Формирование навыков логического мышления через дидактическую игру математического содержания

Формирование навыков логического мышления через дидактическую игру математического содержания

Содержимое разработки

Формирование навыков логического мышления через дидактические игры математического содержания. Каяфа Раушат Аскаровна

Формирование навыков логического мышления через дидактические игры математического содержания.

Каяфа Раушат Аскаровна

  В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике. Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие определения, обосновывать суждения, развивают логическую интуицию, позволяют постичь механизм логических  построений и учат их применению.

  В число основных интеллектуальных умений входят логические умения, формируемые при обучении математике.

Сами объекты математических умозаключений и принятые в математике правила их конструирования способствуют формированию у индивида умения формулировать чёткие определения, обосновывать суждения, развивают логическую интуицию, позволяют постичь механизм логических  построений и учат их применению.

Теоретические подходы к пониманию и развитию логического мышления дошкольников Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.  Мышление как деятельность предполагает, что в соответствии с мотивами, потребностями, которыми руководствуется человек при решении тех или иных задач, условиями, актуализируются разветвлённые процессы -анализ, синтез, индукция, дедукция и др.

Теоретические подходы к пониманию и развитию логического мышления дошкольников

  • Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой форму творческого отражения человеком действительности, порождающую такой результат, которого в самой действительности или у субъекта на данный момент времени не существует.
  • Мышление как деятельность предполагает, что в соответствии с мотивами, потребностями, которыми руководствуется человек при решении тех или иных задач, условиями, актуализируются разветвлённые процессы -анализ, синтез, индукция, дедукция и др.

  • Понятие «Мышление» включает в себя понятие «логическое мышление», и они относятся друг к другу как род к виду.
  • В современной психологии формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое рассматриваются как последовательные стадии онтогенетического развития мышления ребёнка.
Характеристика основных понятий, составляющих содержание  логического мышления Хорошо развитое логическое мышление «способных учащихся» позволяет им применять приобретённые знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в собственном учебном процессе. Психологический аспект развития логического мышления предполагает целенаправленную деятельность по выявлению побудительных мотивов, целей, индивидуальных особенностей логического мышления, а также анализ мыслительных операций с позиции осознания субъектом лежащих в их основе логических приёмов. Следует отметить, что трудовому обучению отводится особая роль в решении   проблемы  развития  логического  мышления  учащихся.   Это  предопределено тем, что основой всего человеческого познания является предметно-практическая деятельность – труд.

Характеристика основных понятий, составляющих содержание логического мышления

  • Хорошо развитое логическое мышление «способных учащихся» позволяет им применять приобретённые знания в новых условиях, решать нетиповые задачи, находить рациональные способы их решения, творчески подходить к учебной деятельности, активно, с интересом участвовать в собственном учебном процессе.
  • Психологический аспект развития логического мышления предполагает целенаправленную деятельность по выявлению побудительных мотивов, целей, индивидуальных особенностей логического мышления, а также анализ мыслительных операций с позиции осознания субъектом лежащих в их основе логических приёмов.
  • Следует отметить, что трудовому обучению отводится особая роль в решении   проблемы  развития  логического  мышления  учащихся.   Это

предопределено тем, что основой всего человеческого познания является предметно-практическая деятельность – труд.

  • Развитие логического мышления ребёнка представляет процесс формирования приёмов логического мышления на эмпирическом уровне познания (наглядно-действенное мышление) и совершенствование до научно-теоретического уровня познания (логическое мышление), происходящее в деятельности.
Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:

Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:

  • умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей;
  • целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
  • умение   определять   взаимосвязь   предмета и объектов,   видеть их изменение во времени;
  • умение   подчиняться   законам   логики,   обнаруживать   на  этой   основе закономерности и тенденции развития,  строить  гипотезы  и  выводить следствия из данных посылок;
  • умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
Особенности проявления и развития мышления в  дошкольном возрасте.

Особенности проявления и развития мышления в дошкольном возрасте.

  • В процессе наглядно-действенного мышления появляются предпосылки для формирования более сложной формы мышления - наглядно-образного, которая характеризуется тем, что разрешение проблемной ситуации может осуществляться ребёнком только в плане представлений, без применения практических действий.
  • Конец дошкольного периода характеризуется преобладанием высшей формы наглядно-образного мышления - наглядно-схематического
  • Само по себе наглядно-схематическое мышление даёт большие возможности в освоении внешней среды, являясь средством для создания ребёнком обобщённой модели различных предметов и явлений
  • Таким образом, 6-ти летний ребёнок, может подходить к решению проблемной ситуации, тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.
Огромное количество информации, которую ребёнок не может понять на основе вербального общения со взрослыми, он легко усваивает тогда, когда эти знания даются ему в виде действий с моделями. Старший дошкольный возраст следует рассматривать лишь как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития. Многие педагоги и психологи отмечают, что основной фундамент логики и базовых логических операций может быть сформирован именно в дошкольном возрасте. К числу логических приёмов относятся сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приёмы доказательства, классификации. К общим видам деятельности относятся также умение запоминать, умение быть внимательным, умение наблюдать.
  • Огромное количество информации, которую ребёнок не может понять на основе вербального общения со взрослыми, он легко усваивает тогда, когда эти знания даются ему в виде действий с моделями.
  • Старший дошкольный возраст следует рассматривать лишь как период, когда должно начаться интенсивное формирование логического мышления, как бы определяя тем самым ближайшую перспективу умственного развития.
  • Многие педагоги и психологи отмечают, что основной фундамент логики и базовых логических операций может быть сформирован именно в дошкольном возрасте.
  • К числу логических приёмов относятся сравнение, подведение под понятие, выведение следствий, приёмы доказательства, классификации. К общим видам деятельности относятся также умение запоминать, умение быть внимательным, умение наблюдать.
Программа развития и воспитания детей «Детство» (1995)  В данной программе выделены и описаны содержание и методы подготовки мышления дошкольника, в том числе и предлогическая подготовка. Использование  логических    блоков    Дъёнеша    и    палочек Кюизенера, помогает развивать  у  них  логико-математические   представления   и   умения.   С помощью палочек Кюизенера можно в детском саду сформировать у детей такие логические умения, как умение выделять признаки предметов, умение сравнивать предметы по их свойствам, осознать смысл логических слов «не», «и», «или».

Программа развития и воспитания детей «Детство» (1995)

  • В данной программе выделены и описаны содержание и методы подготовки мышления дошкольника, в том числе и предлогическая подготовка.
  • Использование  логических    блоков    Дъёнеша    и    палочек

Кюизенера, помогает развивать  у  них  логико-математические   представления   и   умения.  

С помощью палочек Кюизенера можно в детском саду сформировать у детей такие логические умения, как умение выделять признаки предметов, умение сравнивать предметы по их свойствам, осознать смысл логических слов «не», «и», «или».

Характеристика программы математических игр и способы определения развития логического мышления у дошкольников.

Характеристика программы математических игр и способы определения развития логического мышления у дошкольников.

  • В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
  • Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.  
  • Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс.
В детском саду возникла тенденция сводить игру к заорганизованным массовым действам: педагог «проводит» с детьми игру так как проводят занятия, - руководит, регламентирует, предписывает действия, оценивает их и т.п. Для решения проблемы взаимоотношения обучения и игры необходима теоретическая проработка понятия игры и игровой формы деятельности . Нужно понимать и чувствовать, какие игры соответствуют интересам и возрасту ребёнка, что полезно для его развития, а что не очень.
  • В детском саду возникла тенденция сводить игру к заорганизованным массовым действам: педагог «проводит» с детьми игру так как проводят занятия, - руководит, регламентирует, предписывает действия, оценивает их и т.п.
  • Для решения проблемы взаимоотношения обучения и игры необходима теоретическая проработка понятия игры и игровой формы деятельности .
  • Нужно понимать и чувствовать, какие игры соответствуют интересам и возрасту ребёнка, что полезно для его развития, а что не очень.
  • Игры по правилам становятся интересны и значимы лишь к концу дошкольного возраста. Именно такие игры имеют решающее значение для формирования непосредственных предпосылок учебной деятельности.
  • В старшем дошкольном возрасте помимо сюжетно-ролевой игры большое значение приобретают другие виды игр: подвижная и дидактическая. Общая особенность подвижной и дидактической игр состоит в том, что это - игры с правилами. Участвуя в дидактических играх, ребёнок уже меньше увлекается процессуальной стороной деятельности и начинает руководствоваться учебными интересами,  стремлением приобрести некоторые новые знания и умения.
  • В старшем дошкольном возрасте активное воображение приобретает самостоятельность, отделяется от практической деятельности и начинает её предварять. Вместе с тем оно объединяется с мышлением и действует совместно с ним при решении абстрактных, логических задач .
  • Предпосылки формирования логического мышления и сама основа этого мышления обусловлена и формируется посредством всех психических процессов и актуализируется в наиболее полной мере в игровой деятельности в процессе усвоения математических знаний .
Все дидактические игры делим на несколько групп: Игры с цифрами и числами Игры путешествие во времени Игры на ориентировки в пространстве Игры с геометрическими фигурами  5. Игры на логическое мышление.   . Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как: КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО? СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Все дидактические игры делим на несколько групп:

  • Игры с цифрами и числами
  • Игры путешествие во времени
  • Игры на ориентировки в пространстве
  • Игры с геометрическими фигурами
  • 5. Игры на логическое мышление.  

. Используя игры, учим детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот – неравенство в равенство. Играя в такие дидактические игры как: КАКОЙ ЦИФРЫ НЕ СТАЛО? СКОЛЬКО?, ПУТАНИЦА?, ИСПРАВЬ ОШИБКУ, УБИРАЕМ ЦИФРЫ, НАЗОВИ СОСЕДЕЙ, дети научились свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ  СТАЛО?  И многие другие, используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.
  • Дидактические игры, такие как ЗАДУМАЙ ЧИСЛО, ЧИСЛО КАК ТЕБЯ ЗОВУТ? СОСТАВЬ ТАБЛИЧКУ, СОСТАВЬ ЦИФРУ, КТО ПЕРВЫЙ НАЗОВЕТ, КОТОРОЙ ИГРУШКИ НЕ  СТАЛО?  И многие другие, используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления.

.  В старшей группе знакомим детей с днями недели.Объясняем, что каждый день недели имеет свое название. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, мы обозначали их кружочком разного цвета.

ЖИВАЯ ПРИРОДА

ПОГОДА

ДНИ НЕДЕЛИ

Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Затем, усложняем игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Используем разнообразные дидактические игры: НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. 

Дети с удовольствием играют в игру ЖИВАЯ НЕДЕЛЯ. Затем, усложняем игру тем, что строились дети, начиная с любого другого дня недели. Используем разнообразные дидактические игры: НАЗОВИ СКОРЕЕ, ДНИ НЕДЕЛИ, НАЗОВИ ПРОПУЩЕНОЕ СЛОВО, КРУГЛЫЙ ГОД, ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ, которые помогают детям быстро запомнить название дней недели и название месяцев, их последовательность. 

Задачи:

Задачи:

  • научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию.
  • В начале каждого занятия проводилась игровая минутка: любая игрушка пряталась где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирался ребенок и пряталась игрушка по отношению к нему: за спину, справа, слева и т.д. Это вызывало интерес у детей и организовало их на занятие.
  • Выполняя задания по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда этим ребятам давалась возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки.
Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР, МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры. Играя с детьми заметили, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок у детей: НАЙДИ ПОХОЖУЮ, РАСКАЖИ ПРО СВОЙ УЗОР, МАСТЕРСКАЯ КОВРОВ, ХУДОЖНИК, ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КОМНАТЕ и многие другие игры. Играя с детьми заметили, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, проводилась игра типа ЛОТО. Детям предлагались картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую демонстрировали. Затем, предлагалось детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, стало понятно.что дети вновь пришедшие в детский сад, плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними стоит заниматься в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания, знакомили детей с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК.

С целью закрепления знаний о геометрических фигурах, проводилась игра типа ЛОТО. Детям предлагались картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую демонстрировали. Затем, предлагалось детям назвать и рассказать, что они нашли. Занимаясь с детьми, стало понятно.что дети вновь пришедшие в детский сад, плохо знают геометрические фигуры, поэтому с ними стоит заниматься в основном индивидуально, давая детям сначала простые упражнения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания, знакомили детей с новым понятием ЧЕТЫРЕХУГОЛЬНИК.

В своей работе используем множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ  ЖЕ УЗОР,  СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ. Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА используем на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

В своей работе используем множество дидактических игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей. Например, такие игры как НАЙДИ ТАКОЙ  ЖЕ УЗОР,  СЛОЖИ КВАДРАТ, КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО, ПОДБЕРИ ПО ФОРМЕ, ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК, КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ. Дидактическую игру ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ МОЗАИКА используем на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом игры делим детей на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков.  Командам даём задания разной сложности. Например: а) Составление изображения предмета из геометрических  фигур (работа по готовому расчлененному образцу)  б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в  платье)  в) Работа по собственному замыслу (просто человека) Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы.

Перед началом игры делим детей на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков.

Командам даём задания разной сложности.

Например: а) Составление изображения предмета из геометрических

фигур (работа по готовому расчлененному образцу)

б) Работа по условию (собрать фигуру человека, девочка в

платье)

в) Работа по собственному замыслу (просто человека) Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о порядке работы.

Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
  • Использование дидактических игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления.
В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.  Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры как:
  • В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, т.е. формируется умение рассуждать, делать свои умозаключения.
  • Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей.
  • Такие игры как:

НАЙДИ НЕСТАНДАРТНУЮ  ФИГУРУ, ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?  МЕЛЬНИЦА.

С целью развития у детей мышления, используются различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры. Кроме того, продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета.

С целью развития у детей мышления, используются различные игры и упражнения. Это задания на нахождение пропущенной фигуры.

Кроме того, продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадраты, большие и маленькие круги желтого и красного цвета.

Детей очень увлекают игры типа: КОГО НЕ ХВАТАЕТ? Предлагаем детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показываем плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.

Детей очень увлекают игры типа: КОГО НЕ ХВАТАЕТ? Предлагаем детям представить, какой формы могут быть космические существа. Затем показываем плакат, на котором изображены космические “человечки”. Дети находят, какого “человечка” не хватает, анализируют и доказывают. Такие игры помогают развивать у детей умение мыслить логически, сравнивать сопоставлять и высказывать свои умозаключения.

. Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.
  • . Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображение по образцу, они радуются свои результатам и стремятся выполнять задания еще лучше.

Дети стараются выполнить свое задание правильно, не допуская ошибок, чтобы получить за это веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком. Родители тоже очень серьезно относятся к выполнению домашнего задания с детьми. В уголке для родителей выставляем папку с дидактическими играми, объясняя цель и ход игры.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедились в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит срез знаний.

Используя различные дидактические игры в работе с детьми, убедились в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания. Подтверждением того служит срез знаний.

Логическое   мышление   как   структура   взаимосвязанных   компонентов может быть сформирована в дошкольном возрасте.
  • Логическое   мышление   как   структура   взаимосвязанных   компонентов может быть сформирована в дошкольном возрасте.

2.      Процесс структурного   становления   логического   мышления   имеет достоверно высокую эффективность при  использовании  адекватных возрасту   ребёнка   подходов   на   базе   ведущей   для   него   игровой

деятельности в процессе изучения математики.

Сохранить у себя:
Формирование навыков логического мышления через дидактическую игру математического содержания

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки