Гаврильева Майя Ивановна
Магистр, учитель начальных классов МОБУ СОШ №35 г. Якутск
maikolosova1103@gmail.com
Формирование финансовой грамотности в начальной школе.
Аннотация: Финансовая грамотность – это развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Ключевые слова: финансовая грамотность, начальная школа, внеурочная деятельность, младшие школьники.
Педагоги начальных классов активно наблюдают, что современные младшие школьники очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Дети слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют стремление к самостоятельному использованию денег. Девочки и мальчики достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами родителей и мобильными приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой грамотности.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Поэтому можно провести во внеурочной деятельности.
Формирование финансовой грамотности младших школьников осуществляется через информирование элементарных представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы. Для осознанного понимания необходимости формирования экономических знаний учащиеся должны уметь:
– анализировать свои потребности;
– выделять основные и особые потребности;
– определять источники удовлетворения различных потребностей;
– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;
– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;
– совершать элементарные покупки в магазине;
– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
В целях формирования финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные занятия. Можно использовать следующие методы:
-Игровые.
-Организация мини-экономики.
-Имитационные сценарии.
-Использование интерактивных игр.
Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности во внеурочной деятельности:
– В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих
чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости –
копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В
этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для
оплаты какого-либо продукта в пределах 20.
– Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости,
средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше
продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и
купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100.
Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие «цена товара»,
«количество», «стоимость» покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость
товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о
карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он
может тратить, например, на школьные обеды.
– В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами,
купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно.
Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество =
стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и
стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей.
Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские
товары и т.д.
– В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также
учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С
помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на
нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые
понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование
семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько
стоит одежда, обувь и т.д.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о
своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать
разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и
использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек
способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая
материальную основу для развития общества.
Список цитируемой литературы:
1. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт
и российская практика / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. –
Москва : ЦИПСиР, КНОРУС, 2012. – 128 с. – Текст : непосредственный.
2. Примерная основная образовательная программа начального общего
образования (от 8 апреля 2015 г.). – Текст : электронный. – URL: http://fgosreestr.ru
(дата обращения: 20.02.2022).
3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. –
Москва : Просвещение, 2012. – 317 с. – Текст : непосредственный.
4. Финансовая грамота для школьников / А. Горяев, В. Чумаченко. – Текст
: электронный. – URL: http://www.azbukafinansov.ru/ (дата обращения: 20.02.2022).
5. Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам
международной программы PISA-2012). – Текст : электронный. – URL:
http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_pub.htm (дата обращения: 20.02.2022).