Экология и химия

Учителем поставлены и достигнуты следующие цели:

образовательные: раскрыть межпредметные связи экологии и химии, способствовать формированию у учащихся целостного представления об окружающем мире, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения нового материала, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению экологических проблем, обеспечить осмысление новых слов и понятий;

развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков школьников; создать условия для формирования экологического мировоззрения; содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;

воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства ответственности; способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Решение образовательных задач урока соответствует требованиям

Содержимое разработки



Министерство образования Республики Дагестан

Государственное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Республиканский центр образования»





Методическая разработка

урока по химии

в 9-ом классе

на тему:

«Экология и химия»







Разработала:

Рамазанова С. Т.,

учитель химии















Каспийск 2018г.

Урок: Химия и экология.

Тема: Источники загрязнения и значение атмосферы.

Цели урока.

Образовательная: формирование целостного представления о химической составляющей воздуха, её значении и влиянии на здоровье человека путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков исследовательской деятельности, и развитие логического мышления.

Развивающая: овладение учащимися различными способами познавательной деятельности.

Воспитательная: формирование у учащихся бережного отношения к своему здоровью и гигиене, а так же коммуникативных качеств личности.

Практическая: применение теоретических знаний на практике в повседневной жизни.

Оборудование: доска, датчик температуры (-250С-+1100С), датчик влажности, тренога.

Время проведения: 45 мин

Форма проведения: урок-исследование

Методы и приемы работы: проблемное обучение, исследовательский, совместный поиск ответов на любые вопросы, работа в парах и в группах, химический эксперимент.

Ход урока

Актуализация знаний: Здравствуйте, сегодня у нас не совсем обычный урок потому, что мы попробуем применить полученные знания в области химии – биологии и экологии на практике в жизни.

Изучение нового материала

Как известно, воздушная среда, составляющая земную атмосферу, представляет собой смесь газов. Сухой атмосферный воздух содержит 20,95% - кислорода, 78,09% - азота, 0,03% - диоксида углерода (углекислый газ, углекислота). Кроме того, в атмосферном воздухе содержатся аргон, гелий, неон, криптон, водород, ксенон и другие газы. В небольшом количестве в атмосферном воздухе присутствуют озон, оксид азота, йод, метан, водяные пары. Кроме постоянных составных частей атмосферы в ней содержатся разнообразные загрязнения, обусловленные производственной деятельностью человека. 

Химический состав воздушной среды жилых помещений определяется газовым составом атмосферного воздуха и загрязнениями, характерными для этой категории воздушной среды.

Как вы думаете с какими загрязнениями антропогенного происхождения, мы сталкиваемся?

(Предполагаемый ответ: токсичные вещества, выделяемые в воздух из полимерных строительных и отделочных материалов (фенол, формальдегид, стирол, трибутил-фосфат и т.д.), загрязнения, вызванные сжиганием газа, стиркой, мытьем и приготовлением пищи.)

Поэтому в значительной мере состояние воздушной среды в жилых помещениях определяется степенью благоустройства, уровнем санитарного состояния помещения, эффективностью вентиляции, численностью населения и т.д.

Одним из основных показателей химического состава воздуха является концентрация диоксида углерода. По этому показателю судят о степени чистоты воздуха в жилых и общественных зданиях. Скопление его в воздухе закрытых помещений указывает на санитарное неблагополучие (скученность, плохая вентиляция). При вдыхании большого количества диоксида углерода происходит нарушение окислительно-восстановительных процессов в организме. При увеличении содержания его во вдыхаемом воздухе до 4% отмечаются головная боль, шум в ушах, сердцебиение, возбужденное состояние; при 8% наступает смерть.

В обычных условиях при естественной вентиляции помещения и инфильтрации наружного воздуха через поры строительных материалов содержание диоксида углерода в воздухе жилых помещений не превышает 0,2%. При повышении концентрации его в помещении могут отмечаться ухудшение самочувствия человека, снижение работоспособности. Это объясняется тем, что одновременно с увеличением количества диоксида углерода в воздухе жилых и общественных зданий ухудшаются другие свойства воздуха: повышаются его температура и влажность, появляются газообразные продукты жизнедеятельности человека, так называемые антропотоксины (меркаптан, индол, сероводород, аммиак). Предельно допустимая концентрация диоксида углерода в воздухе жилых и общественных зданий - 0,1%. Эта величина принята в качестве расчетной при определении эффективности вентиляции в жилых и общественных зданиях (Румянцев, Воронцов, 1990).

Традиционным и эффективным способом снижения уровня загрязнения воздуха в жилище остается периодическое проветривание и вентиляция.

Вентиляция определяется скоростью ветра и размерами и расположением проёмов (дверных и оконных). Эффективная вентиляция может понижать температуру в помещении и повышать комфортность. Цель эксперимента, который мы сейчас поставим, это исследование влияния естественной вентиляции на климат внутри помещения.

Давайте сегодня мы проверим насколько эффективно проветривание в классном помещении. И оценим результаты полученных данных.

Закрепление изученного материала

Строим график проветривания с помощью цифровой лаборатории «Архимед».


А теперь давайте оценим полученные результаты:

  • В какой момент кривые стабилизируются?

  • Какие изменения наблюдаются на каждой кривой?

  • На какой стадии изменения становятся заметнее?

  • Какая кривая стабилизируется и когда это происходит?

  • Как влияет температура на влажность?

  • Как влияет проветривание на температуру внутри помещения?


Какие выводы можно сделать на основании полученных данных о воздействии проветривания на климат внутри помещения?


Итоги урока: Выставление оценок за работу на уроке.


Д/з: подготовить сообщение о химических производствах находящихся на территории нашего края и их влиянии на окружающую среду.






Сохранить у себя:
Экология и химия

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки