Рассмотрена и принята на педагогическом совете от «__» _________ 2020 г. Протокол №__________ | | «Утверждаю» Директор МБОУ Краснозерского лицея №1 _____________ А.Д.Тур Приказ от «__» _______2020 г. № __________ |
| | |
Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа технической направленности «Лего – конструирование и моделирование»
Возраст обучающихся: 9-13 лет Срок реализации 1 год ( 34 часа)
Автор – составитель: Пасенко Елена Валерьевна педагог дополнительного образования
Р.п. Краснозерское 2020 год
Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1.Пояснительная записка
Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания и одним из аспектов развития интеллектуальной одаренности детей. Технические достижения всѐ быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей и подростков к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Известно, что наилучший способ развития технического мышления и творчества, знаний технологий неразрывно связан с непосредственными реальными действиями, авторским конструированием.
Дополнительная общеразвивающая программа «Лего – конструирование и моделирование» разработана в соответствии со следующими документами:
1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
2. Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения;
3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726-р;
4. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП»;
5. Приказа № 30468 от 27 ноября 2013 года «Об утверждении организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
6. Примерных требований к программам дополнительного образования детей. Приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 -1844;
7. Требований к содержанию и оформлению к программам дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28 – 02 – 484/16;
8.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);
9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;
10.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидеомиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 , рег. № 19993;
11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДОД»;
12. Устава МБОУ Краснозерского лицея № 1.
Программа «Лего – конструирование и моделирование» технической направленности адресована учащимся 9 – 13 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры.
Возрастные особенности детей 10-13 лет:
Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. Нравится исследовать все, что незнакомо. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры. Ребенок начинает быть самостоятельным.
Развивается чувство взрослости – отношение к себе подростка, как к взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Стремление к самостоятельности. Формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе.
Развиваются все виды мышления: переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому рефлексивному. Становление основ мировоззрения. Интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память; развитие воображения. Умение оперировать гипотезами.
Актуальность программы
Технология, основанная на элементах учебного конструктора LEGO - это проектирование, конструирование и моделирование различных механизмов и машин. При построении модели затрагивается множество проблем из разных областей знаний. Образовательная система учебного конструктора востребована в тех областях знаний, для которых важны; информатика (абстракция, логика), технология (конструирование), математика (моделирование), физика (основы механики).
Работа с учебными конструкторами позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.
На занятиях при решении практических задач и поиска оптимальных решений учащиеся осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Учебный конструктор предоставляет широкие возможности для знакомства детей с зубчатыми передачами, рычагами, шкивами, маховиками, основными принципами механики, а также для изучения энергии, подъемной силы и равновесия.
В процессе обучения происходит тренировка мелких и точных движений, формируется элементарное конструкторское мышление, ребята учатся работать по предложенным инструкциям и схемам, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, изучают принципы работы механизмов.
Для проведения занятий по программе используются конструкторы для практико-ориентированного изучения устройства и принципов работы механических моделей различной сложности "СТЕМ Мастерская"
Срок реализации программы – 1 год, 34 часа. Возраст детей – 9-13 лет. Формирование контингента учебных групп происходит без специального отбора.
Формы и режимы занятий. Занятия проводятся очно 1 раз в неделю по 1 академическому часу. Так как практические работы связаны с индивидуальной деятельностью по проектированию и конструированию, испытанием и запуском модели, оптимальная наполняемость группы составляет 9-10 человек, если набор группы больше, тогда на практические занятия группа делится.
Основная форма занятий: упражнения и выполнение групповых практических работ. При изучении нового материала используются словесные формы: лекция, эвристическая беседа, дискуссия. При реализации личных проектов используются формы организации самостоятельной работы.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: развитие конструкторского мышления, учебно- интеллектуальных, организационных, социально-личностных и коммуникативных компетенций через освоение технологии лего-конструирования и моделирования.
Образовательные:
способствовать формированию знаний, умений и навыков в области технического конструирования и моделирования;
познакомить учащихся с комплексом базовых технологий, применяемых при создании роботов (простейшие механизмы, пневматика, источники энергии, управление электромоторами, зубчатые передачи, инженерные графические среды проектирования;
способствовать формированию навыка проведения исследования явлений и простейших закономерностей;
способствовать повышению мотивации учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем.
способствовать формированию и развитию познавательной потребности в освоении физических знаний;
развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность;
развивать пространственное воображение учащихся;
создать условия для развития поисковой активности, исследовательского мышления учащихся.
способствовать развитию коммуникативной культуры;
формировать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата;
формировать навык работы в группе;
способствовать созданию творческой атмосферы сотрудничества, обеспечивающей развитие личности, социализацию и эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Учебно-тематический план
№ | Тема / Раздел |
| Количество часов | Формы контроля | |||||
| |||||||||
Всего | Теория | Практика | контроля | ||||||
1 | «Введение». Знакомство с конструктором | 1 | 1 | 1 | Наблюдение. Беседа. | ||||
2 | «Простые механизмы. Теоретическая механика» |
6 |
2 |
4 | Наблюдение. Работа с творческим заданием | ||||
2.1 | Простые механизмы и их применение. | 3 | 1 | 2 | |||||
2.2 | Механические передачи. | 3 | 1 | 2 | |||||
3 | «Силы и движение. Прикладная механика» | 5 | 1 | 4 | Наблюдение. Практическая работа с демонстрацией решения кейсов | ||||
3.1 | Конструирование модели «Уборочная машина» | 2 | 1 | 1 | |||||
3.2 | Игра «Большая рыбалка» | 1 | - | 1 | |||||
3.3 | Свободное качение | 1 | - | 1 | |||||
3.4 | Конструирование модели «Механический молоток» | 1 | - | 1 | |||||
4 | «Средства измерения. Прикладная математика» |
4 |
1 |
3 | Наблюдение. Практическая работа с демонстрацией решения кейсов | ||||
4.1 | Измерения. Конструирование модели «Весы» | 2 | 1 | 1 | |||||
4.2 | Конструирование моделей «Часы» и «Маятник» | 2 | - | 2 | |||||
5 | «Энергия. Использование сил природы» | 4 | 1 | 3 | Наблюдение. Практическая работа с демонстрацией решения кейсов | ||||
5.1 | Энергия природы (ветра, воды, солнца) Сборка модели «Ветряная мельница». | 2 | 1 | 1 | |||||
5.2 | Инерция. Преобразование потенциальной энергии в кинетическую. Сборка моделей «Инерционная машина», «Судовая лебѐдка». | 2 | - | 2 | |||||
6 | «Машины с электроприводом» | 6 | - | 6 | Наблюдение. Практическая работа с демонстрацией решения кейсов
| ||||
6.1 | Конструирование модели «Тягач» | 2 | - | 2 | |||||
6.2 | Конструирование модели «Гоночный автомобиль» | 2 | - | 2 | |||||
6.3 | Конструирование модели «Робопѐс» | 2 | - | 2 | |||||
| Раздел 7 «Работа над проектами» (по выбору 3) «Катапульта»; «Ручная тележка»; «Карусель»; «Наблюдательная вышка»; «Мост»; «Ралли по холмам»; «Балерина»; «Парусник»; «Багги »; «Жук»; «Подъемный кран».
| 6 | - | 6 | Наблюдение. Защита проекта | ||||
| Итоговое занятие. Презентация проектов | 1 | | 1 | Анкетирование. Презентация работ | ||||
| Резерв времени | 1 | 1 | |
| ||||
| Всего | 34 | 7 | 27 | |
Содержание учебного плана
Раздел 1 «Введение» - 1 час
Тема: Вводное занятие
Введение в предмет. Техника безопасности. Презентация программы.
Предназначение моделей. Знакомство с конструктором для практико-ориентированного изучения устройства и принципов работы механических моделей различной сложности "СТЕМ Мастерская". Рычаги, шестерни, блоки, колеса и оси. Названия и назначения деталей. Изучение типовых, соединений деталей. Конструкция. Основные свойства конструкции при ее построении. Ознакомление с принципами описания конструкции. Условные обозначения деталей конструктора. Выбор наиболее рационального способа описания.
Раздел 2 «Простые механизмы. Теоретическая механика» - 6 часов
Тема: Простые механизмы и их применение
Понятие о простых механизмах и их разновидностях. Рычаг и его применение. Конструирование рычажных механизмов. Рычаги: правило равновесия рычага. Основные определения. Правило равновесия рычага.
Построение сложных моделей по теме «Рычаги». Блоки, их виды. Применение блоков в технике. Построение сложных моделей по теме «Блоки». Понятие оси и колеса. Применение осей и колес в технике и быту. Рулевое управление. Велосипед и автомобиль.
Тема: Механические передачиВиды ременных передач; сопутствующая терминология. Применение и построение ременных передач в технике. Зубчатые передачи, их виды. Применение зубчатых передач в технике. Зубчатые передачи. Различные виды зубчатых колес. Зубчатые передачи под углом 90°. Реечная передача.
Раздел 3 «Силы и движение. Прикладная механика» - 5 часов
Тема: Конструирование модели «Уборочная машина»
Установление взаимосвязей. Измерение расстояния. Сила трения, Использование механизмов - конических зубчатых передач, повышающих передач, шкивов. Самостоятельная творческая работа по теме «Использование повышающей передачи в уборочной машине».
Использование механизмов, облегчающих работу. Сборка модели - «удилище». Использование механизмов - блоки и рычаги. Самостоятельная творческая работа по теме «Использование блоков».
Тема: Свободное качениеИзмерение расстояния, Калибровка шкал и считывание показаний. Энергия движения (кинетическая). Энергия в неподвижном состоянии (потенциальная) Трение и сопротивление воздуха. Сборка модели - измеритель. Использование механизмов - колеса и оси. Самостоятельная творческая работа по теме «Создание тележки с измерительной шкалой».
Тема: Конструирование модели «Механический молоток»Трение и сила. Импульс. Количество движения, инерция. Сборка модели - механический молоток. Использование механизмов - рычаги, кулачки (эксцентрики). Изучение свойств материалов. Самостоятельная творческая работа по теме «Вариации рычагов в механическом молотке».
Раздел 4 «Средства измерения. Прикладная математика» - 4 часа
Тема: Конструирование модели «Весы»Измерение расстояния, калибровка и считывание расстояния. Использование механизмов - передаточное отношение, понижающая передача. Измерение массы, калибровка и считывание масс. Сборка модели - Весы. Использование механизмов - рычаги, шестерни. Подведение итогов: самостоятельная творческая работа по теме «Вариации весов».
Тема: Конструирование модели «Часы»Измерение времени, трение, энергия, импульс. Сборка модели - Часы. Использование механизмов - шестерни. Самостоятельная творческая работа по теме «Маятник».
Раздел 5 «Энергия. Использование сил природы» - 4 часа
Тема: Энергия природы (ветра, воды, солнца)
Сила и движение. Возобновляемая энергия, поглощение, накопление, использование энергии. Площадь. Использование механизмов - понижающая зубчатая передача. Сборка модели «Ветряная мельница». Самостоятельная творческая работа.
Тема: Инерция. Преобразование потенциальной энергии в кинетическую.Инерция. Накопление кинетической энергии (энергии движения). Использование энергии. Трение. Уравновешенные и неуравновешенные силы. Изучение маховика как механизма регулировки скорости (повышающая передача) и средства обеспечения безопасности.
Исследование маховика как аккумулятора энергии. Использование зубчатых колес для повышения скорости. Передача, преобразование, сохранение и рассеяние энергии в процессе превращения одного вида энергии в другой. Сборка моделей «Инерционная машина», «Судовая лебѐдка». Самостоятельная творческая работа.
Раздел 6 «Машины с электроприводом» - 6 часов
Тема: Конструирование модели «Тягач»
Колеса. Трение. Измерение расстояния, времени и силы. Зубчатые колеса (шестерни). Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование модели «Тягач».
Тема: Конструирование модели «Гоночный автомобиль»Повторение тем: Зубчатые колеса, Рычаги, Колеса. Энергия. Трение. Измерение расстояния. Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование модели «Гоночный автомобиль».
Тема: Конструирование модели «Робопѐс»Разработка механических игрушек. Рычаги и соединения. Блоки и зубчатые передачи. Использование деталей и узлов. Сила и энергия. Трение. Самостоятельная творческая работа по теме «Конструирование модели «Робопѐс».
Раздел 7 «Работа над проектами» (по выбору 3) - 6 часов
Темы для проектов:
«Катапульта»;
«Ручная тележка»;
«Карусель»;
«Наблюдательная вышка»;
«Мост»;
«Ралли по холмам»;
«Балерина»;
«Парусник»;
«Багги »;
«Жук»;
«Подъемный кран».
Выставка. Презентация конструкторских работ. Подведение итогов работы за год.
Резерв времени- 1 час
Образовательные результаты освоения программы.
В результате реализации программы обучающиеся будут знать:
правила техники безопасности при работе с конструктором;
основные соединения деталей LEGO учебного конструктора;
понятие, основные виды, построение конструкций;
основные свойства различных видов конструкций (жесткость, прочность, устойчивость);
понятие, виды механизмов и передач, их назначение и применение;
понятие и виды энергии;
разновидности передач и способы их применения.
В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:
создавать простейшие конструкции, модели по готовым схемам сборки и эскизам;
характеризовать конструкцию, модель;
создавать конструкции, модели с применением механизмов и передач;
находить оптимальный способ построения конструкции, модели с применением наиболее подходящего механизма или передачи;
описывать виды энергии; строить предположения о возможности использования того или иного механизма, и экспериментально проверять его;
создавать индивидуальные и групповые проекты при работе в команде; уметь самостоятельно решать технические задачи, конструировать машины и механизмы, проходя при этом путь от постановки задачи до работающей модели.
Метапредметными результатами изучения программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Познавательные УУД:умение определять, различать и называть предметы (детали конструктора);
умение выстраивать свою деятельность согласно условиям (конструировать по условиям, по образцу, по чертежу, по заданной схеме и самостоятельно строить схему);
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
умение использовать для поиска более рациональных решений знаний физических закономерностей и уметь объяснять принцип действия механизмов с использованием физической терминологии.
умение работать по предложенным инструкциям;
умение определять и формулировать цель деятельности на занятии;
умение формулировать гипотезу, проводить ее проверку и делать вывод на основе наблюдения.
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
умение учитывать позицию собеседника (партнѐра);
умение адекватно воспринимать и передавать информацию; умение слушать и вступать в диалог.
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
желание приобретать новые знания, умения;
совершенствовать имеющиеся умение осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
участие в творческом, созидательном процессе.
2.Комплекс организационно – педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель –34 .
Дата начала и окончания учебного периода – 07.09.2020 – 31.05.2021 г.
Продолжительность зимних каникул: 01-09.01.2021 г.
№ | Тема / Раздел |
| Количество часов | Дата проведения | |||||
| |||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||
1 | «Введение». Знакомство с конструктором | 1 | 1 | 1 | Сентябрь | ||||
2 | «Простые механизмы. Теоретическая механика» |
6 |
2 |
4 | Сентябрь – октябрь | ||||
2.1 | Простые механизмы и их применение. | 3 | 1 | 2 | |||||
2.2 | Механические передачи. | 3 | 1 | 2 | |||||
3 | «Силы и движение. Прикладная механика» | 5 | 1 | 4 | Октябрь - ноябрь | ||||
3.1 | Конструирование модели «Уборочная машина» | 2 | 1 | 1 | |||||
3.2 | Игра «Большая рыбалка» | 1 | - | 1 | |||||
3.3 | Свободное качение | 1 | - | 1 | |||||
3.4 | Конструирование модели «Механический молоток» | 1 | - | 1 | |||||
4 | «Средства измерения. Прикладная математика» |
4 |
1 |
3 | Декабрь | ||||
4.1 | Измерения. Конструирование модели «Весы» | 2 | 1 | 1 | |||||
4.2 | Конструирование моделей «Часы» и «Маятник» | 2 | - | 2 | |||||
5 | «Энергия. Использование сил природы» | 4 | 1 | 3 | Январь - февраль | ||||
5.1 | Энергия природы (ветра, воды, солнца) Сборка модели «Ветряная мельница». | 2 | 1 | 1 | |||||
5.2 | Инерция. Преобразование потенциальной энергии в кинетическую. Сборка моделей «Инерционная машина», «Судовая лебѐдка». | 2 | - | 2 | |||||
6 | «Машины с электроприводом» | 6 | - | 6 | Февраль - март
| ||||
6.1 | Конструирование модели «Тягач» | 2 | - | 2 | |||||
6.2 | Конструирование модели «Гоночный автомобиль» | 2 | - | 2 | |||||
6.3 | Конструирование модели «Робопѐс» | 2 | - | 2 | |||||
| Раздел 7 «Работа над проектами» (по выбору 3) «Катапульта»; «Ручная тележка»; «Карусель»; «Наблюдательная вышка»; «Мост»; «Ралли по холмам»; «Балерина»; «Парусник»; «Багги »; «Жук»; «Подъемный кран».
| 6 | - | 6 | Апрель - май | ||||
| Итоговое занятие. Презентация проектов | 1 | | 1 | Май | ||||
| Резерв учебного времени | 1 | 1 | |
| ||||
| Всего | 34 | 7 | 27 | |
2.2. Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение.
Для проведения занятий по программе используются конструкторы для практико-ориентированного изучения устройства и принципов работы механических моделей различной сложности "СТЕМ Мастерская".
Конструктор «Физика и технология». Набор из 400 деталей предназначен для изучения основных законов механики, физики, основы инженерии, моделирования и технологии. Конструктор включает в себя пластмассовые детали различной формы и цветов, электродвигатель с батарейным отсеком, технологические карты для сборки моделей, перечень всех элементов набора и сортировочный лоток. В наличии 3 учебных конструктора «Физика и технология».
Кадровое обеспечение.
Программу дополнительного образования «Лего – конструирование и моделирование» реализует педагог первой квалификационной категории Пасенко Елена Валерьевна.
2.3.Формы аттестации
Виды контроля:
-входной контроль – 1 на вводном занятии. Форма: беседа с обучающимися и их родителями.
- промежуточный контроль, проводимый во время занятий – демонстрация выполнения кейсов, выставки работ.
- итоговый контроль, проводимый после завершения всей учебной программы. Форма: демонстрация созданных проектов
Формы проверки результатов:
- наблюдение за обучающимися в процессе работы;
- демонстрация решения кейсов
- творческие проекты;
- беседы с обучающимися и их родителями.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
журнал посещаемости;
материал анкетирования и тестирования;
демонстрация созданных проектов и решения кейсов
Итоговая аттестация обучающихся проводится по результатам подготовки и защиты проекта.
2.4. Оценочные материалы
Все результаты фиксируются балльной системой в картах:
Карта развития качеств личности обучающихся – Приложение №1
Карта оценки результатов обучения детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе – Приложение №4
Итоговой аттестацией программы является проект. Критерии оценивания проектов и публичной их защиты – Приложение №2
Кейсы с заданиями.
В конце учебного года анкетирование учащихся с целью выяснения их личного отношения к занятиям в Центре «Точка роста» - Приложение №3
Параметры и критерии оценки работ:
качество выполнения изучаемых приемов и операций сборки и работы в целом;
степень самостоятельности при выполнении работы;
знание деталей конструктора;
уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный);
найденные продуктивные технические и технологические решения.
2.5. Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса: очно.
Методы обучения: словесный, наглядный, кейс-метод, практический; частично-поисковый, проблемный, проектный.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.
Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятий: практическое занятие, занятие – соревнование; workshop (рабочая мастерская – групповая работа, где все участники активны и самостоятельны); консультация, выставка.
Педагогические технологии: кейс технология, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия:
1. Организационный момент;
2. Объяснение задания (теоретические знания, получаемые на каждом занятии, помогают учащимся узнавать, обогащая запас общих знаний);
3. Практическая часть занятия;
4. Подведение итогов;
5. Рефлексия.
Дидактические материалы:
Презентации, согласно темам учебного плана;
Технологические карты для сборки моделей, согласно темам учебного плана;
Кейсы с заданиями, согласно темам учебного плана;
Видео уроки, согласно темам учебного плана.
2.5. Список литературы
Для педагога:
Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г.
Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.
Технологические карты для сборки моделей. 2020 г.
Технология и физика. Книга для учителя. LEGO Educational
Для детей и родителей :
Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г.
Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.
Технологические карты для сборки базовых и основных моделей. 2020 г.
Интернет-ресурсы:
1. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17
2. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13
3. http://robotclubchel.blogspot.com/
4. http://legomet.blogspot.com/
5. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego
6. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs
7. http://www.lego.com/education/
8. http://www.wroboto.org/
9. http://www.roboclub.ru/
10. http://robosport.ru/
11. http://lego.rkc-74.ru/
12. http://legoclab.pbwiki.com/
13. http://www.int-edu.ru/
14. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/
Приложение №1
КАРТА
развития качеств личности обучающихся
Учебный год ________ ДОО программа ___________________________________________________________
Педагог: _______________________________
№ | Фамилия, имя | К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я (в баллах от 0 до 5) | ||||||||||||||||||
Активность, организаторские способности | Коммуникативные навыки, коллективизм | Ответственность, самостоятельность, дисциплинированность | Нравственность, гуманность | Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности | ||||||||||||||||
дата заполнения | дата заполнения | дата заполнения | дата заполнения | дата заполнения | ||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение №2
Критерии оценивания открытой защиты проектов
Критерии оценки проекта (в баллах) | Содержание критерия оценки | Количество баллов |
1. Соответствие сообщения заявленной теме, целям и задачам проекта (до 2 б) | Соответствует полностью | 2 |
Есть отдельные несоответствия | 1 | |
В основном не соответствует | 0 | |
2. Понимание проблемы и глубина её раскрытия (до 5 б) | Проблема раскрыта полно, проявлена эрудированность в её рассмотрении | 4-5 |
Проблема раскрыта частично | 2-3 | |
Проблема представлена поверхностно | 0-1 | |
3. Представление собственных результатов исследования (до 4 б) | Представлена оценка и анализ собственных результатов исследования | 3-4 |
Представлены собственные результаты | 2-3 | |
Результаты не соотнесены с позицией автора или не представлены | 0-1 | |
4. Структурированность и логичность сообщения, которая обеспечивает понимание и доступность содержания (до 3 б) | Структурировано, обеспечивает понимание и доступность содержания | 2-3 |
Структурировано, но не обеспечивает понимание и доступность содержания | 1 | |
Структура отсутствует | 0 | |
5. Культура выступления (до 6 б) | Налажен эмоциональный и деловой контакт с аудиторией, грамотно организовано пространство и время | 4-6 |
Названные умения предъявлены, но владение неуверенное | 2-3 | |
Предъявлены отдельные умения, уровень владения ими низок | 0-1 | |
6. Грамотность речи, владение специальной терминологией по теме работы в выступлении (до 6 б) | Речь грамотная, терминологией владеет свободно, применяет корректно | 4-6 |
Владеет свободно, применяет неуместно, либо ошибается в терминологии | 2-3 | |
Не владеет или владеет слабо | 0-1 | |
7. Наличие и целесообразность использования наглядности, уровень её представления (до 4 б) | Наглядность адекватна, целесообразна, представлена на высоком уровне | 3-4 |
Целесообразность неоднозначна, средний уровень культуры представления | 1-2 | |
Наглядность неадекватна содержанию выступления, низкий уровень представления | 0 | |
8. Культура дискуссии – умение понять собеседника и убедительно ответить на его вопрос (до 5 б) | Ответил полно на все вопросы | 3-5 |
Ответил на часть вопросов, либо ответы неполные | 1-3 | |
Не ответил | 0 | |
9. Соблюдение регламента | Несоблюдение регламента - каждая просроченная минута – минус балл |
|
Итого: |
| Мах 35 |
Приложение №3
Анкета для учащихся в конце учебного года
4 – совершенно согласен;
3 – согласен;
2 – трудно сказать;
1 – не согласен;
0 – совершенно не согласен.
1. На занятия в объединение иду с радостью.
2. На занятиях я узнаю много нового, интересного, приобретаю новые умения и навыки.
3. В нашем объединении хороший педагог.
4. К нашему педагогу можно обратиться в сложной жизненной ситуации.
5. В группе я могу всегда свободно высказать мнение.
6. Здесь у меня обычно хорошее настроение.
7. Мне нравиться участвовать в делах Центра.
8. Я считаю, что меня здесь готовят к самостоятельности.
9. Я считаю, что здесь созданы условия для развития моих способностей.
10. Летом я буду скучать по занятиям в Центре.
Приложение №4
Карта оценки результатов обучения детей
по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Число баллов | Методы диагностики |
Предметный уровень сформированности компетенций через реализацию образовательных задач ДООП | ||||
Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | практически не усвоил теоретическое содержание программы; овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой; объем усвоенных знаний составляет более ½; освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период | 0 1 2 3 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. |
Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | не употребляет специальные термины; знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять; сочетает специальную терминологию с бытовой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием. | 0 1 2 3 | Наблюдение, собеседование |
Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | практически не овладел умениями и навыками; овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков; объем усвоенных умений и навыков составляет более ½; овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период | 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание |
Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения | не пользуется специальными приборами и инструментами; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием; работает с оборудованием с помощью педагога; работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей | 0 1 2 3 | Наблюдение, контрольное задание |
Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога; репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца; творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога; творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно. | 0 1 2
3 | Наблюдение, контрольное задание |
Предметный уровень сформированности компетенций через реализацию метапредметных задач ДООП | ||||
Подбирать и анализировать специальную литературу |
Самостоятельность в подборе и работе с литературой |
учебную литературу не использует, работать с ней не умеет; испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога; работает с литературой с помощью педагога или родителей; работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей. | 0 1 2 3 | Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ |
Пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации | Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше
| 0 1 2 3 | |
Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше | 0 1 2 3 | |
Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей
|
Адекватность восприятия информации идущей от педагога
|
объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает; испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом воспринимает учебную информацию; слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании и контроле, иногда принимает во внимание мнение других; сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает информацию, уважает мнении других. | 0 1 2 3 |
|
Выступать перед аудиторией
| Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации
| перед аудиторией не выступает; испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации; готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога; самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию. | 0 1 2 3 | |
Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения | Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств | участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает; испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога; участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога; самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения. | 0 1 2 3 | |
Организовывать свое рабочее (учебное) место
| Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой | рабочее место организовывать не умеет; испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога; самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой | 0 1 2 3 | Наблюдение
Наблюдение, собеседование |
Планировать и организовать работу, распределять учебное время
| Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время | организовывать работу и распределять время не умеет; испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей; планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей; самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время. | 0 1
2
3 | |
Аккуратно, ответственно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится; испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога; работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога; аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам. | 0 1 2 3 | |
Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности
| Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям | правила ТБ не запоминает и не выполняет; овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой; объем усвоенных навыков составляет более ½; освоил практически весь объем навыков , предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы требования охраны труда. | 0 1 2 3 |