Формирование учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.

Формирование учебной мотивации - это основная проблема обучения, поэтому уровень сформированности мотивов учения - это основной показатель в работе над этой проблемой. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности.

Содержимое разработки

Формирование учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.

Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива. Учебная мотивация школьников по мере пребывания их в школе снижается. Что делать учителю, чтобы заинтересовать, формировать положительную мотивацию к предмету? Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

Для того чтобы ребенок учился успешно, необходимо сочетание познавательной и социальной мотивации. Если мотивация будет только познавательной, знания школьника скорее будут однобокими и, возможно, оторванными от практики. Если желание учиться имеет только социальную природу, то интерес ко всем предметам будет довольно поверхностным, школьник станет учиться ради оценки.

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

А для этого необходимо решать следующие задачи:

  1. Формирование положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности при изучении предметов гуманитарного цикла.

  2. Формирование толерантности в учебных взаимодействиях.

  3. Развитие коммуникативной компетенции у обучащихся.

  4. Создание благоприятного психологического климата в учебном коллективе.

Чтобы реализовать поставленные задачи, необходимо создать условия для развития мотивации школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках русского языка и литературы.

Этому способствует использование:

1.Разнообразных форм и методов работы на уроках;

2.Возможности каждому ученику выступить активным участником образовательного процесса;

3.Дифференцированного и индивидуального подходов в обучении детей;

4.Приемов развития коммуникабельных навыков, умения работать в сотрудничестве со сверстниками и самостоятельно.

Привить интерес к изучаемому предмету, повысить учебную мотивацию – значит добиться в дальнейшем высокого уровня обученности учащихся и хороших показателей качества знаний, то есть достичь основной цели обучения. Существует множество методов, посредством которых можно заинтересовать детей, повысить их учебную мотивацию.

В настоящее время сложно представить подготовку к занятиям, их проведение без использования современных информационно-коммуникативных технологий. Большой популярностью у учителя стали пользоваться следующие виды работы:

  • работа с электронными учебниками;

  • работа с демонстрационными материалами;

  • компьютерные тесты;

  • использование ресурсов Internet для подбора справочных материалов.

  • использование слайд – презентаций.

Заметно повышает мотивацию учащихся благоприятный и продуктивный микроклимат на уроке. Его поддержанию на уроке способствует вовлечение в деятельность всех учащихся класса; демонстрация достижений каждого учащегося на каждом уроке; умение хвалить любого ученика на каждом уроке, даже за малые достижения и успехи.

В своей языковой и литературной практике использую следующие приёмы, которые позволяют мне мотивировать работу учащихся на различных этапах урока:

- лирическое вступление к уроку: читаю стихотворение или предлагаю прослушать музыкальный фрагмент для последующих рассуждений;

- использую притчи, басни;

- конкурс находчивых;

- выбор (задания для себя, выбор целей);

- телеграмм;

- инсценирование;

- жизненная ситуация;

- разгадывание грамматических загадок и др. методы и приёмы.

Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия детей к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Крометого интерес вызывают приёмы, показывающие, что произведения, изучаемые на уроках литературы, - это не только материал для заучивания, но это то, что может заинтересовать и в свободное от уроков время. Так, на уроке по изучению любовной лирики В. Маяковского я демонстрирую ребятам аудиозапись чтения одного из стихотворений поэта нашим современником.

В обучении русскому языку и литературе особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям. Наглядный материал могут сделать и сами ребята. Так, сделать урок красочным и познавательным часто помогают выставки рисунков.

Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.

Использование ИКТ при обучении школьников гуманитарным предметам формирует мотивацию к обучению и ведёт к повышению качества образования. Практика показывает, что дети с большим успехом усваивают учебный материал, если в урок включаются ИКТ. Применение ИКТ на уроках литературы приводит к целому ряду положительных результатов: создание учителем и учащимися медиатеки, включающей в себя презентации по биографиям и творчеству писателей, повышает качество обучения, усиливает интерес к изучению предмета, позволяет рационально распределять время урока, доходчиво объяснять материал, делать его интересным.

Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам русского языка.

На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.

Прием «Рефлексивные вопросы».

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

Набор рефлексивных вопросов:

1.Что показалось вам сегодня трудным?

2.Что в изученном сегодня для вас самое главное?

3.Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

4.Какие новые мысли, чувства у вас появились?

Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

Выставление отметок: Немаловажным моментом процесса обучения является оценка. Она становится не только средством контроля учебной деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него отношение к результату своего труда, а через него к самому себе. Поэтому оценка должна быть не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей. Когда дети выступают перед классом, оценка выступающему обсуждается коллегиально. Часто прошу прокомментировать выступление, отметить положительные и отрицательные моменты.

Кредит доверия.

В некоторых случаях ставить отметку «в кредит». Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для учителя важно дать понять, что он верит в него, что есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

“Защитный лист”. Предпочтительнее проводить в старших классах.

Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, нужно держать ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда можно набрать материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания используем «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна).

Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

Совместно с учащимися составляем опорные схемы, таблицы, что является одной из самых интересных и плодотворных видов деятельности для обучающихся. самостоятельная работа на определённом этапе составления схем повышает мотивацию обучения, развивает умение логически мыслить. Кроме того, такая работа позволяет каждому ребенку работать в своем оптимальном темпе, дает возможность справляться с заданием, вселяет уверенность в собственных силах, способствует повышению интереса к учебной деятельности.

Бесспорно, интересно, когда учащиеся осознают, что знают, умеют, могут. Поэтому я на своих уроках стараюсь создавать ситуацию успеха для всех обучающихся: и слабоуспевающих, и с ярко выраженными способностями к гуманитарным дисциплинам. Для этого строю урок и организую учебную деятельность так, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым обучающимся. Такой подход к организации учебной работы, на мой взгляд, позволяет сформировать у учащихся учебно-познавательную компетентность, учит их более осмысленно подходить к выбору средств достижения результатов.

Условиями достижения оптимальных результатов считаю педагогическую поддержку и предоставление возможности ученикам осуществлять разнообразные пробы в рамках образовательного пространства. Поэтому большое внимание уделяю внеучебной деятельности: участию ребят в предметных неделях, олимпиадах, конкурсах сочинений, играх, интеллектуальных турнирах и внеурочной деятельности по ФГОС.

Немаловажным моментом в процессе обучения и внеурочной деятельности является оценка педагога. Она становится не только средством регуляции и контроля учебной деятельности, но и стимулирует ученика, формирует у него ценностное отношение к результатам своего труда, а через них к самому себе. Поэтому она должна быть не только объективной, мотивированной, но и стимулирующей, выразительной и уважительной.
Д. Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и, что он делает всё совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что перед вашим собеседником нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с задачей, что у него имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха». А ведь для каждого из нас очень важно заинтересовать ребят своим предметом, дать толчок к развитию их творческих способностей, создать условия для их личностного развития, нравственного взросления, мировоззренческого становления

Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, то есть познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.



Сохранить у себя:
Формирование учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки