Пескова Т.В.
Электронные средства обучения по математике в рамках ФГОС
Главной задачей современного образования является обеспечение качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства. Качество образования – это его результативность. Результаты проявляются в знаниях, умениях, навыках обучающихся, на их основе формируются ключевые компетенции выпускников.
Одной из основных задач учителя в современном образовании становится задача заинтересовать учащегося изучаемой дисциплиной, мотивировать ребенка к изучению предмета, стимулировать его познавательную и творческую активность, научиться удивлять, интриговать. По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
Для активного включения детей в образовательный процесс на уроке использую возможности компьютерных технологий. Применение компьютерных программных средств на уроках математики в рамках ФГОС позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повышать мотивацию и наглядность в обучении, дифференцировать работу учащихся при выполнении ими тренировочных упражнений, облегчать мониторинг знаний и умений учащихся. Использование электронных средств на уроках позволяет сделать преподавание математики содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее и эффективнее, а также привлекательнее для учеников.
Как и в традиционном обучении, современные ЭСО, базируются на известных дидактических принципах и правилах:
Наглядность.
Интерактивность.
Практическая ориентированность.
Научность изложения материала.
Последовательность изложения.
Модульность и вариативность изложения.
Основными видами компьютерных средств учебного назначения, которые могут рассматриваться как компоненты ЭСО являются:
Сервисные программные средства общего назначения применяются для автоматизации рутинных вычислений, оформления учебной документации, обработки данных экспериментальных исследований.
Программные средства для контроля и измерения уровня знаний обучающихся. Такие программы позволяют разгрузить учителя от рутинной работы по выдаче индивидуальных контрольных заданий и проверке правильности их выполнения, что особенно актуально в условиях массового образования. Появляется возможность многократного и более частого контроля знаний, в том числе и самоконтроля, что стимулирует повторение и, соответственно, закрепление учебного материала.
Электронные тренажеры предназначены для отработки практических умений и навыков. Также электронные тренажеры используются для отработки умений и навыков решения задач. В этом случае они обеспечивают получение краткой информации по теории, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль.
Программные средства для математического и имитационного моделирования позволяют расширить границы экспериментальных и теоретических исследований, дополнить физический эксперимент вычислительным экспериментом. В одних случаях моделируются объекты исследования, в других - измерительные установки.
Информационно-поисковые справочные программные системы предназначены для ввода, хранения и предъявления педагогам и обучаемым разнообразной информации. К числу подобных систем могут быть отнесены различные гипертекстовые и гипермедиа программы, обеспечивающие иерархическую организацию материала и быстрый поиск информации по тем или иным признакам.
Автоматизированные обучающие системы (АОС), как правило, представляют собой обучающие программы сравнительно небольшого объема, обеспечивающие знакомство учащихся с теоретическим материалом, тренировку и контроль уровня знаний.
Электронные учебники (ЭУ) являются основными электронными средствами обучения. Приказ Минобрнауки России от 8 декабря 2014 г. № 1559 г. Москва «О внесении изменений в Порядок формирования федерального перечня учебников…». Пункт 3. Подпункт «б» Наличие электронной формы учебника является обязательным требованием для учебника, включенного в Федеральный перечень. Вводится понятие электронной формы учебника: электронное издание, соответствующее по структуре, содержанию и художественному оформлению печатной форме учебника, содержащее мультимедийные элементы и интерактивные ссылки, расширяющие и дополняющие содержание учебника.
Экспертные обучающие системы (ЭОС) реализуются на базе идей и технологий искусственного интеллекта. Такие системы моделируют деятельность экспертов при решении достаточно сложных задач.
Интеллектуальные обучающие системы (ИОС) относятся к системам наиболее высокого уровня и также реализуются на базе идей искусственного интеллекта.
Средства автоматизации профессиональной деятельности (промышленные системы или их учебные аналоги).
Компьютерные технологии выгодно использовать в различных ситуациях на разных этапах урока:
изучение нового материала (презентации лекционного материала расширяют возможности школьников осмыслить и запомнить необходимую информацию на уроке);
первичное закрепление приобретенных на уроке знаний и умений (обучающие программы позволяют ребятам изучать учебный материал в удобной для них последовательности, выбирая нужный темп с остановками внимания на вопросах, вызывающих у них затруднения;
отработка теории (обучающее тестирование включает задачи с пошаговым разбором, что помогает ликвидировать пробелы в знаниях. Комфортность в работе с тренажерами обеспечивается отсутствием наказания за неправильный ответ, снижением оценки. Напротив, существует поощрение за правильный ответ. Отсюда школьник испытывает положительные эмоции, поддерживающие позитивное отношение к учению и его успешность);
контроль и коррекция знаний (проверочное тестирование развивает умения учащихся не бояться ошибок, а действовать: находить необходимую информацию в случае получения неверного ответа в решаемой задаче; вместо наказания за неверное действие; ему предлагается еще раз поработать с теорией (текст, формулы, образцы пошагового решения задач).
Рассмотрев состав УМК (Г.К. Муравин, О.В. Муравина математика 5, 6 класс), в который входит:
учебник;
рабочая программа;
электронный учебник;
электронное приложение;
рабочая тетрадь;
дидактические материалы;
методическое пособие;
можно выделить преимущества использования электронного учебника. Одним из таких преимуществ является повышенный интерес учащихся к преподаваемой дисциплине, успешное сочетание принципов наглядности, осознанности и активности обучения, в нем можно использовать анимации, видеосюжеты, звуковое сопровождение, дополнительный материал и другое.
Также можно отметить успешное применение дидактического принципа связи обучения с жизнью и теории с практикой
Учитель также может предложить детям разнообразные многовариативные, многоуровневые задания с учетом индивидуальных предпочтений, возможностей и желания ребенка.
Электронный учебник позволяет работать в интерактивном и обучающем режиме. У учащихся появляется возможность посмотреть при желании дополнительный материал по гиперссылкам, проверить свои ответы с разъяснениями и комментариями. Ребенок может воспользоваться повтором анимации и звуковых записей, поиском по ключевым словам, закладками.
Учащийся может работать в удобное для него время самостоятельно или группой, как в школе, так и дома.
Следует отметить, что электронный учебник можно дорабатывать, дополнять, корректировать в процессе работы, учитывая все нюансы возникшие в процессе использования, например: слишком простые и легкие задание, мало заданий повышенной сложности и т.д. При компьютеризации процесса, в электронном учебнике остается возможность активного взаимодействия учителя и ученика.
Электронный учебник используется как средство контроля усвоения учащимися понятий. Тогда в состав электронного учебника входит система мониторинга. Результаты тестирования учащихся по каждому предмету фиксируются и обрабатываются компьютером. Данные мониторинга могут использоваться учеником, учителем, методическими службами и администрацией. Процент правильно решённых задач даёт ученику представление о том, как он усвоил учебный материал, при этом он может посмотреть, какие структурные единицы им усвоены не в полной мере, и впоследствии дорабатывать этот материал.
Электронный учебник даёт возможность в зависимости от результатов входного контроля осуществлять коррекцию знаний. Учащиеся вынуждены повторять ранее пройденные теоремы и формулы и применять их в решении задач. Если же ученики работают в быстром темпе, то дополнительное время урока они могут использовать для углубленного изучения учебного материала.
Интерактивные средства обучения предоставляют уникальную возможность для самостоятельной творческой и исследовательской деятельности учащихся. Ученики действительно получают возможность самостоятельно учиться. Могут самостоятельно провести практическую работу по математике и тут же проверить свои знания
Электронный учебник также позволяет "облегчить" жизнь самого учителя при подготовке раздаточного материала и методических пособий.
Преимущества электронной формы учебника, как средства индивидуализации обучения:
Учет индивидуальных особенностей восприятия учащегося, что обеспечивается разнообразием ЭОР;
Возможность варьировать уровень сложности заданий для учащихся в зависимости от уровня подготовки ученика, его специфики восприятия и уровня сложности (блоки разного уровня в заданиях в ЭФУ)
Возможности работы с сервисом заметок и закладок, что позволяет педагогу в режиме реального времени отслеживать достижения учащихся (помогает учителю организовывать различные формы работы на уроках)
Преимущества электронной формы учебника в зависимости от доминирующего способа восприятия:
Визуалам: галереи фотографий, видеофрагменты, текстовая информация;
Аудиалам: звуковое сопровождение, видеофрагменты;
Кинестетикам: интерактивные задания и ссылки, виртуальные лаборатории, практические тренажеры и тесты.
Электронное приложения к учебникам
При всех положительных моментах использования электронных образовательных ресурсов, следует отметить и недостатки.
К недостаткам мы можем отнести дорогую аппаратуру, используемую для демонстрации презентаций, при работе с тестами, тренажерами, такие как проекторы, ноутбуки, компьютеры. Слабая обеспеченность образовательных учреждений современным мультимедийным оборудованием. Следует также учитывать, что необоснованное, долговременное использование электронных средств обучения вредит здоровью детей. Также неготовность части учителей к информатизации образования: как психологическая, так и методическая, слабое владение компьютерными и мультимедийными технологиями; часть учителей не имеет представления о возможных способах использования обучающих программ и других мультимедийных приложений в учебном процессе.
Использование электронных средств обучения в учебном процессе способствует заинтересованности предметом, желанию больше узнать, больше сделать, изучить более глубоко, развитию личностных качеств ребенка, подготовке ученика к комфортной жизни в условиях быстро меняющегося информационного общества.