Европейский северо-запад. Население.

технологическая карта урока составлена для учащихся 9 класса. Форма урока-проблемный диалог с элементами самостоятельной работы

Содержимое разработки

Автор

Учитель географии Ануфриева В.В.

Предмет

география

Класс

9 класс

Тип урока

комбинированный

Форма урока

проблемный диалог с элементами самостоятельной работы

Тема

Европейский Северо-Запад. Население

Методы

побуждающий диалог, частично-поисковый, исследовательский, самостоятельная работа по заполнению таблицы


Педагогические технологии

Деятельностный подход, здоровьесберегающие технологии, ИКТ - технологии

Литература

В.П.Дронов, Л.Е. Савельева «География России: Природа. Население. Хозяйство», «Просвещение», Москва, 2016г.


Цель

продолжить формирование знаний о районе - Европейском Северо-Западе

Задачи

Обучающие: закрепление умений работать с контурными картами, текстом учебника, познакомить учащихся с численностью и размещением населения северо-запада, умение делать вывод, выделять, описывать и объяснять особенности размещения населения

Развивающие: активизация познавательной деятельности учащихся, способность наблюдать, делать выводы, умение оперировать ранее полученными знаниями, умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий.

Воспитательные: воспитание информационной культуры, продолжить работу по формированию коммуникативной компетентности, ответственность за результат своей деятельности.

Здоровьесберегающие: профилактика утомляемости, нарушения зрения, осанки.

Планируемый результат

Метапредметные умения

Регулятивные: умение определять и формировать цель и задачи на уроке, работать по составленному плану, оценивать свою деятельность, вносить необходимые изменения по ходу своей работы, планировать свою деятельность на основе поставленной задачи. Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать других, формулировать и аргументировать своё мнение, умение принимать совместное решение. Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую.

Познавательные УУД: Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников, Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении, умение использовать знаково-символические средства для изучения объектов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.


Предметные

Развитие географических знаний, познавательных интересов, творческих результатов, умение вести самостоятельный поиск, отбор информации, её преобразование и переду необходимой информации по предмету. Опыт применения знаний в учебной деятельности

Личностные

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Организация пространства

Формы работы:

Фронтальная

Работа в парах

Индивидуальная

Ресурсы: Карты атласа «Европейский Северо-запад. Население и хозяйство », настенная карта «Россия», задания для работы в парах, рабочие листы с заданиями, компьютер, медиапроектор.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые умения

1.Организа-

цианный момент

Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света. Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один большой , красивый и мощный луч. Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любой работе.

Выполняют упражнение

Психологическая настройка детей. Положительная мотивация урока.

Создание «ситуации успеха».

2. Актуализация знаний

Ребята, мы продолжаем с вами изучение экономических районов России.

Какой район мы изучаем.

Скажите, пожалуйста, у вас уже сформировалось представление об этом экономическом районе? Сможете ли вы составить «Визитную карточку района», если нет, то, что ещё нужно узнать?

По мере ответов учащихся записывается тема и план урока на доске.

  • Численность населения,

  • Состав населения;

  • Размещение населения;

  • Занятость населения



Можем ли мы приступить к изучению новой темы, не вспомнив особенности ЭГП, природы и природных ресурсов, почему?



Характеристика экономического района :

1.ГП

2. Природа района

3. Население и трудовые ресурсы

4. Хозяйство

5. Основные проблемы и перспективы развития.








Отвечают. Записывают тему урока

«Население»














Формулируют цель урока: изучить

особенности населения

3

Проверка домашнего задания

  1. Фронтальный опрос

  1. Какие субъекты РФ входят в состав Европейского Северо - Запада? Покажите их на карте.

  2. Дайте оценку ЭГП района.

  3. Каковы особенности природы, которые благоприятно влияют на хозяйственную деятельность

  4. Какими природными ресурсами богат район?











  1. Учитель: На партах лежит лист с контурной картой. Для чего?

  2. Тест на нэтбуках

1-б

2-б

3-б

4 -Финского


Ответ

1.области: Ленинградская

Калининградская, Новгородская, Псковская,

Город федерального значения: Санкт-Петербург

2. Форма района довольно компактная. Важная отличительная черта – большая протяжённость побережий, много озёр. Выход через Балтийское море к странам Западной Европы и атлантическому океану. Этим обусловлены внешнеторговые функции Северо-Запада. В районе 2 порта международного значения: Санкт-Петербургский и Калининградский. Район имеет сухопутную границу. Внутреннее Соседство с центральной Россией и Европейским Севером. Существенная роль в развитии столичное положение С-П. (1712-1918г) –крупнейший промышленный центр.

3. Равнинный рельеф и приморское положение на крайнем западе определяют достаточно благоприятные для хозяйственной деятельности природные условия.

4. Природные ресурсы. Полезные ископаемые не отличаются богатством и разнообразием. Встречаются: торф, одно из главных богатств-лес. Хорошо обеспечен водой, высокая заболоченность


2)Работают с контурной картой: показывают районы.

3)Отвечают на вопросы теста

1. С какими из перечисленных стран граничит Северо-Западный район?

А. Польша и Финляндия Б.Латвия и Финляндия В.Эстония и Швеция Г.Литва и Словакия

2. В состав Северо-Западного района экономического района входит… А.Тверская область Б.Псковская область В.Смоленская область Г.Ярославская область

3. Что является главной чертой географического положения района

А.Положение в пределах Русской равнины Б.Приморское положе В.Бывшее столичное положение В.Окраинное положение

4. К берегам какого залива имеет выход Ленинградская область?


Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, актуализация и систематизация знаний
















Сверяются с атласом. Оценивают свою работу






4.Физминутка




3. Актуализация знаний.


Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Европейский Северо-Запад. Население»,

цель: изучить особенности населения. Предлагает определить задачи урока самостоятельно.

Проанализируйте текст учебника (стр.110-111) и определите особенности населения (численности, естественного прироста, миграции). Работая с опорно-логической таблицей.

Определяют задачи (закрепите умения работать в парах, с контурными картами, совершенствование навыка заполнения таблицы )

Работают с текстом учебника (стр.110-111) и презентацией на нетбуках. Заполняют таблицу




1. Население_______ млн. человек, _______% населения России.

  1. Плотность населения составляет _________ человек на км2

  2. Какова динамика численности населения района, с чем это связано?

  3. Уровень урбанизации района_____ %. В чём его особенность?

  4. Каков уровень безработицы, денежные доходы на душу населения ._______________________.

  5. Занятость населения_________________________________________________.





Самостоятельный учет задач, определение действий на уроке, работа в паре


4 Первичное усвоение новых знаний.




1. Население_8,5 млн. человек, 6% населения России.

  1. Плотность населения составляет 41 человек на км2

  2. Какова динамика численности населения района, с чем это связано?

Одна из серьёзнейших проблем района-демографический кризис-снижение численности населения. Основная причина –естественная убыль населения.

  1. Уровень урбанизации района86%. В чём его особенность?

  2. Каков уровень безработицы, денежные доходы на душу населения . менее 6 %. Наиболее высокая безработица в Псковской области9%._____ минимальное значение в С-П. –менее2%______. Денежные доходы населения почти на 1/8 ниже средних по стране. Наиболее низкие они в Псковской области

  3. Занятость населения- значительное число кадров высокой квалификации, 10% -научных работников России. Связано с большим количеством наукомких производств, главным образом оборонного значения









Обсуждают ответы


формирование и развитие учебно- познавательного интереса. смена видов деятельности, предупреждение утомляемости.

5.Первичная проверка понимания



Рассматривают , делают вывод

Смена видов деятельности

перевод глаз в режим поиска

зрительное восприятие, предупреждение утомляемости глаз

6.Первичное закрепление



формирование общеучебных навыков,

развитие предметных результатов ( знание факторов размещения производства), применение ранее полученных знаний, умение аргументировать, применять знания в новых ситуациях, проводить самопроверку, исправлять ошибки, умение анализировать и добывать информацию по статистическим данным, преобразовывать её, уметь использовать при изучении темы

7.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению


Составить туристический маршрут по городам Северо-Западного района (проекты, презентации, письменные работы). Примерный план: 1) название маршрута; 2) пункты назначения; 3) исторические памятники. П.31


Записывают домашнее задание в дневник.

Развитие творческих способностей учащихся, познавательного интереса к предмету

9Рефлексия (подведение итогов занятия)

Предлагает ответы на вопросы: В конце урока я хотела бы, чтобы вы продолжили следующие предложения: «Особенно мне понравилось….», « Было интересно….», «Я научился…..», «Мне было интересно узнать……»

«Самым сложным для меня было…»

Учащиеся дают ответы

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности, уметь устно выражать свои мысли, устанавливать связь между целью

5. Самооценка.

Ребята, спасибо за работу на уроке! А теперь я предлагаю оценить свой вклад в достижении цели и задач урока .



Умение оценивать результаты своей деятельности

6. Итог урока.

Анализирует учебную деятельность учащихся на уроке.





Приложение



1. Население_______ млн. человек, _______% населения России.

  1. Плотность населения составляет _________ человек на км2

  2. Какова динамика численности населения района, с чем это связано?


____________________________________________________________________

  1. Уровень урбанизации района_____ %. В чём его особенность?

  2. Каков уровень безработицы, денежные доходы на душу населения ._______________________.

  3. Занятость населения.






1. Население____8,5___ млн. человек, ____6___% населения России.

  1. Плотность населения составляет _______41 _ человек на км2

  2. Какова динамика численности населения района, с чем это связано?

Одна из серьёзнейших проблем района-демографический кризис-снижение численности населения. Основная причина –естественная убыль населения.

  1. Уровень урбанизации района___86__ %. В чём его особенность?

  2. Каков уровень безработицы, денежные доходы на душу населения ._________ менее 6 %. Наиболее высокая безработица в Псковской области___9%._____ минимальное значение в С-П. –менее2%______. Денежные доходы населения почти на 1/8 ниже средних по стране. Наиболее низкие они в Псковской области

  3. Занятость населения- значительное число кадров высокой квалификации, 10% -научных работников России. Связано с большим количеством наукомких производств, главным образом оборонного значения






1. С какими из перечисленных стран граничит Северо-Западный район?

А. Польша и Финляндия Б.Латвия и Финляндия

В.Эстония и Швеция Г.Литва и Словакия

2. В состав Северо-Западного района экономического района входит…

А.Тверская область Б.Псковская область

В.Смоленская область Г.Ярославская область

3. Что является главной чертой географического положения района?

А.Положение в пределах Русской равнины Б.Приморское положение

В.Бывшее столичное положение В.Окраинное положение

4. К берегам какого залива имеет выход Ленинградская область? (Финского)



1. С какими из перечисленных стран граничит Северо-Западный район?

А. Польша и Финляндия Б.Латвия и Финляндия

В.Эстония и Швеция Г.Литва и Словакия

2. В состав Северо-Западного района экономического района входит…

А.Тверская область Б.Псковская область

В.Смоленская область Г.Ярославская область

3. Что является главной чертой географического положения района?

А.Положение в пределах Русской равнины Б.Приморское положение

В.Бывшее столичное положение В.Окраинное положение

4. К берегам какого залива имеет выход Ленинградская область?





Характеристика экономического района :

1.ГП

2. Природа района

3. Население и трудовые ресурсы

4. Хозяйство

5. Основные проблемы и перспективы развития.

1) численность населения района, доля в России______________________________


2) национальный состав___________________________________________________


3) плотность населения (высчитайте: плотность населения = численность населения / площадь района)______________________________________________________________


4) доля городского населения (сравнить с российскими показателями)____________


5) город-миллионер, крупные города, их численность населения_________________


6) состав Санкт-Петербургской агломерации (перечислить города агломерации)___


7) миграция населения____________________________________________________


Сделать вывод:__________________________________________________________


Сохранить у себя:
Европейский северо-запад. Население.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки