Формирование контрольно-оценочных материалов по «Материаловедению»
Убушаев Н.Л., преподаватель
Для оценивания сформированных компетенций студентов по дисциплине необходимо разработать комплекс заданий, задачами которых, помимо непосредственно оценочной деятельности являются:
-распространение передового педагогического опыта, накопленного в профессиональном сообществе, и его внедрение в практику компетентностного подхода в образовании;
-освоение новой культуры общения между преподавателями, преподавателями и студентами;
-развертывание учебного процесса на основе компетентностно-ориентированных заданий и учебно-методических материалов;
-продвижение в педагогическую практику новой культуры формирования у самих педагогов потребности систематического повышения собственной компетентности в разработке и использовании КОМ в образовательной практике.
В структуру фонда КОМ могут быть включены:
программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения;
модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с уровнями обучения студентов и профилем специальности;
методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на всех этапах проверки (описание процедур входного контроля уровня сформированности компетенций студентов в начале изучения дисциплины, материалы для проверки компетенций на разных стадиях освоения дисциплины);
технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций;
программно-инструментальные средства обработки результатов, статистического анализа данных, графической визуализации и интерпретации, форматы представления их пользователям;
наборы показателей и критерии оценки уровней сформированности компетенций, одни и те же для всех участников единого оценочного процесса, шкалы оценивания как признаки степени соответствия достижений установленным требованиям, нормам, стандартам в соответствии с задачами контроля;
рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов со студентами, рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио студента;
рекомендации по обновлению фонда КОМ (периодичность, степень обновления, изменение процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.).
Видами КОМ являются задания:
обучающие – задания, предназначенные для более глубокого понимания изучаемых закономерностей, закрепления полученных знаний. Позволяют педагогу контролировать и корректировать процесс обучения, выполняя диагностическую роль, могут быть использованы обучающимися для самоконтроля. К таким заданиям можно отнести: типовые задачи, тесты, контрольные вопросы и упражнения по изучаемой теме;
контролирующие – задания, применяемые педагогом или проверяющими органами после изучения темы, раздела, дисциплины в целом с целью диагностики уровня и структуры подготовленности студентов. К таким заданиям можно отнести: типовые задачи, тесты, контрольные вопросы и упражнения по изучаемой теме, разделу, дисциплине в целом, ;
творческие – задания, в результате выполнения которых формируются понятия, обладающие объективной или субъективной новизной на основе ранее усвоенных знаний и мыслительных умений. К таким заданиям можно отнести: эссе, рефераты, проекты, деловые и ролевые игры и иные творческие работы;
поисковые – задания, в процессе решения которых требуются умения самостоятельно применять ранее полученные знания и усвоенные умственные действия в новых условиях и нестандартных ситуациях. К таким заданиям можно отнести: кейсы, исследовательские работы студентов;
прогностические – задания, в процессе решения которых ставятся проблемы, связанные с изменением исходных данных в зависимости от изменения одного или нескольких параметров и направленные на формирование готовности к самообучению. К таким заданиям можно отнести: научно-исследовательские работы студентов, деловые игры, анализ ситуаций;
диагностические – задания, направленные на развитие умений выявлять общие причины и следствия изучаемых явлений. К таким заданиям можно отнести: деловые и ролевые игры, упражнения, кейсы, носящие междисциплинарный характер.
Фонды КОМ являются неотъемлемой составляющей ОПОП по специальности. Это декларирует ФГОС, в котором определено, что для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией.
Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС и ОПОП и призваны обеспечивать решение оценочной задачи соответствия общих и профессиональных компетенций выпускника этим требованиям.
Вопросы для закрепления:
Что такое контрольно-оценочные материалы?
Назовите виды КОМ.
Приведите примеры различных заданий КОМ.
Какие КОМ, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными? Почему?
Задание на практическую работу:
Из учебного плана определенной специальности выберите дисциплину.
Из федерального государственного образовательного стандарта этой же специальности определите компетенции обучающихся, которые должны быть сформированы в результате освоения дисциплины.
С помощью учебника либо учебного пособия по данной дисциплине и на основе выделенных компетенций определите разделы дисциплины.
Выберите один раздел.
Определите компетенции, которые должны быть сформированы в результате освоения выбранного раздела дисциплины.
С помощью учебника, либо учебного пособия по данной дисциплине определите темы, рассматриваемые в выбранном вами разделе.
По каждой теме подберите учебный материал из учебника.
Разработайте различные виды КОМ для каждой темы и раздела в целом. Задания должны быть разного уровня сложности.
Разработайте критерии оценивания КОМ.
Составьте матрицу соответствия разработанных КОМ проверяемым компетенциям. Обоснуйте данное соответствие.
Сформулируйте рекомендации по использованию разработанных КОМ в учебном процессе.
Примечание. Вопросы 1-6 рекомендуется взять из отчета по лабораторной работе №10 «Разработка фрагмента рабочей учебной программы».
Требования к оформлению отчета.
Отчет должен быть оформлен на бумажном носителе либо в электронной форме и иметь следующую структуру:
Титульный лист.
Цель лабораторной работы.
Задание на лабораторную работу.
КОМ, включающие в себя:
не менее 12 различных видов заданий кроме тестов (деловые и ролевые игры, эссе, кейсы, упражнения, анализ ситуаций, задачи, исследовательские задачи, проекты и др.);
критерии оценивания КОМ;
матрица соответствия разработанных КОМ проверяемым компетенциям.
Обоснование соответствия разработанных КОМ проверяемым компетенциям.
Методическое обоснование использования КОМ в учебном процессе.
Список используемой литературы.
Оценка выполненной работы.
Оценка выполненной лабораторной работы проводится по следующим критериям:
Соответствие содержания КОМ темам учебных занятий.
Наличие КОМ разного вида и уровня сложности.
Обоснованность критериев оценки КОМ.
Обоснованность соответствия разработанных КОМ проверяемым компетенциям.
Методическая обоснованность использования КОМ в учебном процессе.
Творческий подход в выполнении работы.