«Физика и методы научного познания для формирования универсальных учебных действий на уроке физики»

Технологическая карта урока содержит все этапы. Преподаватель работает с использованием технологии развития универсальных учебных действий. На уроке использованы разные активные методы, включая групповую работу.

Содержимое разработки


КГБПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж»


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 1



Группа: Пк-11 профессия: повар, кондитер

Дата проведения:

Место проведения: учебный кабинет 2403

Дисциплина: Физика

Преподаватель: Н.Л. Ячменева

Тема занятия: «Физика и методы научного познания».

Вид занятия (тип урока): урок, урок комбинированный.

Цели:

Учебная: способствовать формированию понятия физики как науки, методов ее познания; ознакомиться с методами научного познания окружающего мира; о физической картине мира; о роли эксперимента и теории в процессе познания природы; о роле математики в физике; о моделировании явлений и объектов природы; дать понятие научных гипотез.

Развивающая: создать условия для развития критического мышления, формировать способность к восприятию и переработке информации с последующим анализом и выводами через рефлексию своей деятельности.

Воспитательная: создать условия для включения в активную деятельность, формирования навыков ведения диалога и дискуссии; воспитать интерес к дисциплине.

Межпредметная связь: химия, биология, астрономия.


Обеспечение занятия

Материалы и оборудование: конспект, ручка, карандаш, линейка, мультимедиа проектор, презентация.

Литература:

основная: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2011.

дополнительная: Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.; Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для образовательных учреждений сред.

Содержание занятия


Этапы занятия, основное содержание, необходимые методические пояснения и рекомендации.

Время, мин.

Формы, методы, приёмы обучения.

1. Организационный момент.

  • проверка готовности кабинета и обучающихся к занятию;

  • взаимное приветствие;

  • проверка присутствующих.

2


2. Проверка усвоенного материала из школьного курса

  • входной контроль

43

Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины

3. Актуализация опорных знаний.

  • Что изучает физика?

  • Какие методы познания окружающего мира вы знаете?

  • Какова роль математики в изучении физики?

  • Какова роль эксперимента в познании окружающего мира?

  • Что такое гипотеза?

3

Беседа по вопросам.

4. Начальная мотивация учебной деятельности.

Эпиграф: «Внимание – устремленность души к познанию»

  • Зачем нам нужно познавать окружающий мир?

5

диалог

6. Сообщение темы урока, постановка целей, задач

Тема занятия: «Физика и методы научного познания».

Цели: ознакомиться с методами научного познания окружающего мира; о физической картине мира;

1

Сообщение преподавателя

7. Изучение нового материала. Технология «развитие универсальных учебных действий».

Как мы можем познавать действительность? 

Внимательно прочитайте предложенный текст и попробуйте выделить способы познания.

Воображение, фантазия, образность мысли всегда были неотъемлемыми компонентами научного творчества, вопреки распространенному мнению, будто ученый живет в холодном, лишенном красок мире абстрактных логических построений. Эйнштейн писал: «В моей жизни взгляд на мир глазами художника играл большую роль. В конце концов работа научного исследователя развивается на почве воображения. Как артист создает свои образы отчасти интуитивно, так и ученый должен обладать большой долей интуиции».

     Также очень интересна мысль другого выдающегося физика нашего времени – М. Борна: «…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось».

Результатом работы с текстом должно стать выделение обучающимися двух основных способов познания – теоретического и экспериментального.

Работа в группах.

1) Просмотр фильма. Результатом просмотра должно стать слово – наблюдение – как способ познания.

2) Каждой группе предлагается задание: исследовать зависимость одной физической величины от другой (например, зависимость удлинения тела от приложенной силы, зависимость силы тока от напряжения, зависимость выталкивающей силы от объема тела и т.д.).

Результатом работы должно стать слово – эксперимент – как способ познания.

3)Группам предлагается текст о свойствах различных веществ.

Задание – изобразить любым способом строение твердых, жидких и газообразных веществ.

     Газы легко сжимаются и могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема. Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа.

     Жидкости трудно сжимаются, сохраняют свой объем, но легко меняют форму, принимая форму сосуда. Они текучи.

     Твердые тела сохраняют свою форму и объем, практически несжимаемы, обладают механической прочностью.

Текст показан на экране и раздается каждому в печатном варианте.

Результатом работы должно стать создание моделей строения газа, жидкости, твердого тела и выделение слова –моделирование – как способ познания.

  1. Дискуссия – обсуждение результатов работы групп,  заполнение таблицы (см. ниже)

65-70

Вопросы преподавателя, активное слушание, работа с текстом.

Визуализация, сообщение преподавателя, фронтальная беседа, работа в группах, просмотр фильма

8. Закрепление нового материала.

Поэтапное закрепление материала.


Комментарии преподавателя

9. Домашнее задание: письменно ответить на вопросы:

  1. Ваши впечатления от первого урока?

  2. С какими новыми понятиями Вы сегодня познакомились?

  3. В какой области Вы можете применить полученные сегодня знания?

2

Изучение материала по новой теме, ответа на вопросы

10. Заключительная часть занятия

- обобщение пройденного материала

- ответы на вопросы обучающихся

- возврат к цели урока (обучающиеся)

- подведение итогов и результатов занятия

- анализ деятельности обучающихся за урок

- объявление оценок за урок

Итогом урока должно стать формирование понятия физики как науки и методов ее познания: теоретического и экспериментального

     В результате проведения вводного занятия у учащихся должно сформироваться представление об основных методах познания: теоретического и экспериментального, а также возможности дальнейшего знакомства с методом моделирования.

5-7

Систематизация и обобщения знаний, методы стимулирования (поощрения – система оценивания активных обучающихся)



Метод научного познания

Характеристика метода

Применение

Наблюдение

Основан на непосредственном восприятии предметов и явлений  с помощью органов чувств.

Недостаток – субъективность наблюдателя.

Там, где затруднен эксперимент (астрономия) или нужно исследовать естественный процесс (психология, социология).

Эксперимент

Активное вмешательство в изучаемый процесс.

Для проверки гипотез и теорий.

Моделирование

Замещение объекта исследования моделью материальной или идеальной.

Ко всем областям и этапам научного

исследования.

     






3


Сохранить у себя:
«Физика и методы научного познания для формирования универсальных учебных действий на уроке физики»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки