Элементы метапредметности на уроках истории
Царева Е.Ю.,
учитель истории и обществознания МОУ СШ № 31
В настоящее время каждый преподаватель истории знает, что его задача состоит в том, чтобы научить обучающихся самостоятельно добывать информацию из любых источников и правильно использовать ее. Традиционный источник знаний – учебник ограничен в своих возможностях. Решение данных задач возможно с помощью применения на уроках истории и обществознания межпредметных связей. [1, с.35]
И прежде всего это связь с литературой. Произведения художественной литературы, привлекаемые на урок, помогают воссоздать колорит эпохи, конкретизировать учебный материал и сформировать у учеников яркие образы прошлого, являющиеся составной частью их исторических представлений.
Есть в курсе истории тема «Великая Отечественная война». На уроке мы с ребятами говорим о начале войны, о тяжести первых дней, о мужестве защитников Брестской крепости. Но материал учебника, как мне кажется, предельно сух и недостаточно эмоционален. Поэтому, чтобы передать эмоциональные переживания очевидцев тех событий, я зачитываю отрывки из произведений, посвящённых этому событию, например, из повести Бориса Васильева “В списках не значился” о последних минутах жизни лейтенанта Николая Плужникова.
В произведениях художественной литературы мы находим конкретный материал: меткие характеристики и детали быта, яркие факты и описание облика людей прошлого. Например, чтобы учащиеся 7 класса более четко представили себе облик Емельяна Пугачева, я зачитываю отрывок из “Капитанской дочки” А.С.Пушкина. В 8 классе при изучении темы «Отечественная война 1812 года», когда речь идёт о Бородинском сражении, очень органично вплетаются строки из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино», отрывок из романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» или из романа «Война и мир» Л.Н.Толстого. Рассказывая о тяжести Ленинградской блокады, цитирую стихи О.Берггольц.
Школьный курс истории посвящен развитию только человеческого общества и не затрагивает изменений, происходивших в природе. А между тем сведения о таких изменениях остаются «за кадром», хотя способствуют формированию экологического, природоохранного мышления, более правильного представления о развитии нашей цивилизации, осознанию сложной взаимосвязи истории и биологии, человека и природы. [1, 40].
Вот лишь некоторые интересные факты, которые могут быть использованы при изучении истории Древнего мира. Например, еще до нашей эры в Ливане были сильно подорваны запасы ливанского кедра – дерева, достигающего 7 м в обхвате ствола. Ливанский кедр описан в Библии, из него был построен дворец легендарного царя Соломона; из кедра строили храмы, делали корабли. Детали саркофага египетского фараона Тутанхамона, также сделанного из этого дерева, хорошо сохранились спустя 3200 лет. Сейчас ливанский кедр остался в очень малом количестве в нескольких местах в Сирии и Ливане и взят под строгую охрану.
Весомое значение в учебной деятельности приобретают межпредметные связи с использованием информационных технологий, которые позволяют на уроках истории применить знания, полученные при изучении информатики, создают мотивацию для дальнейшего освоения более сложных программ, способствуют развитию интереса к предмету. У учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы.
Межпредметные связи школьных предметов с историей направлены не только на получение учениками определенной суммы знаний, но и выполняют ещё одну важную задачу: помогают обучающимся преодолеть расколотость исторической картины прошлого, позволяют им увидеть исторический процесс панорамно, в его единстве и многообразии. [1, 71].
Литература:
Вяземский, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Уроки истории: думаем, спорим, размышляем. – Москва.: Изд-во «Просвещение». - 2012.–192с.