Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение
«Средняя Общеобразовательная школа №64»
г. Новокузнецка, Кемеровской области
«Формирование творческих способностей и познавательного интереса, обучающихся к предмету химии при реализации деятельностного подхода в процессе обучения»
Автор опыта: учитель химии высшей квалификационной категории
Игнатушина Галина Леонидовна
«…… Нет надежнее гарантии на лучшее будущее, чем умение быть творческим, в любой момент быть готовым решать проблемные вопросы и разрабатывать новые концепции.»
Марк Фишер
Сведения об авторе
Образование: высшее, Горно-Алтайский государственный университет, 13.07.1994год; диплом ШВ №382399, специальность «Биология», квалификация- учитель средней школы. МОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка «Теория и методика обучения химии» 14.06.2005год; диплом ПП №680304
Курсы повышения квалификации МАОУ ДПО ИПК г. Новокузнецка «Психолого-педагогическая и методическая подготовка учителя к реализации ФГОС общего образования» в размере 144 часов 13.12. 2013год;
Педагогический стаж - 23 года
В данной школе работаю с августа 1994 года
В 2013-2014 уч. году преподаю в:
8- 11классах
Веду внеурочную работу по программам:
Пропедевтический курс «Юный химик» для начальной школы;
Элективного курса 9 класс «Химия и здоровье человека»;
Практикум 10 класс « Распознавание ионов», проект 10 класс « Углубленное изучение органических соединений»;
Практикум 11 класс «Химия и человек», проект 11 класс «Углубленное изучение курса общей химии»;
В настоящее время являюсь классным руководителем 8 Б класса
Современное образование представляет собой единство обучения и воспитания, которые реализуют основные принципы смены его парадигмы с информационной на развивающую, самостоятельную, познавательную и деятельностную активность обучающегося.
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Чему учить? (обновление содержания)
Ради чего учить? (ценности образования)
Как учить? (обновление средств обучения)
В свете ФГОС: «Главное - дать ребёнку возможность преодолеть очередное препятствие, разрешить проблемную ситуацию развивая интеллектуальный, нравственный, эмоциональный а так- же волевой потенциал.»
Химия - одна из фундаментальных наук естественно - научного цикла. Необходимость развития данной области знаний обусловлена потребностями современной цивилизации. Химия является основой для развития медицины, компьютерной техники и различных отраслей промышленности, обеспечивающих материальный фундамент развития общества. Интерес к химии как к предмету, необходимому для профессиональной деятельности, закладывается в процессе освоения школьного курса 8-11-го классов. Но ситуация, сложившаяся в настоящее время в школьном образовании, свидетельствует о снижении интереса обучающихся к науке, столь востребованной в процессе инновационного развития экономики. Это своеобразный парадокс современного образовательного процесса, поскольку предопределяет возникновение серьёзных проблем при подготовке в вузах специалистов различного профиля.
Практически каждый ребёнок с нетерпением ожидает изучения химии в 8-м классе, предвкушая знакомство с наукой чудес. И это отношение должно стать основой для познания каждым человеком окружающего мира. Исходя из опыта работы в школе, анализируя успехи и затруднения своих учеников, прихожу к выводу о существовании следующих противоречий:
Развитие экономики требует создания новых материалов, методов переработки сырья, а по данным статистики, интерес школьников к изучению наук естественно -научного цикла снижается;
Изменились цели современного образования; знания из цели стали средством для развития умений и навыков по получению, анализу и использованию информации, но традиционные образовательные технологии не всегда способствуют достижению поставленных целей;
Объём информации увеличивается, а время на её освоение уменьшается (в старших классах по одному часу на курса изучение химии), что приводит к перегрузке обучающихся.
Мною были определены задачи, решение которых позволит снизить остроту указанных противоречий:
Обеспечение деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у обучающихся широкого комплекса общих учебных и предметных умений, способствующего овладению способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции. (Реализация деятельностного подхода способствует развитию умений и навыков поиска, анализа и использования знаний);
Активизировать познавательную деятельность обучающихся через активные методы обучения (анализ и синтез, сравнение и противопоставление, обобщение).
Обеспечить межпредметную интеграцию (позволяет сформировать мотивацию изучения химии);
Использовать современные информационные технологии в системе образования (способствует обучению работе с большими блоками информации);
Внедрять новые педагогические технологии, основанные на гуманистических идеях, с использованием активных методов обучения вписывающихся в существующую классно-урочную систему, обеспечивающие не только усвоение школьниками материала, но и побуждение обучающихся к проявлению своего творческого потенциала во внеурочной работе;
Среди технологий отдавать предпочтение личностно- ориентированным образовательным технологиям, которые в центре образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных, комфортных условий ее развития и реализацию творческих способностей.
Можно выделить два основных вида деятельности человека.
Репродуктивная деятельность заключается в том, что человек воспроизводит ранее выработанные приемы поведения.
Творческая деятельность, связанная с созданием новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности в той или иной сфере.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей:
1. Развитие воображения.
2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность.
Познавательный интерес — важнейшее свойство личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. Познавательный интерес побуждает обучающегося вникать в сущностные связи, отношения объектов познания, закономерности науки.
Основной фактор развития интереса к предмету, на мой взгляд, понимание учащимися излагаемого материала и успешное выполнение ими упражнений.
Непонимание материала и вытекающее отсюда неумение справиться с какими-то заданиями служат причинами потери интереса к предмету.
Для того чтобы сделать оптимальный выбор формы организации деятельности и учебного материала для каждой возрастной группы обучаемых, учитываю следующие факторы:
новизну учебного материала;
целесообразность введения нового теоретического материала;
необходимость изучения нового теоретического материала для решения определённой проблемы (газовая промышленность Кузбасса);
выявление связей между ранее изученным и новым материалом;
взаимосвязь теоретического материала и практических задач;
практическую значимость изучаемого материала;
исследовательский, творческий характер учебного процесса;
элементы состязательности, азарта в обучении;
ситуацию успеха, радости познания;
игровую ситуацию.
Стремясь сделать обучение более интересным, я всё чаще ухожу от традиционного проведения уроков, увеличивая их разнообразие (уроки-игры, уроки-конкурсы, уроки-расследования и др.). Хочу поделиться опытом использования элементов различных педагогических технологий на уроках химии.
Создание условий для развития творческих способностей обучающихсяОдним из важнейших факторов творческого развития школьников является создание условий, способствующих формированию их творческих способностей. На основе анализа работ нескольких авторов, в частности Дж. Смита1, Б.Н. Никитина и Л.Кэррола2, можно выделить шесть основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Первым важным условием развития творческих способностей ребенка является создание обстановки, опережающей развитие детей. Необходимо окружить ребенка такой средой и такой системой отношений учитель - ученик, которые стимулировали бы его самую разнообразную творческую деятельность.
Второе, чрезвычайно важное, условие эффективного развития творческих способностей вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Дело в том, что способности будут развиваться тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается «до потолка» своих возможностей и постепенно поднимает этот потолок все выше и выше (например: решение задач разноуровневых).
Третье условие успешного развития творческих способностей заключается в предоставлении ребенку большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом, в выборе способов и т.д. Тогда желание, интерес ученика, эмоциональный подъём послужат надежной, гарантией того, что уже большее напряжение ума не приведет к переутомлению, и пойдет на пользу.
Но предоставление ребенку такой свободы не исключает, а, наоборот, предполагает ненавязчивую, умную, доброжелательную помощь взрослых – это и есть четвертое условие успешного развития творческих способностей.
Давно известно, что для творчества необходимо комфортное психологическая обстановка и наличие свободного времени, поэтому пятое условие успешного развития творческих способностей – тёплая дружелюбная атмосфера в коллективе. Взрослые должны создать безопасную психологическую базу для возвращения ребенка из творческого поиска и собственных открытий. Важно постоянно стимулировать ученика к творчеству проявлять сочувствие к его неудачам, терпеливо относиться даже к странным идеям несвойственным в реальной жизни.
Но создание благоприятных условий недостаточно для ребенка с высоким творческим потенциалом, хотя некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не мешать ему свободно самовыражаться. Но практика показывает, что такого невмешательства мало: не все дети могут открыть дорогу к созиданию, и надолго сохранить творческую активность. Оказывается (и педагогическая практика доказывает это), если подобрать соответствующие методы обучения, то это будет способствовать более высокому уровню развития творческих способностей школьников – это шестое условие развития творческих способностей.
Создание условий для реального развития творческих способностей обучающихся предполагает включение их в активную деятельность.
По А. Н. Леонтьеву, человеческая жизнь – это «совокупность, точнее система, сменяющих друг друга деятельностей». Согласно этой теории целью обучения является не вооружение знаниями, не накопление их, а формирование умения действовать со знанием дела.
В учебной деятельности действие ребенка строится из связанных между собой задач:
действие связано с принятием цели и принятием решения
эта компетентность связана со сформированностью оценочного действия
сформированность оценочного действия говорит о фактическом участии ребенка в учебном процессе.
Цель моей педагогической деятельности:
в формировании и совершенствовании различных педагогических технологий направленных на пробуждение познавательного интереса обучающихся на уроках химии и во внеурочной деятельности. Выявлении оптимальных вариантов организации урока. Исследовании влияния творческих и деятельностных приёмов и методов на мотивацию образовательной деятельности обучающихся.
Основы личностно-деятельностного подхода были заложены в психологии работами Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, где личность рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения.
В работе опираюсь на следующие этапы технологии деятельностного метода:
Самоопределение к деятельности;
Актуализация знаний;
Постановка учебной задачи;
Построение проекта выхода из затруднения;
Первичное закрепление во внешней речи;
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (алгоритмы решения задач, краткий план характеристика элемента, сочетание свойств и областей применения веществ и т.д.);
Включение в систему знаний и повторение (строение атома изучается в курсе физики, а затем в курсе химии);
Рефлексия деятельности (обучающийся должен уметь видеть результаты деятельности своей и товарищей); ( Л.Г. Петерсон)
Сущность опыта заключается в том, что мне как учителю на уроках и внеклассных мероприятиях приходится воспитывать чувство любви и уважения к предмету, умение творчески решать важные задачи, самостоятельно и критически мыслить. Формировать умение отстаивать свою точку зрения, уважать мнения других, создает условия для осмысления сущности и смысла жизни, отношений человека к природе и, следовательно, к своему организму, к социуму, культуре, а также подготовке обучающихся к жизнедеятельности в условиях тех серьезных изменений, которые происходят в современном мире. Систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.
Учу школьника быть успешным и конкурентоспособным на современном рынке труда обладающим ключевыми знаниями, умениями и компетенциями необходимыми в нарастающем информационном потоке.
В своей работе акцент делаю на применение творческих заданий, активные методы обучения, так как это способствует повышению мотивации к изучению предмета, кроме того творческие задания способствуют самовыражению обучающихся.
Методы обучения можно считать активными, если они возбуждают у обучающихся «внутреннее» умственное напряжение, приводят их в деятельное состояние. Активность мышления характеризуется также проявлением устойчивого интереса к изучаемой теме, возникшей проблеме, задаче, направленностью внимания и мыслительных операций (анализ и синтез, сравнение и противопоставление, обобщение) на понимание изучаемого материала. Задача учителя разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности.
На основании педагогического опыта приведу примеры видов познавательной деятельности обучающихся и активных форм занятий, элементов деятельностного подхода, организуемых мною на уроках химии.
С точки зрения принципа учета сензетивных периодов развития ребенка все виды деятельности предлагаются на разных уровнях:
Для репродуктивной деятельности:
виды деятельности: наблюдение, описание, пересказ;
формы занятий: лекция с демонстрацией эксперимента или других средств наглядности, лабораторные и практические занятия по подробной инструкции.
Для эвристической деятельности:
виды деятельности: анализ содержания дополнительного источника информации, составление плана сообщения или реферата, пересказ дополнительной информации с комментариями, сравнение фактов с последующим формулированием выводов;
формы занятий: семинар, дискуссия, экскурсия, защита рефератов, устный журнал.
Для ученического экспериментального исследования:
виды деятельности: вычленение задач и построение гипотезы исследования, планирование и проведение исследования, сбор данных, их анализ, формулирование выводов, презентация результатов;
формы занятий; практикум, исследование, защита исследовательских проектов.
Для творческой деятельности:
виды деятельности: определение результата и формы его представления, совместная деятельность участников без определения её чёткой структуры, оформление сценария, видеофильма, постановки, праздника, сочинения, репортажа, презентация результатов;
формы занятий: турнир, сказка, сочинение, защита проектов, соревнование, ролевая игра.
Системно-деятельностный подход
Для реализации системно-деятельностного подхода я представляю незначительное количество опорной информации, остальное учащиеся извлекают сами. Если учащийся из урока в урок самостоятельно добывает знания, то всегда при этом испытывает чувство удовлетворения и стремится испытать это чувство вновь. От меня, как от учителя, требуется умение подбора соответствующих учебных задач. Уровень сложности этих задач должен быть таким, чтобы учащийся смог решить ее, совершив для себя открытие. Поскольку у каждого из учащихся свой познавательный опыт, то предъявляемые в учебном процессе задания должны быть разно-уровневыми.
Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: “деятельность – личность”, т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности. Человек выступая саморегулирующимся объектом, в процессе своей жизнедеятельности приобретает такие свойства, которые предопределены внутренней деятельностью. Эффективность деятельностного подхода является опора на собственные силы ребенка, на внутреннюю логику его развития.
Особое значение имеет положение, сформулированное Л.С. Выготским:
« … исследуя, что ребенок выполнит самостоятельно, мы исследуем развитие вчерашнего дня. Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».
Основная составляющая часть лично моей педагогической деятельности - тактика содействия и взаимодействия, позитивный настрой и вера в способности ребёнка проявившего интерес к предмету.
Применение современных педагогических технологий в учебном процессе позволяет повышать эффективность обучения химии, возбудить интерес обучающихся к предмету, активизировать их учебно-познавательную деятельность, что способствует творческому восприятию и усвоению знаний и обеспечивает превращение ребёнка не только в субъекта, учащего себя, но и в человека, знающего механизм самообучения, заинтересованного в саморазвитии.
Развивающее обучение
Одним из принципов развивающего обучения является трудность цели. Но цели должны находиться в зоне ближайшего развития ребёнка, чтобы, сделав один шаг, он приобрёл новое знание. При изучении темы «Гидролиз» (9-й класс) на уроке в ходе выполнения лабораторного опыта вспоминаем, как и почему изменяется окраска индикаторов в растворах кислот, щелочей и в воде. Затем учащиеся испытывают индикатором водные растворы некоторых солей (хлорида натрия, карбоната натрия, хлорида алюминия). Возникает проблемная ситуация: изменение окраски индикатора в растворах некоторых солей вступает в противоречие с имеющимися представлениями. Совместно с обучающимися формулируется проблема, выдвигается гипотеза и устраняется противоречие с использованием такого метода, как эвристическая беседа. Почему в водных растворах солей индикаторы по-разному изменяют свою окраску? Предлагаю обучающиеся рассмотреть, чем они образованы, ведь одним из универсальных способов получения солей является реакция нейтрализации. Составляя уравнения диссоциации солей, учащиеся видят отсутствие ионов Н+ и ОН-. Они предполагают взаимодействие ионов соли с молекулами воды и самостоятельно дают определение гидролиза солей как реакции обмена, вспоминая при этом условия протекания реакций ионного обмена до конца. Далее для составления уравнений гидролиза солей использую дидактические карточки Н. П. Воскобойниковой.
Игровые технологии
Часто использую на уроках различные дидактические игры. В силу специфики предмета учителя химии работают с двумя возрастными категориями обучающихся: 13-14 и 15-17 лет. Учитывая соответствие форм и методов обучения возрастным особенностям детей, наиболее уместно применение данной технологии для первой возрастной группы.
Учебная игра способствует развитию творчества; повышению активности обучающихся, а следовательно, и познавательного интереса к изучаемому предмету; позволяет разрядить обстановку на уроке, снизить уровень тревожности. В игре становятся успешными и слабоуспевающие учащиеся. Они приобретают способность к самовыражению и самореализации, что повышает уровень самооценки.
На своих уроках использую дидактические игры «Крестики-нолики», «Кто лишний?» (в различных темах), «Отгадываю химический элемент», «Угадай вещество», «Интеллектуальная игра», «Химический КВН» (при обобщении сведений о классах неорганических соединений).
ИКТ технологии
Использование ИКТ создает для обучающихся привычную для современного подростка комфортную атмосферу, снимает напряжение, интеллектуальное утомление и поэтому повышает эффективность обучения. Использование Internet-ресурсов, готовых электронных пособий, использование медиотеки кабинета химии предоставляют прекрасные возможности для самостоятельности учащихся при подготовке и проведении практических и лабораторных работ по химии. Для формирования навыка самостоятельной творческой деятельности учащиеся на уроке под руководством учителя изучают и прорабатывают демонстрационные опыты с обязательным оформлением в тетради. В качестве домашней работы учащимся предлагается заглянуть на сайт электронных образовательных ресурсов и самостоятельно подготовить отчеты по некоторым представленным демонстрациям, с обязательным представлением на уроке своей творческой работы. Интеграция ИКТ в химию не только интересна с точки зрения формирования опыта самостоятельной творческой деятельности, но и способствует формированию современной, безопасной образовательной среды. При этом особенно важно, чтобы ребята усвоили главное – компьютер - это всего лишь средство получения информации. Целесообразно использование изобразительных возможностей ИКТ (анимация, видеофрагмент) и звука, которые позволяют сделать содержание учебного материала более наглядным, понятным, занимательным. Преподавание химии невозможно без включения в отдельные темы занимательных сюжетов. Занимательность (но не развлекательность!) — это сильный прием. И здесь на помощь также может прийти компьютер, позволяя демонстрировать то, что невозможно показать в силу различных обстоятельств (необходимость использовать взрывчатые или ядовитые вещества, уникальные или дорогостоящие реактивы, быстро или медленно протекающие процессы). Можно предложить ребятам самостоятельно использовать компьютерные технологии для моделирования виртуальной научной реальности и исследования тех закономерностей, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести. И именно грамотное использование ИКТ-технологий, в сочетании с другими методическими приемами, позволяет существенно повысить интерес, а, следовательно, и мотивацию к самостоятельной творческой деятельности
Система творческих заданий
Учебные задачи (текст задачи содержит указание на способ учебной деятельности)
классифицируйте и укажите основание для классификации;
сравните;
обобщите объекты;
продолжите ряд, фразу;
дополните ряд, определение;
определите лишний элемент в данном ряду, объясните причину выбора;
установите соответствие между процессами, явлениями;
установите последовательность этапов, процессов, явлений.
приём «Вставь пропущенное слово»;
эксперимент;
составление кластера;
«Мозаика».
Нестандартные уроки.
Урок-путешествие, позволяющий учесть такие возрастные особенности старшеклассников, как: нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевую деятельность.
Пример: урок-путешествие в 8 классе "Химия в быту": обучающиеся предлагается совершить путешествие на планету "Химия" и ответить на главный вопрос: какова роль химии , как науки о веществах.
Урок-состязание: одна из форм обобщающего урока, нестандартная ситуация, соревновательный дух, работа в команде позволяют закрепить у обучающихся умения и навыки, полученные при изучении темы.
Пример: урок в 9 классе по теме "Элементы IV, V групп главной подгруппы". Класс разделен на команды (по рядам). Задача: в формате эстафеты каждый участник команды должен дать характеристику очередного элемента заданной подгруппы. Побеждают те, кто справились с задачей быстрее других.
Урок-интервью: одна из форм самостоятельной работы при изучении нового материала. Обучающиеся делятся на исследовательские группы и выступают в ролях специалистов из разных областей естественных наук. Предварительная подготовка в рамках определенной роли, последовательное изложение материала, связанного с разными точками зрения позволяют сформировать комплексный взгляд на исследуемый объект, создать мотивацию на изучение темы.
Пример: урок в 8 классе "Вода, её состав, свойства, значение". В числе специалистов: экологи (рассказ о состоянии окружающей среды в целом), химики-лаборанты (рассказ об исследованиях проб воды), журналисты (обзор состояния гидроресурсов города).
Проектно-исследовательская деятельность при изучении спецкурса 10 класса.
«Химия и искусство»,
«Водопроводная вода»,
«Энергетические напитки»,
«Такой разный цикорий»,
«Мифы о жевательной резинке»,
«Физико-химический анализ колбасных изделий» и т.д.
Развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся через выше описанные мной формы и методы позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс в результативную созидательную деятельность.
Исследовательская деятельность
В работу над проектами, исследовательскую работу вовлекаются обучающиеся, родители, члены коллектива, используется командный подход, развиваются в учениках компетенции и навыки необходимые в жизни; на уроках уделяется особое внимание развитию познавательной активности, самостоятельности и внутренней мотивации к самообучению школьников. Дается возможность для самореализации. Каждый желающий может принять участие в работе над тем или иным проектом при подготовке к научно-практической конференции, выступить с защитой проекта перед аудиторией, проявить свои творческие способности;
Пример 1. При изучении темы “Кислоты” я не сообщаю тему урока, а используя различные приёмы, добиваюсь от учащихся самостоятельной формулировки темы или постановки проблемы. Например: представляю презентацию “Кислоты”. Посмотрите на экран. Как видите, здесь есть представители растений, животных и даже лекарственные средства. А что между ними общего? Из своего жизненного опыта вы знаете, что многие продукты питания обладают кислым вкусом. Кислый вкус лимону придаёт лимонная кислота, яблоку – яблочная кислота. Кислый вкус этим продуктам придают кислоты.
А затем, учащиеся сами формулируют тему урока “КИСЛОТЫ”.
Пример 2. Фрагмент урока химии в 8 классе “Катализаторы”: я предлагаю учащимся провести небольшой опыт, перекись водорода долгое время может стоять и ни чего с ней не происходит, но стоит только добавить оксид марганца (IV), перекись водорода разлагается. Значит оксид марганца (IV) выступил в роли катализатора. Он ускорил реакцию. А что же происходит с этим веществом.
Возьмите пробирку и посмотрите оксид марганца “осел” на дно. Значит, катализаторы ускоряют скорость химической реакции, а в продукты реакции не входят.
Пример 3. Урок в 10 классе по теме “Алкены” я начинаю словами: «На предыдущем уроке мы с вами обобщили знания о предельных углеводородах. Теперь пришла очередь познакомиться с другими углеводородами. Одним из представителей этого класса углеводородов является вещество, которое в XIX веке использовалось как анестезирующее средство, а сегодня его широко применяют для получения многих видов пластмасс, им обрабатывают фрукты и овощи, чтобы ускорить их созревание. Перед вами материалы, сделанные из этого вещества и его гомологов. О каком веществе идет речь?». Это задание направлено на мотивацию, повышение интереса учащихся к изучаемой теме, а также на совершенствование способов познания окружающего мира. На столах учащихся предметы: полиэтиленовый пакет, пищевая пленка, этанол, пластмассовое ведерко, одноразовая тарелка. Какова же тема урока? “Этилен”. Этилен представитель класса алкенов, тема урока “Алкены”.
Пример 4. Урок в 8 классе «Соли».
Опыт №1. В пробирку с раствором сульфата меди опускают очищенный от ржавчины стальной гвоздь. При этом поверхность стрежня гвоздя покрывается красным налётом свободной меди.
Опыт №2. В алюминиевой посуде кипятят раствор соды - NaHCO3. С поверхности посуды отделяются пузырьки бесцветного газа.
Опыт №3. В пробирку с налётом серебра после реакции “серебряного зеркала” добавляют раствор хлорида железа (III) FeCl3. Серебряный налёт растворяется, образуется осадок белого цвета.
Учащиеся отвечают на вопрос учителя: Что объединяет эти три опыта? В результате обсуждения дети сами формулируют тему урока: “Взаимодействие металлов с растворами солей”.
Контроль знаний
В своей педагогической деятельности на разных этапах обучения использую следующие виды контроля:
Предварительный (оценка остаточных знаний и степени готовности восприятия нового материала)
Текущий (анализ уровня усвоения конкретных подтем в процессе освоения темы)
Итоговый (выявление результатов усвоения изученного материала в рамках всей темы)
Периодический (повторение изученных тем, выявление внутренней связи между отдельными разделами курса)
Кроме традиционных методов контроля при оценке уровня знаний обучающихся использую формы, предполагающие развитие творческого потенциала:
тесты с игровыми заданиями в форме загадок, шарад, ребусов;
дидактические игры;
презентационные отчеты.
В рамках деятельностного подхода применяю методы практического контроля: практическая, лабораторная, решение экспериментальных задач. Конечно, во время урока сложно проводить такую работу в основном она осуществляется во внеурочной деятельности. Вновь принятый Закон об образовании направляет нашу работу именно на внеурочную деятельность и это очень своевременно в общеобразовательной школе.
Основная задача – так построить весь учебно-воспитательный процесс и его психологическое обеспечение, чтобы любые индивидуальные особенности детей, таящие в себе зерно опережающего развития в той или иной сфере, не прошли мимо нашего внимания, реализовывались и выращивались в нашей педагогической деятельности с этими детьми.
Важная составляющая часть моей педагогической деятельности - тактика содействия и взаимодействия, позитивный настрой и вера в способности ребёнка проявившего интерес к предмету.
Пропедевтический курс «Юный химик» с начальной школы позволяет привлечь обучающихся к ознакомлению с химическими знаниями, в рамках программы «Школьная академия». Цель данного курса побудить интерес к предмету ХИМИЯ, ознакомить с элементарными приёмами работы с лабораторным оборудованием;
С целью профориентации, расширения границ применения имеющихся химических знаний, раскрытия роли химии в познании природы и обеспечение жизни общества для обучающихся 9 класс разработаны элективные курсы «Химия металлов и металлургия», «Многоликий углерод» и т.д., а для 10 класса спецкурс «Распознавание ионов».
1 Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает. - М.: Знание, 1994, с.123.
2 Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза: Уникон-ТРИЗ, 2001. с.38-39.