Финансовая грамотность — это не просто знание о деньгах, а целый набор навыков и умений, которые позволяют ребенку принимать грамотные финансовые решения. В начальной школе дети начинают осознавать ценность денег, что способствует формированию ответственности и осознанного отношения к расходам.
Уроки, посвященные финансовой грамотности, могут включать в себя игры, ролевые ситуации и практические задания, которые делают процесс обучения увлекательным и доступным. Например, через создание «магазина» в классе можно научить детей правильно распределять бюджет, сравнивать цены и принимать решения о покупке, основываясь на своих потребностях.
Также важно прививать навыки планирования, например, составление бюджета на карманные деньги. Обсуждение значимости сбережений и основ инвестирования поможет детям увидеть, как деньги могут работать на их пользу в будущем.
Внедрение таких знаний в образовательный процесс создает у детей фундамент для дальнейшего успешного управления финансами и уверенности в своих действиях в мире экономики. В результате, финансовая грамотность становится важным аспектом общего образования, способствуя воспитанию поколения, готового к новым вызовам современности.В целях формирования финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные занятия. Можно использовать следующие методы:
-Игровые. -Организация мини-экономики. -Имитационные сценарии. -Использование интерактивных игр. Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности во внеурочной деятельности:
– В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих
чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости –
копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В
этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для
оплаты какого-либо продукта в пределах 20.
– Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости,
средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше
продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и
купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100.
Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие «цена товара»,
«количество», «стоимость» покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость
товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о
карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он
может тратить, например, на школьные обеды.
– В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами,
купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно.
Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество =
стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и
стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей.
Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские
товары и т.д.
– В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также
учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С
помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на
нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые
понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование
семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько
стоит одежда, обувь и т.д.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о
своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать
разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и
использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек
способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая
материальную основу для развития общества.
Гаврильева Майя Ивановна ,