Урок 28
«Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки.
Цели урока:
1. Познавательные:
- познакомить учащихся с отрывком из поэмы Некрасова «Мороз, красный нос»;
- определить роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины.
2. Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать самостоятельность;
- развивать устную речь учащихся.
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к лирике Некрасова,
- воссоздание культурной традиции при работе с некрасовскими образами.
Тип урока: анализ произведения
Оборудование: презентация, проектор, учебники, тетради.
Ход урока
1. Организационный момент (слайд 1)
- Здравствуйте, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с творчеством Некрасова, прочитаем отрывок из его поэмы, поработаем над анализом изобразительно-выразительных средств, используемых поэтом.
2. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение стихотворения «На Волге».
3. «Есть женщины в русских селеньях...» — отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос». Поэтический образ русской крестьянки. Роль сравнений, эпитетов в создании образа русской женщины
- Ребята, я прочитаю вам отрывок из поэмы Некрасова, а вы постарайтесь вспомнить ее название (чтение учителем отрывка «Не ветер бушует над бором…»).
- Поэма «Мороз Красный нос» была написана в 1863г. Крепостное право было отменено 2 года назад, но жизнь крестьян не улучшилась. Доля русской женщины - крестьянки очень волновала поэта и Некрасов развивает эту тему в поэме «Мороз Красный нос.» Сегодня на уроке мы узнаем, какие лучшие черты русской женщины воспел Н.А.Некрасов, будем учиться читать выразительно отрывок из его поэмы. Запишите тему урока. (слайд 2)
А.Работа с иллюстрацией учебника
- Рассмотрим иллюстрацию к поэме художника А. Пластова (с. 194). Какой художник видит русскую женщину?
Б.Чтение отрывка учителем
- Послушайте отрывок из поэмы: «Есть женщины в русских селеньях...» (слайд 3)
— Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок? Какое чувство хочет передать нам автор? Соответствует ли образ некрасовской женщины образу художника? Объясните. (слайд 3)
В. Анализ текста
- Давайте перечитаем стихотворение по строфам, объясняя, как вы понимаете смысл некрасовских слов. ( Выделим эпизод с косами, поясним его смысл: женщина не должна была показывать посторонним свои волосы, паренек подбросил их кверху. Крестьянка возмущена его поступком: «Лицо величаво, как в раме, // Смущеньем и гневом горит».)
— Как вы понимаете выражение: «Ей некогда лясы точить...»?
— Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?
В ней крепко и ясно сознанье, |
- Ответим на вопросы учебника (с. 195—196).
— Что такое рифма? (с.312) Как рифмуются строки в этом произведении Некрасова?
Составим схему рифмовки и определим ее вид: перекрестная.
— Что такое сравнение, эпитет? (с.312, 314)
— Выделите в тексте сравнения и эпитеты. Для чего их использует Некрасов?
(Сравнения и эпитеты помогают создать портрет русской женщины. Некрасов сравнивает ее с царицей, с солнцем, взгляд такой женщины дорог, словно золотой рубль. Возмущенное лицо крестьянки поэт сравнивает с портретом: «как в раме». Зубы он сравнивает с «крупными перлами», т. е. с жемчугом, о ребенке пишет, что он сидит на груди, «как на стуле», т. е. уверенно, спокойно.
Чтобы описать русскую женщину, Некрасов употребляет такие слова и выражения: «С красивою силой в движеньях...», «Красавица, миру на диво, // Румяна, стройна, высока...», «Всегда терпелива, ровна...», «сердечный смех», «румяные губы», «внутренней силы печать», «нарядная матка».)
-Выдающийся исследователь творчества Н. А. Некрасова Н. Н. Скатов пишет: «...в центре она — женщина во всей полноте определений и в их контрастности: бытовое — „баба“ и высокое „красивая и мощная славянка“, совсем простонародное „матка“ и торжественное — „женщина русской земли...“».
— Чем восхищается поэт, описывая русскую крестьянку?
( Красотой, трудолюбием русской женщины, чувством собственного достоинства.)
Г. Выразительное чтение
- Прочитайте отрывок выразительно на оценку. (Обсуждение чтения с учащимися)
4. Подведение итогов. Поэт убежден, что счастье народа в труде. В своей поэме Н.А.Некрасов воплотил лучшие черты русской женщины. Какие? (Красивая, смелая, трудолюбивая, любящая, терпеливая.) Это стихотворение - гимн русской женщине. Подберите к данным иллюстрациям соответствующие строки поэмы.(Слайд 4)
Домашнее задание (слайд 5)
Подготовить выразительное чтение отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».
Индивидуальное задание
Подготовить сообщения по карточкам (см. урок 29).
Список литературы
1. О. А. ЕРЁМИНА. Уроки литературы в 5 классе. Книга для учителя.
2. Некрасов Н.А. Поэмы "Стрекоза-Пресс" 2004 г.;
3. Лебедев Ю.В. Русская литература XIX в.: 2-я половина, М., Просвещение, 1990 г.
4. Николай Скатов. НЕКРАСОВ. - МОСКВА «МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ»,1994.
2