Экологический тренинг для педагогов «Знатоки природы»
2 февраля 2020
Международные и Всероссийские конкурсы
Лауреат Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Методическая копилка педагога детского сада»
Ход экологического тренинга
Ведущий: Добрый день, уважаемый коллеги! Мы рады вас приветствовать в этом чудесном зале.
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет).
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да).
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет).
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да).
Сегодня мы хотели бы провести экологический тренинг для педагогов, который мы назвали «Знатоки природы». В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии.
А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей. Поэтому, одна из основных задач детского сада – вырастить и воспитать защитника природы. А для этого мы должны обогатить детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
В начале нашего мероприятия, мы предлагаем вам разделиться на команды с помощью изображений стихий природы (вода, огонь, земля, воздух).
(Педагоги выбирают листочки с изображениями и делятся на команды).
Ведущий: Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам.
«Законы природы». Четыре закона экологии. Их сформулировал известный американский учёный-эколог и биолог Барри Коммонер (1917-2012).
Первый закон: «Всё связано со всем».
Этот закон отражает существование колоссальной сети связей в биосфере между живыми организмами и природным окружением. Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».
Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества например нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде. Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Глобальная экологическая система, т. е. биосфера, представляет собой единое целое, в рамках которого любой выигрыш сопряжен с потерями, но, с другой стороны, все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Платежей по этому векселю невозможно избежать, они могут быть только отсрочены. Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее (полиэтилен,...).
Этот закон предупреждает нас о необходимости разумного преобразования природных систем (строительство плотин, переброска стока рек, мелиорация и многое другое)Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Природа знает лучше – закон имеет двойной смысл – одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами. Этот закон базируется на результатах возникновения и развития жизни на земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни.
Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения. Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.
Задание № 1. «Экологическая разминка».
Вопросы для команды № 1:
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).
Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью).
Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб).
Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит).
Самец кукушки. (Кукух).
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
Самая высока трава? (Бамбук).
Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинаковая).
Вопросы для команды № 2:
Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной).
Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение).
Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется).
Трава от 99 болезней. (Зверобой).
Пингвин птица или животное? (Птица).
Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб).
Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц).
Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь).
Задание № 2. «Угадай по пантомиме».
Каждому педагогу предлагается с помощью пластики, мимики, жестов изобразить какое-либо животное или птицу. Отгадывает команда соперников. Жюри оценивает выразительность изображения, схожесть передачи с характерными признаками повадок животных.
Вопросы для команды № 1:
Жираф;
Шимпанзе;
Индюк;
Страус.
Вопросы для команды № 2:
Бобёр;
Белка;
Сова;
Пингвин.
Задание № 3. «Объяснялки». Попробуйте объяснить названия известных животных, птиц, насекомых.
Вопросы для команды № 1:
Пескарь – живет в песке.
Линь – линяет, меняет цвет с желтого на розовый.
Синица – поет «зинь – зинь».
Кулик – кричит «куик».
Стрекоза – стрекочет.
Вопросы для команды № 2:
Щегол – денди, щеголь.
Козодой – так и вьется вкруг пасущихся стад.
Слепень – кусает так больно, что в глазах темно, слепнешь.
Волк – тащит добычу волоком.
Насекомое – насечки на туловище.
Задание № 4. «Экологические ситуации».
Вопросы для команды № 1.
Ситуация 1.
На участке детского сада девочки играют в магазин и пополняют ассортимент «продуктов», обрывая растения: стручки желтой акации – «бобы», головки ромашки – «конфеты» и т. д. Подошла Ирина Петровна и похвалила: «Молодцы! Хорошо придумали!»
Назовите ошибки воспитателя. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Ситуация 2.
Сынишка подходит к матери, которая стирает белье:
– Мамочка, поехали сегодня в лес, там птичкам есть нечего. Мы им корм отвезем.
– Займись чем-нибудь, сынок, ты видишь, я занята, – отвечает она.
Как бы вы поступили в данной ситуации?
Вопросы для команды № 2
Ситуация 1. «Юноша и морские звезды».
Как-то на рассвете старик шел по берегу моря и увидел юношу, который подбирал на песке морских звезд и бросал их в воду. Старик спросил, для чего он это делает. Юноша ответил, что звезды могут засохнуть и умереть под лучами жаркого солнца.
– Но ведь побережье тянется на многие мили, а морских звезд миллионы. Что толку в твоих усилиях! – сказал старик.
Юноша взглянул на морскую звезду, которую держал в руках, бросил её в море и тихо произнес: ... (Толк есть для этой морской звезды).
Что лежало в основе его поступка?
Ситуация 2. Вы вышли с ребенком на улицу. После ярких солнечных дней стало пасмурно и ветрено. «Опять погода испортилась», – подумаете вы.
А что скажите ребенку? О чем вы будете с ним разговаривать?
Конкурс № 5. «Творческое задание».
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
Вопросы для команды № 1:
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Вопросы для команды № 2:
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Задание № 6. «Загадки – иллюстрации».
Воспринимать красоту природы помогают репродукции картин известных художников. В этом задании вы сможете проявить свои знания.
Воспитателям предлагаются репродукции картин известных художников. Необходимо определить автора и название произведения.
Задание № 7. «Народные приметы».
Как много было дедовских примет!
Иных из них давно уж нет в помине.
Другие сквозь десятки зим и лет,
Дошли до нас и вот – живут поныне.
Вопросы для команды № 1.
1. Цветы издают сильный запах... (к дождю. Сильнее, чем обычно, пахнут акация и жасмин, левкои и петуния, над ними вьется множество насекомых – к дождю).
2. Жаворонки высоко зависают в небе и звонко поют... (по приметам к хорошей погоде без осадков).
3. Кошка свернулась клубком... (к морозу).
4. Мухи кусаются... (к дождю).
5. Большие дождевые пузыри... (к ненастью и пущему дождю).
Вопросы для команды № 2.
1. Паук усиленно плетет паутину... (к сухой погоде).
2. Мухи пропали... (скоро зима).
3. Зацвела черемуха... (всегда жди холодов).
4. Лягушки квакают... (к дождю).
5. Воробьи в пыли купаются... (к дождю).
Задание №7. «Свой край люби и знай».
Земля России огромна, с чудными степями и полями, горами и лесами с разнообразием зверей и птиц, реками и морями.
1. Какой природной зоны нет на территории России? (Тропической).
2. Как называется самая плодородная почва? (Чернозем).
3. Как называется самое крупное копытное животное, обитающее на территории России? (Зубр).
4. Как называется самый большой хищник России? (Белый медведь).
5. Как называется самый маленький хищник в России? (Ласка. Охота на зверька запрещена, так как одна ласка за год уничтожает до 3 тыс. мелких грызунов).
6. Назовите 5 самых редких животных России (Азиатский гепард, Снежный барс, Дальневосточный леопард, Уссурийский Тигр, Амурский горал).
Задание № 8. «Черный ящик».
Ведущий называет по одному признаку и команды должны кто быстрее отгадать что в ящике. (Ветка ели).
В этой коробочке лежит то, из чего добывают этиловый спирт, глицерин, камфару, кормовые дрожжи, музыкальные инструменты, это антисептик, применяют в кораблестроении.
ДРОЖЖИ – в старину внутренний слой еловой коры добавляли в муку при выпечке хлеба, а из весенних нежных побегов варили особое пиво.
ПРОИЗВОДСТВО МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ – скрипки Страдивари.
Задание № 9. «ВОПРОС – ОТВЕТ».
1. Куда зайцу бежать удобнее – в горку или с горы? (В горку, у зайца передние ноги короткие, задние длинные, потому заяц в гору бежит легко, а с горы летит кубарем, через голову).
2. Чем кормят морских свинок? (Овощи, фрукты, сено, свежая трава, сухой хлеб, зерна овса или пшеницы, немного воды или молока).
3. Сороке через 3 года что бывает? (4-й год идёт).
4. Слепыми или зрячими рождаются зайчата? (Зрячими).
5. Назовите 2 пословицы о зиме:
Зима без снегу – лето без хлеба.
Готовь сани летом, а телегу – зимой
Что летом уродится, зимой пригодится.
Береги нос в большой мороз.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
6. Как узнать о приближении дождя по муравейнику? (Муравьи прячутся и закрывают все входы в муравейник).
7. Сколько ног у паука? (8).
8. Весь мир кормлю, сама не ем? (Земля).
9. Сколько надо взять «А» что бы получить птицу? (Сорок «А»).
10. В воде родится, а воды боится? (Соль).
Задание № 10. «Обманки» (конкурс капитанов).
Ведущий зачитывает стихи, а конкурсанты быстро отвечают:
1. Знает девочка любая, что морковка ……. (голубая – оранжевая).
2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето – зима).
3. Ночью каждое оконце слабо освещает ….. (солнце – луна).
4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый – голый).
5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось ….. (два – три).
6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно ….. (четыре – пять).
7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран – дятел).
8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру – петух).
9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух – филин).
10. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух – лягушка).
11. Слышала вся улица, как мычала …. (курица – корова).
12. Друг детей и друг зверей добрый доктор…..(Бармалей – Айболит)
13. С пальмы вниз, на пальму снова ловко прыгает …..(корова – обезьяна)
14. Кто грызёт на ветке шишку? Ну, конечно, это ..... (мишка – белка)
Задание № 11. «Найди 5 отличий».
Командам предлагаются две одинаковые картинки, с целью найти 5 отличий.
Задание № 12. Музыкальный конкурс.
Командам поочередно предлагается исполнить отрывок из песен о цветах. (Лаванда, Ромашки спрятались, Отцвели уж давно хризантемы в саду , Миллион алых роз, Белые розы, Желтые тюльпаны).
Задание №13. «Лебедь».
А сейчас музыкальная загадка (звучит мелодия Сен-Санса «Лебедь»). Послушайте музыку и скажите о какой птице рассказывает музыка? (Лебедь).
Каждый воспитатель делает оригами «ЛЕБЕДЬ» по показу ведущей.
Лебедь – это символ чистоты. Он живет только на чистых озерах. Лебеди одухотворяют ещё и духовную чистоту. Недаром все народы почитают лебедей как символ духовности, нравственности, искренности, счастья. Если эти птицы поселятся рядом с нами – это будет свидетельством высокой экологической культуры.
От нас природа тайн своих не прячет, но учит быть внимательнее к ней. Охраняя природу, мы сохраняем численность населения Земли. Человек не властелин природы: губя ее, он губит самого себя.