Древние люди и чудеса науки
(Сценарий мероприятия, посвящённого Дню науки)
Ученик 1: Здравствуйте, друзья! Сегодня у нас торжественный день и радостный праздник – мы отмечаем День науки.
Ученик 2: А мы-то здесь причём? Мы ведь не учёные!
Ученик 1: А дело в том, что первая встреча с науками происходит как раз в стенах школы, поэтому можно смело утверждать, что День наук – это праздник и всех школьников тоже.
Девочка: Вот я бы хотела быть настоящим учёным.
Ученик 1: У тебя не получится, ты – девчонка. Настоящий учёный носит очки и галстук.
Девочка: Скажешь тоже! Учёные бывают разными. И есть много женщин учёных. Дело не в одежде! Настоящий учёный должен много знать и уметь, быть образованным человеком, а не вести себя как первобытный человек.
Ученик 2: Но древние люди были очень сообразительными, иначе они бы не выжили в тяжёлых природных условиях.
Ведущий: Действительно древние люди жили небольшими группами, ткань им заменяли выскобленные и высушенные на солнце шкуры животных. От непогоды они спасались в пещерах, где горел костёр, в который регулярно подкидывали хворост (сухие ветки) или крупные палки чтобы он не потух. Потом они научились добывать огонь.
(«Древние люди» сидят вокруг импровизированного костра)
1 древний человек: Первые способы разжигания огня основывались на длительном трении двух сухих кусков дерева друг об друга.(показывает)
2 древний человек: Позже в лунку сухой доски вставляли сухую палочку, которую беспрерывно с нажимом вниз вращали между двумя большими пальцами, пока не вспыхивала от трения находящаяся в лунке сухая трава. Этот способ требовал сноровки.
3 древний человек: Также древние люди умели добывать огонь, высекая искры. Когда они били кремень о пирит (сульфид железа), высекаемая искра попадала на заранее подготовленную сухую траву, листья, которые начинали тлеть и разгорались в пламя.
1 древний человек: Более совершенный способ изобрели древние греки – добыча огня с помощью увеличительного стекла или зеркальца, которым фокусировали луч солнца на сухой траве или тонких ветках.
2 древний человек: Последнее изобретение, связанное с добычей огня, – это знакомый каждому из нас коробок со спичками, придуманный в 19 веке.
3 древний человек: Изучая химию, мы научились зажигать огонь без спичек.
Демонстрация опыта: «Самовозгорание костра» или «Вода зажигает костёр»
Учитель: Как видите добывание огня у древних людей, было делом довольно трудным, с химией всё проще. (демонстрация опытов учителем)
Демонстрация опыта: «Горение натрия»
Демонстрация опыта: «Вспыхивание тлеющей лучины» ( Пероксид водорода и оксид марганца (IV) )
Демонстрация опыта: «Вулкан»
Ученик 3:
Несмотря на трудную и опасную жизнь древние люди украшали стены пещер наскальными рисунками. Обычно пещерные охотники изображали животных – объект своей охоты, реже – людей-охотников и почти никогда растения. Один из таких рисунков мы сейчас с вами нарисуем на камне.
Поэтапное рисование с детьми «Наскальная живопись» на природных камнях
(В качестве основы рисунка можно выбрать и настоящие камни, найденные на прогулке или привезенные с летнего отдыха. Рисовать можно тонкой кисточкой и гуашевой краской, маркером, фломастером, даже мягким простым карандашом. Для прочности рисунок хорошо бы покрыть бесцветным лаком. Цвет красок подбирайте исходя из цвета камня. В данном случае – чем контрастнее, тем лучше.) Дети выполняют рисунки на камнях: охотник, лошадь, лось, баран.
Ученик 4. А на этом листочке рисунок от времени уже исчез, но применив чудеса химии, мы его восстановим.
Демонстрация опыта: «Пламя-художник» На белом листе плотной бумаги изображаем любой из наскальных рисунков 10-20% р-ром серной кислоты. После высушивания рисунок на бумаге незаметен. Если лист подержать над пламенем спиртовки, то через некоторое время на бумаге появиться рисунок чёрного цвета.
Ученик 5. Помогите, помогите. Я порезалась. Вызовите скорую!!!
Доктор: (появляется ученик-доктор со скальпелем) Сейчас всё заживёт! Если применить живую воду. (смывает водой)
Я тоже могу показывать химические опыты. Демонстрация опыта: «Заживление раны»
(Предлагает детям провести подобный опыт. Обнажите пожалуйста руки до локтя: -смазывает руку ваткой с р-ром хлорного железа (как будто йод) - проводит пластмассовым скальпелем (смоченным родонидом калия) -смывает водой и протирает полотенцем
Ведущий: Да, жизнь древних людей была тяжёлой, многое зависело от природы, от погодных условий. Если была засуха – значит не было съедобных трав и ягод, а если были пожары - то не было охоты, ведь звери убегали далеко от бушующего пламени.
Ученик 6. Мы покажем вам опыты по получению химических продуктов. Например, вам хочется газированной водички? Неплохо бы, да?
Демонстрация опыта:: Возьмем химический стакан с карбонатом натрия и прильём прозрачной бесцветной жидкости (раствор соляной кислоты). Пожалуйста, газированная вода готова. Но мы вас не угостим ею, так в химическом кабинете пить, есть, пробовать вещества на вкус строго запрещено.
Ученик 7.
Демонстрация опыта:: Наверное, кто-то из вас любит молоко? Мы, химики, можем его получить из простой воды. «Получение молока из воды». (взаимодействие хлорида бария с серной кислотой).
Ученик 8.
Демонстрация опыта:: «Необычный чай» стр. 170 Ведущему предлагают «выпить» стакан чая (слабый р-р йода). Ведущий не доверяет и проверяет качество чая –сухарём- он синеет. В химическом кабинете пить, есть, пробовать вещества на вкус строго запрещено.
Учитель: Вам, конечно, очень хочется самим «похимичить». Да?
1) Появление и исчезновение цвета.(в три пронумерованные пробирки налиты растворы: 1- фенолфталеин, 2- любая щёлочь, 3- любая кислота.) Предлагаем детям содержимое пробирки 1, вылить в пробирку 2 (цвет стал малиновый), затем содержимое пробирки 3 вылить в пробирку 2 (малиновая окраска исчезла)
2) Вулканы из цветной пены
Ведущий: Запомните, что полученные химическим путём вещества напоминающие продукты - есть нельзя. Но «древние люди» приготовили вам настоящие мини шашлычки, которыми хотят вас угостить! Их можно кушать.
Заранее приготовьте небольшие кусочки колбасы, сыра, огурца, фруктов или мармелада и деревянные палочки для шашлыков.
Ведущий: На этом наша встреча заканчивается. Спасибо. Выходя из кабинета, вы можете забрать с собой на память свой наскальные рисунки. До новых встреч!
www.karakyli.ru/2014/10/15/naskalnaya-zhivopis/
(
https://www.youtube.com/watch?v=dm9ch0nfNl8)