Одним из важнейших условий развития современного общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В законе “Об образовании” подчёркивается главная задача школы – развитие человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на его совершенствование. Выделены основные приоритеты образования: воспитание гражданственности и любви к Родине, уважения к правам и свободам человека, трудолюбия, любви к окружающей природе, семье.
Гражданско-правовое образование – это система учебной и социально-общественной деятельности, направленная на осуществление прав и обязанностей гражданина.
Гражданско-правовое образование включает в себя комплекс, основой которого является политическое, правовое и нравственное образование и воспитание, реализуемое через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы, формирование гражданско-правовой компетентности школьников средствами учебных дисциплин
Гражданско-правовая компетентность должна быть заявлена как один из важнейших учебных результатов образования.
Гражданско-правовые компетенции личности – это совокупность готовности и способности, позволяющие личности активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применять свои знания и умения на практике.
Компетенции гражданственско-правовые
знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина;
свобода и ответственность;
уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг;
знание и гордость за символы государства.
Структурные компоненты гражданско-правовой компетентности
Связаны со знаниями и способами их получения. Причем важны не сами знания в их многообразии, а система знаний, которая позволит ученику самостоятельно пополнять багаж необходимой информации по мере надобности.
1. Когнитивный компонент
Структурные компоненты гражданско-правовой компетентности
создание историко-географического образа;
знание положений Конституции РФ, основных прав и обязанностей гражданина;
знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры;
освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
экологическое сознание, знание основных принципов и правил отношения к природе, знание основ здорового образа жизни.
Структурные компоненты гражданско-правовой компетентности
2. Деятельностный компонент
чувство патриотизма и гордости за свою страну, уважение истории, культурных и исторических памятников;
уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение личности и её достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
сформированность моральной самооценки и моральных чувств.
Структурные компоненты гражданско-правовой компетентности
3. Аксиологический компонент
Структурные компоненты гражданской компетентности
Гражданские и патриотические чувства не могут быть навязаны кем-то, их нельзя воспитать целенаправленным воздействием общества, государства или школы. Они должны быть продуктом осознанного свободного выбора на основе гуманистических ценностей.
4. Индивидуальный компонент
Структурные компоненты гражданско-правовой компетентности
интеллектуальная сфера: развитое критическое мышление, умение добывать, анализировать и использовать информацию, касающуюся жизни в гражданском обществе, широкий спектр социально-гражданских знаний, умений и навыков;
мотивационная сфера: развитая гражданская мотивация (человек должен осознавать необходимость в определении своей гражданской позиции, у него должны быть сформированы мотивы гражданской деятельности, развито умение ставить цели и стремление добиваться их, он должен понимать взаимосвязь своего личного успеха с развитием гражданского общества;
сфера саморегуляции: умение адекватно оценивать себя и свои возможности в сфере гражданской деятельности;
Методы формирования гражданско-правовых компетенций
информационно - дискуссионные: лекция, беседа, рассказ, дискуссия,проблемная задача, просмотр видео, ИКТ;
методы самостоятельного освоения материала: выполнение заданий по изучению учебных тем с применением учебных пособий, монографий, биографий, автобиографий, исторических рассказов, работа над созданием социальных проектов.
Активные методы
Участие детей, подростков и юношей в деятельности детских общественных объединений и организаций, совместные праздники, ролевые, деловые игры.
Актуальность гражданско-правового образования определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества. Цель гражданского образования в начальной школе – создание условий для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношения к миру и к себе в нём.
Наша школа является областной экспериментальной площадкой, поэтому разработана и широко внедряется программа “Формирование гражданско-правовой компетентности школьников посредством реализации социальных проектов”. Данная программа – часть общей программы инновационного развития школы. В рамках целевой программы введены курсы общественных дисциплин в рамках внеурочной деятельности с начальных классов. С 1 класса дети изучают курс “Ваши права”, «Мое право», а с 5 класса в учебный план введен предмет «Право».
Поэтому, когда разрабатывалась целевая программа, учителя начальных классов, изъявили желание опробовать новый курс по правам человека, тем более что много лет педагоги начального звена Гимназии «Юридическая» работали в образовательном учреждении школа –детский сад №34, где на протяжении 10 лет была экспериментальная площадка по гражданско-правовому воспитанию. Разрабатывались программы преемственности между дошкольным звеном и начальной школой, составлялось сквозное планирование, проводились совместные праздники, взаимопосещение занятий и классных часов . Неоднократно с этими программами педагоги участвовали в региональных конкурсах и становились призерами. Поэтому к данной теме учителя начальных классов были подготовлены.
В связи с этим можно проследить преемственность между дошкольным и начальным общим образованием
Формирование гражданско-правовой компетентности по образовательным уровням
Уровни | Цели | Формируемые гражданско-правоые компетентности |
Дошкольное образование | Формирование у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. | Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу; |
Начальное | Сформировать представление об основных гражданских ценностях и нормах поведения | Формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развитие коммуникативных способностей ребенка, позволяющих ему интегрироваться в сообщество |
Основная | Продолжить формирование системы ценностей и установок поведения подростка: уважение к закону, праву, правам других людей, ответственность перед обществом | Приобретение знаний и умений, необходимых для будущей самостоятельной жизни в обществе. Обогащение сознания и мышления учащихся знаниями из истории Отечества. Познание элементарных моральных и правовых норм |
Но остановимся на начальном образовании
Как и в любом учреждении необходимо было знать мнение родителей. Для того, чтобы получить диагностику наличия или отсутствия потребности родителей в подобном гражданско-правовом дополнении к содержанию образования, была составлена анкета, которая была предложена родителям для заполнения в ближайшее планируемое родительское собрание. Родителям, для того чтобы составить своё мнение о предлагаемом курсе, была изложена информация о гражданско-правовом образовании.
Анкета для родителей
насколько необходимыми представляются вам знания о правах человека для вашего ребёнка?
что может измениться для вас и вашего ребёнка в результате получения им знаний в этой области?
важно ли вашему ребёнку умение защищать свои права и права других людей?
Насколько ценными для вашего ребёнка могут быть такие качества, как чувство собственного достоинства, стремление помогать другим, готовность бороться с несправедливостью в любых её проявлениях.
Такие открытые вопросы позволяют сделать предварительный анализ в нескольких планах. Во-первых, прийти к неким выводам о том уровне правовой культуры, который считают родители достаточным для своих детей. Или же это уровень, на котором помимо знаний о правах и умений ими пользоваться, у ребёнка будут задействованы внутренние ценностные установки, позволяющие ему отличить справедливое от несправедливого. Во-вторых, есть основание полагать, что возможно проследить соответствие отношения родителей к своему ребёнку сейчас и к некоему “образцу” его в будущем, который “нарисован” в их представлениях, ожиданиях, опасениях, надеждах. В-третьих, возможно получить информацию о том, насколько в семье готовы способствовать созданию собственной правовой атмосферы, и насколько сильны опасения родителей возможному изменению своей жизни в связи с этим.
Анализируя представленный в анкетах “социальный заказ” родителей, определяем, какую роль и какое место отведено в нём правовому воспитанию. И если оно востребовано, то следует ожидать более успешных результатов введения нового курса по правам человека.
Основные идеи, принципы курса:
-Принцип гуманизации, предметной основой которого считается ценность личности, права человека, его свобода и достоинство.
- Идея сотрудничества, в соответствии с которыми организуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся, учителя, родителей.
- Культурологический принцип ориентирован на приобщение учащихся к достижениям духовной культуры разных стран и народов и осознание родной культуры как части мировой.
- Интегративный подход и установление межпредметных связей с другими учебными дисциплинами начальной школы являются основой формирования целостного образа мира.
- Курс способствует созданию развивающей среды . Он имеет не только образовательную, но и воспитательную направленность.
Для себя мы определили УМК, состоящий из Декларации прав ребёнка, Конвенцию о правах ребёнка для основных положений этих документов. Концепцию гражданско-правового образования и воспитания учащихся младших классов. Комплект учебников для детей состоит из красочно оформленной учебной книги “Ваши права!” (авт. Е.С.Шабельник) и пособия для учителя “Младшим школьникам о правах ребёнка” (авт. З.К.Шнекендорф).
Как известно, Декларация прав ребёнка, составляющая основу учебника, была провозглашена ООН в 1959г. Однако время и бедственное положение детей потребовали от мирового сообщества принятия нового документа, в котором не просто декларировались бы права детей, а на основе юридических норм определялись и меры защиты этих прав. Поэтому в 1989г. Генеральная Ассамблея ООН приняла новый документ – Конвенцию о правах ребёнка, которая не только развивает, но и конкретизирует положения Декларации прав ребёнка.
С момента ратификации Конвенции в нашей стране (13 июня 1990г.) прошло немало времени, но её текст и основные положения почти не нашли своего отражения в печати. Многие, в том числе учителя, родители, школьники, не знают её содержания, а зачастую и о самом её существовании, хотя одним из основных положений Конвенции о правах ребёнка является обязанность государств широко информировать о правах, содержащихся в ней, как взрослых, так и детей. Изучение этих документов в школе будет способствовать развитию у детей самоуважения и уважения у другим людям.
Учебник “Ваши права!” и методические рекомендации к нему ставят своей целью обратить внимание общества на проблему прав ребёнка. Он насыщен иллюстрациями по известным младшим школьникам сказкам и другим литературным произведениям, облегчающими обсуждение нравственных и правовых понятий, норм человеческого общения. Учебник приглашает ребят в игру-путешествие. Каждый урок позволяет учителю рассматривать все возможные варианты решения нравственных и правовых проблем. В учебнике отражена первостепенная роль семьи и родителей в заботе о детях и их защите.
Авторы учебника предлагают использовать на занятиях пословицы и поговорки об уважении и признательности детей родным, другим людям за их внимание и заботу, отражающие заботу взрослых о детях, стремление воспитать их добрыми, честными, смелыми, образованными, трудолюбивыми.
Процесс изучения Декларации прав ребёнка не может быть ограничен только ознакомлением с их содержанием. Главное – это организация жизнедеятельности детского коллектива, каждого школьника в соответствии с ведущими положениями документа.
О том, что каждый человек имеет свои права, дети узнают уже на первых уроках права. В доступной форме ученикам преподносится содержание всех разделов международного документа - Декларации. Они узнают, что каждый человек от рождения получает различные права, кроме того, он также наделяется и обязанностями перед остальными людьми – ближайшими и дальними родственниками, соседями и просто незнакомыми, а также перед государством.
Курс “Права человека для младших школьников” построен в циклическом варианте, главным содержанием которого стали права людей, закреплённые в Декларации прав человека. Курс создан в виде путешествия по сказкам, главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания являются сказочные герои. Через сказочные ситуации легче передать содержание курса, помогают строить занятия в виде игры сюжетные картинки на страницах учебника.
Первые занятия посвящены разговору о человеке через понимание отношения детей к самим себе, как представителям человечества. Далее переходим к разговору о семье, как первой и важнейшей социальной среде, необходимой для полноценного развития и становления личности. Следующая тематика затрагивает отношения детей со сверстниками, создаёт возможности влиять на формирование толерантных, равноправных отношений, умение вести себя в конфликтных ситуациях и приходить к взаимопониманию путём договора. Следующих несколько занятий посвящается рассмотрению наиболее типичных и ярких примеров неправового отношения к детям во взрослом мире.
Незаменимым помощником в освоении учебного материала являются творческие задания. Задания творческого характера не только помогают изучению данного учебного материала, но и делают учебный материал эмоционально окрашенным.
Изучая тему “Равенство людей в своих правах” дети рисуют свой паспорт, мы назвали его “Кто я?”, в нём помещают свой нарисованный портрет “Как я представляю себя”, пишут своё заветное желание, а на одной из страниц изображают пиктограммами “Мои права”.
Таким образом, дети работают над понятиями: права всех людей в обществе и осознание самого себя в этом обществе. Дети замечают, что все страницы паспорта у всех разные, но только одна получилась у всех одинаковая – о правах человека. Занятие заканчивается мыслью о том, что все люди имеют одинаковые права.
Работая над темой “Право на семью”, подчёркивается значение семьи для каждого человека. Дети придумывают пиктограмму “Право на семью”, такой вид деятельности позволяет легче запомнить материал.
Далее предлагается детям нарисовать общее занятие, которым занимается вся семья, традиции семьи, семейные праздники. Дети с удовольствием говорят о взаимоотношениях в семье, рассказывают об общих делах семьи. Итогом работы могут стать рассказы детей и мысль о том, что слово семья сложено из двух частичек: “семь” и “я” не случайно, так как самое главное - ты на свете не один
По теме “Право на развитие” дети обсуждают, как у них самих выполняется это право и как у взрослых. Подводится разговор к тому, что у каждого ребёнка есть мечта стать взрослым и приобрести какую-то профессию, т.е. дело, которое помогает развитию личности. Детям предлагается нарисовать свою будущую профессию.
В процессе развития гражданско-правовых навыков могут использоваться различные модификации деловых игр: имитационные, операционные, ролевые игры, деловой театр, психо-и социодрама. В процессе применения деловых игр осуществляется воспитание толерантности, гуманизма, сострадания, ответственности, создаётся
общность жизни взрослых и детей, расширяются сферы их сотрудничества и
содержательных контактов, формируется Я-концепция и мировоззрение
школьников.
В ходе имитационных игр ученики демонстрируют некоторые хозяйственные, правовые, социально-психологические, определяющие поведение людей и их взаимоотношения («Заседание суда», «Экологическая катастрофа», «Робинзон», «Кораблекрушение»и др.).
Например, для формирования навыков принятия решений в конфликтной ситуации, предполагающей множество вариантов; формирования стереотипов гражданско-правового поведения можно использовать игру «Дерево решений».
Далее учащимся предлагается проблемная ситуация с разными вариантами решения:
Маша пришла в гости к Лене. Пока Лена на кухне готовила чай, Маша без разрешения открыла шкаф и взяла красивую статуэтку. Статуэтка выскользнула из
рук, упала на пол и разбилась. Это была любимая статуэтка Лениной мамы.
В ходе решения проблемы школьники должны ответить на следующие
вопросы: -Какая возникла проблема в данной ситуации? (Разбита чужая статуэтка)
-Что можно сделать?
•купить новую статуэтку
• извиниться перед мамой
• скрыть, быстро убрать
-Каковы последствия каждого выбора?
+ статуэтка окажется на месте
+ сохранятся дружеские отношения
+ дружба сохранится
+ мама простит
+ никто не узнает
+ отношения будут прежними
- можно не найти
- очень дорогая
-статуэтки не будет
-будут бояться пускать в дом
-пропажа обнаружится
Купить новую статуэтку
Извиниться
Скрыть, быстро убрать
Учащимся предлагается сделать обоснованный выбор решения
проблемы.
Работая по образовательной системе “Школа 21 век”, я увидела, что многие темы по предмету технология перекликаются с темами по праву. Интегрируя занятия технология и права, получаем творческие занятия, где дети не просто усваивали новые знания, а творчески закрепляли их в самостоятельной деятельности. Таким образом, применение различных видов деятельности – рисования, аппликации – позволяет детям наиболее полно усвоить материал.
Темы, которые можно интегрировать:
– Изготовление аппликации-коллажа о профессии родителей. Урок права – тема “Право на труд”. После беседы о праве человека на труд, дети из разных материалов выполняют коллаж на тему “Профессии родителей”.
- аппликация на тему “Моя будущая профессия”. Урок права – тема “Право на развитие”. После диалога о том, как осуществляется право детей, взрослых на развитие, следует разговор о том, что у каждого человека есть своё любимое дело, профессия. Каждый ребёнок, учась в школе, уже мечтает о будущей профессии. Далее дети выполняют творческую работу – аппликацию – коллаж “Моя будущая профессия”.
- “Возвышающее искусство”, аппликация “Город” из разных материалов. Право – тема “Право на развитие” - идёт беседа о том, что город, который строят люди, придумывая красивые здания для жизни и деятельности людей, развивают в людях чувство прекрасного и развиваются сами. После беседы дети выполняют аппликацию, которую придумывают сами, становясь архитекторами своего города.
Уроки права будут интереснее, если проводить дидактические игры.
На своих уроках я часто использую игру “Круг друзей”. Во время игры дети становятся в круг, далее даются различные задания. Так, например, по теме “Все люди разные, права у всех одинаковые” дети в кругу выполняют задания: войти в круг по разным признакам - те, у которых светлая одежда, или все Кристины, Юли, или те, у которых в сентябре день рождения и т.д. Результатом игры станет мысль о том, что все мы разные, но права у нас одинаковые. “Круг друзей” может стать итогом любого занятия, дети в кругу говорят добрые слова друг другу, перечисляют уже изученные права, дарят свои поделки, выполненные на уроке, делятся друг с другом мнением о том, что нового узнали на уроке. Такой вид деятельности помогает более полно закрепить знания, полученные на уроке.
Итоги курса сопровождаются диагностикой детей. Исследовался уровень понимания предмета. Была проведена анкета для учащихся, в каждом вопросе давались несколько вариантов ответа. Дети должны были выбрать правильный ответ.
Любое решение имеет свои достоинства и недостатки, поэтому каждый
раз, принимая решения, необходимо задумываться над тем, к каким
результатам оно приведет, какие последствия оно будет иметь для вас, для
тех, кто вас окружает, для общества в целом...».
Таким образом, формирование гражданско-правовых компетенций является важным направлением воспитательно-образовательной работы образовательного учреждения.
Достоинством курса является обеспечение преемственности в гражданско-правовом образовании учащихся младшего школьного возраста, создаёт возможности для личностного развития учителя начальных классов, для повышения его профессиональной компетенции.
Анкета для учащихся.
1. Что ты изучаешь на уроке права?
а) правила дорожного движения
б) правила жизни человека среди других людей
2. Все ли люди равны в своих правах?
а) да
б) нет
3. Для чего человеку нужно знать свои права?
а) чтобы только одному было хорошо жить
б) чтобы не случилось никакой беды
в) чтобы жилось всем людям хорошо среди других людей.
Анкета проводилась в сентябре, было проведено 3 урока права. Участвовали в опросе 16 детей.
На 1 вопрос – верно ответили 6 уч-ся (37 %), на 2 вопрос – верно ответили 8 уч-ся (50 %), на 3 вопрос – ответили верно 10 уч-ся (62%).
Анкетирование показало, что наиболее трудным оказался вопрос об изучении самого предмета права, дети ещё не совсем поняли, что будут изучать на уроках.
Из диаграммы видно, что детям на 1-ых уроках не совсем понятен изучаемый предмет.
Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентаций. В основе курса условно-концентрического принцип.
В конце 1 четверти уровень понимания о новом предмете стал выше.
Были заданы те же вопросы, что и в начале четверти. Ответили правильно на все вопросы – 6 уч-ся, что составляет 37% класса. На 1 вопрос – верно ответили 9 уч-ся (56 % - что изучаешь на уроке права), на 2 вопрос – верно ответили 10 уч-ся (62 % - все ли люди равны в своих правах), на 3 вопрос – ответили верно 16 уч-ся (100% - для чего нужно знать свои права).
Вопрос о самом предмете стал более понятен для ребят. С вопросом о равенстве людей в обществе дети касались не только на уроках права, но и на уроках окружающего мира. С вопросом - для чего нужно знать свои права, дети легко справились, потому что на каждом уроке права рассматривались примеры различных ситуаций из сказок, где сказочные герои нарушают общепринятые правила жизни.
Исследования показали, что на данном этапе изучения большинству детей предмет изучения понятен, значит можно говорить и о дальнейшем успешном овладении знаниями.
В нашей школе организован клуб “Маленький правовед” участниками которого являются учащиеся начальных классов. На заседаниях проводятся различные конкурсы, викторины, деловые игры по изучению права. Учащиеся средних классов участвуют в проведении таких мероприятий, являются нашими помощниками. Дети и во внеурочной деятельности закрепляют знания, полученные на уроках права.
Портрет выпускника школы
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества…
Приобщаясь к миру других людей, сопереживая им и подражая их поведению, ребёнок открывает для себя гамму новых чувств, палитру эмоциональных оттенков, обогащающих отношение к окружающему.
Ребёнок, таким образом, впервые начинает переживать радость познания, красоту труда, природы, произведений искусства, гордость за свой успех.
(Концепция дошкольного воспитания)
Первая ступень
(начальное общее образование)
закладываются основные моральные ценности, нормы поведения;
начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества;
развиваются коммуникативные способности ребёнка.
Развитие творческого потенциала младшего школьника помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.
Вторая ступень
(основное общее образование)
продолжается формирование системы ценностей и установок поведения подростка;
приобретаются знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе;
формируется уважения к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом;
сознание и мышление учащихся обогащаются знаниями об истории Отечества;
познаются элементарные моральные и правовые нормы.
Формирование гражданской компетентности по образовательным уровням
Уровни | Цели | Формируемые гражданские компетентности |
Дошкольное образование | Формирование у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, в воспитании нравственных идеалов и потребности в труде на благо социума. | Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, улице, городу; |
Начальное | Сформировать представление об основных гражданских ценностях и нормах поведения | Формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества. Развитие коммуникативных способностей ребенка, позволяющих ему интегрироваться в сообщество |
Основная | Продолжить формирование системы ценностей и установок поведения подростка: уважение к закону, праву, правам других людей, ответственность перед обществом | Приобретение знаний и умений, необходимых для будущей самостоятельной жизни в обществе. Обогащение сознания и мышления учащихся знаниями из истории Отечества. Познание элементарных моральных и правовых норм |