Шукаева А.К.
Учитель географии
КГУ «Средняя школа № 1»
отдела образования акимата
города Лисаковска
Костанайская область
СТАТЬЯ
«ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ
В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ».
Методическая цель: Создание условий для формирования и гармоничного развития личности, способствующих духовно-нравственному становлению молодого гражданина РК.
«Благодаря воспитанию в отдаленном будущем несовершенное человечество превратится в новую расу людей — таково могущество воспитания».
Р. ОУЭН
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственномувоспитаниюсовременного общества. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас.
Важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры,толерантности,самостоятельности,инициативности, способности к успешной адаптации в обществе.
Важность, первостепенность, значимость духовно-нравственного воспитания раскрывают Приоритетный национальный проект «Образование», Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин Казахстана, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Республики Казахстан.
Основная проблема школы: культура как основа обучения и воспитания подрастающего поколения в современных условиях.
Цель духовно-нравственного воспитания в нашей школе - создание условий для становления духовно - нравственной культуры у школьников.
Гармоничное духовное развитие личности, привитие ей основополагающих принципов нравственности: доброты, честности, желания заботиться о ближнем, укрепления семейных уз, любви к детям, уважения к старшим.
Задачи нашей работы:
усвоение лучших моральных и нравственных принципов, выработанных человечеством на протяжении своей истории, сохранение исторической преемственности поколений; воспитание патриотов РК;
сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
развитие национальной культуры; воспитание граждан независимого государства, уважающих права и свободы личности; объединение усилий семьи, ОУ в воспитании детей.
Основной источник нравственного опыта это, прежде всего, учебная деятельность. Нравственное развитие воспитанников на уроках осуществляется через содержание программного и дидактического материала, самой организацией урока. Колоссальные потенциальные возможности для нравственного влияния школьников имеет учебный материал, особенно по географии. « У географии одна цель- изучением различных географических объектов, их оформлением на картах, изучает историю происхождении того или иного объекта».
На уроках преподаватель выводит учеников на осмысление отношений к своей природе, к своей родине, учитель показывает взаимосвязь человека и природы, патриотическое отношение к охране и защите границ своего государства.
Каждый урок – это знакомство с процессами происходящими в природе, познание недр земли, изучение климатических и экологических факторов. Урок обретает смысл, если объектом изучения является человеческий мир, который очень дорог и нужен для каждого человека. Соединяя жизнь, изображенную карте, с реальной жизнью, дети учатся ориентироватьсяпо картам и не известным им территориям. Важную роль в духовном становлении личности, играет интеллектуальное, эмоциональное и нравственное ее развитии, использование различных методов исследования сочетающее в себе разные формы деятельности, что является самым главным для государства. Одна из таких форм работы, как убеждает опыт,- туристические объекты, сочетающие информативную, воспитательную функцию географии.
Ведущими формами творческой деятельности, направленными на развитие нравственных качеств личности являются творческие объединения, научно-практические конференции, защита творческих проектов, докладов, экскурсии, выставки работ, публикации в газетах, посещение музеев.
Указом президента РК, 2019 год объявлен Годом молодежи в Казахстане. Главная цель проведения Года молодежи — привлечение внимания общества к обстановке в республике. Основными задачами Года молодежи являются: повышение интереса к защите природы у подрастающего поколения, Важно создать условия для интенсификации процессов изучения, повысить качество и разнообразие изучаемой литературы, касаемо познания мира и природы. И в связи с этим нашими учителями были подготовлены уроки и мероприятие по защите и рациональному пользованию природных ресурсов .