Экологическая тропа "Удивительное рядом"

Экологическая тропа "Удивительное рядом"

Содержимое разработки

Экологическая тропа

«Удивительное рядом»

"Надо понять, чтобы полюбить;

полюбить, чтобы понять".

Сухомлинский В.А.


Цель:

Обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы в детском саду.

Воспитание осознанного отношения ребенка к окружающей среде через общение с природой.

Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее).

Этапы создания и оформления тропы:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов.

3) Выбор хозяина тропинки – сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.


Организация экологической тропы на участке детского сада.

  • Изучаем литературу для разработки экологической тропы

  • Подбирается материал, соответствующий для детей старшего возраста и позволяющий наблюдать (познавать) наиболее интересные объекты на экологической тропе в осеннее время года.

  • Материал и формы работы подбираются разнообразные; необычное, интересное и увлекательное для детей.

  • Составляется картосхема экологической тропы для участка детского сада, на которой указываются и отмечаются значками стоянки экологической тропинки.

  • Хозяином экологической тропы стал придуманный воспитателем сказочный герой - Ежик, который предлагает детям задания из корзинки

  • Перед походом проводится предварительная работа: чтение стихов, прозы об объектах тропы, беседа о правилах ухода за объектом, правилах поведения.

  • При походе по тропе предусмотрено место, где можно отдохнуть, поиграть, послушать спокойную музыку.

  • После похода по тропе в «центре творчества», оборудованного на участке, вылепить из пластилина,

Стоянками экологической тропы являются:

  1. «Волшебный цветник»

  2. «Чудесный огород»

  3. «Зеленая лужайка»

  4. «Веселый скворечник»

  5. «Центр творчества»

Содержание работы по прохождению экологической тропы.

  1. Создаем игровую ситуацию.

Воспитатель вносит корзинку и сообщает, что не видела, кто её оставил. Постепенно подводя детей к мысли, что кто-то её мог потерять, Вместе с детьми осматривают корзинку, где находят письмо (записку).

«Здравствуйте!

Если вы читаете это письмо,

Значит, нашли мою корзинку.

Я иногда бываю немного рассеян

И наверно забыл её где-то.

Очень прошу её вернуть,

Ведь она не простая!

И она мне очень нужна,

А я за это обещаю вам рассказать

И показать много интересного. Ежик»

Вместе с детьми приходят к мысли, о том, что он нас может ждать на участке детского сада.

Дети одеваются (воспитатель незаметно выносит корзинку на участок, где лежат иллюстрации, загадки, картосхема и др. ) и выходят на улицу,

На участке находят Ежика.

Ежик: Ребята, здравствуйте! Вы нашли мою корзинку, спасибо большое. Берет корзинку.

- А ведь моя корзиночка не простая, а волшебная.

Произносит волшебные слова и показывает корзиночку детям, в корзиночке сверху лежит картосхема.

- Ой, посмотрите, что это в корзиночке?

Дети берут картосхему, разворачивают её, рассматривают.

- Моя корзиночка приглашает вас в путешествие.

Воспитатель берет Ежика у и дальше проводит путешествие

  1. Стоянки экологической тропы:

  1. Стоянка: «Волшебный цветник»

  • Наблюдение за цветником

Цели: продолжить формирование обобщенных представлений о сезонных изменениях в природе; уточнить названия цветов, их строение (найти стебель, листья, цветки, корни).

Загадка о цветнике.

Нарядные сестрёнки

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (цветы)

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

Туча небо красит,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит.

  • Вопросы:

«Ежик»задает детям вопросы.

  • Какое сейчас время года?

  • Что происходит с растениями осенью?

  • Для чего нужны растениям листья, корень?

  • Можно ли их срывать с клумбы?

  • Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли?

  • Что помогало цветам расти? (Солнце, дождь, земля насекомые и люди.)

Вы стоите рядом с этими чудесными цветниками.

  • Что вы видите, чувствуете, какие мысли приходят к вам? (Дети обмениваются своими впечатлениями.)

  • Для чего же человек создаёт цветники? (Цветники украшают город,

радуют жителей.)

  • Как называется профессия человека, который выращивает цветы? ( цветовод)

  • Стихи о цветах:

- Поэты очень часто пишут стихи о прекрасном. Много стихов написано

и о цветах. Послушайте строчки из стихотворений

Астра

Красивые цветочки

Расцвели в саду,

Запестрели красками,

А осень на носу

Василек Георгин

Цветок ярко-синий, пушистый. На клумбе у окошка

На поле пшеничном родится, Посажена картошка.

А сам же в еду не годится. Цветки её огромные

И светлые, и тёмные.

Гладиолус Календула

На шесте - флаги, Ноготок короток,

Под шестом – шпаги А сквозь землю прошёл -

Шапку золота нашёл.

Колокольчик

Эх, звоночки, синий цвет,

С язычком, а звону нет.

  • Исследовательская деятельность:

Цель: закреплять умение различать зрелые семена от незрелых .

Сравнить цветы (чем похожи и отличаются друг от друга).

  • Трудовая деятельность:

Сбор семян растений в разные пакеты.

  • Д/и «Превратись в цветочек»

«Покружись, покружись

И в цветочек превратись»

Дети должны мимикой, действиями изобразить один из цветочков, а «Садовёнок» угадывает цветочки.

2.Стоянка: «Чудесный огород»

  • Наблюдение за огородом

Цель: Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).

Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических

связях между неживой и живой природой. Уточнить представления о многообразии овощей. Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат обобщения в развернутом речевом суждении.

Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.

  • Вопросы:

  • Дети, скажите, что растет на грядке? (Ответы детей - морковь, огурец, помидор и др).

  • Как всё это назвать одним словом? (Ответы детей - это овощи).

  • Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).

  • А кто выращивает овощи? (Ответы детей).

  • Расскажите, зачем люди выращивают овощи? (Ответы детей).

  • А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей).

  • Рассказ «Ежик»:

Солнце согревает землю, даёт растениям свет.

Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.

Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.

Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.

Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.

А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.

Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).

Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.

А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей - да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений. Xopoшee время года - осень.

  • Подвижная игра:

«Вершки и корешки».

Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).

Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.

В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки.

Дети делятся на 2 команды и под веселую музыку раскладывают овощи по обручам. (соревнования)

  • Загадки об овощах:

«Ежик»: -Я знаю много загадок об овощах, давайте их вспомним, а вы попробуете их отгадать.

Растет она – в земле,
Известна – в целом мире.
Частенько на столе
Красуется в мундире.
(картошка)

Что за скрип? Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(
капуста) 

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь – очень гладкая,
На вкус – как сахар сладкая. (
морковь)

Над землей трава,
Под землей бордовая голова. (
свекла) 

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(лук)

Маленький, горький,
Лучку браток.
(чеснок)

Только фея может этот
Овощ превратить в карету. (тыква)

Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный… (баклажан)

Он бывает, дети, разный –
Желтый, травяной и красный.
То он жгучий, то он сладкий,
Надо знать его повадки.
А на кухне – глава специй!
Угадали? Это… (перец)
Круглый бок, жёлтый бок,
Сидит в грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (репка)

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (редиска)
Как на нашей грядке
Выросли загадки
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют. (помидоры)

Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (
огурцы)

  • Хороводная игра:

«Огород» -дети под музыку водят хоровод изображая овощ по тексту.

1к. Есть у нас огород,

Там своя морковь растёт.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины!

2к. Ты, морковь, сюда спеши,

Ты немного попляши,

А потом не зевай

И в корзину полезай.

3к. Есть у нас огород,

Там зелёный лук растёт.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины.

4к. Ты, лучок, сюда спеши,

Ты немного попляши,

А потом не зевай

И в корзину полезай.

5к. Есть у нас огород,

И капуста там растёт,

Вот такой ширины,

Вот такой вышины.

6к. Ты, капуста, к нам спеши,

Ты немного попляши,

А потом не зевай

И в корзину полезай.

7к. Есть у нас грузовик,

Он не мал, не велик,

Вот такой ширины,

Вот такой вышины.

8к. Ты, шофёр, сюда спеши,

Ты немного попляши,

А потом не зевай,

Увози свой урожай.

3.Стоянка: «Зеленая лужайка»

На этой стоянке дети смогут отдохнуть, поиграть, послушать спокойную музыку. Воспитатель предлагает игры;

  • На релаксацию:

«Расслабься»

Цель: Эта игра даст Вам возможность устроить себе небольшую передышку, пока дети будут сосредоточенно, спокойно и тихо двигаться. Для детей это приятный способ сменить умственную деятельность на более активную, позволяющий им потом снова собрать свое внимание и энергию. После этой игры они будут значительно лучше выполнять задания, требующие сосредоточенности.

Инструкция: Представьте себе, что вы прямо сейчас и прямо здесь будете ловить мышь. Что это будет за мышь? Хорошенькая белая мышка или серовато-коричневая домашняя мышь? Представьте себе маленького зверька с остренькой мордочкой и симпатичными серыми глазками, быстро перебирающего по земле четырьмя крошечными лапками. Вы должны передвигаться совершенно бесшумно, чтобы не спугнуть этого маленького зверька. Крадитесь как можно медленнее за своей мышкой, пройдите через весь участок, подойдите к своему месту, и пусть ваша мышка останется сидеть перед вами. Если хотите, можете, стоя на своем месте, взять ее в руки и погладить, или же просто внимательно смотреть, как она сидит и с любопытством оглядывается по сторонам...

Попрощайтесь теперь со своей мышкой и мысленно проследите за тем, как она побежит в норку.

  • Музыкальная игра:

«Жуки и бабочки» - мальчики «превращаются» в жуков, а девочки в бабочек, и под музыку разного темпа изображают насекомых.

  • Прослушивание спокойной музыки

4.Стоянка: «Веселый скворечник»

  • Наблюдаем за скворечником.

Воспитатель предлагает отгадать загадку

Между веток новый дом,

Нет двери в доме том,

Только круглое окошко,

Не пролезет даже кошка. (Скворечник)

  • Вопросы

  • Что такое скворечник? (ответы детей)

  • Откуда он взялся на нашем участке? (ответы детей)

  • Для кого человек сделал скворечник? (ответы детей)

  • Давайте вспомним, что мы знаем об этой птице? (ответы детей)

Воспитатель предлагает вспомнить, как мы зазывали скворца:

Закличка: «Скворец.»

Милый скворушка-скворец,

Прилетай же, наконец!

Для тебя я дом построил

Не скворечник, а дворец.

Вспоминаем о летних наблюдениях за скворечниками, что мы видели и слышали.

  • Почему мы не слышим голоса скворцов? (ответы детей)

  • Рассказ: «Ежика»

«Ежик» рассказывает о том, что перед отлетом скворец прилетает к своему домику и заводит красивую прощальную песню.

  • Как вы думаете, что станет с опустевшим скворечником? (ответы детей)

  • Он так и будет пустовать всю зиму? (ответы детей)

Затем «Ежик» рассказывает о том, что после отлета скворцов их домик займут другие птички, которые останутся с нами зимовать. (воробьи или синички)

  • Подвижная игра: «Вороны, скворцы, синицы)

Воспитатель по очереди называет птиц, а дети выполняют действия

предназначенные определенной птице: Скворец – машем руками, воробей

- прыгаем, вороны – кружимся. С каждым разом темп игры увеличивается.

5.Стоянка: «Центр творчества»

На этой стоянке дети лепят маленького ежика из пластилина.

Выставка детских поделок.





ГККП «Детский сад – ясли санаторного и общеразвивающего типа

«Золотой ключик» отдела образования акимата города Аркалыка»










































Экологическая тропа

«Удивительное рядом»




Выполнила: Кауметова К.М



Сохранить у себя:
Экологическая тропа "Удивительное рядом"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки