Федеральные оценочные средства

Материал подходит для проверки знаний обучающихся среднего профессионального образования

Содержимое разработки

Министерство образования Московской области

гбПоу мо «пушкинский лесо-технический техникум»









ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

название дисциплины



по ППКРС по профессии 15.01.05 (150709.02) «Сварщик» (Электросварочные и газосварочные работы)





























2016



«Одобрено»

Цикловой

комиссией общеобразовательного,

гуманитарного и

социально-экономического профиля

Протокол № 1 от «__» августа 2016г.

Председатель________Л.В.Панарина

«Утверждаю»

Зам. директора по УР

___________Л.Н.Филиппова

«____»_______2016г

Зам. директора по УМР

___________О.Б.Гончарук

«____»_______2016г





Фонд оценочных средств разработан на основе рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплина «Биология» в соответствии с ФГОС СПО по профессии 15.01.05 (150709.02) «Сварщик» (Электросварочные и газосварочные работы).










Организация-разработчик: ГБПОУ МО «ПУШКИНСКИЙ ЛЕСО- ТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»


Разработчик: Шишова О.И.., преподаватель


Рецензент:(Ф. И. О., должность) ___________________________________

___________________________________________.

© ГБПОУ МО «Пушкинский лесо-технический техникум, 2016 

















ПАСПОРТ

ФОНДА ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

Биология

15.01.05 (150709.02) «Сварщик» (Электросварочные и газосварочные работы)



Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Наименование темы

Уровень освоения

Темы

Наименование

контрольно-оценочного средства

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Знать

1.основные биологические системы (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема в том числе Биосфера);

2.теории развития современных представлений о живой природе, выдающиеся открытия в биологической науке;

3.роль биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира, методы научного познания;

4.вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В.И. Вернадского о биосфере;

5.отличительные признаки живой природы от неживой, ее уровневую организацию и эволюцию, роль основных органических и неорганических соединений.

6.биологические закономерности: сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура), размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

7.биологическую терминологию и символику;

8.влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов.

Уметь

1.объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения;

вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

2.решать: генетические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы

переноса веществ и энергии в экосистемах;( составлять цепи питания, цепочки РНК по ДНК, находить триплеты т –РНК и по генетическому коду определять аминокислоты);

3.выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; а также для оценивать негативное влияния человека на природу и выработки разумного отношения к ней

4.сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы: естественный и искусственный отбор.

5.делать выводы на основе сравнения; анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет).

6. осуществлять самостоятельный поиск биологической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

7. в процессе работы с учебником учащиеся должны научиться делать конспекты и рефераты, готовить и делать сообщения, проекты, а также критически оценивать бытующие среди населения и в средствах массовой информации спекулятивные и некомпетентные взгляды на некоторые результаты и возможности современной биологии.


Тема 1. Учение о клетке.

Продуктивный

Тестовые задания из 17 пунктов

.



Тема 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Продуктивный

Тестовые задания из 15 пунктов


Сочинение

Тема 3. Основы генетики и селекции.

Продуктивный

Тестовые задания из 11 пунктов

Контрольная работа

Тема 4. Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение.



Продуктивный

Тестовые задания из 16 пунктов

Контрольная работа

Тема 5. Происхождение человека.

Продуктивный

Тестовые задания из 20 пунктов


Тема 6. Основы экологии.

Продуктивный

Тестовые задания из 13 пунктов


Тема 7. Бионика.

Продуктивный

Тестовые задания из 10 пунктов




1- столбцы 1,2 «Результаты обучения – освоенные умения, усвоенные знания»; заполняется в соответствии с разделом 4 рабочей программы «Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины»

2- столбцы 3,4 «Наименование темы», «Уровень освоения темы» заполняется в соответствии с п.2.2 рабочей программы «Тематический план и содержание учебной дисциплины»

3- примерный состав КОС для текущего контроля знаний, умений обучающихся по разделам и (или) темам учебных дисциплин и промежуточной аттестации.



Комплект контрольно-оценочных средств для текущего контроля и промежуточной аттестации по учебной дисциплине «Биология».

Сочинение по теме: Организм. Размножение и индивидуальное развитие организма.

Пример сочинения на тему: «Индивидуальное развитие организмов — онтогенез».


Жизнь любого живого существа начинается с одной-единственной клетки, которая подвергается длительным и сложным преобразованиям. Преобразования, которые протекают в одноклеточных организмах от начала деления и до следующего деления, называют клеточным циклом. Развитие многоклеточного организма от рождения и до естественной смерти называют индивидуальным развитием организма (онтогенез).

Одноклеточные организмы, как и все другие организмы, возникают путем деления. В новой клетке не хватает еще клеточных структур и не сформированы все белки для ее нормальной жизнедеятельности. Поэтому клеточный цикл можно разделить на несколько этапов (фаз).

Первый этап — этап созревания. Когда формируются необходимые клеточные структуры, клетка вступает в следующую фазу — зрелость. В этой фазе клетка выполняет все необходимые ей функции. Зрелость заканчивается новым делением или смертью клетки.

С многоклеточными организмами ситуация происходит намного сложнее. В жизни таких организмов можно выделить два важных этапа. Первый период — эмбриональный. Если мы говорим о млекопитающих, у них эмбриональный период происходит внутри материнского организма (внутриутробное развитие). Второй период начинается с момента рождения или выхода из яйцевых оболочек (постэмбриональное развитие).

Сейчас мы обратимся к схеме периодов эмбрионального развития. Эмбриональный период включает в себя 3 основные стадии:

         

1​ стадия дробления: происходит деление клетки на дочерние — бластомеры. Всего за 2 часа из одной клетки формируется 64 бластомера. Но рост их при этом не происходит. Заканчивается стадия дробления формированием бластулы (зародышевый пузырек). Она состоит из одного слоя клеток с полостью внутри;

2​ гаструляция — образование зародышевых листков. У более примитивных многоклеточных организмов (например, кишечнополостных) формируется только два зародышевых листка (наружный — эктодерма – и внутренний — энтодерма). У более высокоорганизованных животных формируется третий зародышевый листок — мезодерма (между эктодермой и энтодермой);

3​ органогенез – это период взаимодействия зародышевых листков, из которых формируются все органы и ткани организма. Кстати, у человека первым начинает обособляться головной мозг. Это происходит в течение третьей недели после зачатия. Размер эмбриона на этот момент составляет всего лишь 2 миллиметра.

Эктодерма дает начало кожным покровам, а также эпителиальным тканям (волосы, железы внешней секреции, ногти). Также эктодерма образует нервную систему. Мезодерма дает начало основным внутренним органам (например, выделительной и половой системы). Энтодерма образует органы пищеварительной, дыхательной системы, а также железам внутренней секреции.

Уже с первых дней своего развития зародыш организма чувствителен к воздействию окружающих факторов. К таким факторам прежде всего относятся различные химические вещества: алкоголь, никотин, лекарственные средства и наркотические препараты. Также на организмы оказывает свое влияние радиационное излучение и различные инфекции.

Влияние на организм матери этих факторов может привести к тому, что дальнейшее развитие не произойдет и приведет к смерти. Или же у родившегося ребенка будут проявляться изменения, которые также называют уродством.

После рождения наступает следующий период развития живого организма — постэмбриональный.

Прямое развитие — развитие без превращения с постепенным ростом. Особь похожа на родительский организм. Прямое развитие характерно для рыб, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих.

Непрямое развитие (с метаморфозом) — процесс превращения организма на личиночной стадии во взрослую особь. Оно сопровождается анатомическими и физиологическими перестройками организма. Такой способ развития характерен для земноводных и насекомых.

Различают полный метаморфоз и неполный метаморфоз. При полном метаморфозе организм проходит ряд стадий, резко отличающихся друг от друга образом жизни и характером питания. Это стадии яйца, личинки, куколки, взрослой особи (имаго). Такое развитие характерно для бабочек (чешуекрылых) и жуков (жесткокрылых). При неполном метаморфозе стадия куколки отсутствует, а личинка мало отличается от взрослой особи. Такое можно наблюдать у кузнечиков и саранчи.

В независимости от типа развития у всех живых организмов выделяют три стадии: молодость, зрелость и старость. Каждая из стадий характеризуется определенными физиологическими изменениями.

Индивидуальное развитие — один из наиболее интересных процессов, которые происходят в живом организме. Когда из единственной клетки возникает сложный организм и в процессе жизнедеятельности претерпевает ряд изменений. И каждый организм исполняет свою главную функцию — оставлять потомство. Жизнь организма заканчивается его естественной смертью.



ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТ

2(неудовлетворительно)

ставится за сочинение, в котором не понята и не раскрыта тема, на лицо плохое знание материала, преобладают общие фразы, не подтвержденные биологическими фактами; отсутствуют выводы и обобщения.

3(удовлетворительно)

ставится за сочинение, в котором дан в основном правильный, но схематичный ответ на тему или допущены отдельные биологические ошибки, отклонения от темы, неточности в изложении фактического материала.

4(хорошо)

ставится за сочинение, дающее в целом правильный и достаточно полный ответ на тему, обнаруживая хорошее знание текста, умение пользоваться биологическим материалом, делать необходимые выводы и обобщения, но содержащее отдельные неточности в выражении мыслей.

5(отлично)

может быть выставлена, если есть прямой и исчерпывающий ответ по теме, обнаружено отличное знание и глубокое понимание текста биологического содержания, а также умение пользоваться биологическим материалом для раскрытия темы, давать оценку излагаемым фактам, логически последовательно и аргументировано излагать свои мысли.



Контрольная работа № 1.

Тема : «Учение о клетке»

Задание: Ответить (выбрать один из вариантов ответов) на вопросы теста.


1 вариант

Часть А

А1. Наука, изучающая клетку называется

1). Физиологией 3). Анатомией

2). Цитологией 4). Эмбриологией

А2. Какой ученый увидел клетку с помощью своего микроскопа?

  1. М. Шлейден 3). Р. Гук

  2. Т. Шванн 4). Р. Вирхов

А3. Элементарная биологическая система, способная к самообновлению, - это

1). Клеточный центр 3). Подкожная жировая клетчатка

2). Мышечное волокно сердца 4). Проводящая ткань растения

А4. К прокариотам относятся

1). Элодея 3). Кишечная палочка

2) Шампиньон 4). Инфузория-туфелька

А5. Основным свойством плазматической мембраны является

1). Полная проницаемость 3). Избирательная проницаемость

2). Полная непроницаемость 4). Избирательная полупроницаемость

А6. Какой вид транспорта в клетку идет с затратой энергии

1). Диффузия 3). Пиноцитоз

2). Осмос 4). Транспорт ионов

А7. Внутренняя полужидкая среда клетки - это

1). Нуклеоплазма 3). Цитоскелет

2). Вакуоль 4). Цитоплазма

А8. На каком рисунке изображена митохондрия








А9. В рибосомах в отличие от лизосом происходит

1). Синтез углеводов 3). Окисление нуклеиновых кислот

2) Синтез белков 4). Синтез липидов и углеводов

А10. Какой органоид принимает участие в делении клетки

1). Цитоскелет 4) Клеточный центр

2). Центриоль 5). Вакуоль

А11. Гаплоидный набор хромосом имеют

1). Жировые клетки 3). Клетки слюнных желез человека

2). Спорангии листа 4). Яйцеклетки голубя и воробья

А12. В состав хромосомы входят

  1. ДНК и белок 3). РНК и белок

  2. ДНК и РНК 4). Белок и АТФ

А13. Главным структурным компонентом ядра является

1). Хромосомы 3). Ядрышки

2). Рибосомы 4). Нуклеоплазма

А14. Грибная клетка, как и клетка бактерий

  1. Не имеет ядерной оболочки 3). Не имеет хлоропластов

  2. Имеет одноклеточное строение тела 4). Имеет неклеточный мицелий

Часть В

В1. Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции Органоид

А). Различают мембраны гладкие и шероховатые 1). Комплекс Гольджи

Б). Образуют сеть разветвленных каналов и полостей 2). ЭПС

В). Образуют уплощенные цистерны и вакуоли

Г). Участвует в синтезе белков, жиров

Д). Формируют лизосомы

А

Б

В

Г

Д






Выберите три верных ответа из шести

В2. Дайте характеристику хлоропластам?

1). Состоит из плоских цистерн 4). Содержит свою молекулу ДНК

2). Имеет одномембранное строение 5). Участвуют в синтезе АТФ

3). Имеет двумембранное строение 6). На гранах располагается хлорофилл

В3. Чем растительная клетка отличается от животной клетки?

1). Имеет вакуолиь с клеточным соком

2). Клеточная стенка отсутствует

3). Способ питания автотрофный

4). Имеет клеточный центр

5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом

6). Способ питания гетеротрофный




2 вариант

Часть А

А1. Цитология – это наука, изучающая

1). Тканевый уровень организации живой материи

2). Организменный уровень организации живой материи

3). Клеточный уровень организации живой материи

4) Молекулярный уровень организации живой материи

А2. Создателями клеточной теории являются?

1). Ч.Дарвин и А. Уоллес 3). Р. Гук и Н. Грю

2). Г. Мендель и Т. Морган 4). Т. Шванн и М. Шлейден

А3. Элементарная биологическая система, обладающая способностью поддерживать постоянство своего химического состава, это

1). Мышечное волокно 3). Гормон щитовидной железы

2). Аппарат Гольджи 4). Межклеточное вещество

А4. К прокариотам не относятся

1). Цианобактерии 3). Кишечная палочка

2). Клубеньковые бактерии 4). Человек разумный

А5. Плазматическая мембрана состоит из молекул

1). Липидов 3). Липидов, белков и углеводов

2). Липидов и белков 4). Белков

А6. Транспорт в клетку твердых веществ называется

1). Диффузия 3). Пиноцитоз

2) Фагоцитоз 4). Осмос

А7. Цитоплазма выполняет функции

1). Обеспечивает тургор 3). Участвует в удалении веществ

2). Выполняет защитную функцию 4). Место нахождения органоидов клетки

А8. На каком рисунке изображена хлоропласт

А9. Митохондрии в клетке выполняют функцию

1). Окисления органических веществ до неорганических

2). Хранения и передачи наследственной информации

3). Транспорта органических и неорганических веществ

4). Образования органических веществ из неорганических с использованием света

А10. В лизосомах, в отличие от рибосом происходит

1). Синтез углеводов 3). Расщепление питательных веществ

2). Синтез белков 4). Синтез липидов и углеводов

А11. Одинаковый набор хромосом характерен для

1). Клеток корня цветкового растения

2). Корневых волосков

3). Клеток фотосинтезирующей ткани листа

4). Гамет мха

А12. Место соединения хроматид в хромосоме называется

1). Центриоль 3). Хроматин

2). Центромера 4). Нуклеоид

А13. Ядрышки участвуют

1). В синтезе белков 3). В удвоении хромосом

2) В синтезе р-РНК 4) В хранении и передаче наследственной информации

А14. Отличие животной клетки от растительной заключается в

  1. Наличие клеточной оболочки из целлюлозы

  2. Наличие в цитоплазме клеточного центра

  3. Наличие пластид

  4. Наличие вакуолей, заполненных клеточным соком


Часть В

В1. Установите соответствие между особенностями строения, функцией и органоидом клетки

Особенности строения, функции Органоид

А). Содержит пигмент хлорофилл 1). Митохондрия

Б). Осуществляет энергетический обмен в клетке 2). Хлоропласт

В). Осуществляет процесс фотосинтеза

Г). Внутренняя мембрана образует складки - кристы

Д). Основная функция – синтез АТФ

А

Б

В

Г

Д







Выберите три верных ответа из шести

В2. Дайте характеристику комплексу Гольджи

1). Состоит из сети каналов и полостей

2). Состоит из цистерн и пузырьков

3). Образуются лизосомы

4). Участвует в упаковке веществ

5) Участвует в синтезе АТФ

6). Участвует в синтезе белка

В3. Выберите три признака прокариотической клетки?

1). Имеется ядро

2). Клеточная стенка представлена муреином или пектином

3). Наследственный аппарат располагается в цитоплазме клетки

4) Имеет клеточный центр

5). Имеет хлоропласты с хлорофиллом

6). В цитоплазме располагаются рибосомы


Критерии оценки и версии эталонных ответов к
контрольной работе № 1.

Критерии оценки:

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТ

3(удовлетворительно)

14-12 баллов

4(хорошо)

16-14 баллов

5(отлично)

17-20 баллов

Ответы части А оцениваются в 1 балл, части В – в 2 балла. Максимальное количество баллов за контрольную работу –20.

Версии эталонных ответов:

1 вариант

Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

2

3

2

3

4

4

4

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

3

2

4

4

1

1

3


Часть В

В1

В2

В3

22121

346

135



2 вариант

Часть А

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

3

4

1

4

2

2

4

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

4

1

3

4

2

2

2


Часть В

В1

В2

В3

21211

234

236


Контрольная работа №2

Тема: «Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов»

Задание: Ответить (выбрать один из вариантов ответов) на вопросы теста.


А1. Зигота- это:

а) мужская половая клетка

б) яйцеклетка

в) оплодотворённая яйцеклетка

г) женская гамета

А2. Бластула – это:

а) зародыш

б) многоклеточный зародыш

в) зародышевый листок

г) мезодерма

А3.К формам бесполого размножения относится:

а) спорообразование

б) партеногенез

в) гермафродитизм

г) оплодотворение

А4. Процесс образования мужских половых клеток у животных и человека:

а) митоз      

   б) амитоз            

  в) сперматогенез       

    г) овогенез

А5.Фаза митоза, во время которой происходит разделение сестринских хроматид и их превращение в дочерние хромосомы:

а) профаза             

б) телофаза            

   в) метафаза              

г) анафаза

А6. Неподвижные мужские половые клетки растений:

а) спермии

б) гаметы

в) споры

г) сперматозоиды

А7. Конъюгация гомологичных хромосом происходит во время:

а) метафазы II мейоза

  б) профазы I мейоза

в) профазы II мейоза    

г) метафазы I мейоза

А8.Органы полового размножения растений:

а) дочерние органы

б) генеративные органы

в) половые органы

г) вегетативные органы

А9.Хромосома состоит:

а) из центромер

б) из хроматид

в) из микротрубочек

г) из веретён деления

А10.Из эктодермы образуется:

а) нервная система

б) кровеносная система

в) выделительная система

г) лёгкие

А11.В анафазе митоза происходит:

а) расхождение двухроматидных хромосом к полюсам клетки

б) спирализация хромосом

в) расхождение хроматид к полюсам клетки

г) деспирализация хромосом

А12.В процессе нейруляции образуется:

а) нервная трубка

б) мезодерма

в) эктодерма

г) гаструла

А13. Последовательность стадий  митоза следующая:

а) профаза, анафаза, телофаза, метафаза

б) профаза, телофаза, метафаза, анафаза

в) профаза, метафаза, анафаза, телофаза

г) профаза, метафаза, телофаза, анафаза

А14.Клетка, которая содержит двойной набор хромосом:

а) соматическая

б) диплоидная

в) гаплоидная

г) эукариотическая

А15.При мейозе дочерние клетки имеют набор хромосом:

а) n  б)2n  в) 3n  г) 4n

Критерии оценки и версии эталонных ответов к
контрольной работе № 2.

Критерии оценки:

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТ

3(удовлетворительно)

7-9 баллов

4(хорошо)

10-12 баллов

5(отлично)

13-15 баллов

Ответы части А оцениваются в 1 балл. Максимальное количество баллов за контрольную работу –15.

Версии эталонных ответов:

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

в

б

а

в

г

а

б

А8

А9

А10

А11

А12

А13

А14

А15

б

б

а

в

а

в

б

а




Контрольная работа №3

Тема: «Основы генетики и селекции».

Задание: Ответить (выбрать один из вариантов ответов) на вопросы теста, решить задачу.

Вариант 1


Часть 1.


1. В какой области биологии сделал свои открытия Г. Мендель?

1) селекция 2) ботаника 3) цитология 4) генетика


2. Какая наука изучает методы создания сортов растений и пород животных?

1) биотехнология 2) ботаника 3) селекция 4) зоология


3. Учёный хочет выяснить закономерности наследования цвета глаз у детей в нескольких поколениях одной семьи. Каким методом исследования он воспользуется?

1) экспериментальным 2) гибридологическим 3) генеалогическим 4) наблюдения


4. Гены, расположенные в одной хромосоме, наследуются совместно – это формулировка закона

1) гомологических рядов 3) независимого наследования

2) сцепленного наследования 4) единообразия


5. Определите генотип дигетерозиготной особи

1) ААbb 2) AABB 3) AaBb 4) AaBB


6. При скрещивании двух растений ночной красавицы с розовыми и белыми (рецессивный признак) цветками получили 50 % потомства с белыми цветками. Каковы генотипы родительских форм?

1) BB x bb 2) Bb x bb 3) BB x Bb 4) Bb x Bb


7. Соотношение расщепления во втором поколении по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1 характерно для скрещивания

1) анализирующего 2) моногибридного 3) дигибридного 4) полигибридного


8. Изменения, происходящие на уровне нуклеотидов характерны для изменчивости

1) генной 2) геномной 3) хромосомной 4) модификационной


9. В клеточной инженерии проводят исследования, связанные с

1) пересадкой ядер из одних клеток в другие

2) введением генов человека в клетки бактерий

3) перестройкой генотипа организма

4) пересадкой генов от бактерий в клетки злаковых


10. Искусственно полученная популяция растений называется

1) вид 2) штамм 3) порода 4) сорт

Часть 2. Решите задачу


11. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме. В семье, где мать с нормальным слухом (гомозиготная), а отец с нормальным слухом, мать которого была глухой, родился ребёнок с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы детей, вероятность рождения глухого ребёнка. Какая закономерность наследственности проявляется в данном случае?

Вариант 2


Часть 1. Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных


1. В какой области биологии сделал свои открытия Н.И. Вавилов?

1) селекция 2) ботаника 3) цитология 4) генетика


2. Какая наука изучает закономерности наследственности и изменчивости?

1) биотехнология 2) генетика 3) селекция 4) генная инженерия


3. Для выведения породы животных учёные используют метод

1) экспериментальный 3) отбора

2) искусственного мутагенеза 4) полиплоидии


4. Парные гены, определяющие развитие взаимоисключающих признаков, называют

1) гомозиготными 2) аллельными 3) гетерозиготными 4) доминантными


5. Определите генотип моногетерозиготной особи

1) ААbb 2) AABB 3) AaBb 4) AaBB

6. При скрещивании двух растений ночной красавицы с розовыми цветками получили 25 % потомства с красными цветками, 25 % потомства с белыми цветками и 50 % потомства с розовыми цветками. Каковы генотипы родительских форм?

