“Формирование здорового образа жизни обучающихся: система, традиции, инновации”
Беспалова Ирина Владимировна
ГБПОУ”ПТПИТ им Б. Г. Изгагина»
Преподаватель 1категории,
Физической культуры.
Аннотация.
Статья посвящена актуальной проблеме сохранению и укреплению здорового и безопасного образа жизни.
В статье предоставлена информация о необходимости прививать учащимся желание заботиться о своем здоровье которые применяются в образовательном процессе обучения студентов ГБОПОУ «ПТПИТ им Б. Г. Изгагина»
Ключевые слова: ЗОЖ, физическая культура, здоровье, спорт, правильное питание, молодёжь, физическое воспитание, физическая подготовка, ценность физической культуры
В России в последние годы здоровый образ жизни (далее ЗОЖ) набирает все большую популярность, а отношение молодежи к нему меняется в зависимости от многих факторов - окружения, материального достатка, здоровья и возможностей.
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия, счастья, одно из неотъемлемых прав гражданина, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Здоровьесбережение нации является одним из приоритетных направлений социально-экономической политики нашего государства. Сегодня обществом востребованы мобильные люди, способные быстро и адекватно реагировать на происходящие изменения в окружающей действительности
Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).
Здоровый образ жизни – это не только особенное питание или занятия спортом. ЗОЖ – это целый комплекс мер, направленных на улучшение здоровья и профилактику патологических процессов в организме. Соблюдение правил ЗОЖ позволяет значительно увеличить продолжительность жизни и улучшить ее качество. Главные составляющие здорового образа жизни: умеренное и сбалансированное питание, достаточная двигательная активность , закаливание организма, отказ от вредных привычек, режим труда и отдыха с учетом динамики индивидуальных биоритмов, личная гигиена. умение управлять своими эмоциями, безопасное поведение в быту, на работе, на улице, обеспечивающее, предупреждение травматизма, отравления, аварийных ситуаций.
Древние люди не знали особенностей гигиены, правильного питания или оптимального количества физических нагрузок. Это способствовало уменьшению численности населения и колоссальному количеству больных людей. С течением времени понятие здорового образа жизни «въелось» в сердца граждан. Желание прожить как можно дольше, увидеть внуков и обладать достаточным здоровьем, чтобы успеть с ними понянчиться, – отличная мотивация к созданию основы для здорового образа жизни.
В настоящее время существуют основные проблемы, связанные с наркоманией, курением табака, распитием алкогольных напитков, это никак не может быть связано с ведением ЗОЖ. Вредные привычки все больше распространяются среди студенческой молодежи и открывают негативное влияние, как на общество в целом, так и отдельного человека, ежегодно отравляя и разрушая здоровье людей.
Во время обучения в ПТПИТ студенты получают не только профессиональные навыки, но в этот период жизни у них происходит формирование их социального статуса. Неслучайно педагоги проявляют большой интерес к проблеме здоровья студентов, воспитания у них ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих. Для каждого педагога важно пробудить в учащихся желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе. Насыщенная, интересная и увлекательная студенческая жизнь становится важнейшим условием формирования здорового образа жизни. Задача техникума не «дотянуть» студента до диплома, радуясь, что за эти годы с ним не случилось ничего плохого, а полноценно подготовить его к самостоятельной жизни, создав все предпосылки для того, чтобы эта жизнь сложилась счастливо. Формирование ЗОЖ у учащихся осуществляется в рамках ученого процесса и во внеаудиторное время. Комплексное использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся. Поэтому сейчас учащиеся должны быть компетентны в вопросах здорового образа жизни и теоретически, и практически. Педагоги просто обязаны сохранять свое здоровье и учить этому детей.
Большое внимание уделяется реализации спортивно-оздоровительного направления. Это проведение уроков физической культуры, а в системе дополнительного образования - работа спортивных секций.
На уроках физического воспитания по возможности осуществляется выбор оптимальной нагрузки для каждого студента. В некоторых группах заведены «карточки сравнения результатов показателей спортивных достижений» для студентов. Ведутся дневники самоконтроля самочувствия до и после занятий физкультурой.
Физическое здоровье пропагандируется в техникуме через следующие внеклассные мероприятия: «День здоровья.», «Эстафета первокурсников», «День спорта», спортивный праздник посвященный Дню Защитника Отечества, «7 апреля - всемирный день здоровья», Эстафета посвященная Дню Победы, фестиваль «Аэробики»…
Сборные команды техникума принимают участие в городских и областных соревнованиях по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, лыжным гонкам, футболу. В течение нескольких лет команды занимают призовые места в городских спартакиадах среди учреждений СПО.
В рамках учебно - исследовательской работы выявляют уровень физического, психического и нравственного здоровья, отношения обучающихся к своему здоровью. Результаты этой работы они представляют на научно-практических конференциях «Главный путь к здоровью - спорт».
Обучающиеся, относящиеся к специальной медицинской группе по состоянию здоровья, активно привлекаются к написанию рефератов и созданию презентаций по пропаганде ЗОЖ («Скажи наркотикам – НЕТ», «Мы против алкоголя!», «Тропа здоровья», «Суд над сигаретой» и т.д.)
ЗОЖ во многом зависит от ценностных ориентаций обучающегося, мировоззрения, социального и нравственного опыта. В сфере инновационной деятельности в области физической культуры и спорта необходимо уделять поиску новых организационных форм физкультурно-оздоровительной работы с обучающимися в рамках учебного процесса и во вне учебное время.
В современных условиях необходимо искать инновационные пути обучения подрастающего поколения основам профилактики и формирования ЗОЖ. Обучающийся должен сам быть заинтересован в получении информации. Обучение должно приобрести личностный смысл, быть живым источником общения, где обучающийся не только слушатель или исполнитель, но и активный участник процесса, только тогда профилактические мероприятия могут дать положительный эффект.
Современная жизнь диктует совершенно новые подходы к обучению и формированию к ведению ЗОЖ. Древняя китайская пословица гласит «Расскажи мне – и я забуду, покажи мне-и, может быть, я запомню, но вовлеки меня, и я пойму». Так для студентов нашего техникума разработаны уроки-соревнования, где группа делится на подгруппы со своими названиями «ЗДОРОВИКИ» - ведущие активный образ жизни, и «ДОХЛЯКИ» - люди которым все равно, заядлые курильщики. Цель данных групп «перетянуть» одного из участников противоположной группы в свои ряды, аргументированно доказав. Что их позиция самая правильная.
ЗОЖ - это цельная, логическая, взаимосвязанная, продуманная и спланированная система поведения человека, которую он соблюдает не по принуждению, а с удовольствием и уверен, что она даст положительные результаты в деле сохранения и укрепления здоровья.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями являются неотъемлемой частью ЗОЖ. Благодаря этим занятиям любой человек может поддерживать необходимый уровень здоровья. Особенно если его основная деятельность является малоподвижной, или связанна со значительными психическими нагрузками, чреватыми возникновением стресса, т.к. правильно подобранный комплекс самостоятельных физических упражнений способен снять усталость, привести организм в необходимый тонус и подготовить его к дальнейшей работе или отдыху.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями помогают не только формировать трудоспособность, но и вырабатывать целеустремленность, силу воли – качества необходимые каждому человеку. Кроме того дополнительное общение, например, на спортивной площадке, улучшает коммуникативные навыки, что особенно актуально для подростков и молодежи.
Физкультура является одним из факторов ЗОЖ поэтому формирование ЗОЖ студентов в процессе физического воспитания является важной задачей в образовательном учреждении.
Занятия физкультурой и спортом оказывают ряд положительных эффектов на организм, практически на каждую его систему. Регулярные физические упражнения могут стимулировать выработку гормонов, которые заставят вас чувствовать себя счастливее и улучшают сон. Упражнения могут также улучшить состояние кожи, помочь в борьбе с лишним весом, уменьшить риск развития хронических заболеваний, улучшить сексуальную жизнь.
Снижение физической активности, нерациональное питание, недостаток знания о способах закаливания организма, нерациональное сочетание, умственного и физического труда отрицательно сказывается на здоровье молодого человека, его физическом развитии, работоспособности, общем психическом состоянии
Здоровый образ жизни способствует сохранению и улучшению здоровья и самочувствия человека. С каждым годом он приобретает всё большую популярность, потому что многие люди желают не просто наслаждаться жизнью, а наслаждаться жизнью долго. И здоровый образ жизни в этом поможет, поскольку он не только значительно увеличивает долголетие, но также избавляет от многих недугов, появляющихся в зрелом возрасте.
Библиографический список.
1.Указ президента РФ от 09.10.2007 №1351(ред. от 01.07.2014) «Об утверждении концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025г». «Информационно - правовая система «Консультант- плюс».
2.Иванов В.Н., Суворов А.В. Проблемы охраны здоровья населения России и проблемы прогнозирования.2016 стр 99-113.
3.Статья «Инновационные подходы к формированию здорового образа жизни обучающихся. Ичева М.В. 02.09.2015. Белгород.
4. «Современные инновационные подходы по формированию ЗОЖ учащейся молодежи». Международный журнал экспериментального образования -2015г. №1-стр 16-18.
5. Физкультура и спорт в воспитании студентов. Учебно- методическое пособие. Щеголев В.А. 2005г.
6. источник: www.multiurok.ru
7. Формирование здорового образа жизни детей и подростков:традиции и инновации : сборник статей по материалам VI международной научно-практической конференции (г. Белгород, 8 апреля 2019 г.)[Электронный ресурс] / под ред. Е.А. Богачевой, А.В. Прокопенко,И.А. Куренской. – Белгород : ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2019. – Ч.2 –408 с. – Режим доступа: http://new.beliro.ru/wp-content/uploads/2019/08/sbornik-zozh-chast-2_2019-3.pdf
8. www.wikipedia.ru
9. www.71.rospotrebnadzor.ru