Электронные таблицы. Абсолютная адресация

Технологическая карта урока информатики. Цели урока:

Обучающие:

  • Способствовать формированию у учащихся понятий абсолютная адресация и смешанные ссылки;
  • Научить решать задачи в ЭТ с использованием относительной и абсолютной адресации.

Развивающие:

  1. Развитие представлений об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.
  2. Развивать навыки анализа и синтеза, умения работать с источником информации.
  3. Способствовать развитию логического мышления.
  4. Развитие у учащихся самостоятельности.
  5. Развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение общаться друг с другом, помогать друг другу.

Содержимое разработки

Тема: Электронные таблицы. Абсолютная адресация (8 класс)

Цели:

Обучающие:

  • Способствовать формированию у учащихся понятий абсолютная адресация и смешанные ссылки;

  • Научить решать задачи в ЭТ с использованием относительной и абсолютной адресации.

Развивающие:

  1. Развитие представлений об ЭТ  как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.

  2. Развивать навыки анализа и синтеза, умения работать с источником информации.

  3. Способствовать развитию логического мышления.

  4. Развитие у учащихся самостоятельности.

  5. Развитие познавательного интереса.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение общаться друг с другом, помогать друг другу.



Тип урока: освоение и закрепление нового материала.

Оборудование: презентация (среда POWER POINT), электронные таблицы для объяснения материала; раздаточный материал: карточки для проверки Д.з. и домашнее задание, задачи для самостоятельной работы: «Путевки».

ТСО: два проектора, компьютеры, выход в Интернет.

Программные средства: Microsoft Excel.

Литература:1) Учебник «Информатика-8» Семакин И.Г.

2) Задачник-практикум 2.

План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.

  4. Создание проблемной ситуации.

  5. Объяснение темы.

  6. Закрепление. Практическая работа.

  7. Проверка уровня усвоения темы учащимися.

  8. Домашнее задание.

  9. Итог урока. Выставление оценок.



Этап

Ход урока

Замечания

Организационный момент.


Сообщение темы и цели урока.

Мы продолжаем изучать электронные таблицы и основная задача нашего сегодняшнего урока - это познакомится, как, используя электронную таблицу, можно производить расчеты, в каких областях жизнедеятельности человека можно применять электронные таблицы.

Но сначала мы проверим ваши знания.


Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.


- Кто быстро и правильно заполнит таблицу?

Для выполнения этого задания заранее копируются на два компьютера файлы с таблицами (см. Приложение для учителя).

Задание: 1) Рассчитать стоимость товаров в долларах;

2) Отсортировать таблицу по столбцу На складе – по возрастанию;

3) Найти наибольшую и наименьшую цену с помощью функций;

4) Подсчитать, сколько принтеров всего на складе.

5) Построить диаграмму по количеству принтеров на складе с подписями данных.

6) Установить таблицу в режиме отображения формул.

[Формулы - Зависимости формул – Показать формулы]




- Когда появились ЭТ?

- Какие формулы записаны неверно:

1) =A4:F3 [ВЕРНО]

2) A4*F3 [НЕТ ЗНАКА «=»]

3) =A4/F3 [ВЕРНО]

4) =(A4)2 [ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИМВОЛ «^»]

5) = [ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАК «/»]

6) =СУММА(A4:F3) [ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ «СУММ»]



- Какие ссылки называются относительными?

[Относительными называются ссылки, которые при копировании в составе формулы в другую ячейку автоматически изменяются]

- Как изменяются ссылки при копировании формулы?

[При копировании формулы с относительной ссылкой (столбец)(строка) на n строк ниже и на m столбцов правее ссылка изменяется на (столец+m)(строка+n)]

-В ячейке ЭТ А3 занесена формула =А1*А2. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку F3?

[=F1*F2]

-В ячейке ЭТ D3 занесена формула =А3*(B3+C3). Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку D11?

[=A11*(B11+C11)]


Во время фронтальной работы с классом один или несколько учеников (если в классе много учеников) работает по карточке.

КАРТОЧКА:

    1. Укажите верно записанные формулы для ЭТ:

    1. =2/А*8

    2. =1В+Y8:5

    3. =AK7*СУММ(B8:B9)

    4. =B3+9C

    5. =1B+Y8:5

    6. =D3/3


    1. Дан фрагмент ЭТ.

Какие формулы будут занесены в ячейки А3и В3после копирования А2 в А3, а В2 в В3?


    1. Дан фрагмент ЭТ.

Чему будут равны значения в ячейках В2 и В3, если в них скопировать содержимое ячейки В1?


Итак, вы показали, что у вас достаточно знаний для изучения новой темы. А теперь, внимание на экран.


Два ученика (по желанию) выполняют задание на компьютерах (ноутбуках). Их результаты высвечиваются через проекторы. Остальные учащиеся смотрят на экраны и отмечают ошибки или замечания.













Работа со всем классом.

Вопросы проектируются на доску.

Презентация









Работа с карточкой


Создание проблемной ситуации.

На демонстрационном экране представлена предыдущая таблица с добавленным столбцом Стоимость (руб).

Как выполнить эти расчеты?

Учащиеся по аналогии с предыдущими задачами ответят, что в ячейку G14 нужно занести формулу =В11*F14, а затем ее скопировать в остальные ячейки.

Учитель выполняет эти действия на компьютере, и учащиеся видят на демонстрационном экране следующую картинку: 

Почему это произошло?

Перейдем в режим отображения формул. Как изменились относительные ссылки?

При копировании формулы из 14 в 15 строку Excel изменил адрес ячейки с B11 на B12, что в нашем случае делать не следовало.

Затем ученикам предлагается записать те формулы, которые должны быть в ячейках В3, В4, В5 и В6 (одновременно фиксируем на доске): =В3*В1, =В4*В1, =В5*В1 и =В6*В1. Обращаем внимание, что только одна ссылка должна изменяться, вторая же должна оставаться без изменения.

Как быть в таких случаях? Давайте спросим совета старшеклассников.

см. Приложение для учителя – Лист «Принт(руб)»


Объяснение темы.

В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся. В таком случае применяется приём, который называется замораживанием адреса. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ $. Для замораживания всего адреса значок $ ставиться дважды, например: $B$2. Можно заморозить только столбец ($В2) или только строку (B$2). Тогда часть адреса будет изменяться при переносе формулы, а часть – нет. Такой адрес получил название абсолютной ссылки.

Итак, в таблице нужно заменить адрес ячейки с относительного B11 на абсолютный  $B$11. Для этого нужно сделать следующее:

  1. Дважды щелкнуть мышью по ячейки G14.

  2. Нажать клавишу . Теперь в формуле участвует абсолютный адрес $B$11.

  3. Ввести формулу, нажав .

  4. Скопируйте в нижележащие ячейки.

Отменим режим отображения формул и посмотрим, что получилось.

Учитель (вопрос классу): Итак, какую ссылку называют абсолютной и когда ее используют?

Запишите в тетради число, тему урока и определение.

Абсолютная ссылка – это адрес ячейки, полностью или частично не изменяющийся при копировании формулы.

Для автоматического изменения вида ссылок необходимо использовать клавишу F4 или набором клавиш Shift + 4(на англ.)

НАПРИМЕР: =$A$3 - адрес заморожен полностью

=A$3 – «заморожена» строка 3

= $A3 – «заморожен» столбец А

Ученикам раздаются распечатки ЭТ.

- Какую формулу нужно вписать в ячейку С4? [=$С$1*В4]. Проверяем.

Вклейте дома этот лист в тетрадь.



Рассказывает ученик 9 класса, показывая и выполняя необходимые расчеты на компьютере (через демонстрационный экран, т.е. проектор)

























Запись в тетрадях.











Заполняем карточки.




(см. Приложение для учителя – Лист «Путевки)


Закрепление. Практическая работа.

Представьте, что вы работаете на почте и продаете газеты. Вам нужно рассчитать выручку от продажи газет за каждый день недели. Для этого мы можем воспользоваться ЭТ.

 

"Известия"

"Комок"

"Ореол"

"Комс.правда"

Выручка за день

понедельник

23

10

5

34


вторник

15

40

7

32


среда

18

32

54

19


четверг

29

30

43

18


пятница

24

14

27

13


суббота

5

5

23

22


воскресенье

6

8

13

17


стоимость 1 экз

5,5

6

4,5

5

 

Выручка за каждую газету

 

 

 

 

 

Здесь используются два вида ссылок: абсолютная и относительная. Какая из них будет использоваться при вычислении выручки за день, а какая при вычислении выручки за каждую газету?

- Какую формулу надо вписать при подсчете выручки за день?

- Какую формулу надо вписать при подсчете выручки за газету?



Выполните это задание на компьютере.



Если ученик быстро справился с заданием, ему можно предложить заполнить таблицу из Приложения 1 (см. ниже)



Работа за компьютерами


Таблица проектируется на экран.

(см. Приложение для учителя – Лист «Продажа газет»)













Записать и разобрать ее на доске. Старшеклассники (1-2 ученика) помогают заполнять таблицу.

Проверочная работа:



А теперь, когда вы усвоили тему, я предлагаю вам проверить себя с помощью интерактивных тестов. Но задания могут попасться и по предыдущим темам.

Внимание на экран.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb5fde5a-6ab7-4bc4-8033-875eccdc6cc7/9_146.swf


Если вопрос вызывает затруднение, то можно его обсудить, а потом выбрать вариант ответа. Будьте внимательны и не торопитесь!

Все учащиеся садятся за свои рабочие места.

На доску проектируется Интернет-тест, учащимся дается беспроводная мышка. Каждый ученик по очереди старается ответить на появившийся вопрос.

Домашнее задание.

  1. Учебник: параграф 22.

  2. Задачник-практикум: стр.123, задача 33.

  3. В тетрадях: Какую формулу нужно внести в ячейку В2, что скопировав ее в остальные ячейки, была заполнена вся таблица умножения?



Проектируется на доску.


(см. Приложение для учителя – Лист «Табл. умножения)


8.

Итог урока. Выставление оценок.

- Какая ссылка называется абсолютной? Относительной?

- Какая ссылка будет использована при построении таблицы умножения?

- Какая ссылка будет использована при вычислении значений функции?

Старшеклассники, присутствующие на уроке выставляют ученикам оценки с комментариями и получают оценки за свою работу.

Итак, мы сегодня рассмотрели еще несколько примеров, когда можно использовать ЭТ для расчетов: расчет выручки, зарплаты, перевод цен из долларов в рубли, построение таблиц значений функции. А с помощью этих таблиц можно строить и графики самих функций. Об этом мы поговорим на следующих уроках.

Урок окончен. До свидания!


Вопросы и таблица проектируются на доску.





Приложение 1. Дополнительные задания

Вариант №1.

1. В ячейке B2 записана формула =$D$1 - 3

 

A

B

C

D

E

1

10

6

5

3

 

2

6

 

12

4

 

3

 

14

2

5

 

Ее скопировали в ячейку A3. Какое значение будет выведено в ячейке A3?



2. В ячейке H10 записана формула =C$5*F5. Ее скопировали в ячейку E7. Какой вид будет иметь формула в ячейке E7?





Вариант №2.

  1. В ячейке B2 записана формула =$А$1+100

 

A

B

C

D

1

7

 

1

 

2

5

11

2

 

3

15

21

3

 

4

3

15

 

 

Ее скопировали в ячейку С4. Какое значение будет выведено в ячейке С4?



  1. В ячейке D5 записана формула =$D4+C4. Ее скопировали в ячейку F7. Какой вид будет иметь формула в ячейке F7?













4

Скрыпцова Юлия Александровна

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа»

Сохранить у себя:
Электронные таблицы. Абсолютная адресация

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки