1 Формирование математической грамотности обучающихся
В первой четверти я прошла курсы «Функциональная грамотность школьников» и «Формирование функциональной грамотности обучающихся средствами цифровых образовательных ресурсов и сервисов», сейчас прохожу «Новый ФГОС и функциональная грамотность».
2 В середине 20 века чаще использовалось слово грамотность и понималось, как владение чтением и письмом, а начиная с 60 х годов актуально стало использовать функциональная грамотность, как применение того чему человек учится в течении всей жизни. Существует порядка 1 видов формулировок функциональной грамотности, но общее во всех формулировках «готовность к применению и взаимодействию с изменяющимся окружающим миром».
Функциональная грамотность – способность применять приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Виноградова Н.Ф.: «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать: готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром …;возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи…;
способностью строить социальные отношения…; совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию…»
3 На этих курсах я выбрала направление по математической грамотности. Математическая грамотность (МГ) – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Главная цель – сделать математику инструментом для достижения успешности учащихся в процессе обучения и в будущей трудовой деятельности.
4 Математическая грамотность способствует активному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем. Это выражается в умении решать практические задачи из повседневной жизни. За решением задачи стоит целый комплекс когнитивных операций, с которыми наши дети не всегда справляются успешно.
Чтобы избежать образовательного дефицита в этой области, в ходе обучения математики нужно больше внимания уделять связи академических знаний и умений с реальной жизнью, чтобы успешно применять теорию из учебников на практике.
Активно используемая способность применять знания на практике – залог успеха ребенка в учебной, а потом и в трудовой деятельности.
В первую очередь математическая грамотность формируется на уроках математики в начальной школе и 5-6 классах, на уроках алгебры и геометрии. Однако сфера развития математической грамотности не ограничивается только этими предметам. При решении учебных задач различных предметных областей в которых нужно выполнять расчеты, можно и нужно развивать данный вид функциональной грамотности.
5 Модель заданий по формированию математической грамотности. В основе модели заданий по математической грамотности лежит концепция математической грамотности в целом.
Учащемуся предлагается какая-то ситуация из жизни, из этой ситуации необходимо выделить математическую проблему, затем применить математические знания и навыки для решения проблемы. Потом самый важный момент: надо поместить полученный математический результат обратно в ситуацию и посмотреть, точно ли получилось дать подходящий вариант ответа, проанализировать его на предмет лаконичности решения. Соответственно, на тесной взаимосвязи математических умений, предметных результатов и предлагаемых ситуаций и основаны задания по математической грамотности.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
а) понимать необходимость математических знаний для обучения и
повседневной жизни (для чего, где может пригодиться, где можно
использовать полученные знания);
б) потребность и умение применять математику в повседневной жизни
(бытовые) ситуации: рассчитать стоимость, массу, количество
необходимый материал и т. д. Найти, проанализировать математические
информацию об объектах окружающей действительности, вычислить
стоимость (длина, масса);
6 Например при изучении темы «Цена, количество, стоимость» в 4 классе можно предложить для решения такую задачу.
“Дверь в школе вследствие ребячьих шалостей пришла в негодность. Родителям этих детей пришлось купить новую дверь, за которую они заплатили 25 000 руб., а за её установку - ещё 3 000 руб. Сколько всего денег заплатили родители, и какую сумму внесла каждая семья, если в установке новой двери участвовали 6 семей.
- Какой вывод вы сделали для себя, решив эту задачу? (Нужно бережно относиться к вещам, объектам общего пользования, чтобы не было у родителей лишних расходов).
7 в) решение проблем в 1-3действия, связанных с повседневными бытовыми действиями. Ситуации (покупка, измерение, взвешивание).
Например при изучении темы в 4 классе «"Решение задач на нахождение величин: цены, количества, стоимости".
Я предлагаю ребятам решить следующую задачу:
“Отец получает 50.000 руб. в месяц, а мама 30.000руб. Сколько денег они зарабатывают за один год? Половина зарплаты уходит на бытовые расходы. Смогут ли они на деньги, заработанные за год купить:
а) телевизор за 30 000 руб.
б) ноутбук за 24 000 руб.
в) машину за 500 000 руб.
Анализ задачи:
- Можно ли ответить на вопрос задачи сразу? (нет)
- Что нужно узнать сначала? (Сколько получают отец и мама вместе)
50000+30000=80000 (руб.)- вместе
- Что можно узнать вторым действием? (Сколько они заработают за 1 год)
- Один год - это сколько месяцев?
80000*12=960000(руб.) – в год
- Что значит половина зарплаты? (Полученный результат нужно разделить на два)
960000:2=48000(руб)- на бытовые расходы
Проверка. Ребята выяснили, что семья с таким достатком может приобрести телевизор или компьютер, но вот на машину им не хватит.
8 Затем я задаю вопрос: «А могли бы вы помочь родителям ? Как вы думаете?» (Высказывания детей)
Давайте посмотрим, как это сделали Маша и Миша. Прочитайте следующую задачу.
“Маша и Миша помогали отцу выращивать домашних животных. Миша вырастил 20 кроликов, а Маша - 80 цыплят. На рынке кролик стоит 200 рублей, а цыплёнок 70 рублей. Кто из детей заработал для семьи больше и на сколько?”
Проверка задачи:
80 х 70=5600(р)- Маша
20 х 200 =4000(р) - Миша
5600-4000=1600 (руб.)
Ответ: на 1 600 рублей больше заработает Маша .
Г ) умение различать математические объекты (числа, количества, цифры), устанавливать математические отношения (длиннее - короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;
9 При изучении в 1 и 3 классе темы фигуры «Одинаковые или разные» и «Плоские и объемные фигуры». Предлагается обучающимся различить и установить математические отношения между объектами.
10 г) комплекс умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочением, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий. Детям важно понимать, для чего нужны эти знания. Важно понимать, когда делать расчеты письменно, а когда устно. Комбинации устных и письменных вычислений полезны, но все они должны применяться в повседневной жизни. Такие задания могут быть и на уроках технологии (по чертежам), окружающего мира и т.д.
Следовательно, «функциональная математическая грамотность» — это способность человека определить и понять роль математики в мире, в котором он живет, выносить суждения и использовать математику для удовлетворения настоящих и будущих потребностей, присуще творческому, заинтересованному и вдумчивому гражданину.
Задачей педагога - спроектировать занятие по математической грамотности, которое сформирует у обучающегося компетенции на заданном уровне. Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии. Математика как школьный предмет обладает достаточным потенциалом для формирования и развития его мотивационной сферы и независимого стиля мышления обучающихся.
11,12 – на слайде представлены цифровые ресурсы где можно посмотреть и подобрать задания для формирования всех направлений функциональной грамотности.