ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
В условиях социально-экономической модернизации общество
вам нужен функционально работоспособный человек, способный работать на результат, способный к определенным, общественно значимым достижениям. Все качественные данные создаются в школе.
Федеральными государственными образовательными стандартами установлено, что существенные результаты освоения основных
в образовательной программе общего начального образования должны быть отражены:
а) «использование базовых математических знаний для описания и
объяснения предметов, процессов, окружающих явлений, а также их оценка
количественные и пространственные отношения;
б) приобретение начального опыта применения математических знаний
для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач»
Состояние математической культуры учащихся оценивается по развитию
«математического умения». Математические навыки
определяется как «сочетание математических знаний, навыков, опыта и
человеческого потенциала», которые обеспечивают решение различных проблем, где нужно применить математику.
Функциональный навык рассматривается как навык
использовать все знания, умения и навыки, постоянно приобретаемые в жизни решать максимально широкий круг жизненных задач в разнообразии сфер человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
- коммуникативная грамотность, предполагающая беглость
всех видов речевой деятельности; способность адекватно понимать других;
выражать свои мысли устной и письменной речи, а также компьютерная, сочетающая в себе черты устной и письменные формы речи;
–информационная грамотность– способность к исследованию
информацию в учебниках и справочниках, извлекать информацию из
Интернета и обучающих дисков, а также другие различных источников, обрабатывать и систематизировать информацию и
представить его по-разному;
- деятельностная грамотность является проявлением организаторских способностей и умений, а именно умение ставить и вербально формулировать цель деятельности, планировать и, при необходимости, корректировать ее устно и аргументировать эти изменения, демонстрировать самообладание, самооценку,
самокоррекция.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимать необходимость математических знаний для обучения и
повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно
использовать полученные знания);
б) потребность и умение применять математику в повседневной жизни
(бытовые) ситуации: рассчитать стоимость, массу, количество
необходимый материал и т. д. Найти, проанализировать математические
информацию об объектах окружающей действительности, вычислить
стоимость (длина, масса);
Например при изучении темы «Цена, количество, стоимость» в 4 классе можно предложить для решения такую задачу.
“Дверь в школе вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 25 000 руб., а за её установку - ещё 3 000 руб. Сколько всего денег заплатили родители, и какую сумму внесла каждая семья, если в установке новой двери участвовали 6 семей
- Какой вывод вы сделали для себя, решив эту задачу? (Нужно бережно относиться к вещам, объектам общего пользования, чтобы не было у родителей лишних расходов)
в) умение различать математические объекты (числа, количества, цифры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;
При изучении в 3 классе темы «Плоские и объемные фигуры». Предлагается обучающимся различить и установить математические отношения между объектами.
г) комплекс умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочением, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Детям важно понимать, для чего нужны эти знания. Важно понимать, когда делать расчеты письменно, а когда устно. Комбинации устных и письменных вычислений полезны, но все они должны применяться в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках технологии (по чертежам), окружающего мира и т.д.
д) решение проблем в 1-3действия , связанных с повседневными бытовыми действиями. Ситуации (покупка, измерение, взвешивание).
Например при изучении темы в 4 классе «"Решение задач на нахождение величин: цены, количества, стоимости".
Я предлагаю ребятам решить следующую задачу:
“Отец получает 50.000 руб. в месяц, а мама 30.000руб. Сколько денег они зарабатывают за один год? Половина зарплаты уходит на бытовые расходы. Смогут ли они на деньги, заработанные за год купить:
а) телевизор за 30 000 руб.
б) ноутбук за 24 000 руб.
в) машину за 500 000 руб.
Анализ задачи:
- Можно ли ответить на вопрос задачи сразу? (нет)
- Что нужно узнать сначала? (Сколько получают отец и мама вместе)
50000+30000=80000 (руб.)- вместе
- Что можно узнать вторым действием? (Сколько они заработают за 1 год)
- Один год - это сколько месяцев?
80000*12=960000(руб.) – в год
- Что значит половина зарплаты? (Полученный результат нужно разделить на два)
960000:2=48000(руб)- на бытовые расходы
Проверка. Ребята выяснили, что семья с таким достатком может приобрести телевизор или компьютер, но вот на машину им не хватит.
Следовательно, «функциональная математическая грамотность» — это способность человека определить и понять роль математики в мире, в котором он живет, выносить суждения и использовать математику для удовлетворения настоящих и будущих потребностей, присуще творческому, заинтересованному и вдумчивому гражданину.