Гласные и согласные звуки в 5 классе

Эта тема тоже очень актуальная на сегодня. Пользуюсь постоянно на уроках.

Содержимое разработки

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС

Фонетика. Звуки гласные и согласные. (5 класс)

Тип урока: объяснение нового материала.

Форма урока: традиционный.

Метод: комбинированный.

Цель урока: Познакомить с разделом науки о языке, повторить гласные и согласные звуки.

Задачи урока:

  1. Образовательные

  • развить выработать умение делать выводы, развивать логическое мышление;

  • формировать умение применять на практике знания о звуковом строе языка;

  • развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • совершенствовать орфографические и пунктуационные умения.

  1. Развивающие:

  • осуществление системно-деятельностного подхода;

  • развитие критического мышления;

  • развитие внимания;

  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):

  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

  • развивать умение применять новые знания;

  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;

  • формирование логических умений;

  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

  • развитие умения формулировать проблему;

  • развитие умения работы в парах.

  1. Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;

  • воспитание ценностного отношения к слову;

  • развитие коммуникативных УУД:

  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

  • взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.

Оборудование:

  • ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.

  5. Физ. минутка.

  6. Закрепление изученного материала.

  7. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).

  8. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

  1. Ход урока

    1. Этап урока

    1. Деятельность учителя

    1. Деятельность учащихся

    1. Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

    1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

    1. Приветственное слово учителя:

    2. Друзья мои! Я очень рада

    3. Войти в приветливый ваш класс.

    4. И для меня уже награда

    5. Вниманье ваших умных глаз.

    6. Я знаю: каждый в классе гений,

    7. Но без труда талант не впрок.

    8. Скрестите шпаги ваших мнений -

    9. Мы вместе сочиним урок!

    10. Давайте улыбнёмся новым открытиям и друг другу и начнём наш урок (Слайд 1)

    1. Приветствие учащихся.

    1. Принцип психологической комфортности.

    2. УУД: личностные, коммуникативные.

    3. Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

    1. Обобщение ранее изученного.

    2. Актуализация

    3. знаний

    4. 3. Постановка учебной цели.

    1. 1)Проверка Д/З.

    2. Комментирование составленного диалога. Взаимопроверка.

    3. 2) Комментированное письмо.

    4. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

    5. 1. Здра…ствуй с…стрица что ты куша…шь спрашива…т волк. 2. А рыженькая учит ты братец ступай (на) реку и опусти хвост (в) прору..ь. 3. Учитель об..явил что наш класс пойдёт (в)п..ход.

    6. 3. Отгадайте загадку.

    7. Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками.

    8. Ч…рные, кр…вые,

    9. В од…ночку все н…мые.

    10. Встанут в ряд –

    11. Сейчас заг…в…рят.

    12. (буквы)

    13. - Буквы мы пишем, а что произносим? (Звуки)

    14. - О чём мы будем говорить на уроке? Какова тема? (Звуки гласные и согласные)

    15. Сформулируйте цель урока. (Повторить сведения о фонетике, о гласных и согласных звуках)

    16. - Правильно, а звуки речи изучает раздел науки о языке – фонетика. Запишем в словаре это определение.

    17. IV. Словарно-орфографическая работа.

    18. - Фонетика. Запомните это слово, звук [н] произносится твердо. Повторите.

    19. Слово это пришло к нам из греческого языка, “фоне” – звук.

    1. Записывают текст, комментируют выбор орфограмм. Отвечают на вопросы

    2. Чертят схемы

    3. Отвечают на вопросы, формулируют тему урока.

    4. Запись учащимися числа, темы урока

    5. Формулируют цель урока

    1. Принцип деятельности.

    2. УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

    3. Принцип целостности.

    4. УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели, планирование, прогнозирование)

    5. ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

    1. Усвоение новых знаний.

    1. Первичное закрепление знаний.

    2. Физ. минутка

    1. 1.Работа в группах. Игра «Кто больше?»

    2. Давайте вспомним и запишем слова, в состав которых входит корень “фон” со значением “звук”. Объясним значение этих слов и выделим общую часть.

    3. Магнитофон (аппарат для магнитной записи и воспроизведения звуков);

    4. Мегафон (рупор для усиления звука, голоса);

    5. Микрофон (прибор для усиления голоса);

    6. Диктофон (прибор для магнитной записи и воспроизведения устной речи);

    7. Таксофон (аппарат для передачи звуков на расстояние за определенную норму оплаты

    8. 2. Наблюдения над темой урока. Работа со схемой (слайд). Расскажите о звуках речи.

    9. 3. Послушайте стихотворение. О чём оно? Как образуются гласные звуки? (Слайд)

    10. Ель, топор и руки -

    11. В каждом слове слышим звуки.

    12. Эти звуки разные -

    13. Гласные, согласные.

    14. Гласные звуки - презвонкая штука

    15. Могут и петь и кричать,

    16. Могут в дремучем лесу поаукать,

    17. И в колыбельке сестрёнку баюкать,

    18. Но не желают свистеть и ворчать. (слайд)

    19. А согласные согласны

    20. Шелестеть, шептать, скрипеть,

    21. Даже фыркать и шипеть,

    22. Но не хочется им петь.

    23. Ссс: - змеиный слышен свист.

    24. Шшш: - шумит опавший лист.

    25. Жжж: - шмели в саду жужжат.

    26. рр: - моторы тарахтят.

    27. В общем тут любому ясно:

    28. Чтоб сказать ты слово мог,

    29. Дружат гласная с согласной,

    30. Составляют вместе слог. (Слайд)

    1. Коллективная работа.

    2. Записывают однокоренные слова

    3. Отвечают по схеме

    4. Выполняют физкультминутку

    1. Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные(развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

    2. ЦЕЛЬ: развивать умения применять новые знания.

    3. УУД: регулятивные (работа с текстом, умение выражать свою точку зрения).

    1. Закрепление изученного материала

    1. - Проведём опыт. Произнесем вместе с этим человечком гласные звуки (рисунок в презентации). Их в русском языке шесть. Преграду ощущаете? (Нет)

    2. - А теперь произнесем согласные звуки вместе с этим человечком (рисунок в презентации). Их 36 в русском языке.

    3. “Б”, “п”. Какое препятствие встречает этот звук? (Сомкнутые губы).

    4. “Д”, “т”? (Прижатый к зубам язык).

    5. “З”, “с”? (Сомкнутые зубы).

    6. Молодцы! Поиграв в такие игры, вы сами убедились, как много может сделать только один звук.

    7. Кажется, что говорить легко: звуки, слова сами выпрыгивают у нас изо рта. В действительности всё не так просто, в нашем организме в это время работает целый “завод” по производству звуков. Только вместо станков на “заводе” – органы речи.

    8. - На какие две группы делятся звуки? А звуки важны в речи? Может один звук в слове что – то изменить?

    9. Работа в группах. Замените один звук, что получится?

    10. Вот мы и доказали звукам, что все они важны, что даже без одного звука невозможно организовать нашу речь.

    11. Игра «Угадай песню». Работа в парах

    12. Я зашифровала строчки известной песни. Первые две строчки я записала при помощи согласных букв, а следующие две – при помощи гласных. Отгадайте песню. (слайд)

    13. В лс рдлсь лчк,

    14. В лс н рсл.

    15. В лесу родилась елочка,

    16. В лесу она росла.

    17. Ио и ео оая

    18. Еёая ыа.

    19. Зимой и летом стройная

    20. Зелёная была.

    21. - В каком случае отгадать легче: там, где гласные или согласные? Почему? (Согласные звуки выражают лексическое значение слова).

    22. - А какова роль гласных? Сможем мы без них спеть эту песенку? (Мелодичность, благозвучие возникают благодаря гласным).

    23. .Работа с опорными схемами

    24. -Все согласные произносятся с некоторым шумом. Но этот шум выражен в разной степени.

    25. Попробуйте произнести звук  д

    26. Затем звук  т

    27. В каком случае слышен один шум? Правильно во 2 варианте

    28. Вывод: (слайд 6)

    29.  Согласные звуки, состоящие из только из одного шума

    30. ( такие, как  т, к, с, ф, п, ш )  называются глухими согласными. А звуки, состоящие не только из шума, но и из голоса(такие, как б, в, г, д, ж, з  ) называются звонкими согласными. Это правило нужно запомнить.

    31. В этом правиле есть свои исключения. Исключения эти - согласные, которые не образовывают пары по звонкости/ глухости .Это, например, глухие согласные х, х, ц,ч, щ они глухие и у них нет звонкой пары. А также исключениями являются сонорные согласные - р, р, л, л, м, м, н, н, й, у них также не бывает пары по глухости/ звонкости. В этих согласных голос преобладает над шумом (звучные).- сонорные. (слайд 5)

    32. 2.Работа с учебником

    33.  -Теперь давайте посмотрим, как работает это правило на практике.

    34. Цель: уметь определять лексическое значение слова, изменяя его звуковой состав. Упр.

    35. Вывод: если в слове изменить звуковой состав, лексическое значение изменится

    36. Сказка о глухих и звонких согласных.

    37. Пришли однажды  к  Алфавиту буквы Зэ и Эс. Стонут, охают.

    38. - Что случилось? – забеспокоился Алфавит.- Вы заболели?

    39. - Может и заболели, - проворчала буква Зэ. –

    40. Звуки, с которым мы работаем, правила нарушают. Моя задача

    41. – обозначить звонкий  звук З, а на деле что получается?

    42. На конце слов воз, мороз появляется глухой С, то же самое в словах

    43. перевозка, сказка перед глухими согласными.

    44. Может, звук З простудился и голос теряет?

    45. - А вы на  что жалуетесь?- обратился Алфавит к букве ЭС.

    46. Буква ЭС склонила голову, за неё ответила ЗЭ:

    47. - Буква ЭС у нас тихая, поэтому и согласилась глухой звук С обозначать,

    48. но в словах косьба и просьба на её месте звучит такой звонкий З,

    49. что хоть уши зажимай!

    50. Улыбнулся Алфавит:

    51. - Никакого нарушения правил здесь нет. Многие согласные составляют пары.

    52. Звуки в них отличаются только тем, что один из них звонкий, а другой глухой,

    53. и иногда они заменяют друг друга.

    54. О каких фонетических процессах, связанных с согласными звуками

    55. упоминается в сказке.

    56. Вывод: озвончение и оглушение.

    57. А сейчас я предлагаю побывать выпускниками. Вы знаете, что они сдают экзамены в форме ЕГЭ. Перед вами тесты, выполняйте, а потом сможете оценить свои работы сами.

    58. 1 вариант

    59. 1. На какие две группы делятся гласные?

    60. А)  Ударные и безударные;

    61. Б)  парные и непарные;

    62. В) сильные и слабые

    63. 2Отметь слова, в которых все согласные - глухие:

    64. а ) писать, витрина, поклон;

    65. б ) капот(у машины), лошадь, кипит.

    66. 3.Укажите звонкие согласные:

    67.  [ в ];  [ д ];  [ ц ];  [ ж ]; [ щ ]; [ ч ].

    68. 4. Сколько букв в русском алфавите?

    69. А) 31;

    70. Б) 32;

    71. И) 33

    72. 5. найди четвёртое лишнее слово.

    73. А) Коробка;

    74. Б) дуб;

    75. В) пруд;

    76. Г) молодьба.

    77. 2 вариант

    78. 1.На какие две группы делятся гласные?

    79. А)  Ударные и безударные;

    80. Б)  парные и непарные;

    81. В) сильные и слабые

    82. 2.Отметь слова, в которых все согласные - звонкие:

    83. а ) говорил, поил, мешал;

    84. б ) теснота, говор, повар.

    85. 3.Укажите глухие согласные:

    86.  [ м ]; [ х ]; [ й ]; [ р ]; [ з ]; [б ].

    87. 4. Сколько звуков в речи?

    88. А) 47;

    89. Б) 60;

    90. В) 42.

    91. 5. найди четвёртое лишнее слово.

    92. А) Мороз;

    93. Б) хоровод;

    94. В) варежка;

    95. Г) просьба.

    96. «Хитрые вопросы»

    97. - В каком слове сорок гласных? (сорока)

    98. - В каких словах по сто согласных? (стол, стог, стон, стоп)

    1. Выполняют задание.

    2. Записывают предложения, комментируют выбор орфограмм

    3. Работают в парах, восстанавливают слова песни.

    4. Отвечают на вопросы

    1. Принцип деятельности, непрерывности, вариативности, творчества.

    2. УУД: познавательные (опирается на уже известное);

    3. коммуникативные (учит способам взаимодействия, сотрудничества).

    4. УУД: регулятивные ( умение обосновать свою точку зрения, грамотно сформулировать ответ ).

    1. Рефлексия деятельности.

    1. Подведение итогов работы.

    2. Продолжите фразу:

    3. Звуки речи изучает ……

    4. Звуки речи делятся на ….. и …..

    5. Гласные звуки состоят……

    6. Согласные звуки состоят из…..

    7. Оцените свою работу, продолжив фразу:

    • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)

    • Я думаю, что мог бы работать ….

    • За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

    1. - Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.

    2. Выставление оценок.

    1. Продолжают фразу.

    1. УУД: познавательные, регулятивные

    2. ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка

    1. Домашнее задание.

    1. П.28, у.185, 186

    1. Запись учащимися задания в дневники.

  1. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

  2. 1. Здра…ствуй с…стрица что ты куша…шь спрашива…т волк. 2. А рыженькая учит ты братец ступай (на) реку и опусти хвост (в) прору..ь. 3. Учитель об..явил что наш класс пойдёт (в)п..ход.

  3. 2. Отгадайте загадку.

  4. Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками.

  5. Ч…рные, кр…вые,

  6. В од…ночку все н…мые.

  7. Встанут в ряд –

  8. Сейчас заг…в…рят.

  9. Отгадайте песню.

  10. В лс рдлсь лчк,

  11. В лс н рсл.

  12. Ио и ео оая

  13. Еёая ыа.

  14. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

  15. 1. Здра…ствуй с…стрица что ты куша…шь спрашива…т волк. 2. А рыженькая учит ты братец ступай (на) реку и опусти хвост (в) прору..ь. 3. Учитель об..явил что наш класс пойдёт (в)п..ход.

  16. 2. Отгадайте загадку.

  17. Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками.

  18. Ч…рные, кр…вые,

  19. В од…ночку все н…мые.

  20. Встанут в ряд –

  21. Сейчас заг…в…рят.

  22. Отгадайте песню.

  23. В лс рдлсь лчк,

  24. В лс н рсл.

  25. Ио и ео оая

  26. Еёая ыа.

  27. Спишите предложения, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

  28. 1. Здра…ствуй с…стрица что ты куша…шь спрашива…т волк. 2. А рыженькая учит ты братец ступай (на) реку и опусти хвост (в) прору..ь. 3. Учитель об..явил что наш класс пойдёт (в)п..ход.

  29. 2. Отгадайте загадку.

  30. Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками.

  31. Ч…рные, кр…вые,

  32. В од…ночку все н…мые.

  33. Встанут в ряд –

  34. Сейчас заг…в…рят.

  35. Отгадайте песню.

  36. В лс рдлсь лчк,

  37. В лс н рсл.

  38. Ио и ео оая

  39. Еёая ыа.

1


Содержимое разработки

Презентация к уроку русского языка в 5 классе

Презентация к уроку русского языка в 5 классе

От улыбки станет всем светлей!

От улыбки станет всем светлей!

Шестнадцатое ноября  Классная работа

Шестнадцатое ноября Классная работа

Комментированное письмо Спишите предложения, расставляя знаки препинания, пропущенные буквы. Составьте схемы предложений. 1. Здра…ствуй с…стрица что ты куша…шь спрашива…т волк. 2. А рыженькая учит ты братец ступай (на) реку и опусти хвост (в) прору..ь. 3. Учитель об..явил что наш класс пойдёт (в)п..ход.

Комментированное письмо

Спишите предложения, расставляя знаки препинания,

пропущенные буквы. Составьте схемы предложений.

1. Здра…ствуй с…стрица что ты куша…шь спрашива…т волк. 2. А рыженькая учит ты братец ступай (на) реку и опусти хвост (в) прору..ь. 3. Учитель об..явил что наш класс пойдёт (в)п..ход.

Отгадайте загадку   Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками. Ч…рные, кр…вые,  В од…ночку все н…мые. Встанут в ряд –  Сейчас заг…в…рят.  (буквы) - Буквы мы пишем, а что произносим?

Отгадайте загадку

Спишите, графически объясните орфограммы в словах с пропусками.

Ч…рные, кр…вые,

В од…ночку все н…мые.

Встанут в ряд –

Сейчас заг…в…рят.

(буквы)

- Буквы мы пишем, а что произносим?

Тема урока: Звуки гласные и согласные

Тема урока:

Звуки гласные и согласные

Цель урока Повторить изученное по теме «Фонетика», гласные и согласные звуки.

Цель урока

Повторить изученное по теме «Фонетика», гласные и согласные звуки.

Словарная работа

Словарная работа

  • «фоне» ( с греч.) - звук
  • Фонетика – раздел науки о языке, который изучает звуки
Работа в группах Игра «Кто больше?» Подберите и запишите слова с корнем  -фон- со значением звук

Работа в группах

  • Игра «Кто больше?»

Подберите и запишите слова с корнем

-фон-

со значением звук

Расскажите о звуках речи по схеме  При обозначении звуков на письме используются квадратные скобки [б ], [а ]

Расскажите о звуках речи по схеме При обозначении звуков на письме используются квадратные скобки [б ], [а ]

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА  

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Измените первый звук.

Измените первый звук.

  • 1 ряд 2 ряд 3 ряд
  • сом- чайка- моль-
  • ком гайка роль
Работа в парах  Игра «Отгадай песню»

Работа в парах Игра «Отгадай песню»

  • В лс рдлсь лчк,
  • В лс н рсл.
  • Ио и ео оая
  • Еёая ыа.
Итог урока  Продолжите фразу

Итог урока Продолжите фразу

  • Звуки речи изучает ……
  • Звуки речи делятся на ….. и …..
  • Гласные звуки состоят……
  • Согласные звуки состоят из…..
Оцените свою работу на уроке

Оцените свою работу на уроке

  • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)
  • Я думаю, что мог бы работать ….
  • За работу на уроке я ставлю себе оценку …..
Домашнее задание П. 28, у. 185, 186

Домашнее задание

П. 28, у. 185, 186

Спасибо за работу!

Спасибо за работу!

Сохранить у себя:
Гласные и согласные звуки в 5 классе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки