Сибирский институт управления – филиал РАНХ и ГС
Региональный методический центр
по финансовой грамотности
системы общего и среднего профессионального образования Новосибирской области
ВЫПУСКНОЙ ПРОЕКТ
Методическая разработка учебного занятия по теме:
«Мы создаем наше будущее!»
Разработчики проекта:
Шульга Александр Алексеевич, учитель обществознания
Червякова Елена Васильевна, учитель физики
Шитова Вероника Валериевна, учитель географии и экономики
Ткаченко Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания
Юркина Татьяна Александровна, учитель математики и экономики
Шилкова Марина Сергеевна, учитель истории и обществознания
г. Новосибирск, 2017
Проект допущен к защите
Старший методист РМЦ _____________________ Л.Н. Иванова
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данного проекта связана с целью повышения пенсионной и социальной грамотности среди учащихся. Сегодня, в XXI веке, пенсия формируется по иным правилам, чем у старшего поколения. В системе обязательного пенсионного страхования пенсия не является пособием по старости от государства, одинаковым для всех. Молодые люди имеют возможность с первых дней самостоятельной трудовой жизни формировать будущую пенсию и влиять на ее размер. Пенсионная система нашей страны не стоит на месте. Она развивается, становится все более устойчивой и понятной. Одновременно перед ее участниками открываются новые возможности.
О будущей пенсии нужно думать смолоду, самому активно участвовать в её формировании. 9 класс – период серьезного профессионального выбора, от которого зависит качество жизни человека, в том числе и размер будущей пенсии. Поэтому сознательное отношение к пенсионному возрасту и понимание возможностей пенсионных накоплений является залогом оптимального поведения в современных условиях финансового мира.
Таким образом, возникает необходимость в воспитании финансово-грамотной личности. Значительная доля работы по финансовому просвещению ложится на плечи школы и учителей. Данный проект является вкладом в методическую базу курса «Финансовая грамотность».
Цель проекта: создание методической разработки внеурочного занятия «Мы создаем наше будущее!» для 9 класса (в форме квест-игры).
Задачи проекта:
Изучить нормативную базу(ФГОС ООО)
Ознакомиться с УМК по курсу «Финансовая грамотность»;
Определить оптимальные дидактические условия реализации раздела «Человек и государство: как они взаимодействуют»;
Оформить выпускной проект в соответствии с требованиями;
Спланировать и представить презентацию выпускного проекта.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Общая характеристика
Предмет | Финансовая грамотность |
Класс | 9 класс |
Раздел | Пятый раздел «Финансовая грамотность. 8-9 класс», «Человек и государство: как они взаимодействуют» |
Тема занятия | Квест «Мы создаем наше будущее!» |
Место занятия в курсе | проводится после изучения основного содержания урока 13, во внеурочное время. |
Тип занятия | Внеурочное занятие |
Форма | Квест-игра |
Оборудование | Мультимедиа, интернет-ресурсы, раздаточный материал |
Учебно-методическое обеспечение | ФГОС ООО УМК по финансовой грамотности: Лавренова,Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват.орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014. Лавренова, Е. Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы.8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. Официальный сайт Пенсионного фонда РФ https://www.pfrf.ru |
Состав проектной группы:
Шульга Александр Алексеевич, учитель обществознания МБОУ «Гимназия №1» г. Новосибирска
Червякова Елена Васильевна, учитель физики МКОУ Бажинской ООШ Маслянинского района
Шитова Вероника Валериевна, учитель географии и экономики, МБОУ «Технический лицей-интернат №128» г. Новосибирска
Ткаченко Светлана Владимировна, учитель истории и обществознания МКОУ Новосельская СОШ им.4-х Героев Советского Союза Купинского района
Юркина Татьяна Александровна, учитель математики и экономики МКОУ Северная СШ
Шилкова Марина Сергеевна, учитель истории и обществознания МБОУ Лицей 126 г.Новосибирска
Место выполнения – Региональный методический центр по финансовой грамотности СИУ РАНХиГС
Методическая характеристика
Цель: Формирование социального интереса и представление об ответственности в отношении своей будущей пенсии.
