КГБПОУ «Шушенский сельскохозяйственный колледж»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 1
Группа: Пк-11 профессия: повар, кондитер
Дата проведения:
Место проведения: учебный кабинет 2403
Дисциплина: Физика
Преподаватель: Н.Л. Ячменева
Тема занятия: «Физика и методы научного познания».
Вид занятия (тип урока): урок, урок комбинированный.
Цели:
Учебная: способствовать формированию понятия физики как науки, методов ее познания; ознакомиться с методами научного познания окружающего мира; о физической картине мира; о роли эксперимента и теории в процессе познания природы; о роле математики в физике; о моделировании явлений и объектов природы; дать понятие научных гипотез.
Развивающая: создать условия для развития критического мышления, формировать способность к восприятию и переработке информации с последующим анализом и выводами через рефлексию своей деятельности.
Воспитательная: создать условия для включения в активную деятельность, формирования навыков ведения диалога и дискуссии; воспитать интерес к дисциплине.
Межпредметная связь: химия, биология, астрономия.
Обеспечение занятия
Материалы и оборудование: конспект, ручка, карандаш, линейка, мультимедиа проектор, презентация.
Литература:
основная: Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев. Физика: Учеб. для 11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 2011.
дополнительная: Касьянов В.А. Иллюстрированный атлас по физике: 10 класс.— М., 2010.; Фирсов А.В. Физика для профессий и специальностей технического и естественнонаучного профилей: учебник для образовательных учреждений сред.
Содержание занятия
Этапы занятия, основное содержание, необходимые методические пояснения и рекомендации. | Время, мин. | Формы, методы, приёмы обучения. |
1. Организационный момент. проверка готовности кабинета и обучающихся к занятию; взаимное приветствие; проверка присутствующих. | 2 |
|
2. Проверка усвоенного материала из школьного курса входной контроль | 43 | Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины |
3. Актуализация опорных знаний. Что изучает физика? Какие методы познания окружающего мира вы знаете? Какова роль математики в изучении физики? Какова роль эксперимента в познании окружающего мира? Что такое гипотеза? | 3 | Беседа по вопросам. |
4. Начальная мотивация учебной деятельности. Эпиграф: «Внимание – устремленность души к познанию» Зачем нам нужно познавать окружающий мир? | 5 | диалог |
6. Сообщение темы урока, постановка целей, задач Тема занятия: «Физика и методы научного познания». Цели: ознакомиться с методами научного познания окружающего мира; о физической картине мира; | 1 | Сообщение преподавателя |
7. Изучение нового материала. Технология «развитие универсальных учебных действий». Как мы можем познавать действительность? Внимательно прочитайте предложенный текст и попробуйте выделить способы познания. Воображение, фантазия, образность мысли всегда были неотъемлемыми компонентами научного творчества, вопреки распространенному мнению, будто ученый живет в холодном, лишенном красок мире абстрактных логических построений. Эйнштейн писал: «В моей жизни взгляд на мир глазами художника играл большую роль. В конце концов работа научного исследователя развивается на почве воображения. Как артист создает свои образы отчасти интуитивно, так и ученый должен обладать большой долей интуиции». Также очень интересна мысль другого выдающегося физика нашего времени – М. Борна: «…мы, ученые, всегда должны помнить, что весь опыт базируется на чувствах. Теоретик, погрязший в своих формулах, забывший о явлениях, которые он собирался объяснить, - это уже не настоящий ученый – физик или химик; а если своими книгами он загораживается от красоты и разнообразия природы, то для меня он жалкий глупец. Ныне мы достигли разумного равновесия между экспериментом и теорией, между чувственной и интеллектуальной реальностью. И мы должны следить за тем, чтобы такое равновесие сохранилось». Результатом работы с текстом должно стать выделение обучающимися двух основных способов познания – теоретического и экспериментального. Работа в группах. 1) Просмотр фильма. Результатом просмотра должно стать слово – наблюдение – как способ познания. 2) Каждой группе предлагается задание: исследовать зависимость одной физической величины от другой (например, зависимость удлинения тела от приложенной силы, зависимость силы тока от напряжения, зависимость выталкивающей силы от объема тела и т.д.). Результатом работы должно стать слово – эксперимент – как способ познания. 3)Группам предлагается текст о свойствах различных веществ. Задание – изобразить любым способом строение твердых, жидких и газообразных веществ. Газы легко сжимаются и могут неограниченно расширяться. Они не сохраняют ни формы, ни объема. Многочисленные удары молекул о стенки сосуда создают давление газа. Жидкости трудно сжимаются, сохраняют свой объем, но легко меняют форму, принимая форму сосуда. Они текучи. Твердые тела сохраняют свою форму и объем, практически несжимаемы, обладают механической прочностью. Текст показан на экране и раздается каждому в печатном варианте. Результатом работы должно стать создание моделей строения газа, жидкости, твердого тела и выделение слова –моделирование – как способ познания. Дискуссия – обсуждение результатов работы групп, заполнение таблицы (см. ниже) | 65-70 | Вопросы преподавателя, активное слушание, работа с текстом. Визуализация, сообщение преподавателя, фронтальная беседа, работа в группах, просмотр фильма |
8. Закрепление нового материала. Поэтапное закрепление материала. |
| Комментарии преподавателя |
9. Домашнее задание: письменно ответить на вопросы: Ваши впечатления от первого урока? С какими новыми понятиями Вы сегодня познакомились? В какой области Вы можете применить полученные сегодня знания? | 2 | Изучение материала по новой теме, ответа на вопросы |
10. Заключительная часть занятия - обобщение пройденного материала - ответы на вопросы обучающихся - возврат к цели урока (обучающиеся) - подведение итогов и результатов занятия - анализ деятельности обучающихся за урок - объявление оценок за урок Итогом урока должно стать формирование понятия физики как науки и методов ее познания: теоретического и экспериментального В результате проведения вводного занятия у учащихся должно сформироваться представление об основных методах познания: теоретического и экспериментального, а также возможности дальнейшего знакомства с методом моделирования. | 5-7 | Систематизация и обобщения знаний, методы стимулирования (поощрения – система оценивания активных обучающихся) |
Метод научного познания | Характеристика метода | Применение |
Наблюдение | Основан на непосредственном восприятии предметов и явлений с помощью органов чувств. Недостаток – субъективность наблюдателя. | Там, где затруднен эксперимент (астрономия) или нужно исследовать естественный процесс (психология, социология). |
Эксперимент | Активное вмешательство в изучаемый процесс. | Для проверки гипотез и теорий. |
Моделирование | Замещение объекта исследования моделью материальной или идеальной. | Ко всем областям и этапам научного исследования. |
3