ЭФФЕКТИВНОСТЬ МЕТОДИКИ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современной системе образования отражаются все изменения в жизни человека и общества, достижения науки и техники. Они не столько вносят преобразования в учебный процесс, сколько ставят перед системой образования новые цели и задачи, требуют от нее поиска новых подходов и методов обучения, применение которых могло бы обеспечить эффективную подготовку обучающихся в условиях быстро изменяющегося мира.
Стремительный научно-технический прогресс обуславливает важность совершенствования процессов обучения и усвоения знаний, а также способствует их реализации в более интенсивном формате. Таким образом, современный процесс обучения должен быть направлен на передачу максимального объема информации, формирование и развитие необходимых знаний, навыков и умений у обучающихся за короткий промежуток времени, а также дальнейшее применение полученных знаний в практической деятельности.
Следовательно, для решения поставленной задачи необходимо прибегнуть к вопросу интенсификации процесса обучения. Под данным термином понимается система технологических приемов, обеспечивающих эффективность учебно-познавательного процесса путем активизации резервных возможностей личности. Другими словами, под интенсивным обучением следует понимать усиленное обучение, заключающееся в ускоренном учебном процессе при ограниченных энергетических и временных затратах со стороны обучающихся.
Метод активизации резервных возможностей личности и коллектива Г.А. Китайгородской является одним из наиболее известных на сегодняшний день методов интенсивного обучения [2]. Рассматриваемый метод нацелен на то, чтобы обучающиеся овладевали устной и письменной
иноязычной речью как средством общения, а также культурой изучаемого языка. Занятия по методу Китайгородской строятся на активном межличностном общении, которое выступает и как средство, и как цель обучения. Любое общение не может быть лишено эмоций. Именно эмоции, в первую очередь, оказывают необходимое воздействие на психику, а параллельное подключение зрительных и слуховых органов чувств обеспечивает наиболее продуктивный процесс активизации образовательной деятельности и запоминания информации.
И.В. Шеститко в интенсивном обучении видит передачу обучаемым
«большого объема учебной информации на основе интенсивных технологий обучения при временном ограничении обучения и без снижения требований к качеству формируемых знаний» [3, с. 6]. По его мнению, одними из главных особенностей интенсивного обучения являются:
реализация педагогом и обучающимся совместной деятельности, в ходе которой проявляется их интеллектуальный и эмоциональный потенциал;
сопровождение интенсивного обучения коллективной познавательной деятельностью обучающихся [3].
Мы пришли к выводу, что при обучении иностранным языкам именно коллективная форма взаимодействия позволяет обучающимся расслабиться, не комплексовать и без доли стеснения общаться на изучаемом языке.
Значимость интенсивного метода обучения заключается в том, что он побуждает обучающихся самостоятельно добывать новые знания, прибегать к анализу множества вариантов решения проблемы, активно взаимодействовать с педагогами, обмениваться идеями и мнениями в целях достижения результатов и дальнейшего практического применения полученных знаний. Кроме того, импульсивное поведение должно сменяться осознанными действиями, соответствующими ситуации.
К настоящему моменту существует большое разнообразие методик интенсивного обучения иностранным языкам, главной целью которых выступает активация возможностей группы учащихся на основе личностного общения, включающего в себя обсуждение не только учебного материала, но и актуальных проблем, представляющих интерес для обучающихся и вызывающих у них эмоциональный отклик. Все существующие технологии, прежде всего, нацелены на то, чтобы каждый обучающийся смог в определенных условиях в максимальной степени реализовать свои интеллектуальные, креативные, деятельностные и личностные возможности, раскрыть свой потенциал.
С точки зрения Д. Денисова, интенсивное обучение строится на совместном движении обучающихся и педагога, взаимодействие которых направлено на поиск ответов на интересующие вопросы. Здесь важно отметить, что при интенсивном обучении не только учитель формулирует вопросы, но и сами обучающиеся. Главной задачей учителя в данном случае является верный подбор предмета обсуждения и направление работы обучающихся по поиску ответов и получению новых знаний в правильное русло [1].
Для достижения поставленной в рамках настоящего исследования цели был разработан комплекс специальных упражнений, ориентированных на обеспечение быстрого усвоения обучающимися учебного материала в рамках урока английского языка. Предложенный комплекс упражнений создавался в качестве средства развития умений устного взаимодействия обучающихся средствами изучаемого иностранного языка, а также дополнения к традиционной методике обучения иноязычному общению.
Интенсификация процесса обучения в рамках данной работы достигается путем включения интерактивных видеоматериалов (обучающие видео, интервью, викторины и т.п.), крупноформатных зрительных опор (картинок, изображений, схем и т.п.), творческих
заданий, ролевых игр, кроссвордов, работы над диалогами по теме урока и т.п.
В целях проверки эффективности предложенного комплекса упражнений, интегрированного в учебно-познавательный процесс по овладению иностранным (английским) языком, и направленного на интенсификацию усвоения учебного материала, было реализовано опытное обучение на базе МБОУ «Лицей №6 имени М.А. Булатова» г. Курска, направленное на развитие и совершенствование произносительных, лексических и грамматических навыков, а также навыков восприятия живой англоязычной речи, умений монологической и диалогической речи. Участниками опытного обучения стали учащиеся 5 «В» класса. С обучающимися было проведено три занятия с включением в учебный процесс предложенного комплекса упражнений.
В рамках первого урока, посвященного изучению темы о хобби и увлечениях, на доске были размещены красочные изображения, демонстрирующие возможные варианты занятий, времяпровождения и активного отдыха. Красочное оформление изучаемого материала в виде изображений послужило опорой, создающей визуальное восприятие того, что изучается, и обеспечило более эффективное и быстрое овладение представленными лексическими единицами.
Перед началом работы над упражнениями из учебника, обучающиеся повторили за учителем все представленные на изображениях слова и в ускоренном формате реализовали парную работу, в которой ученики, сидящие за одной партой, по очереди задавали друг другу вопрос «What is your favourite hobby?» и отвечали на него. Это позволило активизировать речевую деятельность учеников и вовлечь их в учебный процесс.
Затем обучающиеся приступили к более основательной тренировке изучаемого материала на основании составления диалогов на обозначенную тему. В качестве примера ученикам был предложен образец диалога, на который они могли опираться при составлении собственного.
Диалог-образец
Рис. 1– Образец диалога, применяемого в качестве опоры для составления собственных диалогов обучающимися
Для составления диалогов ученикам также были предоставлены материалы, содержащие лексические единицы по теме урока.
Далее обучающимся был предложен к просмотру небольшой видеоролик, рассказывающий о видах хобби. В этом материале при представлении лексической единицы визуально изображается описываемое этой единицей явление, озвучивается произношение слова, а также демонстрируется его возможное использование в предложении, чем обуславливается образовательная ценность данного видеоролика, обеспечивающая расширение словарного запаса, развитие умений иноязычного аудирования и навыков произношения.
Для практики использования изучаемых лексических единиц, ученики выполняли упражнения, в которых было необходимо разгадать зашифрованные слова, составить предложения из предложенных слов, вставить лексические единицы в предложения по смыслу и т.п.
Пример упражнения с активной лексикой урока
Рис. 2– Пример упражнения с использованием активной лексики урока
Пример упражнения с активной лексикой урока
Рис. 3– Пример упражнения с использованием активной лексики урока
В продолжение развития навыка иноязычного аудирования предлагается видео-интервью, в котором дети Великобритании рассказывают о своих хобби. В этом материале звучит абсолютно неадаптированная английская речь, что позволяет обучающимся потренироваться в ее восприятии и понимании.
Во время просмотра видео ученикам предлагается делать пометки о том, как зовут интервьюируемых ребят и чем они любят заниматься. По завершении просмотра видеоматериала, ученики должны ответить на следующий вопрос «What does …like doing on the weekends? (Daniel (12), Ashley (9), Matthew (8), Jennifer (10), Callum (9), Macaulay (10), Louis (6),
Philipa (11), Joe (10), George (10), Emily (9), Kaley (9), Megan (8). Ответ обучающихся предполагает следование следующей структуре: Daniel is 12 years old. He likes football. Данное задание помогает не только в тренировке
восприятия и понимания живой речи, но и развивает умения устных высказываний на основе услышанной информации.
В качестве задания, направленного на развитие коммуникативных навыков, ученикам было предложено подготовить творческую работу. Суть работы состояла в проведении опроса среди друзей каждого из учеников об их любимых видах деятельности и хобби для определения наиболее популярных хобби среди русских детей. Результаты работы учащиеся должны были оформить в виде небольшого сообщения и представить классу.
На втором уроке, посвященном разделу «What kind of music do you like?», дети изучали названия музыкальных инструментов. В качестве упражнения, обеспечивающего интенсификацию процесса овладения данным лексическим материалом, ученикам была предложена видео- викторина «Musical instruments quiz».
Данная форма работы обеспечила активизацию слухового восприятия речи, тренировку грамматической вопросно-ответной формы: What is it? – it is …, расширение словарного запаса по теме урока.
Для развития умений иноязычного диалогического взаимодействия и тренировки употребления изученной лексики ученики составляли диалоги по предложенному образцу:
Диалог-образец
Рис. 4– Образец диалога, применяемого в качестве опоры для составления собственных диалогов обучающимися
Для более эффективного усвоения изучаемых в рамках данного раздела придаточных предложений времени с союзом when, ученикам было предложено сыграть в игру.
Для реализации игры обучающиеся разделились на две команды. Каждой команде зачитывались фразы, из которых ее участники должны были составить предложения (например: to listen to music / come home; to play the guitar / finish homework). Победила команда, которая дала наибольшее количество правильных ответов.
В рамках третьего урока «Would you like to be a popstar?» основное внимание было направлено на освоение обучающимися сведениями о профессиях. Для активизации процесса усвоения лексического материала учащиеся просмотрели видеоролик «Jobs and occupations».
Закрепление изученной лексики происходило посредством решения кроссворда на соответствующую тему: «An adventure in the jobs world».
На этом уроке также была реализована ролевая игра, в которой ученики представляли себя в роли представителей разных профессий. В игре разыгрывались роли доктора, спасателя и учителя. В основе игры был диалог-беседа (вопрос/ответ):
- What are you?
- I am a…
- Where do you work?
- I work…
-What do you do?
- I …
В качестве творческого задания ученикам было предложено написать небольшое сочинение (8-10 предложений) на тему «The job of my dream», в котором ученики должны были показать не только владение лексикой урока, но и ранее освоенными лексическим и грамматическими знаниями.
В ходе учебного процесса обучающиеся проявляли интерес к уроку иностранного языка. Прежде всего, ученикам понравилось применение большого количества наглядных красочных материалов, представляющих изучаемый лексический материал. Эти изображения служили эффективными опорами при формулировании самостоятельных высказываний на основе изучаемой лексики.
На уроках ученики активно вовлекались в работу, проявляли интерес ко всем видам заданий, формам работы, участвовали в коллективных обсуждениях и т.п. Таким образом, можем отметить положительное влияние подобранного материала и организации учебного процесса на активность учеников на уроке, на их мотивацию и интерес к изучению иностранного языка.
Эффективность предложенного комплекса упражнений была подтверждена результатами выходного контроля, которые показали положительную динамику в скорости усвоения учениками изучаемого материала, в повышении их коммуникативных способностей, повышении уровня готовности к диалогическому взаимодействию на изучаемом языке. В связи с этим мы считаем предложенный комплекс упражнений эффективным средством организации интенсивного обучения иностранному языку, которое может применяться на уроках в качестве дополнения к основным учебно-методическим материалам.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что интенсивное обучение на сегодняшний день является одним из наиболее приоритетных методов организации учебного процесса, поскольку способно обеспечить максимальное включение возможностей и потенциала обучающихся для достижения наиболее высокого результата в минимальные сроки.


Эффективность методики интенсивного обучения на уроках английского языка на уровне основного общего образования 