Финансовая грамотность в начальной школе

Финансовая грамотность — это не просто знание о деньгах, а целый набор навыков и умений, которые позволяют ребенку принимать грамотные финансовые решения. В начальной школе дети начинают осознавать ценность денег, что способствует формированию ответственности и осознанного отношения к расходам.

Уроки, посвященные финансовой грамотности, могут включать в себя игры, ролевые ситуации и практические задания, которые делают процесс обучения увлекательным и доступным. Например, через создание «магазина» в классе можно научить детей правильно распределять бюджет, сравнивать цены и принимать решения о покупке, основываясь на своих потребностях.

Также важно прививать навыки планирования, например, составление бюджета на карманные деньги. Обсуждение значимости сбережений и основ инвестирования поможет детям увидеть, как деньги могут работать на их пользу в будущем.

Внедрение таких знаний в образовательный процесс создает у детей фундамент для дальнейшего успешного управления финансами и уверенности в своих действиях в мире экономики. В результате, финансовая грамотность становится важным аспектом общего образования, способствуя воспитанию поколения, готового к новым вызовам современности.В целях формирования финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные занятия. Можно использовать следующие методы:

-Игровые. -Организация мини-экономики. -Имитационные сценарии. -Использование интерактивных игр. Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности во внеурочной деятельности:

– В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих

чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости –

копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В

этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для

оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

– Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости,

средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше

продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и

купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100.

Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие «цена товара»,

«количество», «стоимость» покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость

товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о

карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он

может тратить, например, на школьные обеды.

– В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами,

купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно.

Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество =

стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и

стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей.

Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские

товары и т.д.

– В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также

учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С

помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на

нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые

понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование

семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько

стоит одежда, обувь и т.д.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о

своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать

разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и

использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек

способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая

материальную основу для развития общества.

Содержимое разработки

Гаврильева Майя Ивановна

Магистр, учитель начальных классов МОБУ СОШ №35 г. Якутск

maikolosova1103@gmail.com

Формирование финансовой грамотности в начальной школе.

Аннотация: Финансовая грамотность – это развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Ключевые слова: финансовая грамотность, начальная школа, внеурочная деятельность, младшие школьники.

Педагоги начальных классов активно наблюдают, что современные младшие школьники очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Дети слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Они рано понимают, что деньги позволяют получить желаемое, и проявляют стремление к самостоятельному использованию денег. Девочки и мальчики достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами родителей и мобильными приложениями. Они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует определенного уровня финансовой грамотности.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Поэтому можно провести во внеурочной деятельности.

Формирование финансовой грамотности младших школьников осуществляется через информирование элементарных представлений о видах собственности, семейных доходах и расходах, разумных тратах, карманных деньгах и рациональном их расходовании, стоимости школьного имущества. Уже в начальных классах учащиеся начинают освоение основных терминов, составляющих суть экономики: собственность, производство, торговля, товар, рынок, деньги, цена и др. Решая задачи, которые включают в себя величины цены, количества, стоимости, учащиеся младших классов учатся теоретически решать финансовые проблемы. Для осознанного понимания необходимости формирования экономических знаний учащиеся должны уметь:

– анализировать свои потребности;

– выделять основные и особые потребности;

– определять источники удовлетворения различных потребностей;

– пользоваться деньгами;

– определять источники доходов и расходов;

– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;

– совершать элементарные покупки в магазине;

– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

В целях формирования финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные занятия. Можно использовать следующие методы:
-Игровые.
-Организация мини-экономики.
-Имитационные сценарии.
-Использование интерактивных игр.
Рассмотрим содержание тем по финансовой грамотности во внеурочной деятельности:

– В 1 классе учащиеся знакомятся с числами, цифрами для записи этих

чисел; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости –

копейкой, рублем, монетами достоинством в 1, 5, 10 копеек, 1, 5, 10 рублей. В

этом возрасте дети должны научиться пересчитывать и отбирать монеты для

оплаты какого-либо продукта в пределах 20.

– Во 2 классе вводится понятие денег, их функции: мера стоимости,

средство обращения, средство платежа, средство накопления. Учащиеся дальше

продолжают расширять свои знания о денежных знаках: появляются монеты и

купюры в пределах 100 р., так как счет во втором классе идет в пределах 100.

Учатся переводить рубли в копейки и обратно. Появляется понятие «цена товара»,

«количество», «стоимость» покупки. Учащиеся решают задачи на стоимость

товара, оплату товара, получение сдачи. Во 2 классе ведется уже разговор о

карманных деньгах, что у ребенка есть какие-то карманные деньги, которые он

может тратить, например, на школьные обеды.

– В 3 классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами,

купюрами в пределах 1000 р., учатся переводить рубли в копейки и обратно.

Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена*количество =

стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и

стоимости товара. Карманные деньги уже могут быть в пределах 1000 рублей.

Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские

товары и т.д.

– В 4 классе увеличиваются денежные знаки до 1 000 000 рублей. Также

учащиеся продолжают учиться переводить рубли в копейки и обратно. С

помощью формулы стоимости покупки они решают разные виды задач на

нахождение цены, количества и стоимости товара. В 4 классе появляются новые

понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование

семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько

стоит одежда, обувь и т.д.

Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о

своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать

разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и

использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек

способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая

материальную основу для развития общества.

Список цитируемой литературы:

1. Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт

и российская практика / А. В. Зеленцова, Е. А. Блискавка, Д. Н. Демидов. –

Москва : ЦИПСиР, КНОРУС, 2012. – 128 с. – Текст : непосредственный.

2. Примерная основная образовательная программа начального общего

образования (от 8 апреля 2015 г.). – Текст : электронный. – URL: http://fgosreestr.ru

(дата обращения: 20.02.2022).

3. Примерные программы начального общего образования. В 2 ч. Ч. 1. –

Москва : Просвещение, 2012. – 317 с. – Текст : непосредственный.

4. Финансовая грамота для школьников / А. Горяев, В. Чумаченко. – Текст

: электронный. – URL: http://www.azbukafinansov.ru/ (дата обращения: 20.02.2022).

5. Финансовая грамотность российских учащихся (по результатам

международной программы PISA-2012). – Текст : электронный. – URL:

http://www.centeroko.ru/pisa12/pisa12_pub.htm (дата обращения: 20.02.2022).

Сохранить у себя:
Финансовая грамотность в начальной школе

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки