Эффективные формы наставничества в начальной школе
Тема наставничества в образовании является одной из актуальных. Она отражена в национальном проекте «Образование».
Наставничество – это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
В целевой модели наставничества в начальной школе я бы отметила три основные формы.
1 форма «Учитель – учитель»
Предполагает взаимодействие между педагогами с целью передачи опыта. Открытые уроки на методических днях в нашей школе.
2 форма «Ученик – ученик».
Предполагает взаимодействие учащихся, при котором один из учащихся находится на более высокой ступени образования и обладает организаторскими и лидерскими качествами, позволяющими ему оказать весомое влияние на наставляемого, лишённое, тем не менее, строгой субординации. Т.е. ребёнок, у которого какой-либо навык получается лучше, помогает справится с трудностями другому ученику по просьбе учителя.
Как правило наставники способные, творчески одарённые обучающиеся. Старшие ученики, которые у меня учились, приходят помогать младшим: проводить классные часы, внеклассные мероприятия, игры на перемене. При работе в паре, работе в группе лидерство берет наиболее способный ученик и помогает остальным ребятам справится с заданием.
3 форма «Учитель – ученик»
Предполагает взаимодействие учащегося и учителя, при которой наставник активизирует личностный потенциал школьника, усиливает его мотивацию к учебе и самореализации.
Мы все наставники своих ребят, все эти формы мы применяем в работе. Их мы используем как отдельно, так и комплексно. Проводимая работа эффективна для развития предметных умений, практических навыков, формирования УУД. Хорошо отлаженные действия всегда дают положительные результаты.
В ходе работы в начальной школе всегда возникает потребность в привлечении родителей, в том числе к деятельности по наставничеству. Я считаю, что родители - это самые авторитетные наставники. Именно они могут поделиться опытом социальных отношений со своими детьми. Поэтому можно отметить еще одну форму наставничества «учитель – ученик - родители».
Я считаю, что данная форма наставничества учитель – ученик – родители обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся и создает комфортную обстановку развития.
Как же работает эта форма?
Поделюсь своим опытом.
В рамках взаимодействия с родителями работу в начальной школе можно построить по следующим модулям:
1 модуль. Разовая организация наставничества, которая реализуется по ситуации. Предполагает реализацию одноразового дела, проекта, встречи, лично или с помощью телекоммуникационных технологий, между наставником и наставляемым.
Например. При подготовке материала для Орлят России, посвящённого прохождению трека «Орленок – хранитель исторической памяти», создаю перед детьми проблемную ситуацию, которая заключена в вопросе: «Ребята, а вы знаете, какие школьные предметы были у ваших родителей, у ваших бабушек и дедушек?» Самостоятельно на этот вопрос дети не всегда могут точно ответить. Узнать информацию им поможет только общение с членами своей семьи. Дома дети, с родителями общаясь с родственниками, узнают много интересного. Принося в класс школьные предметы, ученики делятся полученной информацией, и мы создаем музей в своем классе.
2 модуль. Реверсивное наставничество - охватывает всех участников процесса.
Этот модуль предполагает взаимодействие между наставником и наставляемым с целью решения проблемы недостаточной компетентности по вопросам обучения и воспитания.
Данный модуль можно реализовывать через мини-консультации по возникающим вопросам. У родителей детей начальной школы часто возникают вопросы в учебной или воспитательной деятельности. Они обращаются через форму обратной связи, формулируя вопрос. По мере накопления обращений я систематизирую вопросы и готовлю ответы в удобных формах связи. Если вопрос требует инструкций, то на чате размещаю информацию для ознакомления. Родитель, получив консультацию, применяет полученную информацию дома. Уже в школе я могу увидеть результат путем проведения опроса или наблюдения об эффективной работе. Оформление классных и домашних работ, оформление уравнений, синтаксический разбор, фонетический разбор слов и т.д. В чате я высылаю образцы и родители с ребятами самостоятельно используют при выполнении домашних заданий.
3 модуль. Виртуальное наставничество реализую с использованием информационно-коммуникационных технологий, таких, как видеоконференции, платформы для дистанционного обучения (у нас у всех есть опыт этого наставничества), социальные сети.
В своей работе: на уроках и во внеурочной деятельности я часто использую средства ИКТ. Требования времени заставляют учителя искать пути выхода из сложившихся ситуаций. Здесь очень помогают интернет – уроки на платформе «Учи.ру».
4 модуль. Групповое наставничество, когда наставник объединяется в пару с другими специалистами и работает с одним наставляемым небольшой группой.
В своей работе я применяю данный модуль для учеников с особыми образовательными потребностями. Здесь можно подключить специалистов школы (психолога, логопеда, социального педагога) для положительного результата работы. Родители должны знать проблемы ребенка и помогать их разрешить. Участие родителей в жизни детей не только дома, но и в школе помогает им комфортно развиваться.
Анализируя свою деятельность, опираясь на мнения коллег, родителей, детей могу с уверенностью сказать, что данная форма наставничества обеспечивает индивидуальный подход к обучающимся и создаёт комфортную обстановку для его развития.
Наставник помогает преодолеть причины, из-за которых возникают сложности. Например, если ребёнок не умеет делать домашние задания, наставник не выполняет работу вместе с ним, а учит справляться с ней самостоятельно. Для этого я печатаю карточки для домашнего задания, и ребенок самостоятельно справляется с домашней работой не списывая с гдз.