Президент РФ в послании Федеральному собранию выделил одну из важных задач, это повышение уровня жизни населения страны, борьба с бедностью. Одной из ключевых звеньев в решении этих задач являются образовательные и просветительские программы по повышению финансовой грамотности. В современном обществе большое внимание уделяется вопросу формирования у учащихся не просто знаний, как набора сведений о мире, а способности действовать в этом мире на благо общества, и самого себя.
Включение элементов финансовой грамотности в обязательную школьную программу является одной из задач реализации национальной стратегии по повышению финансовой грамотности в России.
Целями формирования финансовой грамотности являются:
воспитание ответственности в сфере потребления семейных ресурсов, ресурсов школы и общества;
развитие интереса в области экономических отношений в семье;
формирование опыта применения элементарных финансовых знаний и умений для решения простых вопросов в области экономики семьи, выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.
На уроках математики целями являются:
Обновления содержания уроков математики.
Обновление методики обучения.
На других уроках:
Увеличение межпредметных связей на уроках по всем предметам.
Введение факультативов и кружков.
Во время внеурочной деятельности:
Увеличение количества внеурочных мероприятий с финансовым содержанием.
Финансовые игры, квесты.
Финансовые игры в летнем школьном лагере.
На уроках окружающего мира также используются элементы финансовой грамотности. Например, во 2 классе дети изучают тему «Что такое экономика». На уроке ребятам предстоит узнать, что такое экономика, выделяют составные части экономики и учатся объяснять, как они между собой связаны, а также ребята знакомятся с историей происхождения денег.
К концу урока ребята делают вывод:
Экономика – это хозяйственная деятельность людей. Все части экономики взаимосвязаны. И важную роль в экономике играют деньги.
Также на уроках математики присутствуют задания с элементами финансовой грамотности, например, в теме «Рубль. Копейка» (2 класс).
Разнообразить уроки математики заданиями с элементами финансовой грамотности поможет сборник математических задач «Основы финансовой грамотности», в котором собраны задания различной сложности. Их можно включить практически в каждый урок.
В январе во 2 классе мною был проведен урок по теме «Сложение и вычитание в пределах 100» (повторение).
На этом уроке ребятам нужно представить, что они остались одни дома. Также им нужно было найти пути решения проблемы в ситуации. С помощью наводящих вопросов составили план, о том, что необходимо найти деньги и сходить закупить на них продукты. Как это было, мы сейчас посмотрим.
Помимо уроков мой класс также участвовал в олимпиаде по финансовой грамотности, которая проходила на интерактивной образовательной платформе учи.ру.
Олимпиада состояла из 8 разделов, которые вы видите на слайде. Например, в разделе мошенники, ребятам было необходимо проанализировать текст сообщения и принять правильное решение.
Я считаю, что необходимо внедрять задания с элементами финансовой грамотности на различных уроках, потому что финансовая грамотность – это модно и актуально в нашем современном обществе. И наша задача сформировать финансово грамотного гражданина.