«Свалка по имени Земля»
Цель: воспитание экологической культуры, гуманного отношения к природе, чувства ответственности за все живое на Земле.
Задачи:
1. Пропаганда экологических знаний.
2. Расширение индивидуального опыта взаимодействия детей с окружающей средой.
3. Ориентация детей на выполнение экологических правил поведения в окружающей среде - как нормы жизни.
4. Осознание детьми необходимости соотнесения своих действий с последствиями их для окружающих людей, природной и социальной среды.
5. Повышение готовности детей к участию в экологически ориентированной деятельности.
Оборудование: интересные факты, стихотворение.
Форма проведения: экологическая игра
Ход:
Девиз мероприятия:
"Даже самые красивые фантазии засоряют нашу планету".
"Нельзя покорять природу - с ней надо сотрудничать!"
Воспитатель: Здравствуйте! Сегодня мы будем говорить о том, как быстро загрязняется наша планета, что можем сделать мы, чтобы предотвратить это загрязнение.Все наши мечты - о хорошем будущем, о прекрасной Земле, о дружбе человека и природы. Вот это желание светлого, доброго, прекрасного будущего и объединяет нас здесь. И это замечательно.
Начну я с экологических новостей.
Планета наша уже достаточно загрязнена и засорена, но мы еще не осознаем опасности жизни на огромной свалке. Мы пока на ней живем, но смогут ли жить наши дети? За год в атмосферу только одного углекислого газа выбрасывается 5 миллиардов тонн. В результате истощается озоновый слой Земли, появляются так называемые озоновые дыры: над Антарктидой, Арктикой, Европой, Москвой. Кислорода на Земле становится все меньше и меньше, а выхлопных газов, выбросов металлургических заводов и химических фабрик, теплоэлектростанций, транспорта все больше и больше.
Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов. Даже в водах Арктики нашли остатки стирального порошка.В результате деятельности человека во многих реках Европы (Сене, Дунае, Рейне) уже нельзя купаться.Усиленно идет "облысение" планеты. За последние 20 лет человек вырубил столько леса, сколько было уничтожено за все его предыдущее существование, не говоря уже о пожарах, которые возникают по вине людей. Для многих животных лес - родной дом. А лесов на Земле становится все меньше и меньше. Значит, животные теряют свой дом. Значит, они обречены на гибель.Почва образуется медленно: для этого нужны сотни и даже тысячи лет. А вот разрушить ее можно очень быстро. За последние 100 лет на Земле уничтожена примерно четвертая часть плодородных почв. Никто не станет спорить с тем, что нефть необходима человечеству. И не станет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в море, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. А в результате - миллионы тонн нефти по тем или иным причинам оказываются в воде. Человек опасен для природы не только пожарами и разливами нефти, но и бездумным уничтожением всего живого! Сегодняшнее население Земли - общество суперпотребителей. Подсчитано, что на каждого из нас в год затрачивается 20 тонн сырья, правда большая его часть 97% - идет в отходы.
Двадцать лет назад автомобили пробегали 250 тысяч километров практически без поломок, а сегодня, если на спидометре машины 120 тысяч километров, она кандидат на свалку.
Мусор постепенно становится монстром цивилизации. При нынешнем состоянии экономики и культуры быта люди еще долго обречены жить среди этих рукотворных памятников своей беззаботности. Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся.
Я предлагаю свой лозунг сегодняшнему мероприятию: "Нельзя покорять природу - с ней надо сотрудничать"
Воспитатель: А сейчас, я предлагаю провести игру, которая состоит из 3 туров.
1 Тур "Что мы выбрасываем, или золотые россыпи помоек"
Я буду задавать вопросы, а вы, выбирать правильный ответ.
Итак, мы начинаем!
Вопросы:
1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют...
а) пластмассы;
б) стекло;
в) металл,
2. Мировыми рекордсменами по количеству бытовых отходов являются жители...
а) Москвы;
б) Лондона;
в) Нью-Йорка.
3. Какая отрасль промышленности во Франции считается самой процветающей?
а) производство упаковочных материалов;
б) переработка мусора;
в) производство автомобилей.
4. Прежде, чем начать утилизацию отходов, их необходимо...
а) рассортировать;
б) собрать в одно место;
в) раскрошить.
5. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо...
а) компостировать;
б) сжечь при специальных условиях;
в) переплавить.
6. Первоочередная забота при выборе места свалки - это...
а) защита поверхности земли и грунтовых вод;
б) ограждение места свалки;
в) укомплектование соответствующей техникой.
7. Появление "партизанских" свалок влечет за собой...
а) загрязнение почвы;
б) уродство ландшафта;
в) изменение климатических условий.
8. Вредные выбросы оказывают влияние...
а) только на те регионы, где появилось загрязнение
б) на близлежащие регионы;
в) даже на далекие от места выбросов территории.
9. Самая страшная "добавка" к воде - это...
а) бытовой мусор;
б) пестициды;
в) минеральные удобрения.
10. Какую страну называют "мусорным ящиком Европы;
а) Британию;
б) Россию;
в) Польшу.
11. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно рассеивают в окружающую среду?
а) газы;
б) жидкости;
в) твердые вещества.
12. Поступление в среду обитания вредных веществ, приводящих к нарушению функционирования экологических систем, называют...
а) загрязнением;
б) экологическим кризисом;
в) вымиранием.
13. Гарбология это...
а) наука о доме;
б) наука о почве;
в) наука о мусоре.
14. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу, пролежит без изменения...
а) 10 лет;
б) 50 лет;
в) 100 и более лет.
15. Выброшенную в лесу бумагу "съедят" невидимки микробы за...
а) 1-2 года;
б) 5-8 лет;
в) за 20 и более лет.
2 Тур "Устами младенца, или не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)"
В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но: если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака.
Задание первое:
1. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.
2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.
3. Это необходимо компостировать.
4. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.
5. Его производит обыкновенная корова. (Навоз.)
Задание второе:
1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.
2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.
3. У меня очень много игрушек сделано из нее.
4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.
5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается. (Пластмасса.)
Задание третье:
1. Его делают из песка.
2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.
3. Чаще всего оно прозрачное.
4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.
5. Когда падает, оно разбивается
(Стекло.)
Задание четвертое:
1. Это можно увидеть везде: в городе, в деревне, даже вдоль дорог.
2. Это получается, когда становится старым или ломается.
3. Это можно сдать и получить деньги.
4. Это можно переплавить, чтобы сделать что-то новое.
5. Это бывает цветным, и его тоже можно сдать на переплавку и получить деньги.
(Металлолом.)
Задание пятое:
1. Это изобрели китайцы.
2. У нас это получают из древесины.
3. Это легко горит.
4. Из этого получается очень много мусора.
5. На этом обычно рисуют или пишут. (Бумага.)
Задание шестое:
1. Его очень много в больших городах.
2. От него люди болеют, много нервничают.
3. Особенно силен он в промышленном городе, где много заводов, фабрик, машин.
4. Его издают разные приборы и машины.
5. Он вызывает загрязнение окружающей среды, А когда его очень много, то он вызывает у людей состояние, близкое к опьянению, действует как наркотик.
(Шум.)
3 Тур "Что может сделать один?"
Задание - необходимо закончить фразы.
1. Старайся покупать напитки в стеклянных бутылках, которые можно... (использовать много раз, сдать в магазин).
2. Одежду, которую ты уже не носишь, можно...
(отдать нуждающимся).
3. Не выбрасывай старые игрушки и книги: они могут...
(кому-то понадобиться).
4. Узнай, где поблизости есть пункт приема макулатуры, и...
(сдай туда ненужную бумагу).
5. Почини и исправь вещь вместо того, чтобы... (ее выбрасывать).
6. Старайся не пользоваться пенопластом, так как он практически...
(не разлагается в природе).
7. Старайся аккуратно обращаться со стеклянной тарой, которую можно... (сдать).
Воспитатель: Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Другой планеты у нас не будет! Земля с ее биосферой - величайшее чудо, она у нас одна.
Закончить мероприятие лучшим стихотворением.
Волнуется Природа неспроста.
Не существует лишнего в Природе,
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется Природа неспроста.
Она предупреждает Человека:
Пора остановиться, не спешить;
Заботится от века и до века -
Старается всегда предупредить.
Но Человеку надо слишком много:
Он черпает скорее и до дна.
Берет с собою жадность на подмогу,
А эта дама подведет всегда.
Приходит день - опомнится бедняжка:
Куда спешил, зачем ломал дрова.
И трудно жить становится и тяжко -
Так наступает жуткая пора.
А может и такое вдруг случиться,
Что все живое превратится в прах.
Вот это Человеку не простится!
Как не пугает Человека страх?!
Лишь миг, всего одно мгновенье -
И все живое сгинет без следа.
Что многие создали поколенья,
Все разнесет глобальная беда.
О Люди! Надо быть мудрее!
Любите, берегите шар земной,
Терпимей будьте, мягче и добрее
И навсегда покончите с войной.
О, царь Природы, дорогой мой Человек,
Каким коротким может быть твой век!
Уж сколько лет молва в народе ходит,
Что жадность до плохого лишь доводит.