Методическая разработка урока истории в 8 классе
Класс 8
Тема урока: «Экономическая политика Петра I»
Тип урока комбинированный
Цели урока:
Обучающая – охарактеризовать положение России в период реформирования Петра I; показать изменения, произошедшие в экономике в результате реформ.
Развивающая – содействовать формированию у учащихся умения анализировать документы, делать выводы, ставить цели, выделять главное из материала урока; развивать умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитывающая – способствовать воспитанию в учениках чувства патриотизма, уважительного отношения к прошлому своей страны; способствовать воспитанию внимания и толерантности.
Формирование УУД:
Личностные воспитание уважения к историческому наследию народов России; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки; формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Метапредметные развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок; развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней.
Предметные развитие умений работать с учебником; овладение понятиями; анализ документов по экономической политике Петра I.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Ресурсы урока: учебник, рабочие тетради, карты, атласы
Основные события изучаемые на уроке: Роль государства в экономике; Развитие промышленности. Мануфактуры; Развитие торговли, транспортных путей и
налоговой системы; Развитие сельского хозяйства; Итоги экономического развития.
Основные понятия: Протекционизм, меркантилизм, мануфактура, подушная подать, приписные крестьяне.
Основные даты:
1722 г. – ремесленные цеха.
1724 г. – введен таможенный тариф.
1718-1724 гг. – введена подушная подать.
Ход урока.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.
(А. С. Пушкин, 1833)
Организационный момент
- приветствие, проверка готовности к уроку
Проверка домашнего задания (5 -7 мин.)
Учитель: На прошлых уроках мы познакомились с личностью Петра I и некоторыми его преобразованиями, которые он проводил в период своего правления. О каких петровских реформах мы говорили на предыдущих уроках? Проверим изученное через игру «Вопрос-ответ»
- Учитель задает вопрос. Отвечает первый из учеников, кто поднял руку.
1. Назовите годы жизни Петра I. (1672-1725 гг.)
2. Назовите годы царствования Петра I. (1682-1725 гг.)
3. Кто были родители Петра I?(Царь Алексей Михайлович Романов и Наталья Кирилловна Нарышкина)
4. Кто был первым учителем Петра I? (Никита Зотов)
5. Как звали первую жену Петра? (Евдокия Лопухина)
6. Кто являлся соправителем Петра I? (Брат Иван)
7. С какого года Петр правил единолично? (с 1689 года)
8. Под каким именем Петр 1 отправился за границу? (Петр Михайлов)
9.Каковы первые шаги Петра во внешней политике? (Азовские походы, Великое посольство)
10. В каких областях были проведены реформы? (военные, административная, реформа органов управления)
11. В чем заключалась военная реформа? (регулярная армия, военные школы, «Устав воинский», «Устав морской»)
12. Назовите реформы в управлении. (Сенат, Синод, коллегии)
. Форма правления, утвердившаяся при Петре I, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть. (Абсолютизм)
2. Высшее правительственное учреждение, созданное в 1711 году. (Сенат)
3. Функции Сената. (Законодательная, распорядительная, судебная, а также Сенат контролировал работу разветвлённого государственного аппарата в центре и на местах)
4. Кто осуществлял контроль за деятельностью Сената? (Генерал – прокурора П.И. Ягужинский).
5. Учреждения, заменившие приказы. (Коллегии).
6. Когда была проведена эта реформа? (1718 – 1720).
7. Что входило в ведение Коллегии иностранных дел (Внешняя политика).
8. Что входило в ведение Воинской коллегии? (Сухопутная армия)
9. Что входило в ведение Адмиралтейств – коллегии? (Морской флот).
10. Что входило в ведение Юстиц – коллегии? (Гражданский и уголовный суд).
11. Что входило в ведение Берг-коллегии? (Горно-заводская промышленность).
12. Что входило в ведение Мануфактур – коллегии? (Мануфактурная промышленность)
13. Кто возглавлял каждую коллегию? (Президент, вице-президент, советники)
14. В каком году страна была разделена на губернии, сколько их было? (1708, 8)
15. Кто стоял во главе губерний? (Губернатор)
- Работа на карточках в парах (Приложение №1)
Учитель: Ребята, мы уже познакомились с положением России в начале XVIII века. Думаю, что мы с вами сумеем определить основные причины, приведшие к необходимости начать преобразования.
Ответы учащихся:
1.В начале XVIII в. Россия была промышленно отсталой. Страна отставала от европейских держав по выплавке металла. Все это ставило обороноспособность страны под угрозу.
2. Государству требовались огромные поставки металла, после чего государство начинает активно вмешиваться в экономику.
III. Изучение нового материала
- Прочтите эпиграф к нашему уроку, как вы думаете, кому А.С. Пушкин посвящает эти строки? Почему?
Учитель: Мы сегодня продолжим разговор о реформах Петра I.
Любые преобразования, проводимые в государстве требуют огромных финансовых средств.
-Как вы думаете о каких преобразованиях Петра I пойдет речь сегодня на уроке?
- Какие изменения, по вашему мнению, были необходимы?
-Сегодня мы с вами подробно рассмотрим изменения в экономической сфере. Мне бы хотелось, чтобы к концу нашего урока мы с вами пришли к пониманию, с какой целью царь ввел изменения, и что из этого получилось.
Учитель: Вмешательство государства в сферу экономики проявилось в двух направлениях:
протекционизм и меркантилизм (учащиеся дают определение понятий с.44)
-Теперь обратимся к мануфактурному производству: эта отрасль экономики развивается наиболее успешно. Сравните: XVII в. – 30 мануфактур; первая четверть XVIII в. – более 200 мануфактур. В начале века построены Невьянский, Уктусский и Алапаевский металлургические заводы на Урале. Владельцами были знаменитые заводчики Демидовы.
-Найдите на карте территории, где располагались крупнейшие предприятия, основанные во времена Петра I? Какие из них сохранились до нашего времени?
-Вы, конечно же, понимаете, что для работы на мануфактурном производстве требовались рабочие.
-Как вы думаете, какое решение нашел Петр I? (разрешить крепостным крестьянам работать на производстве)
-Такие крестьяне назывались посессионными. Так же был и другой вид занятости - ремесленное производство. Вам хорошо известно, что именно ремесленники поставляли на рынок большую часть товаров, скажите, что можно было предпринять, чтобы не уменьшить эти поставки, а увеличить? (объединить мелких ремесленников)
Именно поэтому в 1722 г. были введены ремесленные цеха для повышения качества товаров.
- Как вы считаете, как в ремесленном производстве отразились преображения армии? (стали поступать заказы по производству сукна, сапог и т.д.)
-Еще одна и самая основная отрасль экономики это торговля: внутри страны торговля проходит уже не только на сельских торжках, но и на крупных ярмарках. Развитию торговли содействовало строительство Вышневолоцкого и Ладожского обводного канала, а также Волго-Донского канала (учитель обращает внимание обучающихся на карту и показывает каналы)
- Какие страны были основными торговыми партнерами России?
(Англия и Голландия)
Прочитайте в учебнике отрывок из Берг-привилегии (с.41-42)
-Каким образом Берг-привилегия стимулировала развитие промышленности и предпринимательства в России? Почему Пётр I пошёл на ограничение права собственности владельцев земли? Должен ли был промышленник платить владельцу земли долю прибыли от разработки полезных ископаемых? Объясните свои выводы, используя цитаты из документа (с.46)
- Прочитайте п. 3 § 6. В чём суть налоговой реформы Петра I? В чём разница между подушной и дворовой податью? Что было выгоднее для государства? Для налогоплательщиков?
(Учащиеся приводят аргументы, опираясь на материалы параграфа)
- На основании материалов параграфа сделайте вывод об особенностях развития экономики России и нашего края в XVIII в.
- Физминутка -
(Учитель называет выдающихся людей разных эпох. Те лица, которые принадлежат к петровской эпохе учащиеся делают хлопки, подняв руки вверх, а те, которые не принадлежат к петровской эпохе учащиеся топают)
ПРИМЕР: Е.Пугачёв, П.И. Ягужинский, Г.И. Волконский, А.В. Суворов, П.И. Голицин, Иван Грозный, Н.К. Нарышкина и др.
- В чём проявилась роль государства в экономике России в первой четверти XVIII в.?
Учитель: Ребята, знакомясь с материалом параграфа, вы рассмотрели разные отрасли экономики и вам необходимо обобщить данный материал виде таблицы:
Новые черты экономики | Примеры их проявления |
|
|
- Вам необходимо ответить: - Какие отрасли промышленности стали приоритетными в период
правления Петра I? Как развивалось сельское хозяйство в первой четверти XVIII в.?
Какие новые черты в сфере экономического развития появились в России в XVIII в.?
(учащиеся работают самостоятельно в тетради)
Учитель: Обратимся теперь непосредственно к финансовой сфере: начавшаяся Северная война требовала больших расходов, в связи началось освоение Нерчинского серебряного рудника и чеканка медной монеты. В 1710 г. Петр I проводит подворно-подушную перепись населения и уже в 1718-1724 гг. вместо налога со двора вводит подушную подать – 1 руб. 44 коп. с государственного крестьянина; 74 коп. с крепостного. Данная реформа повысила сумму собираемых налогов.
Учитель: А что вы записали в таблицу о сельском хозяйстве?
- Россия в начале XVIII века продолжает оставаться аграрной страной. Как вам уже известно, в это время царь создает большую регулярную армию, для нужд которой начинают разводить новые породы овец, создаются первые конные заводы.
IV. Закрепление изученного материала
1.Как вы считаете, почему Россия отставала от ведущих европейских стран в начале XVIII века? (Малое число мануфактур, большое количество населения занималось сельским хозяйством, отсутствовала слаженная система торговли внутри страны)
2.Что, по-вашему, являлось главной целью экономической реформы Петра I? (Главной целью постоянно являлось получение как можно больше денежных и людских ресурсов для государственных нужд).
3.Какие итоги экономического развития России в первой четверти XVIII века вы считаете главными и почему? (Переход к новому оборудованию, важен потому, что позволяет облегчить труд и увеличить объем производства. Рост мануфактур, важен потому, что развиваются новые отрасли строительства флота, повышается оплата труда. Изменения во внешней торговле, что позволило сделать Петербург торговым центром).
- Перечислите особенности экономической политики Петра I. Какие преимущества давала проводимая Петром I политика протекционизма? Согласны ли вы с мнением историка С. Ф. Платонова об экономической политике Петра I?
- Докажите на примерах, что развитие рыночных отношений в России тормозилось
крепостнической системой. Используйте мнение историка А. Б. Каменского (см. учебник с.47).
Вывод: По своему масштабу и стремительности реформы Петра I не имели аналогов не только в российской, но и в европейской истории. Реформы Петра I – единственный пример успешных и в целом до конца доведенных реформ в России. Многие петровские преобразования сохранились вплоть до революции 1917 г.
Итогом экономической политики Петра I стал значительный скачок в развитии хозяйства, но главной причиной отставания России от ведущих стран Европы было крепостное право.
V.Домашнее задание § 6. Прочитать, основные понятия и даты записать в тетрадь и выучить
1.С помощью дополнительных источников информации проведите исследование и напишите краткое эссе на тему «Роль Петра I в создании российского флота»
(по желанию задание №2)
2)Составить кроссворд по теме: «Экономические реформы Петра 1».
VI. Рефлексия
Учитель предлагает учащимся ещё раз обратиться к эпиграфу урока и опровергнуть или подтвердить слова автора. (учащиеся высказывают свои мнения и приводят аргументы)
- Самооценка обучающихся.
Учитель предлагает учащимся в каждом секторе мишени определить своё место.
- Спасибо за работу на уроке. Мне приятно было с вами работать.
1. Назовите годы жизни Петра I.
2. Назовите годы царствования Петра I
3. Кто были родители Петра I?
4. Кто был первым учителем Петра I?
5. Как звали первую жену Петра?
6. Кто являлся соправителем Петра I?
7. С какого года Петр правил единолично?
8. Под каким именем Петр 1 отправился за границу?
9.Каковы первые шаги Петра во внешней политике?
10. В каких областях были проведены реформы?
11. В чем заключалась военная реформа?
12. Назовите реформы в управлении.
1. Форма правления, утвердившаяся при Петре I, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
2. Высшее правительственное учреждение, созданное в 1711 году.
3. Функции Сената.
4. Кто осуществлял контроль за деятельностью Сената?
5. Учреждения, заменившие приказы.
6. Когда была проведена эта реформа?
7. Что входило в ведение Коллегии иностранных дел
8. Что входило в ведение Воинской коллегии?
9. Что входило в ведение Адмиралтейств – коллегии?
10. Что входило в ведение Юстиц – коллегии?
11. Что входило в ведение Берг-коллегии
12. Что входило в ведение Мануфактур – коллегии?
13. Кто возглавлял каждую коллегию
14. В каком году страна была разделена на губернии, сколько их было?
15. Кто стоял во главе губерний?