МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №149
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Воспитатель
Аракелян
2020 г.
Актуальность темы
- формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе можно связать с тем, что знакомство дошкольников с миром природы должно осуществляться с опорой на чувственное восприятие, как основы познания и деятельности.
Проблема
нашего исследования заключается в том, что возникает противоречие между теоретической обоснованностью вопроса формирования представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе и недостаточной практической деятельностью педагога в данной области.
Объект исследования : процесс формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
Предмет исследования : условия формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
Цель исследования:
разработать проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить условия и особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе;
3) разработать программу проектной деятельности для детей подготовительной группы с целью формирования у дошкольников фенологических представлений;
4)экспериментально проверить и обосновать эффективность выбранных условий;
Рабочая гипотеза исследования:
уровень сформированности у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе повысится, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- систематически и целенаправленно проводить работу по данному направлению;
- работа будет проводиться во взаимодействии педагогов ДОУ и родителей.
Методологическую основу нашего исследования составляют работы С.А. Веретенниковой, Л.А. Каменевой. Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, А.К. Матвеевой, П.Г. Саморуковой о формировании представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе .
Методы исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2.Эмпирические: анализ деятельности ДОУ по проблеме исследования; эксперимент.
Исследовательская база: МБДОУ детский сад №149 г.о. Самара
Уровни сформированности представлений
о сезонных изменениях в природе
у детей на констатирующем этапе эксперимента
Группа
Высокий уровень (ч)
Э.г. (15 чел)
5
%
К.г. (15 чел)
3
33%
Средний уровень(ч)
6
%
20%
40%
Низкий уровень(ч)
10
%
4
67%
27%
2
13%
Э.Г. К.Г.
Уровни сформированности представлений
о сезонных изменениях в природе
у дошкольников на контрольном этапе эксперимента
Группа
Высокий уровень (ч)
Э.Г. (15чел)
К.Г. (15чел)
11
%
Средний уровень (ч)
3
73%
%
4
20%
Низкий уровень (ч)
8
27%
53%
0
%
4
0%
27%
Э.Г. К.Г
Заключение
В ходе проведения эмпирического исследования нами было установлено, что формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе будет осуществляться эффективно в процессе наблюдений на прогулках и экскурсиях, если работа будет проводиться систематически и в совместной деятельности педагогов и родителей.
Таким образом, все задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!