![МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №149 ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА Воспитатель Аракелян 2020 г.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_0.jpg)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №149
ГОРОДСКОГО ОКРУГА САМАРА
Воспитатель
Аракелян
2020 г.
![Актуальность темы - формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе можно связать с тем, что знакомство дошкольников с миром природы должно осуществляться с опорой на чувственное восприятие, как основы познания и деятельности.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_1.jpg)
Актуальность темы
- формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе можно связать с тем, что знакомство дошкольников с миром природы должно осуществляться с опорой на чувственное восприятие, как основы познания и деятельности.
![Проблема нашего исследования заключается в том, что возникает противоречие между теоретической обоснованностью вопроса формирования представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе и недостаточной практической деятельностью педагога в данной области.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_2.jpg)
Проблема
нашего исследования заключается в том, что возникает противоречие между теоретической обоснованностью вопроса формирования представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе и недостаточной практической деятельностью педагога в данной области.
![Объект исследования : процесс формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе. Предмет исследования : условия формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_3.jpg)
Объект исследования : процесс формирования у дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
Предмет исследования : условия формирования у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе.
![Цель исследования: разработать проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе. Задачи исследования: 1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования; 2) выявить условия и особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе; 3) разработать программу проектной деятельности для детей подготовительной группы с целью формирования у дошкольников фенологических представлений; 4)экспериментально проверить и обосновать эффективность выбранных условий;](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_4.jpg)
Цель исследования:
разработать проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе.
Задачи исследования:
1) проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) выявить условия и особенности формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о сезонных изменениях в природе;
3) разработать программу проектной деятельности для детей подготовительной группы с целью формирования у дошкольников фенологических представлений;
4)экспериментально проверить и обосновать эффективность выбранных условий;
![Рабочая гипотеза исследования: уровень сформированности у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе повысится, если: - учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей; - систематически и целенаправленно проводить работу по данному направлению; - работа будет проводиться во взаимодействии педагогов ДОУ и родителей.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_5.jpg)
Рабочая гипотеза исследования:
уровень сформированности у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе повысится, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- систематически и целенаправленно проводить работу по данному направлению;
- работа будет проводиться во взаимодействии педагогов ДОУ и родителей.
![Методологическую основу нашего исследования составляют работы С.А. Веретенниковой, Л.А. Каменевой. Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, А.К. Матвеевой, П.Г. Саморуковой о формировании представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе .](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_6.jpg)
Методологическую основу нашего исследования составляют работы С.А. Веретенниковой, Л.А. Каменевой. Н.Н. Кондратьевой, Л.М. Маневцовой, А.К. Матвеевой, П.Г. Саморуковой о формировании представлений дошкольников о сезонных изменениях в природе .
![Методы исследования: 1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 2.Эмпирические: анализ деятельности ДОУ по проблеме исследования; эксперимент. Исследовательская база: МБДОУ детский сад №149 г.о. Самара](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_7.jpg)
Методы исследования:
1.Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования.
2.Эмпирические: анализ деятельности ДОУ по проблеме исследования; эксперимент.
Исследовательская база: МБДОУ детский сад №149 г.о. Самара
![Уровни сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у детей на констатирующем этапе эксперимента Группа Высокий уровень (ч) Э.г. (15 чел) 5 % К.г. (15 чел) 3 33% Средний уровень(ч) 6 % 20% 40% Низкий уровень(ч) 10 % 4 67% 27% 2 13% Э.Г. К.Г.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_8.jpg)
Уровни сформированности представлений
о сезонных изменениях в природе
у детей на констатирующем этапе эксперимента
Группа
Высокий уровень (ч)
Э.г. (15 чел)
5
%
К.г. (15 чел)
3
33%
Средний уровень(ч)
6
%
20%
40%
Низкий уровень(ч)
10
%
4
67%
27%
2
13%
Э.Г. К.Г.
![Уровни сформированности представлений о сезонных изменениях в природе у дошкольников на контрольном этапе эксперимента Группа Высокий уровень (ч) Э.Г. (15чел) К.Г. (15чел) 11 % Средний уровень (ч) 3 73% % 4 20% Низкий уровень (ч) 8 27% 53% 0 % 4 0% 27% Э.Г. К.Г](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_9.jpg)
Уровни сформированности представлений
о сезонных изменениях в природе
у дошкольников на контрольном этапе эксперимента
Группа
Высокий уровень (ч)
Э.Г. (15чел)
К.Г. (15чел)
11
%
Средний уровень (ч)
3
73%
%
4
20%
Низкий уровень (ч)
8
27%
53%
0
%
4
0%
27%
Э.Г. К.Г
![Заключение В ходе проведения эмпирического исследования нами было установлено, что формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе будет осуществляться эффективно в процессе наблюдений на прогулках и экскурсиях, если работа будет проводиться систематически и в совместной деятельности педагогов и родителей. Таким образом, все задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_10.jpg)
Заключение
В ходе проведения эмпирического исследования нами было установлено, что формирование у старших дошкольников представлений о сезонных изменениях в природе будет осуществляться эффективно в процессе наблюдений на прогулках и экскурсиях, если работа будет проводиться систематически и в совместной деятельности педагогов и родителей.
Таким образом, все задачи исследования решены, гипотеза подтвердилась, цель исследования достигнута.
![СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!](http://fsd.mir-olymp.ru/html/2020/09/11/i_5f5b4b73449ed/img_phpwtefxD_11.jpg)
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!