Формирование культуры поведения у учащихся на I ступени общего среднего образования.

Становясь школьниками, большинство ребят впервые оказываются одни на оживленных улицах городов. До той поры их водили за ручку в детский сад. Играли они преимущественно во дворе или в ближайших окрестностях дома. Теперь же им приходится проходить по дороге в школу по двум-трем, а то и больше улицам, с толпой прохожих, с движением городского транспорта.

Содержимое разработки

Формирование культуры поведения у учащихся на I ступени общего среднего образования.

Становясь школьниками, большинство ребят впервые оказываются одни на оживленных улицах городов. До той поры их водили за ручку в детский сад. Играли они преимущественно во дворе или в ближайших окрестностях дома. Теперь же им приходится проходить по дороге в школу по двум-трем, а то и больше улицам, с толпой прохожих, с движением городского транспорта.

С небывалым увеличением числа движущихся транспортных средств: автомобилей, трамваев, автобусов, троллейбусов – и с увеличением их скоростей проблема «транспорт-пешеход» приобрела необыкновенную остроту. Поэтому воспитывать культуру поведения на улице необходимо уже с самых ранних лет. В тесной связи с поведением учащихся на улице находится и поведение их в общественных местах: в театре, кино, библиотеке, в музее, на выставке, на стадионе.

Если в школе учащиеся чувствуют себя под постоянным и неусыпным контролем педагогов, и вынуждены сдерживать свои эмоции, то, оказываясь «на свободе», многие из них часто начинают вести себя не только независимо, но и распущено [1].

Учащихся необходимо познакомить с основными правилами поведения, для того, чтобы в дальнейшем выработать их в процессе игровых действий, театрализованных представлений, бесед, просмотра видео- и диафильмов.

Основные правила «Как вести себя на улице»:

  1. Перед тем как выйти на улицу, погляди в зеркало, все ли в порядке в твоей одежде.

  2. Встречаясь со знакомыми, здоровайся первым.

  3. Здороваясь, сними шапку и не надевай, пока не пожмешь руку.

  4. Подавая руку, сними с нее перчатку.

  5. Если навстречу идет старший или девочка – посторонись и дай дорогу.

  6. Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его под руку. Если он упадет – помоги подняться.

  7. Садясь в трамвай, троллейбус или автобус, пропусти пройти первым в дверь своего спутника или спутницу. Если подойдет старик, старушка или женщина с маленьким ребенком, - пропусти их вперед. Но выходить из троллейбуса или автобуса мальчику лучше первым, чтобы подать руку и помочь спуститься женщине с ребенком или старушке.

  8. Пробираясь к выходу из вагона, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом. Это и вернее и вежливее.

  9. Желая обратить на что-нибудь внимание своего спутника, не показывай пальцем – сумей сделать это взглядом, поворотом головы.

  10. Переходя улицу, погляди сперва налево – не движется ли на тебя транспорт. Дойдя до середины, посмотри направо – не грозит ли опасность оттуда.

  11. Стоящие автомобили, автобусы, троллейбусы обходи сзади, чтобы вовремя увидеть, не бежит ли за ними другая машина, шофер которой тебя не видит. Трамвай, наоборот, обходи только спереди, чтобы не попасть под встречный вагон, проходящий в этот момент [1].

Учащимся не нравятся строгие назидания, поучение и предупреждения. Более эффективный способ воздействия на них – художественное слово. Оно активизирует детскую память, внимание, представления. С различными явлениями и ситуациями, которые выходят за границы их собственного опыта, учащиеся знакомятся через загадки, стихотворные строки, поговорки, сказки, рассказы. В обучении необходимо максимально использовать различные средства: иллюстрации из детских книг, рисунки, альбомы, видео- и диафильмы, фотографии, и т. д. Рекомендуется практиковать наблюдения, экскурсии, беседы, игры, широко использовать литературный материал. Примеры культурного поведения литературных героев, учащиеся вначале с помощью преподавателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры, изобразительную деятельность, спортивные соревнования. Следует постепенно в соответствии с возрастом ребенка переходить к обучению действиям на случай той или иной ситуации.

Основными методами работы с учащимися на I ступени общего среднего образования и формами их обучения являются: чтение художественной литературы, детское творчество (рисование, лепка, конструирование, оригами), инсценированные постановки, дидактические игры, творческие занятия, просмотр видео- и диафильмов, встречи с профессионалами, тематические экскурсии, спортивные соревнования, подвижные игры.

Дети шести-семи лет, самоутверждаясь, хотят чувствовать себя сильными и умелыми. На основе этого у них возникает соревновательный мотив - выиграть, победить. Соревнования с элементами спасения наиболее привлекательны для них. Их привлекают добрые и смелые люди, совершающие подвиги в настоящей жизни, те, которые уступают место пожилым, помогают слабовидящим перейти дорогу, помочь старушке в трудной ситуации.. В таких случаях организованные игры-соревнования будут наиболее интересной и эффективной формой обучения учащихся действиям на случай любой ситуации. Постоянно изменяя условия игры, внося в нее все новые элементы культуры поведения, можно ненавязчиво привить основные навыки. Кроме самоутверждения, физического развития, в игре немаловажное место занимают и обучающие мотивы, которые дают возможность ребенку самостоятельно обнаружить новые качества предметов и явлений окружающего мира, те его свойства, которые должны быть усвоены[2]..

Важное значение для учащихся имеют нравственные и общественные мотивы – желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу. Необходимо правильно подобрать в игре роль каждому с учетом его личных качеств.

Работа преподавателя предусматривает установление контакта с родителями (близкими родственниками детей), необходимого для согласования воспитательных воздействий на учащихся и создания благоприятного микроклимата для его психологического развития, привития ему навыков культуры поведения.

Необходимо сделать родителей своими единомышленниками, убедить их, что невозможно требовать от ребенка выполнения того или иного правила, если близкие ему люди сами не всегда его выполняют. Разница в поведении взрослых дома и в школе может вызвать чувство страха, даже агрессии.

Взрослые, совершая те или иные действия, должны помнить, что они являются авторитетом в глазах ребенка. Именно с них учащиеся берут пример, копируя не только в игре, но и в жизни.

Таким образом, знакомить учащихся с правилами культурного поведения необходимо, как в учреждениях общего среднего образования, под руководством преподавателя, так и в семье. Использовать необходимо различные методы и средства, но главным из них остается – пример взрослых.


Список источников

1.Дорохов, А.А. Как себя вести. Беседы о вежливости и правилах поведения / А.А.Дорохов. . – Минск «Народная Асвета», 1979. – 111 с.

2.Матюхина, М.В. Психология младшего школьника / М.В. Матюхина, Т.С.Михальчик, К.П. Патрина. – М. : Просвещение, 1976. – 210 с.

3. Шаповленко, И.В. Возрастная психология / И.В.Шаповаленко. – М. : Гардарики, 2005. – 349 с.

Сохранить у себя:
Формирование культуры поведения у учащихся на I ступени общего среднего образования.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки