«Самая главная формула успеха — знание, как обращаться с людьми» (Т. Рузвельт)
Эффективные коммуникации как основа профессионального развития педагога
Составитель: учитель информатики
МОАУ СОШ №88
Попова Н.А.
Формирование коммуникативных компетенций учителя
Требования нормативно-правовых документов
Возрастающие требования общества к коммуникативным компетенциям педагогов
Недостаточный уровень сформированности коммуникативных компетенций современного педагога
Распоряжение Минпросвещения России от 15.02.2019 N Р-8 (ред. от 22.12.2020) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ И ТЕХНОЛОГИЙ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Формирование комплексного подхода к модернизации системы повышения профессионального уровня педагогических и руководящих кадров общего образования
Реализация мероприятий, направленных на повышение профессионального уровня педагогических работников
Разработка базы данных с перечнем предметных, методических, психолого-педагогических и коммуникативных компетенций учителей, ранжированных по уровням владения.
.
Коммуникативная компетентность состоит из следующих основных компонентов:
- -. мотивационно-ценностной (готовность педагога к профессиональному совершенствованию, потребность в профессиональном росте, стремление к саморазвитию и самореализации)
- - когнитивной (что специалист знает по данному вопросу);
- - Операционно-деятельностной (как специалист реализует свои знания на практике)
Компетентность в коммуникации заключается в овладении тремя уровнями (сторонами) общения
– коммуникативной (непосредственная передача информации) «Спорьте, ошибайтесь, ради бога, рассуждайте, пусть криво, но сами».
- интерактивной (выстраивание взаимодействия партнеров общения)
- перцептивной (восприятие партнеров друг другом)
Коммуникативный тренинг
Тренинг целеполагания
Рефлексивный тренинг
Активные методы формирования коммуникативных компетенций учителя
Метод анализа конкретной ситуации
Деловые и ролевые игры
Групповая дискуссия
Дебаты
Позитивная модель мира
Визуализируйте достижения
Похвала
«Можешь ведь, когда захочешь!»
«Молодец, но разве раньше нельзя
было так сделать? Ленился, наверное !»
Нейрогимнастика
В компьютере интереснее
Необходимо постоянно что-то зубрить
Не получается, трудно
Много задают
Учиться не интересно
Ругают в школе
Устаёт и перегружен
«Кулак-ребро-ладонь»
«Кольцо»
«Кнопки мозга»
«Зеркальное рисование геометрических фигур»
Тема: «Представление
информации. Естественные и
формальные языки»
Вопрос: Что такое естественные языки,
формальные языки?
И зачем нам знать это, есть русский язык, иностранные языки. К чему еще и эти. Мы можем и без них обойтись.
Невероятным усилием воли я взял себя в руки и даже попытался, не тратя времени зря, выяснить секрет новой бетономешалки с программным управлением. Я спросил мастера-наладчика о порядке ее работы, на что он мне ответил: – Слухай сюда! Положь колдобину со стороны загогулины и два раза дергани за пимпочки. Опосля чего долбани люхалкой по кувыкалке и, кады чвокнет, – отскочь дальшее, прикинься ветошью и не отсвечивай ...
Как избавиться от многозначности естественного (разговорного) языка при составлении инструкций и управлении техническими устройствами?
Что мешает восприятию информации в этом фрагменте?
.
Ничего не понятно!
Колдобина, загогулина …
Согласен…
Без естественного и формального языка придется туго
Что поможет учителю повысить уровень коммуникативных компетенций?
1) Модель отношения к миру и ученику: ты хороший – мир хороший.
2) Эмоциональные вкусности (похвала)
3) Учет психофизиологических особенностей (обучение должно гармонично развивать левое и правое полушарие головного мозга, недопустимо перегружать одно из них – Моцарт на математике, рисование на других предметах)
4) Вместо чтения нотаций на уроке – нейрогимнастика для разгрузки и развития.
5) Креативный и творческий подход к решению педагогических ситуаций. (Считаете ,что не нужны естественные и формальные языки? А давайте представим, что их нет)
«Если вы просто общаетесь, вы можете получить результаты. Но если вы общаетесь с умом, вы можете творить чудеса».
И помните – мастерами общения не рождаются, ими становятся!
Джим Рон