Формирование функциональной грамотности как основа развития учебно-познавательной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Кирилюк Лилия Борисовна,
учитель русского языка и литературы
Пригородной общеобразовательной школы
Сегодня современное общество меняет взгляд на содержание образования, и поэтому основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. Государству нужны функционально грамотные выпускники, способные вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. (Слайд 1)
Функциональная грамотность – это индикатор общественного благополучия. Высокий уровень указывает на определенные социокультурные достижения общества; низкий – является предостережением возможного социального кризиса. Поэтому для Казахстана особую актуальность приобретает исследование уровня функциональной грамотности учащихся, так как все эти функциональные навыки формируются именно в школе. (Слайд 2)
Хочу напомнить вам притчу, которая известна с давних времен и называется она «Чайная церемония».
«Сегодня изучите обряд чайной церемонии», – сказал учитель и дал своим ученикам свиток, в котором были описаны тонкости чайной церемонии.
Ученики погрузились в чтение, а учитель ушел в парк и сидел там весь день.
Ученики успели обсудить и выучить все, что было записано на свитке.
Наконец, учитель вернулся и спросил учеников о том, что они узнали.
- «Белый журавль моет голову» – это значит, прополощи чайник кипятком, –
с гордостью сказал первый ученик.
- «Бодхисаттва входит во дворец, – это значит, положи чай в чайник,» –
добавил второй.
- «Струя греет чайник, – это значит, кипящей водой залей чайник», –
подхватил третий.
Так ученики один за другим рассказали учителю все подробности чайной церемонии.
Только последний ученик ничего не сказал.
Он взял чайник, заварил в нем чай по всем правилам чайной церемонии и напоил учителя чаем.
- Твой рассказ был лучшим, – похвалил учитель последнего ученика. – Ты порадовал меня вкусным чаем, и тем, что постиг важное правило: «Говори не о том, что прочел, а о том, что понял».
- Учитель, но этот ученик вообще ничего не говорил, – заметил кто-то.
- Практические дела всегда говорят громче, чем слова, – ответил учитель.
Главный фактор в формировании учебно-познавательной компетенции – это приобщение учащихся к творческому поиску, активизация их самостоятельной исследовательской деятельности, которые развивают и тренируют мышление.
Какие же умения и качества необходимы человеку 21 века? (Слайд 3)
Я думаю, что формирование функциональной грамотности школьников на уроках русского языка и литературы возможно, в первую очередь, через использование интерактивных методов обучения, когда главная задача учителя заключается в том, чтобы научить ученика учиться.
Интерактивные методы обучения (от англ. «Интерактив»- взаимодействие)- это такие методы и формы, при использовании которых процесс обучения «погружается» в процесс общения (взаимодействия), а активность обучаемых становится выше активности преподавателя; образовательная технология, основанная на взаимодействии внутри группы и свободе обучаемого в решении образовательных задач. (Слайд 4)
И нтерактивные методы позволяют | |||
Моделировать реальные жизненные ситуации и проблемы для совместного решения; | Способствовать формированию долгосрочных навыков и умений, выработке общих ценностей; | Создавать атмосферу сотрудничества, взаимодействия; | Осваивать учебное содержание не только через информацию, но и через чувства и действия. |
При использовании интерактивных методов и приемов и педагоги, и обучающиеся являются субъектами обучения. Педагоги выступают в роли организатора процесса обучения, лидера класса, группы, консультанта, организуется взаимодействие всех обучающихся. (Слайд 5)
Преимущества интерактивных методов | |||
Позволяют на собственном опыте осознать и обсудить особенности чувственного восприятия, контролировать собственное восприятие окружающей среды; | Развивают навыки общения, помогают осознать значение группового опыта; | .Помогают участвовать и контролировать своё участие в работе группы, уважать ценность правила, принятого группой, обосновывать своё мнение и отстаивать собственную позицию. Помогают согласовывать свои действия при решении проблемы; | Учат использовать не готовые знания, а полученные при помощи прямого опыта. |
Интерактивные методы обучения я применяю на разных этапах урока:
На этапе «Мотивация», для того чтобы сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы, использую такие активные методы как «Мой цветок», «Летающие имена», « Мозговой штурм», «Десять секунд», «Корзина идей», «Объявление», блиц - опрос, «Улыбнемся друг другу». (Слайд 6)
«Мозговой штурм» На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают «белые пятна»; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов, учитель или ученик дает ответы на них.
На этапе «Осмысление», где формулируется тема и задача урока, для обеспечения понимания учащимися их деятельности, чего они должны достичь в результате урока, что их ожидает, использую такие приемы как «Ассоциации», «Важный вопрос» и др. (Слайд 7)
ВОПРОСЫ ПО ОПОРНЫМ СЛОВАМ – способ развития умения формулировать вопросы по теме. Педагог озвучивает тему урока, записывает её на доске и записывает вопросные слова (что, зачем, как, почему, при помощи чего…) в соответствии с темой, по которым учащиеся придумывают вопросы
При организации работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Предлагаю использовать методы: «Карта группового сознания», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Ульи», «Светофор», «Ярмарка». (Слайд 8)
Игра «Подбери пару». Задание: к существительным из левого столбика подберите прилагательное из правого. Согласуйте их в роде, числе и падеже. В прилагательных обозначьте суффиксы. Вода, мешок, сустав, платье, мех, ус, капли, платок, стекло кварцевый, плюшевый, ландышевый, ситцевый, плечевой, моржовый, ключевой, песцовый, холщовый.
На этапе «Рефлексия», когда нужно подвести итог урока. Считаю целесообразным использование следующих метод обучения: «Ромашка», «Мудрый совет», «Итоговый круг». (Слайд 9)
«Комплимент» (оценивается активность и качество работы) Обучающиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга (комплимент-похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах) и преподавателя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании личностной значимости каждого.
Работа над формированием функциональной грамотности обучающихся опирается как на традиционные методы и формы обучения, так и на инновационное обучение. Развитию функциональной грамотности способствуют и нетрадиционные уроки, и отдельные фрагменты уроков. Они позволяют повысить интерес и к уроку, и к учебному процессу в целом.
Для развития учебно-познавательной компетентности на уроках русского языка использую разнообразные виды словарной работы: диктант-алфавит, терминологический диктант, диктант- пазл, диктант на одну букву, диктант с иллюстрациями, графический диктант, буквенный диктант, выборочный диктант, творческий диктант. Настойчиво и систематически проводимая логическая работа со словами разовьёт у учащихся навык быстро и точно раскрыть значение слова, приучит их к научным определениям – словам-терминам, постепенно переведёт детей от конкретного предметного мышления к абстрактному, научит их пользоваться словами-понятиями, без чего немыслимо изучение грамматики и орфографии. (Слайд 10)
Диктант с единоначатием (анафорический): Карандаш, капитан, кавалерия, каникулы, карнавал, калитка, как будто, карикатура, катер. Комитет, корабль, корова, конгресс, комендант, консерватория, композитор, комбинат. Тематический диктант (расположить слова по алфавиту): Попугай, малиновка, соловей, синица, дятел, дрозд, ворона, грач, снегирь, сорока, колибри.
Следующим средством, способном вызвать интерес к уроку и развивать функциональную грамотность, является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для детей более доступным, работоспособность увеличивается. Это могут быть такие игры, как «Четвёртый лишний», «Слабое звено», «Найди лишнее слово», «Закончи предложение».
(Слайд 11)
«Чтение – вот лучшее учение»,- писал А.С. Пушкин. С этим суждением согласится каждый из нас. Только тот человек, который много и осознанно читает, накапливает багаж знаний, становится грамотным, успешным в жизни. (Слайд 12)
Разные тексты — разные методики.
Использовать разные приемы при обучении чтению художественной литературы и информационного текста.
Читать разные тексты — от стихов до инструкций.
Ключ ко всему — осознанность чтения. Порой мы сами создаем проблемы читательской грамотности, на этапе обучения сводя чтение к декодированию, озвучиванию видимого набора букв. Читать — значит всегда извлекать смысл.
Чтение — на всех уроках. Не только литературное чтение является предметом, отвечающим за функциональную читательскую грамотность. Это интегративный компонент, за него в ответе все предметы, весь учебный процесс.
Никогда не забывайте на уроках совершить два необходимых методических шага:
Разговор перед чтением. Вступительное слово учителя, ввод в ситуацию последующего чтения. Что мы будем делать, зачем будем его читать, почему именно этот?
Создаем необходимость читать. Постановка учебной задачи до чтения. Во многих учебниках такого нет: просто дается задача прочитать. Не нужно давать задачу «просто так», имеет смысл сразу грамотно построить учебную ситуацию — тогда дети после чтения точно смогут ответить на заранее обозначенный вопрос.
«Мозговой штурм», «Ассоциативный куст», «Ориентиры предвосхищения», «Глоссарий», «Лови ошибку», «Рассечение вопроса», «Соревнуемся с писателем» - стратегии, используемые мною на уроках литературы, направленные на постановку задач чтения, актуализацию предшествующих знаний и опыта, на создание мотивации к чтению. (Слайд 13)
Существуют различные типы заданий, которые позволяют развивать и проверять навыки чтения. Приведу примеры заданий в соответствии с развиваемыми компетенциями. (Слайд 14)
Задания «множественного выбора» | Задания «на соотнесение» | Задания «на дополнение информации» | Задания «на восстановление деформированного текста» |
1)выбор правильного ответа из предложенных вариантов; 2) определение вариантов утверждений, соответствующих/не соответствующих содержанию текста/не имеющих отношения к тексту; 3)установление истинности/ложности информации по отношению к содержанию текста. | 1)нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами плана, картинками, знаками, схемами, диаграммами и частями текста (короткими текстами); 2)нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений; 3) картинок, схем и т. п.; 4)соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синонимов/ антонимов). | 1) заполнение пропусков в тексте предложениями/несколькими словами/одним словом; 2) дополнение (завершение) предложений. Задания «на перенос информации»: 3) заполнение таблиц на основе прочитанного; 4) дополнение таблиц/схем на основе прочитанного. | 1) расположение «перепутанных» фрагментов текста в правильной последовательности |
Актуальность вопросов литературного образования заключается в том, что оно направлено на формирование навыков осознанного и выразительного чтения, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие художественно-творческих и познавательных способностей. Именно поэтому на уроках литературы, по — моему мнению, следует задействовать весь потенциал искусств, синтез которых наблюдаем в театре
Учащиеся в этом случае выступают как актёры или как режиссёры. Работа в качестве актёров позволяет школьникам прочувствовать состояние того или иного персонажа в предлагаемой ситуации, а значит понять мотивы и цели его поступков, разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет. Режиссёрская работа заставляет анализировать все детали, все взаимосвязи и взаимодействия в эпизоде, определять его место в целом произведении, объяснять поведение всех действующих лиц и разгадывать авторскую позицию.
Приведу примеры уроков, где учебный материал был представлен в форме театральной постановки, чаще всего это чтецкие спектакли. (Слайд 15)
Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем. С этой целью для создания учебных ситуаций, связанных, например, со сквозными темами «Естествознание», «История» можно использовать примеры из реальной жизни, а в качестве материалов для учебных заданий - объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать не только тесты и задания на проверку функциональной грамотности чтения, но и викторины, ролевые игры, веб-квесты.
Таким образом, интерактивные приемы и методы обеспечивают коммуникабельность, высокую мотивацию, развивают фантазию, поднимают командный дух, помогают научиться отстаивать свою позицию в споре. (Слайд 16)