Автор | Учитель географии Ануфриева В.В. | ||||
Предмет | география | ||||
Класс | 9 класс | ||||
Тип урока | комбинированный | ||||
Форма урока | проблемный диалог с элементами самостоятельной работы | ||||
Тема | Европейский Северо-Запад. Население | ||||
Методы | побуждающий диалог, частично-поисковый, исследовательский, самостоятельная работа по заполнению таблицы
| ||||
Педагогические технологии | Деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, ИКТ - технологии | ||||
Литература | В.П.Дронов, Л.Е. Савельева «География России: Природа. Население. Хозяйство», «Просвещение», Москва, 2016г.
| ||||
Цель | продолжить формирование знаний о районе - Европейском Северо-Западе | ||||
Задачи | Обучающие: закрепление умений работать с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с численностью и размещением населения северо-запада, умение делать вывод, выделять, описывать и объяснять особенности размещения населения Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий. Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности. Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки. | ||||
Планируемый результат | |||||
Метапредметные умения | Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок. Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую. Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
| ||||
Предметные | Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности | ||||
Личностные | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. | ||||
Организация пространства | |||||
Формы работы: Фронтальная Работа в парах Индивидуальная | Ресурсы: Карты атласа «Европейский Северо-запад. Население и хозяйство », настенная карта «Россия», задания для работы в парах, рабочие листы с заданиями, компьютер, медиапроектор. | ||||
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые умения | ||
1.Организа- цианный момент | Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света. Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один большой , красивый и мощный луч. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любой работе. | Выполняют упражнение | Психологическая настройка детей. Положительная мотивация урока. Создание «ситуации успеха». | ||
2. Актуализация знаний | Ребята, мы продолжаем с вами изучение экономических районов России. Какой район мы изучаем. Скажите, пожалуйста, у вас уже сформировалось представление об этом экономическом районе? Сможете ли вы составить «Визитную карточку района», если нет, то, что ещё нужно узнать? По мере ответов учащихся записывается тема и план урока на доске. Численность населения, Состав населения; Размещение населения; Занятость населения
Можем ли мы приступить к изучению новой темы, не вспомнив особенности ЭГП, природы и природных ресурсов, почему?
|
Характеристика экономического района : 1.ГП 2. Природа района 3. Население и трудовые ресурсы 4. Хозяйство 5. Основные проблемы и перспективы развития.
Отвечают. Записывают тему урока «Население» |
Формулируют цель урока: изучить особенности населения | ||
3 Проверка домашнего задания | Фронтальный опрос Какие субъекты РФ входят в состав Европейского Северо - Запада? Покажите их на карте. Дайте оценку ЭГП района. Каковы особенности природы, которые благоприятно влияют на хозяйственную деятельность Какими природными ресурсами богат район?
Учитель: На партах лежит лист с контурной картой. Для чего? Тест на нэтбуках 1-б 2-б 3-б 4 -Финского
| Ответ 1.области: Ленинградская Калининградская, Новгородская, Псковская, Город федерального значения: Санкт-Петербург 2. Форма района довольно компактная. Важная отличительная черта – большая протяжённость побережий, много озёр. Выход через Балтийское море к странам Западной Европы и атлантическому океану. Этим обусловлены внешнеторговые функции Северо-Запада. В районе 2 порта международного значения: Санкт-Петербургский и Калининградский. Район имеет сухопутную границу. Внутреннее Соседство с центральной Россией и Европейским Севером. Существенная роль в развитии столичное положение С-П. (1712-1918г) –крупнейший промышленный центр. 3. Равнинный рельеф и приморское положение на крайнем западе определяют достаточно благоприятные для хозяйственной деятельности природные условия. 4. Природные ресурсы. Полезные ископаемые не отличаются богатством и разнообразием. Встречаются: торф, одно из главных богатств-лес. Хорошо обеспечен водой, высокая заболоченность
2)Работают с контурной картой: показывают районы. 3)Отвечают на вопросы теста 1. С какими из перечисленных стран граничит Северо-Западный район? А. Польша и Финляндия Б.Латвия и Финляндия В.Эстония и Швеция Г.Литва и Словакия 2. В состав Северо-Западного района экономического района входит… А.Тверская область Б.Псковская область В.Смоленская область Г.Ярославская область 3. Что является главной чертой географического положения района А.Положение в пределах Русской равнины Б.Приморское положе В.Бывшее столичное положение В.Окраинное положение 4. К берегам какого залива имеет выход Ленинградская область?
| Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, актуализация и систематизация знаний
Сверяются с атласом. Оценивают свою работу
| ||
4.Физминутка |
|
|
| ||
3. Актуализация знаний.
| Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Европейский Северо-Запад. Население», цель: изучить особенности населения. Предлагает определить задачи урока самостоятельно. Проанализируйте текст учебника (стр.110-111) и определите особенности населения (численности, естественного прироста, миграции). Работая с опорно-логической таблицей. | Определяют задачи (закрепите умения работать в парах, с контурными картами, совершенствование навыка заполнения таблицы ) Работают с текстом учебника (стр.110-111) и презентацией на нетбуках. Заполняют таблицу
| Самостоятельный учет задач, определение действий на уроке, работа в паре | ||
4 Первичное усвоение новых знаний.
|
| Обсуждают ответы |
формирование и развитие учебно- познавательного интереса. смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. | ||
5.Первичная проверка понимания
|
| Рассматривают , делают вывод | Смена видов деятельности перевод глаз в режим поиска зрительное восприятие, предупреждение утомляемости глаз | ||
6.Первичное закрепление |
|
| формирование общеучебных навыков, развитие предметных результатов ( знание факторов размещения производства), применение ранее полученных знаний, умение аргументировать, применять знания в новых ситуациях, проводить самопроверку, исправлять ошибки, умение анализировать и добывать информацию по статистическим данным, преобразовывать её, уметь использовать при изучении темы | ||
7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
| Составить туристический маршрут по городам Северо-Западного района (проекты, презентации, письменные работы). Примерный план: 1) название маршрута; 2) пункты назначения; 3) исторические памятники. П.31
| Записывают домашнее задание в дневник. | Развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса к предмету | ||
9Рефлексия (подведение итогов занятия) | Предлагает ответы на вопросы: В конце урока я хотела бы, чтобы вы продолжили следующие предложения: «Особенно мне понравилось….», « Было интересно….», «Я научился…..», «Мне было интересно узнать……» «Самым сложным для меня было…» | Учащиеся дают ответы | Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, уметь устно выражать свои мысли, устанавливать связь между целью | ||
5. Самооценка. | Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели и задач урока .
|
| Умение оценивать результаты своей деятельности | ||
6. Итог урока. | Анализирует учебную деятельность учащихся на уроке. |
|
|
Приложение
1. Население_______ млн. человек, _______% населения России. Плотность населения составляет _________ человек на км2 Какова динамика численности населения района, с чем это связано? ____________________________________________________________________ Уровень урбанизации района_____ %. В чём его особенность? Каков уровень безработицы, денежные доходы на душу населения ._______________________. Занятость населения.
|
1. Население____8,5___ млн. человек, ____6___% населения России. Плотность населения составляет _______41 _ человек на км2 Какова динамика численности населения района, с чем это связано? Одна из серьёзнейших проблем района-демографический кризис-снижение численности населения. Основная причина –естественная убыль населения. Уровень урбанизации района___86__ %. В чём его особенность? Каков уровень безработицы, денежные доходы на душу населения ._________ менее 6 %. Наиболее высокая безработица в Псковской области___9%._____ минимальное значение в С-П. –менее2%______. Денежные доходы населения почти на 1/8 ниже средних по стране. Наиболее низкие они в Псковской области Занятость населения- значительное число кадров высокой квалификации, 10% -научных работников России. Связано с большим количеством наукомких производств, главным образом оборонного значения
|
1. С какими из перечисленных стран граничит Северо-Западный район?
А. Польша и Финляндия Б.Латвия и Финляндия
В.Эстония и Швеция Г.Литва и Словакия
2. В состав Северо-Западного района экономического района входит…
А.Тверская область Б.Псковская область
В.Смоленская область Г.Ярославская область
3. Что является главной чертой географического положения района?
А.Положение в пределах Русской равнины Б.Приморское положение
В.Бывшее столичное положение В.Окраинное положение
4. К берегам какого залива имеет выход Ленинградская область? (Финского)
1. С какими из перечисленных стран граничит Северо-Западный район?
А. Польша и Финляндия Б.Латвия и Финляндия
В.Эстония и Швеция Г.Литва и Словакия
2. В состав Северо-Западного района экономического района входит…
А.Тверская область Б.Псковская область
В.Смоленская область Г.Ярославская область
3. Что является главной чертой географического положения района?
А.Положение в пределах Русской равнины Б.Приморское положение
В.Бывшее столичное положение В.Окраинное положение
4. К берегам какого залива имеет выход Ленинградская область?
Характеристика экономического района :
1.ГП
2. Природа района
3. Население и трудовые ресурсы
4. Хозяйство
5. Основные проблемы и перспективы развития.
1) численность населения района, доля в России______________________________
2) национальный состав___________________________________________________
3) плотность населения (высчитайте: плотность населения = численность населения / площадь района)______________________________________________________________
4) доля городского населения (сравнить с российскими показателями)____________
5) город-миллионер, крупные города, их численность населения_________________
6) состав Санкт-Петербургской агломерации (перечислить города агломерации)___
7) миграция населения____________________________________________________
Сделать вывод:__________________________________________________________