Классный час “ Дружить надо уметь”
Учитель начальных классов: Михайлова Е.В. МБОУ СОШ “Новосибирская классическая гимназия №17”
 Цель: расширение знаний детей о дружбе.
 Задачи:
• Сплочение детского коллектива;
• способствовать расширению кругозора учащихся;
 • содействовать взаимодействию, взаимопониманий;
 • развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
 • создавать условия для проявления чувства коллективизма;
 • развивать активность и самостоятельность.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
 Участники:учащиеся 1 класса, классный руководитель.
I. Вводная часть
Учитель. Предлагает для просмотра фотографии друзей в обнимку, улыбающихся ребят, которые играют.
Учитель. Ребята, кто изображён на фотографиях?
II. Основная часть.
Учитель. Ребята, я хочу вам прочитать рассказ Валентины Осеевой. Послушайте, пожалуйста!
Валентина Осеева «Синие листья»
У Кати было два зелёных карандаша. А у Лены ни одного. Вот и просит Лена Катю:
— Дай мне зелёный карандаш.
А Катя и говорит:
— Спрошу у мамы.
Приходят на другой день обе девочки в школу.
Спрашивает Лена:
— Позволила мама?
А Катя вздохнула и говорит:
— Мама-то позволила, а брата я не спросила.
— Ну что ж, спроси ещё у брата, — говорит Лена.
Приходит Катя на другой день.
— Ну что, позволил брат? — спрашивает Лена.
— Брат-то позволил, да я боюсь, сломаешь ты карандаш.
— Я осторожненько, — говорит Лена.
— Смотри, — говорит Катя, — не чини, не нажимай крепко, в рот не бери. Да не рисуй много.
— Мне, — говорит Лена, — только листочки на деревьях нарисовать надо да травку зелёную.
— Это много, — говорит Катя, а сама брови хмурит. И лицо недовольное сделала.
Посмотрела на неё Лена и отошла. Не взяла карандаш.
Удивилась Катя, побежала за ней:
— Ну, что ж ты? Бери!
— Не надо, — отвечает Лена.
На уроке учитель спрашивает:
— Отчего у тебя, Леночка, листья на деревьях синие?
— Карандаша зелёного нет.
— А почему же ты у своей подружки не взяла?
Молчит Лена.
А Катя покраснела как рак и говорит:
— Я ей давала, а она не берёт.
Посмотрел учитель на обеих:
— Надо так давать, чтобы можно было взять.
 
 
Учитель. Ребята, а почему Леночка не взяла карандаш у Кати?
-Как вы поняли слова учительницы :”Надо так давать, чтобы можно было взять.”?
-Девочки были одноклассницами. Как надо себя вести с одлноклассниками?
-Ребята, может ли вам понадобиться помощь во время школьных занятий и какая?
-Кто вам может в этом помочь?
Учитель. А сейчас поиграем. Я буду называть сказочных персонажей, а вы должны сказать с кем он дружит?
Игра «Кто с кем дружит?»
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина,Пьеро)
3. Забавной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Мальчик Кай и .......(Герда)
Учитель. Ребята, а кто такой друг? .....
Учитель.Обратимся к словарю С.И. Ожегова «Словарь русского языка»
-Товарищ – человек, близкий кому-нибудь по общности взглядам, деятельности, по условиям жизни;
- Друг – тот, кто связан с кем-нибудь дружбой.
- Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Учитель. Ребята предлагаю вам несколько проблемных ситуаций. Как по вашему мнению должен поступить друг?
Ситуаций:
 1. Друг не пришел в школу. Что ты будешь делать?
 а) Не буду волноваться. Если что-то случилось, он позвонит.
 б) Подожду до завтра. Если и завтра не придет – позвоню.
 в) Пойду к нему или позвоню,чтобы узнать в чем дело.
 2. Вы договорились поиграть, но другу нужно еще помочь маме, помыть посуду. Что ты сделаешь?
 а) Буду играть, и ждать его.
 б) Подожду его у него дома.
 в) Помогу помыть посуду, и вместе пойдем гулять.
 3. В школе у друга сломалась ручка. Как ты поступишь?
 а) Дам свою.
 б) Не буду огорчаться: попросит у кого - нибудь.
 в) На перемене помогу найти запасную.
 
Учитель. Давайте вместе составим для нашего класса законы дружбы, чтобы быть хорошими друзьями
-Не обзывай и не унижай своего друга;
 -Помогай другу в беде;
 -Не обманывай друга;
 -Не жадничай;
 -Умей признать свои ошибки и помириться.
III. Заключительная часть.
Давайте сейчас улыбнемся друг другу и споем замечательную песню В.Шаинского «Настоящий друг». (Поют)
 - Какое у вас настроение? (хорошее)
 - Что значит быть настоящим другом?
 Берегите ваших друзей и близких.
Литература:
1. С.И. Ожегова «Словарь русского языка»
2. Валентина Осеева «Синие листья»


 Дружить надо уметь                                                    