Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе для 8 класса.
«Дважды два – четыре или…»
Описание материала: данное внеклассное мероприятие целесообразно проводить в рамках недели русского языка и литературы «Мой мир Я».
Форма проведения: гейм «Дальше-дальше», игра «Где логика?», конкурсы.
«Фундаментальные объекты познания (ФОП): «Причина и следствие».
Предметные результаты:
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
выявлять и интерпретировать проблему, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные выводы, ценностные ориентации.
Цель: приобщение учащихся к тайнам русского языка, развитие творческих способностей, познавательных интересов, общей эрудиции участников.
Демонстрационный материал: презентация, раздаточный материал.
Методические приёмы: игра, ответно-вопросная система.
ХОД ИГРЫ
Звучит фрагмент музыки «Дважды два четыре»…
Учитель: Добрый день, дорогие друзья! Все уверены, что 2×2= 4? Я столкнулась в практике с такой проблемой: когда на уроках организовываю работу в парах, по четвёркам, обязательно находится кто-то лишний, или тянет кого-то к кому-то (расстаться не могут) и, следовательно, в группе оказывается 4 или 5 человек. Я задумалась, может это неслучайно? Побороздила по просторам интернета и нашла доказательство. 2×2=4? нет 5! Внимание!
Может кто-то прокомментировать эту версию? Почему так получилось и где ошибка?
Ответ: на ноль делить нельзя.
Математика - наука строгая, но в природе и этим фактам имеет место быть. Вернёмся к другой науке…
Задание: переведите с математического языка чисел знаковое предложение на русский язык букв, слов и предложений.
(Школьники пишут на листочках, учитель ходит между парт, знакомится с результатами.) Проблема: логическая пауза между Дважды два и четыре. Постановка тире?
Учитель: вспомните правило, которым уместно аргументировать постановку тире.
Ответ: Тире между подлежащим и сказуемым. Главные члены предложения выражены именами числительными, отсюда следует, что тире ставится.
Учитель: Чем в предложении является или?
Ответ: союзом
Учитель: Роль союза в данном предложении?
Соединяет однородные члены предложения, в данном предложении - сказуемые.
Дважды два – четыре или пять.
Учитель: Простое предложение или сложное? По наличию второстепенных членов?
Ответ: простое, одна грамматическая основа, нераспространенное.
Учитель: Молодцы! Приступим к игре «Дальше-дальше», которая потребует от вас знаний не только по математике и русскому языку, но и другим предметам.
У вас появилась возможность зарабатывать баллы. За каждый правильный ответ получаете жетон.
В конце мероприятия подсчитаем и определим победителя.
Дворец в виде башни – замок;
Самая большая лужа - океан
Засланец в чужую страну - посол
Танец на пальцах – балет.
Королева мужского пола - король.
Титан, державший на плечах небесный свод – атлант.
Знаменитый гусляр, побывавший на дне моря у Морского царя – Садко.
Резиновая змейка с ручками –скакалка.
Изречение, цитата перед произведением - эпиграф.
Собрание географических карт - атлас.
Древний русский музыкальный инструмент – гусли.
Семь раз отмерь, один – отрежь.
Склад государственных бумаг - архив.
То, что идёт после вешалки - театр.
Устойчивое выражение слов – фразеологизм.
Подведём итог. Назовите учебные предметы, знания по которым вам пригодились в этой игре? (литература, история, музыка, география, русский язык/ досуг)
Учитель: Следующий «Конкурс ассоциаций» (раскрывается значение слова ассоциация). Кто хочет попробовать свои силы? Нужны две пары…( Определение активных участников конкурса: два мальчика и две девочки. Им выдаётся задание. Пока они готовятся - игра со зрителями.)
Задания для пар: каждый игрок получает карточку со словом. Задача: назвать как можно больше ассоциаций к этому слову, а другие должны отгадать это слово. Балл получает тот игрок, который назвал больше всех ассоциаций и тот, который первый назвал слово. ФАКЕЛ, ТАБЛЕТКА, БАЗАР, ЛАПША
Игра со зрителями: Стулья, столовая, раздевалка, медсестра, книги, глобус, перемена, мел – школа.
Дети, мама, папа, здоровье, любовь, фата, жизнь, дружба, душа, женское, скидка,кайф, солнце, улыбка – счастье.
Деньги, касса, кнопка, счёты, цифры – калькулятор.
Курорт, море, отдых, птица, самолёт, север, солнце, тепло, пляж – юг.
Учитель: «Теперьяподнимитетоже» - эта фраза, если ее разбить на части, может обозначать несколько речевых ситуаций (т.е. смысловых вариантов), которые отличаются интонационно (постановкой пауз, логическим ударением), а также знаками препинания и орфографическим оформлением. Определите эти варианты.
(Деление на команды по четвёркам. Команды выполняют это задание на листочках и сдают жюри. Победившей команде - игроку по жетону.)
Ответы:
Теперь я, под ними те тоже.
Теперь я, поднимите тоже.
Теперь я, подними те тоже.
Теперь я под ними, те тоже.
Теперь я под ним, и те тоже.
Те перья подними, те тоже.
Те перья под ними, те тоже.
Те перья под ним, и те тоже.
Те перья поднимите тоже.
Учитель: Следующий конкурс-игра «Где логика?» Задание таково: по картинкам с помощью ассоциаций угадать слово или предложение. Всё просто, как дважды два. Итак.
Ответы: Пара. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Два сапога – пара. Дополнение. М.Е.Салтыков-Щедрин. Из-за местонахождения: Северный полюс - Южный полюс.
Подведение итогов 3 и 4 конкурсов.
Учитель: Всё просто как дважды два! Приступаем к конкурсу «Говорун»
«РАССКАЗ ПО ЗАДАННОМУ НАЧАЛУ ИЛИ КТО БОЛЬШЕ НАГОВОРИТ»
Следующее задание требует умения фантазировать и сочинять. Участникам предстоит по заданному началу придумать продолжение рассказа. Рассказ должен получиться весёлым и смешным. Правила этого конкурса: первый начинает рассказ, как только он останавливается (по сигналу) – второй продолжает первого и так далее. Каждому участнику даётся 30 секунд.
Я проснулся, подошёл к окну и увидел на подоконнике письмо. На конверте было написано моё имя. Я взял письмо в руки и открыл конверт …
Вечером на улице наблюдали такую картину. Кошка влезла на дерево и громко мяукает. То ли слезть не может, то ли к себе зовет, непонятно...
На Новый год нашему классу поручили провести елку для малышей. Мы сочинили небольшую пьесу, где участвуют Дед Мороз, Снегурочка и Баба-Яга.
И вот начинается представление…
Я недавно на школьных соревнованиях пробежал два километра за одну минуту!
Мальчик пришел в магазин «Школьник» и спрашивает кассира:
Если я вам дам 9 рублей, куплю карандаш за 4 рубля и резинку за 3 рубля, то сколько вы мне дадите сдачи …?Баба Яга спрашивает у Кощея Бессмертного:
- Как ты отдыхал в новогодние праздники?
Я вчера из проруби вытащил щуку весом в двадцать килограммов!
- Не может быть!
Подведение итогов.
Учитель: Ещё раз давайте перечислим учебные предметы, знания которых вам пришлось подтвердить. Назовите:
Ответ: русский язык, математика, история, музыка, география, биология, литература и т. д и т.п. Столько много предметов! Где взять силы, время, информации, чтобы много знать, уметь, быть в курсе последних событий. Чтобы быть успешным. Где в наш современный век, век компьютерных технологий можно добыть нужную информацию?
В интернете.
Учитель: Но всегда ли она верна? Чего там только нет, посмотрите на следующий слайд презентации. Люди тоже ошибаются. Найдите ошибку или ошибки.
Ответ: по правилу « Тире между подлежащим и сказуемым» при личном местоимении тире между главными членами предложения не ставится.
Учитель: Правильно! Поэтому любую информацию нужно проверять! Вы все сегодня молодцы!
Подведение итогов мероприятия.