1) BB x bb 2) Bb x bb 3) BB x Bb 4) Bb x Bb


7. Соотношение расщепления во первом поколении по фенотипу 3 : 1 характерно для скрещивания

1) анализирующего 2) моногибридного 3) дигибридного 4) полигибридного


8. Изменения признака в пределах нормы реакции характерны для изменчивости

1) генной 2) геномной 3) хромосомной 4) модификационной


9. В соответствии с законом гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И. Вавилова сходные ряды обнаружены у растений

1) яблони и винограда 2) гороха и томата 3) пшеницы и ячменя 4) картофеля и капусты


10. Искусственно полученная популяция животных называется

1) вид 2) штамм 3) порода 4) сорт


Часть 2. Решите задачу


11. У человека ген цветовой слепоты (дальтонизма – d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать имела нормальное цветовое зрение, а отец – дальтоник, родилась девочка – дальтоник. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и их соотношение. Какая закономерность наследственности проявляется в данном случае?




Критерии оценки и версии эталонных ответов к
контрольной работе № 3.

Критерии оценки:

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТ

3(удовлетворительно)

6-8 баллов

4(хорошо)

9-11 баллов

5(отлично)

12-13 баллов

Версии эталонных ответов:

ВАРИАНТ 1.

ВАРИАНТ 2.

вопроса

ответа

вопроса

ответа

А1

4

А1

1

А2

3

А2

2

А3

3

А3

3

А4

2

А4

2

А5

3

А5

4

А6

2

А6

4

А7

3

А7

2

А8

1

А8

4

А9

1

А9

3

А10

4

А10

3



Часть 2

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей

Р ♀ BB xBb

G B B; b

2) возможные генотипы детей:

F1 BB – дети с нормальным слухом (гомозиготные) 50 %

Bb – дети с нормальным слухом (носители гена глухоты) 50 %

Вероятность рождения глухого ребёнка – 0 %

3) проявляется закон доминирования


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3


Часть 2

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

(правильный ответ должен содержать следующие позиции)

Баллы

Схема решения задачи включает:

1) генотипы родителей

Р ♀ XDXd xXdY

G XD; Xd Xd; Y

2) возможные генотипы детей:

F1 XDXd – девочка с нормальным зрением 25 %

XdXd – девочка дальтоник 25 %

XDY – мальчик с нормальным зрением 25 %

XdY – мальчик дальтоник 25 %

3) проявляется закон сцепленного с полом наследования признака


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 названных выше элемента, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3



Контрольная работа № 4.

Тема: «Происхождение и развитие жизни на Земле. Эволюционное учение»

Задание: Ответить (выбрать один из вариантов ответов) на вопросы теста, дать краткие ответы на вопросы.

Вариант 1

Часть А Выпишите правильные ответы

1. Живое отличается от неживого:

а) составом неорганических соединений;             б) наличием катализаторов;
в) взаимодействием молекул друг с другом;        г) обменными процессами.

2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

а) анаэробные гетеротрофы;        б) аэробные гетеротрофы;   в) автотрофы;     г) организмы-симбионты.

3. К такому общему свойству живого, как саморегуляция, относится:

а) наследственность;     б) изменчивость;       в) раздражимость;  г) онтогенез.

4. Сущность теории абиогенеза состоит в:

а) происхождении живого из неживого;   б) происхождении живого от живого;
в) сотворении мира Богом;                      г) занесении жизни из Космоса.

5. Кристалл не является живой системой, т.к.:

а) он не способен к росту;                             б) он не способен к размножению;
в) ему не свойственна раздражимость;      г) не все свойства живого ему присущи.

6. Опыты Луи Пастера доказали возможность:

а) самозарождения жизни;                             б) появления живого только из живого;

в) занесения «семян жизни» из Космоса;      г) биохимической эволюции.

7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:

а) радиоактивность;  б) наличие жидкой воды;    в) наличие газообразного кислорода;   г) масса планеты.

8. Углерод является основой жизни на Земле, т.к. он:

а) является самым распространенным на Земле элементом;
б) первым из химических элементов стал взаимодействовать с водой;       в) имеет небольшой атомный вес;
г) способен образовывать устойчивые соединения с двойными и тройными связями.

9. Исключите лишнее:     а) 1668 г.;   б) Ф.Реди;   в) мясо;   г) бактерии.

10. Расположите в логической последовательности следующие имена:

а) Л.Пастер;      б) А.Левенгук;     в) Л.Спалланцани;   г) Ф.Реди.

Часть В   Закончите предложения.       1. Теория, постулирующая сотворение мира Богом (Творцом), – … .

2. Доядерные организмы, не имеющие ограниченного оболочкой ядра и органоидов, способных к самовоспроизведению, – … .

3. Фазовообособленная система, взаимодействующая с внешней средой по типу открытой системы, – … .

4. Советский ученый, предложивший коацерватную теорию происхождения жизни, – … .

5. Процесс, в результате которого организм приобретает новую комбинацию генов, – … .

Часть С    Дайте краткие ответы на следующие вопросы.

1. Каковы общие признаки живой и неживой материи?

2. Почему при возникновении первых живых организмов в атмосфере Земли должен был отсутствовать кислород?

3. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «первичному океану» в этом опыте?

4. В чем заключается основная проблема перехода от химической эволюции к биологической?

5. Перечислите основные положения теории А.И. Опарина.

Вариант 2

Часть А  Выпишите правильные ответы.

1. Живое отличается от неживого:

а) составом неорганических соединений;              б) способностью к саморегуляции;
в) взаимодействием молекул друг с другом;          г) обменными процессами.

2. Первыми живыми организмами на нашей планете были:

а) анаэробные гетеротрофы;       б) аэробные гетеротрофы;  в) автотрофы;    г) организмы-симбионты.

3. К такому общему свойству живого, как самовоспроизведение, относится:

а) метаболизм;         б) репродукция;         в) раздражимость;     г) онтогенез.

4. Сущность теории биогенеза состоит в:

а) происхождении живого из неживого;    б) происхождении живого от живого;
в) сотворении мира Богом;                      г) занесении жизни из Космоса.

5. Звезда не является живой системой, т.к.:

а) она не способна к росту;                         б) она не способна к размножению;

в) она не обладает раздражимостью;     г) не все свойства живого ей присущи.

6. Опыт Франческо Реди доказал невозможность:

а) самозарождения жизни;                               б) появления живого только из живого;

в) занесения «семян жизни» из Космоса;        г) биохимической эволюции.

7. Из перечисленных условий наиболее важным для возникновения жизни является:

а) радиоактивность;  б) наличие воды;      в) наличие источника энергии;      г) масса планеты.

8. Вода является основой жизни, т.к.:

а) является хорошим растворителем;                б) обладает высокой теплоемкостью;
в) увеличивает свой объем при замерзании;     г) обладает всеми перечисленными свойствами.

9. Исключите лишнее:        а) 1924 г.;    б) Л.Пастер;    в) мясной бульон;      г) бактерии.

10. Расположите в логической последовательности следующие имена:

а) Л.Пастер;      б) С.Миллер;  в) Дж.Холдейн;     г) А.И. Опарин.

Часть В  Закончите предложения.    1. Процесс образования живыми организмами органических молекул из неорганических за счет энергии солнечного света – … .2. Доклеточные образования, обладавшие некоторыми свойствами клеток (способность к обмену веществ, самовоспроизведению и т.п.), – … .

3. Разделение раствора белков, содержащего и другие органические вещества, на фазы с большей или меньшей концентрацией молекул – … .

4. Английский физик, предположивший, что адсорбция была одним из этапов концентрирования органических веществ в ходе предбиологической эволюции – … .

5. Свойственная всем живым организмам система записи наследственной информации в молекулах ДНК в виде последовательности нуклеотидов – … .

      Часть С     Дайте краткий ответ на поставленный вопрос.

1. В чем состоял опыт Стенли Миллера? Что соответствовало «молниям» в этом опыте?

2. Почему масса планеты, на которой может возникнуть жизнь, не должна быть больше 1/20 массы Солнца?

3. К какой стадии развития жизни на Земле можно отнести слова гоголевского героя: «Числа не помню. Месяца тоже не было. Было черт знает что такое»?

4. Какие условия необходимы для возникновения жизни?

5. Что такое панспермия? Кто из известных вам ученых придерживался этой теории?

Критерии оценки и версии эталонных ответов к
контрольной работе № 4.

Ответы части А оцениваются в 1 балл, части В – в 2 балла, части С – в 3 балла. Максимальное количество баллов за контрольную работу – 35.

Критерии оценки:

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТ

3(удовлетворительно)

12-17 баллов

4(хорошо)

18-25 баллов

5(отлично)

26-35 баллов

Версии эталонных ответов:

ВАРИАНТ 1.

ВАРИАНТ 2.

вопроса

ответа

вопроса

ответа

А1

Г

А1

Б,Г

А2

А

А2

А

А3

В

А3

Б

А4

А

А4

Б

А5

Г

А5

Г

А6

Б

А6

А

А7

Б

А7

Б

А8

Г

А8

Г

А9

Г

А9

А

А10

ГБВА

А10

АГВБ



Часть В: 1 – креационизм; 2 – прокариоты; 3 – коацерват; 4 – А.И. Опарин; 5 – половой процесс.

Часть С.  1. Живая и неживая материи состоят из одних и тех же химических элементов, физические и химические процессы с их участием проходят по общим законам.

2. Кислород – сильный окислитель, и все вновь возникающие органические молекулы были бы немедленно окислены.

3. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной Земли и путем абиогенного синтеза были получены молекулы биологически важных органических соединений. «Первичному океану» в этом опыте соответствовала колба с кипящей водой.

4. Основная проблема перехода от химической эволюции к биологической состоит в объяснении возникновения самовоспроизводящихся биологических систем (клеток) вообще и генетического кода в частности.

5. Основные положения теории Опарина:

– жизнь – одна из стадий эволюции Вселенной;
– возникновение жизни – закономерный результат химической эволюции соединений углерода; 
– для перехода от химической эволюции к биологической необходимы формирование и естественный отбор целостных, обособленных от среды, но постоянно с ней взаимодействующих многомолекулярных систем.


Часть В: 1 – фотосинтез; 2 – протобионты; 3 – коацервация; 4 – Дж.Бернал; 5 – генетический код.

Часть С 1. В 1953 г. С.Миллер создал экспериментальную установку, в которой были смоделированы условия первичной Земли и путем абиогенного синтеза были получены молекулы биологически важных органических соединений. «Молнии» в этом опыте имитировались высоковольтными электрическими разрядами.

2. Если масса планеты больше 1/20 массы Солнца, на ней начинаются интенсивные ядерные реакции, что повышает ее температуру, и она начинает светиться собственным светом.

3. К начальной стадии биохимической эволюции Земли.

4. Для возникновения жизни необходимы следующие основные условия:

– наличие определенных химических веществ (в том числе воды в жидкой фазе); 
– наличие источников энергии; 
– восстановительная атмосфера.

Дополнительными условиями могут являться масса планеты и определенный уровень радиоактивности.

5. Панспермия – занесение «семян жизни» на Землю из космоса. Сторонники: Ю.Либих, Г.Гельмгольц, С.Аррениус, В.И. Вернадский.



Контрольная работа №5.

Тема: «Происхождение человека»

Задание: Ответить (выбрать один из вариантов ответов) на вопросы теста.

Вариант 1

1. Ученый, который первым написал, что человек произошел от обезьяноподобных предков:

  1. Ч. Дарвин,

  2. Ж. Б. Ламарк,

  3. К. Линней,

  4. Т. Р. Мальтус


2. Доказательство происхождения чело­века от животных:

  1. морфологическое сходство с млекопи­тающими,

  1. способность передавать информацию,

  2. мышление,

  1. способность изготавливать орудия тру­да.


3. Рудимент человека:

  1. аппендикс,

  2. хвостатость,

  3. многососковость,

  4. резко выраженное оволосение лица и тела.


4. Прародина человека:

  1. Австралия,

  2. Южная Америка,

  3. Юго-Западная Европа,

  4. Восточная Африка.


5. Предки человека, жившие в эпоху вели­кого оледенения:

  1. питекантропы,

  2. австралопитеки,

  3. неандертальцы,

  4. кроманьонцы.


6. Устная речь в эволюции впервые появи­лась у:

  1. питекантропа,

  2. архантропа,

  3. палеоантропа

  4. неоантропа.


7. Фактор, способствующий формированию членораздельной речи:

  1. появление орудий труда,

  2. развитие подбородочного выступа,

  3. увеличение объема ротовой полости,

  4. дифференцировка зубной системы.


8. Процесс исторического развития человека:

  1. онтогенез,

  2. филогенез,

  3. эмбриогенез,

  4. антропогенез.


9. Важнейший социальный фактор эволюции человека:

  1. речь,

  2. общественный образ жизни,

  3. труд,

  4. мышление.


10. Общий предок человека и человекообразных обезьян:

  1. дриопитек,

  2. австралопитек,

  3. человек умелый,

  4. питекантроп.


11. Причина генетического разнообра­зия популяций современного человека:

  1. отсутствие изоляции,

  2. действие мутационного процесса,

  3. увеличение продолжительности жизни,

  4. улучшение бытовых условий.


12. Время появления древних людей:

  1. 2 млн — 500 тыс. лет назад,

  2. 500—150 тыс. млн лет назад,

  3. 200—100 тыс. лет назад,

  4. 40 тыс. лет назад.


13. Признак человека, являющийся про­явлением закона гомологических рядов наследст­венной изменчивости:

  1. противопоставление большого пальца кисти,

  2. прямохождение,

  3. мышление,

  4. синдром Дауна.


14. Анатомический признак человека, связанный с прямохождением:

  1. дифференцированная зубная система,

  2. пружинящая стопа,

  3. слабое развитие надбровных дуг,

  4. подбородочный выступ.


15. Анатомическая особенность, появив­шаяся у предков человека в связи с широким ис­пользованием огня, животной пищи и ее термиче­ской обработкой:

  1. дифференцированные зубы,

  2. длинная тонкая кишка,

  3. подвижные мясистые губы,

  4. развитый подбородочный выступ.


16. Для эволюции человека характерно:

  1. преобладание биологических факторов над социальными,

  2. преобладание социальных факторов над биологическими,

  3. единство действия биологических и со­циальных факторов,

  4. независимое действие биологических и социальных факторов.


17. Стадия кроманьонца в эволюции че­ловека соответствует:

  1. архантропу,

  2. протоантропу,

  3. неоантропу,

  4. палеоантропу.


18. Впервые использовали огонь в своей деятельности:

  1. Homo sapiens neandertalensis,

  2. Homo sapiens sapiens,

  3. Homo erectus,

  4. Homo habilis.


19. Эволюционным фактором, оказываю­щим в настоящее время наибольшее влияние на эволюцию современного человека, является:

  1. дрейф генов,

  2. изоляция,

  3. борьба за существование,

4) естественный отбор.


20. Основной предпосылкой эволюции человека следует считать:

  1. прямохождение,

  2. трудовую деятельность,

  3. использование руки,

  4. речевое общение.


Вариант 2


1. Ученый, чье учение легло в основу те­ории социального дарвинизма:

  1. Ж. Б. Ламарк,

  2. Т. Р. Мальтус,

  3. Ч. Дарвин,

  4. А. Р. Уоллес.


2. Доказательство происхождения чело­века от животных:

  1. способность к абстрактному мышле­нию,

  2. большой объем мозга,

  3. наличие рудиментов и атавизмов,

  4. общественный образ жизни.


3. Атавизм человека:

  1. складка в уголке глаза,

  2. обильный волосяной покров,

  3. аппендикс,

  4. копчиковая кость.


4. Болезнь современных людей, проис­хождение которой связано с прямохождением:

  1. гипертоническая болезнь,

  2. близорукость,

  3. варикозное расширение вен ног,

  4. желчнокаменная болезнь.

5. Предковая форма человека, занимаю­щая промежуточное положение между обезьянами и древнейшими людьми:

  1. питекантропы,

  2. австралопитеки,

  3. неандертальцы,

  4. кроманьонцы.


6. Человек умелый, изготавливающий первые каменные орудия,

относится к:

  1. архантропам,

  2. палеоантропам,

  3. неоантропам,

  4. парапитекам.


7. Фактор (факторы), оказывающий на­ибольшее влияние на биологическую эволюцию современного человека:

  1. естественный отбор,

  2. изоляция,

  3. волны численности,

  4. дрейф генов.


8. Первые примитивные орудия учились изготавливать:

  1. австралопитеки,

  2. Homo habilis (человек умелый),

  3. древнейшие люди,

  4. древние люди.

9. От преимущественно биологической эволюции к преимущественно социальной шли:

  1. кроманьонцы,

  2. синантропы,

  3. неандертальцы,

  4. питекантропы.


10. Эра, в которую происходил генез:

  1. мезозой,

  2. кайнозой,

  3. палеозой,

  4. протерозой.


11. Искусство впервые появилось у людей:

  1. древних,

  2. Homo habilis (человек умелый),

  3. древнейших,

  4. современных.


12. Один из социальных факторов эволюции человека:

  1. направленная деятельность (труд),

  2. естественный отбор,

  3. наследственная изменчивость,

  4. борьба за существование.


13. К древнейшим людям относятся:

неандертальцы,

кроманьонцы,

питекантропы,

австралопитеки.


14. К родо-племенному образу впервые перешли:

австралопитеки,

древнейшие люди,

древние люди,

дриопитеки.


15. Один из биологических факторов антропогенеза:

речь,

естественный отбор,

мышление,

искусственный отбор.


16. Орудия труда человека умелого:

ножи, скребла и наконечники стрел из камня и костей,

отколы от целых камней в качестве скребел и наконечников стрел,

камни-гальки с отбитыми режущими краями,

рубила и скребла из камня.


17. Впервые научились добывать, а не только поддерживать огонь:

неандертальцы (Homo sapiens neandertalensis),

кроманьонцы (Homo sapiens sapiens),

питекантропы (Homo erectus),

презинджантропы (Homo habilis).


18. Расселение человека по планете и формирование основных рас в антропогенезе про­изошло на стадии:

австралопитеков,

неандертальцев,

питекантропов,

кроманьонцев.


19. Объем мозга у кроманьонца достигал:

1400—1600 см3,

800—1200 см3,

1600—2000 см3,

1200—1400 см3.


20. Животное, которое человек одомашнил после собаки:

корова,

2)лошадь,

3)свинья,

4)овца.

Критерии оценки и версии эталонных ответов к
контрольной работе № 5.

Критерии оценки:

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТ

3(удовлетворительно)

14-12 баллов

4(хорошо)

16-14 баллов

5(отлично)

18-20 баллов

Ответы части А оцениваются в 1 балл. Максимальное количество баллов за контрольную работу –20.

Версии эталонных ответов:

Вариант 1:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

1

1

4

4

3

2

4

3

1

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

2

2

1

2

3

2

3

3

1

2



Вариант 2:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2

3

2

3

2

1

4

2

1

2

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

1

1

3

2

2

3

1

4

3

4




Контрольная работа №6.

Тема: «Основы экологии»

Задание: Ответить (выбрать один из вариантов ответов) на вопросы теста, дать краткие ответы на вопросы.


А1. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером: А) хищничества Б) паразитизма В) комменсализма г) симбиоза А2. Отношения «паразит-хозяин» состоит в том, что паразит: А) не оказывает существенного влияния на хозяина Б) всегда приводит хозяина к смерти В) приносит определенную пользу хозяину Г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина А3 Хищники в природном сообществе: А) уничтожают популяцию жертв Б) способствуют росту популяции жертв В) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность Г) не влияют на численность популяции жертв А4. Популяцию характеризуют следующие свойства: А) рождаемость, смертность Б) площадь территории В) распределение в пространстве Г) среда обитания, условия жизни А5. Заяц-беляк и заяц-русак, обитающие в одном лесу, составляют: А) одну популяцию одного вида Б) две популяции одного вида В) две популяции двух видов Г) одну популяцию двух видов А6.Показателем процветания популяций в экосистеме служит: А) связь с другими популяциями Б) связь между особями популяций В) их высокая численность Г) колебания численности популяций А7. Истребление хищниками больных и ослабленных животных способствует тому, что численность популяций жертв: А) сокращается Б) увеличивается В) изменяется по сезонам года Г) поддерживается на определенном уровне

А8 Примером природной экосистемы служит: А) пшеничное поле Б) оранжерея В) дубрава Г) теплица А9. Наибольшее число видов характерно для экосистемы: А) березовой рощи Б) экваториального леса В) ельника Г) тайги А10. Азотфиксирующие бактерии относятся: А) к продуцентам Б) консументам 1 порядка В) консументам 2 порядка Г) редуцентам


В 1. Составьте пищевую цепь и определите консумента второго порядка, используя всех названных представителей: ястреб, цветки яблони, большая синица, жук яблонный цветоед.


С1. Почему считают конкурентными отношения между щукой и окунем в экосистеме реки?

С2 Объясните преимущество биологических методов борьбы вредителями над химическими



Критерии оценки и версии эталонных ответов к
контрольной работе № 6.

Критерии оценки:

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТ

3(удовлетворительно)

14-12 баллов

4(хорошо)

16-14 баллов

5(отлично)

18-20 баллов

Ответы части А оцениваются в 1 балл, части В-2 балла, части С-4 балла. Максимальное количество баллов за контрольную работу –20

Версии эталонных ответов:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

В

Г

В

А

В

В

Г

В

Б

А


В1. 1) цветки яблони - жук яблонный цветоед – большая синица - ястреб

2) консумент второго порядка - большая синица

С1. 1) являются хищниками, питаются сходной пищей;

2) обитают в одном водоеме, нуждаются в сходных условиях

С2. Предотвращается загрязнение среды, при этом сохраняется фауна и флора.

Контрольная работа №7 .

Тема: «Бионика»

Задание: Ответить (выбрать один из вариантов ответов) на вопросы теста.


А1 Бионика — это…


1)Наука о методах изучения биологических объектов

2)Наука о методах подбора классификации живых объектов

3)Наука о применении в технических устройствах принципы реальных биологических систем

4)Наука о методах подбора классификации живых объектов


А2 Что из перечисленного входит в техническое направление бионики?


1)Создание искусственных протезов

2)Моделирование биологических процессов

3)Обработка статистических данных о проделанных

4)Внедрение функционирования живых систем в инженерную практику


А3 Что из перечисленного входит в биологическое направление бионики?


1)Создание искусственных протезов

2)Моделирование биологических процессов

3)Обработка статистических данных о проделанных опытах

4)Внедрение функционирования живых систем в инженерную практику


А4 Что из перечисленного входит в математическое направление бионики?


1)Создание искусственных протезов

2)Моделирование биологических процессов

3)Обработка статистических данных о проделанных опытах

4)Внедрение функционирования живых систем в инженерную практику


А5 Кого можно считать одним из самых первых биоников?


1)Сократ

2)Ч.Дарвин

3)Леонардо да Винчи

4)Ж.Б.Ламарк


А6 Аминокислоты, белки, ферменты, антибиотики, витамины, гормоны, получают при помощи…


1)клонирования

2)мутагенеза

3)микробиологического синтеза

4)полимеризации


А7 Тритикале – это гибрид…


1)пырея и ржи

2)пшеницы и ржи

3)пшеницы и пырея

4)лошади и осла


А8 Методом биотехнологии не является …


1)полимеризация

2)микробиологический синтез

3)клеточная инженерия

4)генная инженерия


А9 Формально годом рождения бионики считается


1)1950

2)1960

3)1970

4)1980


А10 Объектами бионики являются не только структура органов и тканей, но и способы передачи данных, модели поведения животных и другие объекты.


1)да

2)нет

Критерии оценки и версии эталонных ответов к
контрольной работе № 7.

Критерии оценки:

ОЦЕНКА

РЕЗУЛЬТАТ

3(удовлетворительно)

5-6 баллов

4(хорошо)

7-8 баллов

5(отлично)

9-10 баллов

Ответы части А оцениваются в 1 балл. Максимальное количество баллов за контрольную работу –10.

Версии эталонных ответов:

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

3

4

2

3

3

3

2

1

2

1

Итоговая контрольная работа.

Задание: Ответить (выбрать один из вариантов ответов) на вопросы теста.

Вариант 1

А1. Эмбриология — наука, которая изучает

ископаемые остатки организмов

причины мутаций

3) законы наследственности

4) зародышевое развитие организмов


А2.  Благодаря свойству молекул ДНК самоудваиваться

1) происходят мутации

2) у особей возникают модификации

3) появляются новые комбинации генов

4) передаётся наследственная информация к дочерним клеткам


АЗ. Каково значение митохондрий в клетке?

1)транспортируют и выводят конечные продукты биосинтеза

2) преобразуют энергию органических веществ в энергию АТФ

3) осуществляют процесс фотосинтеза

4) синтезируют углеводы


А4. Митоз в многоклеточном организме составляет основу

1)гаметогенеза 3) обмена веществ

2) роста и развития 4) процессов саморегуляции


А5. Многие грибы, бактерии питаются органическими веществами мертвых тел, поэтому их относят к группе

1) симбионтов 3) сапротрофов 2)хемотрофов 4) паразитов


А6. Каковы цитологические основы полового размножения организмов?

1) способность ДНК к репликации

2) процесс формирования спор

3) накопление энергии молекулой АТФ

4) матричный синтез иРНК


А7. Организм с генотипом, гетерозиготным по двум парам аллелей,-

АаBb 2) AaBB 3) aaBB 4) AABb

А8. Сколько типов гамет образуется у гетерозиготного быка, имеющего черный цвет шерсти (черный цвет доминирует над красным)?

1)Один 2)два 3)три 4) четыре

А9. Какая изменчивость возникает у организмов под влиянием мутагенов?

1)соотносительная 3)групповая

2)генотипическая 4)возрастная


А10. Цветковые растения, в отличие от голосеменных, размножаются с помощью

1)заростков 3) семян

2)спор 4)плодов


А11. К какому типу относят животных, наружный скелет которых содержит хитин?

1)хордовых 3) моллюсков

2)членистоногих 4) кольчатых червей


А12. Позвоночные животные с трёхкамерным сердцем, тесно связанные с водной средой, объединены в класс

1)пресмыкающихся 2) млекопитающих

3)земноводных 4)хрящевых рыб


А13. Кости скелета человека образованы тканью

1)эпителиальной 3) гладкой мышечной

2)соединительной 4) поперечнополосатой мышечной


А14. Наибольшую подвижность костей в скелете человека обеспечивают их соединения с помощью

1)суставов 3) хрящевых прокладок

2)сухожилий 4) надкостницы


А15. Какую роль играют тромбоциты в крови человека?

участвуют в её свертывании

переносят кислород

уничтожают бактерии

переносят питательные вещества


А16. У близоруких людей изображение фокусируется

1)перед сетчаткой

2)на сосудистой оболочке

3)на белочной оболочке

4)за сетчаткой


А17. Увеличение численного состава популяции определяется

1) высокой частотой мутаций

2) разнообразием составляющих ее организмов

3) популяционными волнами

4) преобладанием рождаемости над смертностью


А18. В процессе эволюции расселение вьюрков на разные острова Галапагосского архипелага привело к

1) образованию новых видов

2) обострению конкуренции между особями

3) усилению действия абиотических факторов

4) обострению межвидовой борьбы


А19. Какой пример характеризует приспособленность животных к сезонным изменениям в природе?

1) Поиск акулами добычи в океане

2)Миграция перелетных птиц

3) Ночная активность летучих мышей

4)Движение створок раковины моллюска


А20. Какая из движущих сил эволюции человека имеет социальную природу?

1)членораздельная речь 3) естественный отбор

2) изменчивость 4) наследственность


А21. Воздействие друг на друга организмов одного или разных видов относят к факторам

1)абиотическим 3) антропогенным

2)биотическим 4) ограничивающим


А22. В наземном биоценозе продуценты — это

1)животные 3) грибы

2)растения 4) бактерии-сапротрофы


А23. Почему загрязнение среды радиоактивными изотопами опасно для организмов?

1)нарушается механизм энергетического обмена

2)нарушаются биоритмы в природе

3)возрастает число мутантных особей

4)возрастает число инфекционных заболеваний


А24. При обратимой денатурации молекул белка происходит

1)нарушение его первичной структуры

2)образование водородных связей

3)нарушение его третичной структуры

4)образование пептидных связей


А25. У животных в процессе митоза, в отличие от мейоза, образуются клетки

1)соматические

2)с половинным набором хромосом

3)половые

4)споровые


А26. Снижение яйценоскости кур при нарушении рациона кормления — пример изменчивости

1)комбинативной 3) соотносительной

2)модификационной 4) соматической


А27. Углеводы в организме человека запасаются в

1)печени и мышцах

2) подкожной клетчатке

3) поджелудочной железе

4) стенках кишечника


Вариант2

А 1. Какая наука изучает отпечатки и окаменелости вымерших организмов?

1)физиология 2)экология

3)палеонтология 4)селекция

А 2. Живое от неживого отличается способностью

1)изменять свойства объекта под воздействием среды

2)участвовать в круговороте веществ

3)воспроизводить себе подобных

4)изменять размеры объекта под воздействием среды


А3. Наследственная информация в клетках грибов заключена в

1) рРНК 2) тРНК 3) белках 4) генах

А 4. Живые организмы нуждаются в азоте, так как он служит

1)составным компонентом белков и нуклеиновых кислот

2)основным источником энергии

3)структурным компонентом жиров и углеводов

4)основным переносчиком кислорода


А5.Каковы особенности строения прокариот?

1)клетки не имеют оформленного ядра

2)содержат в клетках одно или несколько ядер

3)состоят из одинаковых клеток и не имеет тканей

4)не имеют клеточного строения


А6.Чем характеризуется организм, появляющийся у большинства животных с прямым развитием из яйца?

1)по строению похож на родителей

2)отличается от родителей по способу питания

3)способен к автотрофному питанию

4)содержит много рецессивных генов


А7. Как называются парные гены, расположенные в гомологичных хромосомах и определяющие окраску цветков гороха?

1)сцепленными 2)рецессивными

3)доминантными 4)аллельными


А8. какая часть особей с рецессивным признаком проявится в первом поколении при скрещивании двух гетерозиготных по данному признаку родителей?

1)75% 2)50% 3)25% 4)0%

А9. Чем обусловлено явление полиплоидии?

1)поворотом участка хромосомы на 180 градусов

2)кратным увеличением наборов хромосом

3)наличием двух хроматид

4)уменьшением числа отдельных хромосом


А10. Какой признак характерен только для бактерий?

1)имеют клеточное строение

2)дышат, питаются, размножаются

3)наличие в клетках митохондрий

4)в клетках отсутствует оформленное ядро


А11. К какому семейству относят растения, у которых на корнях развиваются клубеньковые бактерии?

1)розоцветных 2)бобовых 3)капустных 4)лилейных

А12. Чем клетка многоклеточного животного отличается от клетки простейшего?

1)покрыта оболочкой из клетчатки

2)выполняет все функции

3)выполняет определённую функцию

4)представляет собой самостоятельный организм


А.13. Какие животные дышат с помощью легких и кожи?

1)ящериц 2)крокодилов 3)змей 4)лягушек

А 14.Голосовые связки у человека находятся в

1)гортани 2)носоглотке 3)трахее 4)ротовой полости

А15.Образование мочи у человека происходит в

1)мочеточниках 2)мочевом пузыре

3)нефронах 4)почечной вене


А16. Что происходит в процессе энергетического обмена?

1)из глицерина и жирных кислот образуются жиры

2)синтезируются молекулы АТФ

3)синтезируются неорганические вещества

4)из аминокислот образуются белки


А17. Что происходит в суставах при вывихе?

1)повреждается суставной хрящ

2)нарушается целостность мышечной ткани

3)повреждается надкостница в головках костей, образующих сустав

4)суставная головка выходит из суставной впадины


А 18. Сохранению признаков вида в природе способствует

1)изменчивость

2)мутагенез

3)метаболизм

4)наследственность


А19. Какая изменчивость служит материалом для естественного отбора?

1)сезонная 2)мутационная

3)определённая 4)фенотипическая


А20.К эмбриологическим доказательствам эволюции относят

1)клеточное строение организмов

2)наличие сходных систем органов у позвоночных

3)сходство зародышей позвоночных животных

4)сходство процессов жизнедеятельности у животных


А21. К каким факторам относят увеличение продолжительности светового дня, вызывающее сезонные изменения у организмов?

1)антропогенным 2)биотическим

3)абиотическим 4)ограничивающим


А22. Какие организмы в биогеоценозе степи относятся к редуцентам?

1)злаки, лилейные 2)бактерии и грибы

3)мышевидные грызуны 4)насекомые, питающиеся растениями


А23. Обмен химическими элементами между организмами и неорганической средой в экосистеме называют

1)круговоротом веществ 2)экологической пирамидой

3)пищевыми цепями 4)саморегуляцией


А24. Полипептидная цепь, свёрнутая в клубок, — это структура белка

1)первичная 2)вторичная 3)третичная 4)четвертичная

А25. Какие процессы происходят в ходе пластического обмена в клетке?

1)окисление глюкозы 2)окисление липидов

3)синтез неорганических веществ 4)синтез органических веществ


А26. При каком способе размножения генотип потомства является точной копией генотипа родителей?

1)половом 2)семенном 3)вегетативном 4)с участием гамет

А27.Проявления модификационной изменчивости признака зависят от генотипа, поэтому её пределы ограничены

1)нормой реакции 2)условиями среды

3)случайными мутациями 4)конвергенцией


Критерии оценки и версии эталонных ответов к итоговой контрольной работе .

Критерии оценки по контрольной работе:

Оценка

Результат

2(неудовлетворительно)

13 и меньше правильных ответов

3(удовлетворительно)

15-13 баллов правильных ответов

4(хорошо)

23-16 баллов правильных ответов

5(отлично)

27-24 баллов правильных ответов

Версии эталонных ответов:

ВАРИАНТ 1.

ВАРИАНТ 2.

вопроса

ответа

вопроса

ответа

1

4

1

3

2

4

2

3

3

2

3

4

4

2

4

1

5

3

5

1

6

1

6

1

7

1

7

4

8

2

8

3

9

2

9

2

10

4

10

4

11

2

11

2

12

3

12

3

13

2

13

4

14

1

14

1

15

1

15

3

16

1

16

2

17

4

17

4

18

1

18

4

19

2

19

2

20

1

20

3

21

2

21

3

22

2

22

2

23

3

23

1

24

3

24

3

25

2

25

4

26

2

26

3

27

1

27

1

Используемая литература

Основная

п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1

Общая биология

Под ред.

Константинов В.М.

М.: Академия, 2013.

2

Общая биология: практикум

Под ред.

Константинов В.М.

М.: Академия, 2013.

Дополнительная

п/п

Наименование

Автор

Издательство и год издания

1.

Общая биология. 10—11 кл.

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В.

М.: Просвещение, 2011.

2.

Общая биология. 10 кл. Учебник

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н.

М.: Просвещение, 2013.

3.

Общая биология. Учеб. Пособия для СПО.

Константинов В.М., Рязанова А.П.

М.: Просвещение, 2010.

4.

Общая биология. 10 кл. Рабочая тетрадь.

Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.

М.: Просвещение, 2010.

5.

Общая биология. 11 кл. Учебник

Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Лощилина Е.Н.

М.: Просвещение, 2011.

6.

Биология. Учебник для Ссузов

Чебышев Н.В.

М.: Просвещение, 2005.

7.

Бионика в школе.

Феодосиевич Ц.Н, Иванович Г.И.

Киев, 1990.

8.

Тайны бионики

Гармаш И.И.

Киев, 1985.

9.

Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы.

Богданова Т.Л.

М.:АСТ-Пресс, 2016

10.

Общая биология (для СПО)

Колесников С.И.

М.: Просвещение, 2016.

11.

Биология.

Мустафин А.Г., Захаров В.Б.

М.: Русское слово, 2016.

12.

Основы микробиологии и иммунологии

Бойченко Н.М.

М.: Русское слово, 2015.

13.

Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности.

Тупикин Е.И.

М.: Русское слово, 2015.

14.

Ботаника и физиология растений.

Шумакова Е.В.

М.: Эллис Лак, 2014.

15.

Анатомия и физиология человека.

Самусев Р.П.

М.: Флинта, 2008.

16.

Биология с основами медицинской генетики.

Акуленко Л.В., Угаров И.В.,

Арутюнова С.Д.

М.: АСТ, 2006.

17.

Физиология и этология животных.

Скопичев В.Г.

М.: Русское слово, 2016.

18.

Анатомия.

Замараев В. А.

М.: Дрофа, 2007.

19.

Генетика.

Осипова Л.А.

М.: Русское слово, 2004.

20.

Биология 10-11кл. Тематические и итоговые контрольные работы.

Калинова Г.С., Мягкова А.Н.

М.: Вентана-Граф, 2013.

21.

Методика обучения биологии.

Байбородова Л.В., Лаптева Т.В.

М.: Владос, 2003.

22.

Биология 10кл.. Контрольно-измерительные материалы.


М.: ВАКО,2016.

23.

Зоология для учителя. Хордовые.

Яхонтоа А.А.

М.: Просвещение, 1985.

24.

Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах.

Бондарук М., Ковылина Н.

М.: Учитель, 2007

25.

Проблемы современной нанотехнологии.


М.: Дрофа, 2010.

Интернет-ресурсы

http://www.evtushenko.net/

http://www.bokudjava.ru/

http://www.shukshin.ru/

http://www.solzhenicyn.ru/

http://www.e-reading.org.ua

http://lit.1september.ru

www.membrana.ru

www.computerra.ru

www.zoojournal.ru

www.imb.ac.ru

www.transhuman.ru

www.bionic-life.com

www.ru.wikipedia.org

www.transhumanism-russia.ru

www.kriorus.ru

www.biomolecula.ru

www.proteome.ru

www.membrana.ru

www.popmech.ru

www.roboting.ru

www.elus1965.narod.ru

www.t-generation.ru

www.cnews.ru

www.bio.fizteh.ru






Сохранить у себя:
Федеральные оценочные средства

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки