Формирование контрольно-оценочных материалов по «Материаловедению»

Для оценивания сформированных компетенций студентов по дисциплине необходимо разработать комплекс заданий. В работе обозначены цели и задачи КОС, их виды и требования к контроль-измерительному материалу

Содержимое разработки

Формирование контрольно-оценочных материалов по «Материаловедению»

Убушаев Н.Л., преподаватель


Для оценивания сформированных компетенций студентов по дисциплине необходимо разработать комплекс заданий, задачами которых, помимо непосредственно оценочной деятельности являются:

-распространение передового педагогического опыта, накопленного в профессиональном сообществе, и его внедрение в практику компетентностного подхода в образовании;

-освоение новой культуры общения между преподавателями, преподавателями и студентами;

-развертывание учебного процесса на основе компетентностно-ориентированных заданий и учебно-методических материалов;

-продвижение в педагогическую практику новой культуры формирования у самих педагогов потребности систематического повышения собственной компетентности в разработке и использовании КОМ в образовательной практике.

В структуру фонда КОМ могут быть включены:

  • программа и план-график проведения контрольно-оценочных мероприятий на весь срок обучения;

  • модели компетенций и программы оценивания компетенций в соответствии с уровнями обучения студентов и профилем специальности;

  • методические материалы, определяющие процедуры оценивания компетенций на всех этапах проверки (описание процедур входного контроля уровня сформированности компетенций студентов в начале изучения дисциплины, материалы для проверки компетенций на разных стадиях освоения дисциплины);

  • технологии и методы обработки результатов оценивания компетенций;

  • программно-инструментальные средства обработки результатов, статистического анализа данных, графической визуализации и интерпретации, форматы представления их пользователям;

  • наборы показателей и критерии оценки уровней сформированности компетенций, одни и те же для всех участников единого оценочного процесса, шкалы оценивания как признаки степени соответствия достижений установленным требованиям, нормам, стандартам в соответствии с задачами контроля;

  • рекомендации по интерпретации результатов оценивания и методические материалы, определяющие процедуру обсуждения результатов со студентами, рекомендации по накоплению оценок и их использованию в портфолио студента;

  • рекомендации по обновлению фонда КОМ (периодичность, степень обновления, изменение процедур, методов, технологий, показателей, критериев и др.).

Видами КОМ являются задания:

  1. обучающие – задания, предназначенные для более глубокого понимания изучаемых закономерностей, закрепления полученных знаний. Позволяют педагогу контролировать и корректировать процесс обучения, выполняя диагностическую роль, могут быть использованы обучающимися для самоконтроля. К таким заданиям можно отнести: типовые задачи, тесты, контрольные вопросы и упражнения по изучаемой теме;

  2. контролирующие – задания, применяемые педагогом или проверяющими органами после изучения темы, раздела, дисциплины в целом с целью диагностики уровня и структуры подготовленности студентов. К таким заданиям можно отнести: типовые задачи, тесты, контрольные вопросы и упражнения по изучаемой теме, разделу, дисциплине в целом, ;

  3. творческие – задания, в результате выполнения которых формируются понятия, обладающие объективной или субъективной новизной на основе ранее усвоенных знаний и мыслительных умений. К таким заданиям можно отнести: эссе, рефераты, проекты, деловые и ролевые игры и иные творческие работы;

  4. поисковые – задания, в процессе решения которых требуются умения самостоятельно применять ранее полученные знания и усвоенные умственные действия в новых условиях и нестандартных ситуациях. К таким заданиям можно отнести: кейсы, исследовательские работы студентов;

  5. прогностические – задания, в процессе решения которых ставятся проблемы, связанные с изменением исходных данных в зависимости от изменения одного или нескольких параметров и направленные на формирование готовности к самообучению. К таким заданиям можно отнести: научно-исследовательские работы студентов, деловые игры, анализ ситуаций;

  6. диагностические – задания, направленные на развитие умений выявлять общие причины и следствия изучаемых явлений. К таким заданиям можно отнести: деловые и ролевые игры, упражнения, кейсы, носящие междисциплинарный характер.

Фонды КОМ являются неотъемлемой составляющей ОПОП по специальности. Это декларирует ФГОС, в котором определено, что для аттестации студентов и выпускников на соответствие их персональных достижений поэтапным или конечным требованиям соответствующей ОПОП создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и др., позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются образовательной организацией.

Фонды оценочных средств должны быть полными и адекватными отображениями требований ФГОС и ОПОП и призваны обеспечивать решение оценочной задачи соответствия общих и профессиональных компетенций выпускника этим требованиям.

Вопросы для закрепления:

  1. Что такое контрольно-оценочные материалы?

  2. Назовите виды КОМ.

  3. Приведите примеры различных заданий КОМ.

  4. Какие КОМ, на Ваш взгляд, являются наиболее эффективными? Почему?

Задание на практическую работу:

  1. Из учебного плана определенной специальности выберите дисциплину.

  2. Из федерального государственного образовательного стандарта этой же специальности определите компетенции обучающихся, которые должны быть сформированы в результате освоения дисциплины.

  3. С помощью учебника либо учебного пособия по данной дисциплине и на основе выделенных компетенций определите разделы дисциплины.

  4. Выберите один раздел.

  5. Определите компетенции, которые должны быть сформированы в результате освоения выбранного раздела дисциплины.

  6. С помощью учебника, либо учебного пособия по данной дисциплине определите темы, рассматриваемые в выбранном вами разделе.

  7. По каждой теме подберите учебный материал из учебника.

  8. Разработайте различные виды КОМ для каждой темы и раздела в целом. Задания должны быть разного уровня сложности.

  9. Разработайте критерии оценивания КОМ.

  10. Составьте матрицу соответствия разработанных КОМ проверяемым компетенциям. Обоснуйте данное соответствие.

  11. Сформулируйте рекомендации по использованию разработанных КОМ в учебном процессе.

Примечание. Вопросы 1-6 рекомендуется взять из отчета по лабораторной работе №10 «Разработка фрагмента рабочей учебной программы».

Требования к оформлению отчета.

Отчет должен быть оформлен на бумажном носителе либо в электронной форме и иметь следующую структуру:

  1. Титульный лист.

  2. Цель лабораторной работы.

  3. Задание на лабораторную работу.

  4. КОМ, включающие в себя:

  • не менее 12 различных видов заданий кроме тестов (деловые и ролевые игры, эссе, кейсы, упражнения, анализ ситуаций, задачи, исследовательские задачи, проекты и др.);

  • критерии оценивания КОМ;

  • матрица соответствия разработанных КОМ проверяемым компетенциям.

  1. Обоснование соответствия разработанных КОМ проверяемым компетенциям.

  2. Методическое обоснование использования КОМ в учебном процессе.

  3. Список используемой литературы.

Оценка выполненной работы.

Оценка выполненной лабораторной работы проводится по следующим критериям:

  1. Соответствие содержания КОМ темам учебных занятий.

  2. Наличие КОМ разного вида и уровня сложности.

  3. Обоснованность критериев оценки КОМ.

  4. Обоснованность соответствия разработанных КОМ проверяемым компетенциям.

  5. Методическая обоснованность использования КОМ в учебном процессе.

  6. Творческий подход в выполнении работы.



Сохранить у себя:
Формирование контрольно-оценочных материалов по «Материаловедению»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки