Тема: Электронные таблицы. Абсолютная адресация (8 класс)
Цели:
Обучающие:
Способствовать формированию у учащихся понятий абсолютная адресация и смешанные ссылки;
Научить решать задачи в ЭТ с использованием относительной и абсолютной адресации.
Развивающие:
Развитие представлений об ЭТ как инструменте для решения задач из разных сфер человеческой деятельности.
Развивать навыки анализа и синтеза, умения работать с источником информации.
Способствовать развитию логического мышления.
Развитие у учащихся самостоятельности.
Развитие познавательного интереса.
Воспитательные:
Воспитывать умение общаться друг с другом, помогать друг другу.
Тип урока: освоение и закрепление нового материала.
Оборудование: презентация (среда POWER POINT), электронные таблицы для объяснения материала; раздаточный материал: карточки для проверки Д.з. и домашнее задание, задачи для самостоятельной работы: «Путевки».
ТСО: два проектора, компьютеры, выход в Интернет.
Программные средства: Microsoft Excel.
Литература:1) Учебник «Информатика-8» Семакин И.Г.
2) Задачник-практикум 2.
План урока:
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока.
Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.
Создание проблемной ситуации.
Объяснение темы.
Закрепление. Практическая работа.
Проверка уровня усвоения темы учащимися.
Домашнее задание.
Итог урока. Выставление оценок.
Этап | Ход урока | Замечания | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Организационный момент. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Сообщение темы и цели урока. Мы продолжаем изучать электронные таблицы и основная задача нашего сегодняшнего урока - это познакомится, как, используя электронную таблицу, можно производить расчеты, в каких областях жизнедеятельности человека можно применять электронные таблицы. Но сначала мы проверим ваши знания. |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Фронтальный опрос. Проверка домашнего задания.
- Кто быстро и правильно заполнит таблицу? Для выполнения этого задания заранее копируются на два компьютера файлы с таблицами (см. Приложение для учителя). Задание: 1) Рассчитать стоимость товаров в долларах; 2) Отсортировать таблицу по столбцу На складе – по возрастанию; 3) Найти наибольшую и наименьшую цену с помощью функций; 4) Подсчитать, сколько принтеров всего на складе. 5) Построить диаграмму по количеству принтеров на складе с подписями данных. 6) Установить таблицу в режиме отображения формул. [Формулы - Зависимости формул – Показать формулы]
- Когда появились ЭТ? - Какие формулы записаны неверно: 1) =A4:F3 [ВЕРНО] 2) A4*F3 [НЕТ ЗНАКА «=»] 3) =A4/F3 [ВЕРНО] 4) =(A4)2 [ИСПОЛЬЗОВАТЬ СИМВОЛ «^»] 5) = [ИСПОЛЬЗОВАТЬ ЗНАК «/»] 6) =СУММА(A4:F3) [ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ «СУММ»]
- Какие ссылки называются относительными? [Относительными называются ссылки, которые при копировании в составе формулы в другую ячейку автоматически изменяются] - Как изменяются ссылки при копировании формулы? [При копировании формулы с относительной ссылкой (столбец)(строка) на n строк ниже и на m столбцов правее ссылка изменяется на (столец+m)(строка+n)] -В ячейке ЭТ А3 занесена формула =А1*А2. Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку F3? [=F1*F2] -В ячейке ЭТ D3 занесена формула =А3*(B3+C3). Какая формула будет получена из нее при копировании в ячейку D11? [=A11*(B11+C11)]
Во время фронтальной работы с классом один или несколько учеников (если в классе много учеников) работает по карточке. КАРТОЧКА:
Какие формулы будут занесены в ячейки А3и В3после копирования А2 в А3, а В2 в В3?
Чему будут равны значения в ячейках В2 и В3, если в них скопировать содержимое ячейки В1?
Итак, вы показали, что у вас достаточно знаний для изучения новой темы. А теперь, внимание на экран. |
Два ученика (по желанию) выполняют задание на компьютерах (ноутбуках). Их результаты высвечиваются через проекторы. Остальные учащиеся смотрят на экраны и отмечают ошибки или замечания.
Работа со всем классом. Вопросы проектируются на доску. Презентация
Работа с карточкой
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Создание проблемной ситуации. На демонстрационном экране представлена предыдущая таблица с добавленным столбцом Стоимость (руб). Как выполнить эти расчеты? Учащиеся по аналогии с предыдущими задачами ответят, что в ячейку G14 нужно занести формулу =В11*F14, а затем ее скопировать в остальные ячейки. Учитель выполняет эти действия на компьютере, и учащиеся видят на демонстрационном экране следующую картинку: Почему это произошло? Перейдем в режим отображения формул. Как изменились относительные ссылки? При копировании формулы из 14 в 15 строку Excel изменил адрес ячейки с B11 на B12, что в нашем случае делать не следовало. Затем ученикам предлагается записать те формулы, которые должны быть в ячейках В3, В4, В5 и В6 (одновременно фиксируем на доске): =В3*В1, =В4*В1, =В5*В1 и =В6*В1. Обращаем внимание, что только одна ссылка должна изменяться, вторая же должна оставаться без изменения. Как быть в таких случаях? Давайте спросим совета старшеклассников. | см. Приложение для учителя – Лист «Принт(руб)»
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Объяснение темы. В некоторых случаях оказывается необходимым отменить действие относительной адресации для того, чтобы при переносе формулы адрес ячейки не изменялся. В таком случае применяется приём, который называется замораживанием адреса. Для этой цели в имени ячейки употребляется символ $. Для замораживания всего адреса значок $ ставиться дважды, например: $B$2. Можно заморозить только столбец ($В2) или только строку (B$2). Тогда часть адреса будет изменяться при переносе формулы, а часть – нет. Такой адрес получил название абсолютной ссылки. Итак, в таблице нужно заменить адрес ячейки с относительного B11 на абсолютный $B$11. Для этого нужно сделать следующее:
Отменим режим отображения формул и посмотрим, что получилось. Учитель (вопрос классу): Итак, какую ссылку называют абсолютной и когда ее используют? Запишите в тетради число, тему урока и определение. Абсолютная ссылка – это адрес ячейки, полностью или частично не изменяющийся при копировании формулы. Для автоматического изменения вида ссылок необходимо использовать клавишу F4 или набором клавиш Shift + 4(на англ.) НАПРИМЕР: =$A$3 - адрес заморожен полностью =A$3 – «заморожена» строка 3 = $A3 – «заморожен» столбец А Ученикам раздаются распечатки ЭТ. - Какую формулу нужно вписать в ячейку С4? [=$С$1*В4]. Проверяем. Вклейте дома этот лист в тетрадь.
|
Рассказывает ученик 9 класса, показывая и выполняя необходимые расчеты на компьютере (через демонстрационный экран, т.е. проектор)
Запись в тетрадях.
Заполняем карточки.
(см. Приложение для учителя – Лист «Путевки)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Закрепление. Практическая работа. Представьте, что вы работаете на почте и продаете газеты. Вам нужно рассчитать выручку от продажи газет за каждый день недели. Для этого мы можем воспользоваться ЭТ.
Здесь используются два вида ссылок: абсолютная и относительная. Какая из них будет использоваться при вычислении выручки за день, а какая при вычислении выручки за каждую газету? - Какую формулу надо вписать при подсчете выручки за день? - Какую формулу надо вписать при подсчете выручки за газету?
Выполните это задание на компьютере.
Если ученик быстро справился с заданием, ему можно предложить заполнить таблицу из Приложения 1 (см. ниже)
| Работа за компьютерами
Таблица проектируется на экран. (см. Приложение для учителя – Лист «Продажа газет»)
Записать и разобрать ее на доске. Старшеклассники (1-2 ученика) помогают заполнять таблицу. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Проверочная работа:
А теперь, когда вы усвоили тему, я предлагаю вам проверить себя с помощью интерактивных тестов. Но задания могут попасться и по предыдущим темам. Внимание на экран. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb5fde5a-6ab7-4bc4-8033-875eccdc6cc7/9_146.swf
Если вопрос вызывает затруднение, то можно его обсудить, а потом выбрать вариант ответа. Будьте внимательны и не торопитесь! | Все учащиеся садятся за свои рабочие места. На доску проектируется Интернет-тест, учащимся дается беспроводная мышка. Каждый ученик по очереди старается ответить на появившийся вопрос. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Домашнее задание.
|
Проектируется на доску.
(см. Приложение для учителя – Лист «Табл. умножения)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. | Итог урока. Выставление оценок. - Какая ссылка называется абсолютной? Относительной? - Какая ссылка будет использована при построении таблицы умножения? - Какая ссылка будет использована при вычислении значений функции? Старшеклассники, присутствующие на уроке выставляют ученикам оценки с комментариями и получают оценки за свою работу. Итак, мы сегодня рассмотрели еще несколько примеров, когда можно использовать ЭТ для расчетов: расчет выручки, зарплаты, перевод цен из долларов в рубли, построение таблиц значений функции. А с помощью этих таблиц можно строить и графики самих функций. Об этом мы поговорим на следующих уроках. Урок окончен. До свидания! |
Вопросы и таблица проектируются на доску.
|
Приложение 1. Дополнительные задания
Вариант №1.
1. В ячейке B2 записана формула =$D$1 - 3
| A | B | C | D | E |
1 | 10 | 6 | 5 | 3 |
|
2 | 6 |
| 12 | 4 |
|
3 |
| 14 | 2 | 5 |
|
Ее скопировали в ячейку A3. Какое значение будет выведено в ячейке A3?
2. В ячейке H10 записана формула =C$5*F5. Ее скопировали в ячейку E7. Какой вид будет иметь формула в ячейке E7?
Вариант №2.
В ячейке B2 записана формула =$А$1+100
| A | B | C | D |
1 | 7 |
| 1 |
|
2 | 5 | 11 | 2 |
|
3 | 15 | 21 | 3 |
|
4 | 3 | 15 |
|
|
Ее скопировали в ячейку С4. Какое значение будет выведено в ячейке С4?
В ячейке D5 записана формула =$D4+C4. Ее скопировали в ячейку F7. Какой вид будет иметь формула в ячейке F7?
4
Скрыпцова Юлия Александровна
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Дубровская средняя общеобразовательная школа»