Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Катынская средняя школа
Смоленского района Смоленской области
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов протокол № ______ от _____________
_____________ Киндюхина Т.Н.
| Согласовано зам.директора по ВР ____________________ (число, месяц, год)
______________ Байкова Н.В. | Утверждаю директор МБОУ Катынская СШ приказ №_________ от ____________
_____________ Старовойтова Н.И. |
Рабочая программа
по курсу
«Этикет и культура общения»
для 4 класса
на 2019– 2020 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Корнеева Л.С.
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для общекультурного направления развития личности младшего школьника. Программа реализуется в форме кружка.
Занятия направлены на эстетическое воспитание младших школьников.
Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.
Практическая значимость данного курса состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся.
Цель программы:
-освоение учащимися 4-ых классов норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.
Задачи:
-предоставить возможности ребёнку проявить себя и своё отношение к окружающему миру;
-научить детей всматриваться в мир, в людей, которые рядом, учить строить с ними отношения;
-прививать детям стремление к постоянному познаванию, убеждать, что каждый может объявить войну своему невежеству.
Данная программа позволяет учащимся 4-ых классов познакомиться с основными знаниями в области этики и этикета и закрепить их на практике.
Программа курса внеурочной деятельности для 4 класса «Этикет и культура общения» рассчитана на один год обучения: 34 часа в год.
Режим работы: 1 час занятие в неделю.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности:
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: воспитывать у учащихся дружеские взаимоотношения, учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности.
Для достижения данного уровня необходимо: сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Содержание курса
Первый год обучения. 4 класс (34 часа в год)
Раздел 1. Из истории этикета (3 часа)
Тема 1. Из истории этикета
Дать понятия «этика», «этикет». Краткое знакомство с историей этикета и некоторыми этикетными нормами в занимательной игровой форме. Во время занятия предполагается использование корпоративных форм, что позволяет каждому учащемуся высказать своё мнение и узнать точку зрения одноклассников, находить убедительные аргументы, проявить доброжелательность по отношению к товарищу.
Раздел II. Виды этикета (4 часа)
Тема 1. Школьный этикет
Познакомить с правилами поведения в школе, на уроке, на перемене, с правилами подготовки к уроку. Подвижные игры. Заучивание стихов о поведении в школе. Познакомить с правилами поведения в школьной столовой.
Тема 2. Правила содержания учебных вещей
Правила ухода за рабочим местом в классе. Правила содержания ученического портфеля. Оформление письменных работ. Сохранность учебных вещей.
Тема 3. Отношение к учителю и одноклассникам
Правила делового общения с учителем. Правила общения с одноклассниками.
Тема 4. Учись учиться
Умение слушать. Умение излагать свои мысли. Умение работать с книгой. Умение соблюдать правильный режим учебной работы.
Раздел III. Этикет общения (3 часов)
Тема 1. Что такое хорошее поведение
Дать понятия «вежливость», «привычка», «хорошее поведение». Показать, что вежливость – самая необходимая черта человека.
Тема 2. Азбука приветствий
Приветствие в разные времена, у разных народов. Приветствие в мире животных. Умение правильно приветствовать друзей, старших, незнакомых.
Тема 3. Общение в форме разговора.Знакомство.
Содержание понятий «разговор», «знакомство». Правила этикета в общении со взрослыми. Сюжетно-ролевые игры.
Раздел VI. Этикет в культуре внешности (3 часов)
Тема 1. Внешний вид учащегося. Соревнование на лучший деловой внешний вид.
Тема 2. Внешний вид дома и на улице.
Тема 2. Внешний вид на празднике.
Раздел V. Этикет в общественных местах (7 часов)
Тема 1. На улице
Умение обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом, просьбой. Формы привлечения внимания, типовые вопросы, формы извинения, просьбы, благодарности. Опасные взрослые. Действия в опасных ситуациях. Научись говорить громко: «Я вас не знаю!». Поведение во дворе в подъезде.
Тема 2. В театре
Правила поведения в театре, кинотеатре, концерта
Тема 3. В библиотеке
Правила поведения в библиотеке. Бережное отношение к книге.
Тема 4. В транспорте
Изучение правил поведения в общественном транспорте. Понятие о хороших манерах.
Тема 5. В магазине
Вещи, их цена и ценность. Поведение в магазине при покупке, примерке, умение быть сдержанным.
Раздел VI. Этикет по праздникам (3 часа)
Тема 1. Вы принимаете гостей
Приглашение в гости, способы приглашения, благодарность за приглашение, формы извинения в случае отказа, этические нормы поведения хозяина и гостей, представление гостей друг другу, церемония угощения, беседа за столом, гостеприимство. Какое событие может быть праздником. Поздравление по поводу различных дат. Дать понятия «день рождения», «гость», «именинник», Правила этикета на дне рождения для именинника.
Тема 2. Вас пригласили в гости
Правила этикета для гостя. Правила поведения во время знакомства. Представление людей друг другу. Дарение подарков Прощание с гостями. Умение вовремя уйти. Сюжетно-ролевая игра «Мы на дне рождения».
Тема 4. Как выбрать и подарить подарок
Правила выбора подарков. Практическое занятие.
Раздел VII. Твоя родословная (5 часов)
Тема 1. Обязанности дома
Участие всех членов семьи в домашнем труде.
Тема 2. Имена оживают
Знакомство с историей возникновения имен, отчеств, фамилий. Пополнение списка «Имена нашего класса».
Тема 3,4,5. Пишем историю семьи
Знакомство с понятием «родословная», умение составлять древо своей семьи.
Раздел VIII. Уроки доброты ( 4 часов)
Тема 1. Добро и зло в сказке
Дать понятие «сказка», «вежливость», «поступок», «добрый поступок», «плохой поступок», «дракон внутри человека». Открытие большого мира начинается чаще всего со сказки, она развивает мысль и воспитывает чувства.
Тема 2,3 О братьях наших меньших. Люби всё живое
Беседы о животных: о среде их обитания, их повадках, их отношении к человеку и их месте в жизни человека, отношение к животному, забота о нём, жалость к бездомному и больному животному, способы ухода за животными. Ответственность принятия решения завести животное. Уход за животным. Для чего человек приручил животных. Выбор кличек различными животным. Рассказ о своем любимце. Животное не может быть подарено без согласования с будущим владельцем.
Раздел IX. Делу время – потехе час (2 часов)
Тема 1,2. Режим дня. Личная гигиена.
Дать понятие «режим дня», «здоровье», «личная гигиена» учащихся. Доказать необходимость соблюдения режима дня для укрепления здоровья человека. Составление схемы режима дня. Советы доктора Айболита. Практическая часть урока.
Формы организации и виды деятельности школьников
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) и др.);
-практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и шаблонам)
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
-объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
-частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
-фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Тематическое планирование
№ п/п | Название темы, раздела | Кол-во часов |
I. | Из истории этикета | 3 |
I I. | Виды этикета | 4 |
III. | Этикет общения | 3 |
VI. | Этикет в культуре внешности | 3 |
V. | Этикет в общественных местах | 7 |
VI. | Этикет по праздникам | 3 |
VII | Твоя родословная | 5 |
VIII. | Уроки доброты | 4 |
IX. | Делу время – потехе час | 2 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата проведения |
I. Из истории этикета (3 часа) | |||
1 | Из истории этикета | 2 |
|
2 | Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях | 1 |
|
II. Виды этикета (3 часа) | |||
3 | Школьный этикет | 1 |
|
4 | Правила содержания учебных вещей | 1 |
|
5 | Отношение к учителю и одноклассникам | 1 |
|
6 | Учись учиться
| 1 |
|
III. Этикет общения (3 часа) | |||
7 | Что такое хорошее поведение | 1 |
|
8 | Азбука приветствий | 1 |
|
9 | Как познакомиться | 1 |
|
VI. Этикет в культуре внешности (3 часа) | |||
10 | Внешний вид школьника | 1 |
|
11 | Внешний вид дома и на улице. | 1 |
|
12 | Внешний вид на празднике. | 1 |
|
V. Этикет в общественных местах (7 часов) | |||
13 | На улице | 1 |
|
14 | В театре | 1 |
|
15 | В библиотеке | 1 |
|
16 | В транспорте | 1 |
|
17 | В магазине | 1 |
|
18 | В путешествии | 1 |
|
19 | В музее. | 1 |
|
VI. Этикет по праздникам (3 часа) | |||
20 | Вы принимаете гостей | 1 |
|
21 | Вас пригласили в гости | 1 |
|
22 | Как выбрать и дарить подарки. | 1 |
|
VII. Твоя родословная(5 часов) | |||
22 | Обязанности дома | 1 |
|
23 | Человек и его имя | 1 |
|
24 | Фамилия – флаг семьи. | 1 |
|
25 | Имена оживают | 1 |
|
26 | Пишем историю семьи | 1 |
|
VIII. Уроки доброты (4 часа) | |||
27 | Добро и зло в сказке | 2 |
|
28 | О братьях наших меньших | 1 |
|
29 | Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья | 1 |
|
30 | Люби всё живое | 1 |
|
IX. Делу время – потехе час (2 часа) | |||
31 | Режим дня. | 1 |
|
32 | Личная гигиена | 1 |
|
Литература
1. Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками: Пособие для учителя.- М.:Просвещение, 1982.- 160 с.
2. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М.:Детская литература, 1985.- 207 с.
3. Духовно-нравственные основы семьи: Этика и психология семейной жизни: Хрестоматия для учителя: в 2-х ч.-М.:Школьная пресса, 2011
4.Лихачева Л. Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках.-Екатеринбург: Средне - Уральское издательство, 1996. -318 с.:ил
5. Смирнова Н.А. Этика и этикет младших школьника: Пособие для учителя.-М.:Школьная пресса, 2002
6. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. – М.: Педагогика, 1990.
7.Формирование культуры поведения младших школьников:Пособие для учителя.-Киев:Радянска школа,1988.-144 с.
8.Шемшурина А.И.Основы этической культуры.-М.:Копия-С,1998.-134 с.
9.Шкатова Л.А.Задачник по этикету Екатеринбург: Южно - Уральское издательство, 1996. -318 с.:ил
10.Школа этикета /Сост Л.С.Лихачева.- Екатеринбург: Средне - Уральское издательство, 1996. -78 с.