Функциональная грамотность на уроках математики в начальных классах

В условиях социально-экономической модернизации общество

вам нужен функционально работоспособный человек, способный работать на результат, способный к определенным, общественно значимым достижениям. Все качественные данные создаются в школе.

Содержимое разработки

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

В условиях социально-экономической модернизации общество

вам нужен функционально работоспособный человек, способный работать на результат, способный к определенным, общественно значимым достижениям. Все качественные данные создаются в школе.

Федеральными государственными образовательными стандартами установлено, что существенные результаты освоения основных

в образовательной программе общего начального образования должны быть отражены:

а) «использование базовых математических знаний для описания и

объяснения предметов, процессов, окружающих явлений, а также их оценка

количественные и пространственные отношения;

б) приобретение начального опыта применения математических знаний

для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач»

Состояние математической культуры учащихся оценивается по развитию

«математического умения». Математические навыки

определяется как «сочетание математических знаний, навыков, опыта и

человеческого потенциала», которые обеспечивают решение различных проблем, где нужно применить математику.

Функциональный навык рассматривается как навык

использовать все знания, умения и навыки, постоянно приобретаемые в жизни решать максимально широкий круг жизненных задач в разнообразии сфер человеческой деятельности, общения и социальных отношений»

Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:

- коммуникативная грамотность, предполагающая беглость

всех видов речевой деятельности; способность адекватно понимать других;

выражать свои мысли устной и письменной речи, а также компьютерная, сочетающая в себе черты устной и письменные формы речи;

информационная грамотность– способность к исследованию

информацию в учебниках и справочниках, извлекать информацию из

Интернета и обучающих дисков, а также другие различных источников, обрабатывать и систематизировать информацию и

представить его по-разному;

- деятельностная грамотность является проявлением организаторских способностей и умений, а именно умение ставить и вербально формулировать цель деятельности, планировать и, при необходимости, корректировать ее устно и аргументировать эти изменения, демонстрировать самообладание, самооценку,

самокоррекция.

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

а) понимать необходимость математических знаний для обучения и

повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно

использовать полученные знания);

б) потребность и умение применять математику в повседневной жизни

(бытовые) ситуации: рассчитать стоимость, массу, количество

необходимый материал и т. д. Найти, проанализировать математические

информацию об объектах окружающей действительности, вычислить

стоимость (длина, масса);

Например при изучении темы «Цена, количество, стоимость» в 4 классе можно предложить для решения такую задачу.

Дверь в школе вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 25 000 руб., а за её установку - ещё 3 000 руб. Сколько всего денег заплатили родители, и какую сумму внесла каждая семья, если в установке новой двери участвовали 6 семей

- Какой вывод вы сделали для себя, решив эту задачу? (Нужно бережно относиться к вещам, объектам общего пользования, чтобы не было у родителей лишних расходов)

в) умение различать математические объекты (числа, количества, цифры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;

При изучении в 3 классе темы «Плоские и объемные фигуры». Предлагается обучающимся различить и установить математические отношения между объектами.

г) комплекс умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочением, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Детям важно понимать, для чего нужны эти знания. Важно понимать, когда делать расчеты письменно, а когда устно. Комбинации устных и письменных вычислений полезны, но все они должны применяться в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках технологии (по чертежам), окружающего мира и т.д.

д) решение проблем в 1-3действия , связанных с повседневными бытовыми действиями. Ситуации (покупка, измерение, взвешивание).

Например при изучении темы в 4 классе «"Решение задач на нахождение величин: цены, количества, стоимости".

Я предлагаю ребятам решить следующую задачу:

Отец получает 50.000 руб. в месяц, а мама 30.000руб. Сколько денег они зарабатывают за один год? Половина зарплаты уходит на бытовые расходы. Смогут ли они на деньги, заработанные за год купить:

а) телевизор за 30 000 руб.
б) ноутбук за 24 000 руб.
в) машину за 500
 000 руб.

Анализ задачи:

- Можно ли ответить на вопрос задачи сразу? (нет)

- Что нужно узнать сначала? (Сколько получают отец и мама вместе)

50000+30000=80000 (руб.)- вместе

- Что можно узнать вторым действием? (Сколько они заработают за 1 год)

- Один год - это сколько месяцев?

80000*12=960000(руб.) – в год

- Что значит половина зарплаты? (Полученный результат нужно разделить на два)

960000:2=48000(руб)- на бытовые расходы

Проверка. Ребята выяснили, что семья с таким достатком может приобрести телевизор или компьютер, но вот на машину им не хватит.

Следовательно, «функциональная математическая грамотность» — это способность человека определить и понять роль математики в мире, в котором он живет, выносить суждения и использовать математику для удовлетворения настоящих и будущих потребностей, присуще творческому, заинтересованному и вдумчивому гражданину.

Сохранить у себя:
Функциональная грамотность на уроках математики в начальных классах

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки