Задание к упражнению прочитает Ваня.
-Кто может сказать, что нужно будет сделать в этом предложении.? (В упражнении нужно будет списать предложения, подчеркнуть главные члены и сделать разбор по членам предложения. Точно также, как мы делали ни уроке)
-чем вы будете руководствоваться, выполняя упражнение? (Правилом)
Значит, нужно еще выучить правило.
Откройте дневники. Скажите, когда следующий урок русского языка (завтра первым уроком)
Запишите напротив урока русского языка - уч. Стр. 44 правило, упр. 96.