Задачи:
Структурировать представления о сфере пенсионного обеспечения.
Определять факторы, влияющие на размер будущей пенсии.
Совершенствовать навыки использования интернет-ресурсов как социального информатора, в частности, пенсионного калькулятора ПФ РФ.
Получить дополнительный коммуникативный опыт совместной работы с родителями.
Личностные характеристики и установки:
Понимание:
– того, что при планировании будущей пенсии необходимо не только полагаться на государственную пенсионную систему, но и на собственные возможности.
Умения:
– находить актуальную информацию о пенсионном фонде в сети Интернет и возможностях увеличения будущей пенсии .
Компетенции:
– рассчитать и прогнозировать, как могут быть связаны величины сбережений на протяжении трудоспособного возраста и месячного дохода после окончания трудовой карьеры.
Планируемые результаты
Предметные | Метапредметные | Личностные |
-оперировать базовыми понятиями: пенсия и пенсионная система, пенсионный фонд, негосударственные пенсионные фонды; -Осознать факторы, влияющие на размер будущей пенсии; -уметь использовать «пенсионный калькулятор» - ресурс ПФР.
| -умение находить актуальную информацию в сети Интернет; -умение определять государственные и негосударственные учреждения, в которые необходимо обратиться; -анализ и интерпретация информации о деятельности пенсионных фондов из различных источников.
| -получить дополнительный опыт командной работы и развития коммуникативных навыков; - понимать личную ответственность за накопительную часть пенсионного обеспечения.
|
Основное содержание (понятийный аппарат) - пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, негосударственные пенсионные фонды
Ведущая технология - обучение (деятельность) в сотрудничестве.
Метод - квест-метод
Описание хода занятия с организацией учебной деятельности (ориентировочная технологическая карта)
Этапы учебного занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Ресурс | Социальная форма | Время |
Организационный блок Мо-тивацион-но - целевой блок.
|
1.ПРИВЕТСТВИЕ Учитель приветствует учащихся настраивает на позитивно
2.ФОРМУЛИРОВКА ТЕМЫ Учитель предлагает к просмотру видеоролик, ассоциативный ряд из картинок по теме
3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ
В форме беседы актуализируется информация о необходимости подумать о пенсии уже сегодня, (например, учитель может рассказать о том, как и когда американские дети заботятся о своей будущей пенсии) Помогает формулировать цель занятия, задачи. Учитель сообщает, что занятие пройдет в необычной форме, в форме квеста. Сегодня вы будете искать такие условия, факторы, которые помогут вам увеличить размер вашей будущей пенсии. После поиска вы будете складывать найденные факторы в мешок, символизирующий вашу будущую пенсию. Учитель на доске размещает «мешок-пенсию» |
Учащиеся приветствуют учителя и друг друга
Учащиеся формулируют тему занятия
Беседуют по вопросам, по ситуациям, которые задает учитель. Формулируют цель и задачи квеста. |
Мультимедиа проектор, компьютер с выходом в интернет, ассоциативный ряд(Приложение8)
|
Коллективная
Коллективная
|
1 мин.
3мин
2 мин. |
Опера-ционно-деятель-ностный | Ребята, для нашей дальнейшей работы разделимся на 3 группы. Посмотрите на спинку своего стула, там находится, жетон с цифрой, который укажет вам на принадлежность к определенной группе. Соберитесь в группы и определите капитана. Капитан команды подходит к учителю и получает маршрутный лист.
Учитель акцентирует внимание на формате занятия. Сегодня вы пройдете увлекательный квест. Вам предстоит пройти 5 сложных, но интересных станций и выполнить задания. Ваши родители будут выполнять роль модераторов, организаторов на станциях. | Обучающиеся определяют номер и формируют группы
Определяют лидера
Лидер получает маршрутный лист (Приложение1)
Начинают движение по маршрутному листу
Обучающиеся осуществляют переход по «остановкам», выполняя соответствующие задания Остановка «Что есть что?» (приложение 2) Остановка «Посчитаем ! Подумаем!» (приложение 3) Остановка «Угадайка» (приложение 4) Остановка «Реклама» (приложение 5) Остановка «Черный ящик» (приложение 6) | Жетоны с номерами (Приложение 9)
Маршрутный лист
На станциях:
Маркеры для кроссворда, компьютер с выходом в интернет, раздаточные материалы, Черный ящик, картинка «снилс»
|
Групповая | 3 мин.
6 мин.
10мин.
10 мин.
7 мин.
4 мин. |
| |||||
III. Оценочно -рефлексивный | Учитель организует процесс завершения квеста. Ребята, вы замечательно потрудились, давайте вернемся к вопросу: какие факторы влияют на формирование вашей будущей пенсии? Собранные вами призы на станциях, монеты со словами положите в «мешок». Иными словами, соберите свою будущую пенсию. А теперь давайте сделаем совместное фото в память о нашем мероприятии.
Учитель объявляет окончание мероприятия, желает всем уверенности в будущем! | Учащиеся собираются в учебном кабинете и в «денежный мешок», символизирующий будущую пенсию, складывают собранные «призы» на станциях. (приложение7)
Один из ребят называет все факторы, формирующие будущую достойную пенсию .
Ребята и родители собираются на совместную фотографию и все вместе говорят «Сниииилс»! | Мешок нарисованный, «призы», полученные группами на станциях | Коллективная | 8 мин.
Обще время проведения примерно 45-60 минут |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основное содержание проекта направлено на разработку внеурочного занятия, детско-родительского квеста, « Мы создаем наше будущее!»
В рамках реализации проекта участники изучили УМК курса «Финансовая грамотность», ФГОС ООО. Был проведен сбор информации по проблематике поставленного вопроса, организовано через «мозговой штурм» решение вопроса о типе и форме проведения занятия, методах и приемах работы. Таким образом, определены оптимальные дидактические условия реализации раздела «Человек и государство: как они взаимодействуют».
Данная разработка исключительно практикоориентированная, все представленные в приложениях к проекту материалы, помогут коллегам подготовиться и провести внеурочное мероприятие. Проект направлен на мотивацию обучающихся и родителей понимания личной ответственности за решения, принимаемые в процессе формирования пенсии. Социальный смысл данного проекта заключается в формировании сознательного отношения к пенсионному возрасту и понимания возможностей пенсионных накоплений, с учетом различных социально-экономических и идеологических факторов.
Источники информации
Сайт Пенсионного фонда России https://www.pfrf.ru
Сайт Центра «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru/ УМК по финансовой грамотности:Лавренова,Е.Б. Финансовая грамотность: учебная программа. 8–9 классы общеобразоват.орг. / Е. Б. Лавренова, О. И. Рязанова, И. В. Липсиц. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Липсиц, И. В. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя.8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Рязанова, О. И. Финансовая грамотность: материалы для родителей. 8–9 классы общеобразоват. орг. / О. И. Рязанова, И. В. Липсиц, Е. Б. Лавренова. — М.:ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Лавренова, Е. Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы.8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Приложение 1.
Маршрутный лист
Уважаемые участники квеста! Продвигайтесь по указанному маршруту! Следите за временем! | Уважаемые участники квеста! Продвигайтесь по указанному маршруту! Следите за временем! | Уважаемые участники квеста! Продвигайтесь по указанному маршруту! Следите за временем! |
Группа 1 | Группа 2 | Группа 3 |
Остановка 1 «Что есть что?» 6 мин.
Остановка 2 «Посчитаем ! Подумаем!» 10мин.
Остановка 3 «Угадайка» 6 мин.
Остановка 4 «Реклама» 7 мин.
Остановка 5. «Черный ящик» 4 мин
| Остановка 2 «Посчитаем ! Подумаем!» 10мин.
Остановка 1 «Что есть что?» 6 мин.
Остановка 4 «Реклама» 7 мин.
Остановка 5. «Черный ящик» 4 мин
Остановка 3 «Угадайка» 6 мин.
| Остановка 3 «Угадайка» 6 мин.
Остановка 5. «Черный ящик» 4 мин
Остановка 1 «Что есть что?» 6 мин.
Остановка 2 «Посчитаем ! Подумаем!» 10мин.
Остановка 4 «Реклама» 7 мин.
|
Приложение 2.
Станция 1. «Что есть что?» 6 минут
1. Соотнести определения понятий и их значение.
ПЕНСИЯ |
Гарантированная ежемесячная выплата денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет, смертью кормильца. |
ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ |
Совокупность средств, включающих в себя суммы страховых взносов на финансирование накопительной части страховой пенсии. |
ПЕНСИОННЫЙ ФОНД |
Приложение 2 (продолжение).
Фонд, предназначенный для осуществления выплат пенсии по старости или по инвалидности. |
ПЕНСИОННЫЕ БАЛЛЫ |
Условные показатели, отражающие объём отчислений, которые человек совершил в пользу своей будущей пенсии. |
НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕНСИОННЫЙ ФОНД |
Это некоммерческая организация социального обеспечения, основной целью деятельности которой является выплата пенсий участникам системы негосударственного пенсионного обеспечения |
Приложение 3.
Остановка 2
«Посчитаем ! Подумаем!» 10мин.
№1
Иванова Наталья Ивановна, гражданка Российской Федерации 56 лет (10.01.1961 года рождения) до сих пор не обращалась за оформлением пенсии. После института в 22 года пошла работать в библиотеку, где и проработала до сего дня. У неё двое детей. С первым ребёнком она была в декретном отпуске 3 года, а со вторым 1,5 года. Средняя зарплата составляла в последние годы 22000 рублей. Какую пенсию она получит?
№2
Ланевский Егор Игоревич 1970 года рождения в 22 года окончил институт и был призван на срочную воинскую службу на 2 года. После окончания службы сразу устроился инженером на завод. В 1995 женился, в 1997 у него родилась дочь, с которой в декретном отпуске находилась его супруга. Он доволен своей работой и размером официальной зарплаты в 48000 рублей, поэтому планирует там доработать до пенсии. На какую пенсию он может планировать в старости?
Приложение 4.
Остановка 3
«Угадайка» 6 мин.
Кроссворд на тему «Пенсионный фонд РФ»
Приложение 4.(продолжение)
Вопросы к кроссворду
По горизонтали 1. Денежная помощь государства 4. Человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических,сенсорных или психических отклонений 9. Займы, по которым доход выплачивается в виде определенного твердого дохода 12. Отмена решения овыдаче лицензии 13. Особый вид экономических отношений,призванный обеспечить страховую защиту людей и их интересов от различного рода опасностей 15. … . Выплата -оплата произведенных расходов застрахованного лица 17. Человек,пенсионного возраста 18. Налоги и сборы,обязательные к уплате на федеральных территориях государства По вертикали 2. Видпособия,обычно денежного,предоставляемого кому-либо,государством или каким-либо учреждением 3. Регулярное денежное пособие,которое платят лицам,которые достигли пенсионного возраста,имеют инвалидность, потери кормилица 5. На каждое застрахованное территории России лицо пфр открывается индивидуальный …. Счет постоянным страховым номером 11. Физическое лицо, заключившее договор об обязательном страховании с нпф (лицо) |
Приложение 4. (продолжение)
Ответы на кроссворд
Приложение 5.
По предложенным рекламным листовкам определите четыре базовых критерия, определяющих эффективность работы негосударственного пенсионного фонда.
|
|
| Объем пенсионных накоплений |
|
Ответ
Рейтинг надёжности | Доходность пенсионных накоплений (%) | Срок функционирования фонда (лет) | Объем пенсионных накоплений | Количество вкладчиков |
Приложение 5 (продолжение)
Приложение 5 (продолжение)
Приложение 6
Внимание! Черный ящик!
Используя подсказки родителей, угадайте, что в черном ящике?
1.Зеленое, но не крокодил
2. Государственный документ
3. Родился-получи!
4. Имеет пожизненный номер
5. в названии присутствует однокоренное слово к слову «страх»
6.Заламинирован
Приложение 7
Возраст выхода на пенсию
Наличие и количество детей Доходность ПФ
Стаж работы
Зарплата
Срок обращения за пенсией
Накопления
Служба в армии
Приложение 8.
Ассоциативный ряд
Приложение 9.
1 2 3