ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Программа «Лего – конструирование и моделирование» технической направленности адресована учащимся 9 – 13 лет, ориентирована на реализацию интересов детей в сфере инженерного конструирования, развитие их технологической культуры.

Работа с учебными конструкторами позволяет школьникам в форме познавательной игры узнать многие важные идеи и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки.

На занятиях при решении практических задач и поиска оптимальных решений учащиеся осваивают понятия баланса конструкции, ее оптимальной формы, прочности, устойчивости, жесткости и подвижности, а также передачи движения внутри конструкции. Учебный конструктор предоставляет широкие возможности для знакомства детей с зубчатыми передачами, рычагами, шкивами, маховиками, основными принципами механики, а также для изучения энергии, подъемной силы и равновесия.

В процессе обучения происходит тренировка мелких и точных движений, формируется элементарное конструкторское мышление, ребята учатся работать по предложенным инструкциям и схемам, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений, изучают принципы работы механизмов.

Содержимое разработки


Администрация Краснозерского района Новосибирской области муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Краснозерского района Новосибирской области Краснозерский лицей №1

Рассмотрена и принята на педагогическом совете от «__» _________ 2020 г. Протокол №__________
«Утверждаю» Директор МБОУ Краснозерского лицея №1 _____________ А.Д.Тур Приказ от «__» _______2020 г. __________




Дополнительная общеобразовательная Общеразвивающая программа техническойнаправленности «Лего – конструирование и моделирование»

Возраст обучающихся: 9-13 лет Срок реализации 1 год ( 34 часа)


Автор – составитель: Пасенко Елена Валерьевна педагог дополнительного образования




Р.п. Краснозерское 2020 год

Раздел № 1. «Комплекс основных характеристик программы»


1.1.Пояснительная записка

Научно-техническое творчество на сегодняшний день является предметом особого внимания и одним из аспектов развития интеллектуальной одаренности детей. Технические достижения всѐ быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей и подростков к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить. Известно, что наилучший способ развития технического мышления и творчества, знаний технологий неразрывно связан с непосредственными реальными действиями, авторским конструированием.


Дополнительная общеразвивающая программа «Лего – конструирование и моделирование»разработана в соответствии со следующими документами:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;

2. Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения;

3. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 года №1726-р;

4. Приказом Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 года №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП»;

5. Приказа № 30468 от 27 ноября 2013 года «Об утверждении организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

6. Примерных требований к программам дополнительного образования детей. Приложения к письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06 -1844;

7. Требований к содержанию и оформлению к программам дополнительного образования детей Письмо Минобразования РФ от 18.06.2003 г. № 28 – 02 – 484/16;

8.Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986);

9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.12.2010 № 2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников»;

10.Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидеомиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 , рег. № 19993;

11. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля № 41 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДОД»;

12. Устава МБОУ Краснозерского лицея № 1.


Программа«Лего – конструирование и моделирование»техническойнаправленностиадресованаучащимся913лет,ориентировананареализациюинтересовдетейвсфереинженерногоконструирования,развитиеихтехнологическойкультуры.


Возрастные особенности детей 10-13 лет:

Ребенок этого возраста очень активен. Любит приключения, физические упражнения, игры. Нравится исследовать все, что незнакомо. Понимает законы последовательности и последствия. Имеет хорошее историческое и хронологическое чувство времени, пространства, расстояния. Хорошо мыслит и его понимание абстрактного растет. Свободно выражает свои эмоции. Эмоционально быстро включается в споры. Ребенок начинает быть самостоятельным.

Развивается чувство взрослости – отношение к себе подростка, как к взрослому, ощущение себя в какой-то мере взрослым человеком. Стремление к самостоятельности. Формируется «Я-концепция» - система внутренне согласованных представлений о себе.

Развиваются все виды мышления: переход от мышления, основанного на оперировании конкретными представлениями, к мышлению теоретическому рефлексивному. Становление основ мировоззрения. Интеллектуализация таких психических функций, как восприятие и память; развитие воображения. Умение оперировать гипотезами.

Актуальностьпрограммы

Технология,основаннаянаэлементах учебного конструктора LEGO-этопроектирование,конструированиеимоделированиеразличныхмеханизмовимашин.Припостроениимоделизатрагиваетсямножествопроблемизразныхобластейзнаний.Образовательнаясистема учебного конструктора востребованавтехобластяхзнаний,длякоторыхважны;информатика(абстракция,логика),технология(конструирование), математика(моделирование), физика(основымеханики).

Работасучебнымиконструкторамипозволяетшкольникамвформепознавательнойигрыузнатьмногиеважныеидеииразвитьнеобходимые в дальнейшейжизнинавыки.

Назанятияхприрешениипрактическихзадачипоискаоптимальныхрешенийучащиесяосваиваютпонятиябалансаконструкции, ееоптимальнойформы,прочности,устойчивости,жесткостииподвижности,атакжепередачидвижениявнутриконструкции.Учебный конструкторпредоставляетширокиевозможностидлязнакомствадетейсзубчатымипередачами,рычагами,шкивами,маховиками,основнымипринципамимеханики,атакжедляизученияэнергии, подъемнойсилы иравновесия.

Впроцессеобученияпроисходиттренировкамелкихиточныхдвижений,формируетсяэлементарноеконструкторскоемышление,ребятаучатсяработатьпопредложенныминструкциямисхемам,анализироватьситуациюисамостоятельнонаходитьответынавопросыпутемлогическихрассуждений,изучаютпринципыработымеханизмов.


Дляпроведениязанятийпопрограммеиспользуютсяконструкторыдля практико-ориентированного изучения устройства и принципов работы механических моделей различной сложности "СТЕМ Мастерская"


Срокреализациипрограммы1год,34часа.Возрастдетей9-13лет.Формированиеконтингентаучебныхгрупппроисходит безспециальногоотбора.

Формыирежимызанятий.Занятияпроводятся очно1развнеделюпо1 академическому часу.Таккакпрактическиеработысвязанысиндивидуальнойдеятельностьюпопроектированиюиконструированию,испытаниемизапускоммодели,оптимальнаянаполняемостьгруппысоставляет 9-10 человек, если набор группы больше, тогда на практические занятия группа делится.

Основнаяформазанятий:упражненияивыполнениегрупповыхпрактическихработ.Приизученииновогоматериалаиспользуютсясловесныеформы:лекция,эвристическаябеседа,дискуссия.Приреализацииличныхпроектовиспользуютсяформыорганизациисамостоятельнойработы.


















1.2. Цель и задачи программы.

Цельпрограммы:развитиеконструкторскогомышления,учебно-интеллектуальных,организационных,социально-личностныхикоммуникативныхкомпетенцийчерезосвоениетехнологии лего-конструирования имоделирования.


Задачи программы:

Образовательные:

  • способствоватьформированиюзнаний,уменийинавыков в областитехническогоконструирования и моделирования;

  • познакомитьучащихсяскомплексомбазовыхтехнологий,применяемыхприсозданиироботов(простейшиемеханизмы,пневматика,источникиэнергии,управлениеэлектромоторами,зубчатыепередачи,инженерныеграфическиесредыпроектирования;

  • способствоватьформированиюнавыкапроведенияисследованияявлений ипростейшихзакономерностей;

  • способствоватьповышениюмотивацииучащихсякизобретательствуисозданию собственныхроботизированныхсистем.

Развивающие:
  • способствоватьформированиюиразвитиюпознавательнойпотребности в освоениифизическихзнаний;

  • развиватьмелкуюмоторику,внимательность,аккуратностьиизобретательность;

  • развиватьпространственное воображение учащихся;

  • создатьусловиядляразвитияпоисковойактивности,исследовательскогомышленияучащихся.

Воспитательные:
  • способствовать развитиюкоммуникативнойкультуры;

  • формироватьуучащихсястремлениекполучениюкачественного законченногорезультата;

  • формировать навыкработы в группе;

  • способствоватьсозданиютворческойатмосферысотрудничества,обеспечивающейразвитиеличности,социализацию иэмоциональноеблагополучиекаждогоребенка.

1.3. Содержание программы.
Учебно-тематический план



Тема / Раздел


Количествочасов

Формы контроля


Всего

Теория

Практика

контроля

1

«Введение». Знакомство с конструктором

1

1

1

Наблюдение. Беседа.


2

«Простыемеханизмы.Теоретическаямеханика»


6


2


4

Наблюдение. Работа с творческим заданием

2.1

Простыемеханизмы и ихприменение.

3

1

2

2.2

Механическиепередачи.

3

1

2

3

«Силыи движение. Прикладная механика»

5

1

4

Наблюдение. Практическая работа с демонстрацией решения кейсов

3.1

Конструирование модели «Уборочнаямашина»

2

1

1

3.2

Игра «Большаярыбалка»

1

-

1

3.3

Свободноекачение

1

-

1

3.4

Конструирование модели «Механическиймолоток»

1


-

1


4

«Средстваизмерения.Прикладнаяматематика»


4


1


3

Наблюдение. Практическая работа с демонстрацией решения кейсов

4.1

Измерения. Конструированиемодели«Весы»

2

1

1

4.2

Конструированиемоделей«Часы» и «Маятник»

2

-

2

5

«Энергия. Использование сил природы»

4

1

3

Наблюдение. Практическая работа с демонстрацией решения кейсов

5.1

Энергияприроды(ветра, воды, солнца)

Сборка модели «Ветряная мельница».

2

1

1

5.2

Инерция.Преобразованиепотенциальнойэнергии в кинетическую. Сборка моделей «Инерционная машина», «Судовая лебѐдка».

2

-

2

6

«Машины с электроприводом»

6

-

6

Наблюдение. Практическая работа с демонстрацией решения кейсов


6.1

Конструирование модели «Тягач»

2

-

2

6.2

Конструирование модели «Гоночныйавтомобиль»

2

-

2

6.3

Конструирование модели «Робопѐс»

2

-

2


Раздел7

  • «Работа надпроектами» (по выбору 3)

  • «Катапульта»;

  • «Ручная тележка»;

  • «Карусель»;

  • «Наблюдательная вышка»;

  • «Мост»;

  • «Ралли по холмам»;

  • «Балерина»;

  • «Парусник»;

  • «Багги »;

  • «Жук»;

  • «Подъемный кран».


6

-

6

Наблюдение. Защита проекта


Итоговоезанятие. Презентация проектов

1


1

Анкетирование. Презентацияработ


Резерв времени

1

1




Всего

34

7

27




Содержание учебного плана

Раздел1 «Введение» - 1 час

Тема:Вводноезанятие

Введение впредмет. Техника безопасности. Презентацияпрограммы.

Предназначениемоделей. Знакомство с конструкторомдля практико-ориентированного изучения устройства и принципов работы механических моделей различной сложности "СТЕМ Мастерская".Рычаги,шестерни,блоки,колесаиоси.Названияиназначениядеталей.Изучениетиповых,соединенийдеталей.Конструкция.Основныесвойстваконструкцииприеепостроении.Ознакомление спринципамиописанияконструкции.Условныеобозначениядеталейконструктора. Выборнаиболеерациональногоспособаописания.


Раздел2 «Простыемеханизмы. Теоретическаямеханика» - 6 часов

Тема:Простыемеханизмы иихприменение

Понятиеопростыхмеханизмахиихразновидностях.Рычагиегоприменение.Конструированиерычажныхмеханизмов.Рычаги:правилоравновесиярычага.Основныеопределения.Правилоравновесиярычага.

Построениесложныхмоделейпотеме«Рычаги».Блоки,ихвиды.Применениеблоков в технике.Построениесложныхмоделейпотеме«Блоки». Понятиеосииколеса.Применениеосейиколесвтехникеибыту.Рулевоеуправление. Велосипеди автомобиль.

Тема:Механические передачи

Видыременныхпередач;сопутствующаятерминология.Применениеипостроениеременныхпередачвтехнике.Зубчатыепередачи,ихвиды.Применениезубчатыхпередачвтехнике.Зубчатыепередачи.Различныевидызубчатыхколес. Зубчатыепередачиподуглом 90°. Реечнаяпередача.


Раздел3 «Силы и движение. Прикладная механика» - 5 часов

Тема:Конструирование модели «Уборочнаямашина»

Установлениевзаимосвязей. Измерениерасстояния.Силатрения,Использованиемеханизмов-коническихзубчатыхпередач,повышающихпередач,шкивов.Самостоятельнаятворческаяработапотеме«Использованиеповышающейпередачив уборочноймашине».


Тема:Игра«Большаярыбалка»

Использованиемеханизмов,облегчающихработу.Сборкамодели-«удилище».Использованиемеханизмов-блокиирычаги.Самостоятельнаятворческаяработапотеме«Использованиеблоков».

Тема:Свободноекачение

Измерениерасстояния,Калибровкашкалисчитываниепоказаний.Энергиядвижения(кинетическая).Энергиявнеподвижномсостоянии(потенциальная)Трениеисопротивлениевоздуха.Сборкамодели-измеритель.Использованиемеханизмов- колесаи оси.Самостоятельнаятворческаяработапотеме «Созданиетележкис измерительнойшкалой».

Тема:Конструированиемодели «Механический молоток»

Трениеисила.Импульс.Количестводвижения,инерция.Сборкамодели-механическиймолоток.Использованиемеханизмов-рычаги,кулачки(эксцентрики). Изучениесвойствматериалов. Самостоятельнаятворческаяработапотеме«Вариациирычаговвмеханическоммолотке».


Раздел4 «Средстваизмерения. Прикладная математика» - 4 часа

Тема:Конструированиемодели «Весы»

Измерениерасстояния,калибровкаи считываниерасстояния.Использованиемеханизмов-передаточноеотношение,понижающаяпередача. Измерениемассы,калибровкаисчитываниемасс.Сборкамодели-Весы. Использованиемеханизмов-рычаги, шестерни. Подведениеитогов:самостоятельнаятворческаяработапотеме«Вариациивесов».

Тема:Конструированиемодели «Часы»

Измерениевремени,трение,энергия,импульс.Сборкамодели-Часы.Использованиемеханизмов-шестерни.Самостоятельнаятворческаяработапотеме «Маятник».


Раздел5 «Энергия.Использованиесилприроды» - 4 часа

Тема:Энергияприроды (ветра, воды, солнца)

Силаидвижение.Возобновляемаяэнергия,поглощение,накопление,использованиеэнергии.Площадь.Использованиемеханизмов-понижающаязубчатаяпередача.Сборкамодели«Ветрянаямельница».Самостоятельнаятворческаяработа.

Тема:Инерция. Преобразованиепотенциальной энергии в кинетическую.

Инерция.Накоплениекинетическойэнергии(энергиидвижения).Использованиеэнергии.Трение.Уравновешенныеинеуравновешенныесилы.Изучениемаховикакакмеханизмарегулировкискорости(повышающаяпередача)и средстваобеспечениябезопасности.

Исследованиемаховикакакаккумулятораэнергии.Использованиезубчатыхколесдляповышенияскорости. Передача,преобразование,сохранениеи рассеяниеэнергиив процессепревращения одноговидаэнергии в другой. Сборкамоделей«Инерционнаямашина», «Судоваялебѐдка». Самостоятельнаятворческаяработа.


Раздел6 «Машиныс электроприводом» - 6 часов

Тема:Конструированиемодели «Тягач»

Колеса.Трение.Измерениерасстояния,времениисилы.Зубчатыеколеса(шестерни).Самостоятельнаятворческаяработапотеме«Конструированиемодели«Тягач».

Тема:Конструированиемодели «Гоночный автомобиль»

Повторениетем:Зубчатыеколеса,Рычаги,Колеса.Энергия.Трение.Измерениерасстояния. Самостоятельнаятворческаяработапо теме «Конструированиемодели «Гоночныйавтомобиль».

Тема:Конструированиемодели «Робопѐс»

Разработкамеханическихигрушек.Рычагии соединения.Блокии зубчатыепередачи. Использованиедеталей и узлов. Силаи энергия.Трение. Самостоятельнаятворческаяработапо теме «Конструированиемодели «Робопѐс».


Раздел7 «Работа надпроектами» (по выбору 3) - 6 часов

Темы для проектов:

  • «Катапульта»;

  • «Ручная тележка»;

  • «Карусель»;

  • «Наблюдательная вышка»;

  • «Мост»;

  • «Ралли по холмам»;

  • «Балерина»;

  • «Парусник»;

  • «Багги »;

  • «Жук»;

  • «Подъемный кран».


Тема: Итоговое занятие - 1 час

Выставка. Презентацияконструкторскихработ. Подведениеитогов работы загод.


Резерв времени- 1 час
























1.4. Планируемыерезультаты

Образовательные результаты освоения программы.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

    • правилатехникибезопасностиприработе с конструктором;

    • основныесоединениядеталейLEGO учебного конструктора;

    • понятие, основныевиды,построениеконструкций;

    • основные свойства различных видов конструкций (жесткость, прочность, устойчивость);

    • понятие, видымеханизмовипередач, ихназначение иприменение;

    • понятие и видыэнергии;

    • разновидностипередачи способыихприменения.


В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • создавать простейшие конструкции, модели по готовым схемам сборки и эскизам;

  • характеризовать конструкцию, модель;

  • создаватьконструкции, моделисприменениеммеханизмов и передач;

  • находить оптимальный способ построения конструкции, модели с применениемнаиболееподходящегомеханизмаилипередачи;

  • описыватьвидыэнергии; строитьпредположенияо возможностииспользованиятогоилииногомеханизма, иэкспериментальнопроверять его;

  • создаватьиндивидуальныеи групповыепроектыприработев команде;уметь самостоятельно решать технические задачи, конструироватьмашиныимеханизмы,проходяприэтомпутьотпостановкизадачидоработающеймодели.


Метапредметнымирезультатамиизученияпрограммыявляетсяформированиеследующихуниверсальныхучебныхдействий(УУД):

ПознавательныеУУД:
  • умениеопределять,различатьиназыватьпредметы(деталиконструктора);

  • умениевыстраиватьсвоюдеятельностьсогласноусловиям(конструироватьпоусловиям,пообразцу,почертежу,позаданнойсхемеисамостоятельностроить схему);

  • умениеориентироватьсявсвоейсистемезнаний:отличатьновоеотужеизвестного;

  • умениеиспользоватьдляпоискаболеерациональныхрешенийзнанийфизическихзакономерностейиуметьобъяснятьпринципдействиямеханизмов с использованиемфизическойтерминологии.

РегулятивныеУУД:
    • умение работать попредложенныминструкциям;

    • умениеопределятьи формулироватьцель деятельностиназанятии;

    • умениеформулироватьгипотезу,проводитьеепроверкуиделатьвыводна основе наблюдения.

КоммуникативныеУУД:
  • умениеинтегрироватьсявгруппусверстниковистроитьпродуктивноевзаимодействие и сотрудничествососверстникамии взрослыми;
  • умение учитывать позицию собеседника(партнѐра);

  • умение адекватновоспринимать ипередаватьинформацию;умение слушать и вступать вдиалог.

ЛичностныеУУД:
  • положительноеотношениек учению, к познавательнойдеятельности;

  • желание приобретать новые знания, умения;

  • совершенствовать имеющиеся умениеосознавать своитрудности и стремиться кихпреодолению;

  • участие в творческом,созидательномпроцессе.










2.Комплекс организационно – педагогических условий.


2.1. Календарный учебный график

Количество учебных недель –34 .

Дата начала и окончания учебного периода – 07.09.2020 – 31.05.2021 г.

Продолжительность зимних каникул: 01-09.01.2021 г.



Тема / Раздел


Количествочасов

Дата проведения


Всего

Теория

Практика

1

«Введение». Знакомство с конструктором

1

1

1

Сентябрь


2

«Простыемеханизмы.Теоретическаямеханика»


6


2


4

Сентябрь – октябрь

2.1

Простыемеханизмы и ихприменение.

3

1

2

2.2

Механическиепередачи.

3

1

2

3

«Силыи движение. Прикладная механика»

5

1

4

Октябрь - ноябрь

3.1

Конструирование модели «Уборочнаямашина»

2

1

1

3.2

Игра «Большаярыбалка»

1

-

1

3.3

Свободноекачение

1

-

1

3.4

Конструирование модели «Механическиймолоток»

1


-

1


4

«Средстваизмерения.Прикладнаяматематика»


4


1


3

Декабрь

4.1

Измерения. Конструированиемодели«Весы»

2

1

1

4.2

Конструированиемоделей«Часы» и «Маятник»

2

-

2

5

«Энергия. Использование сил природы»

4

1

3

Январь - февраль

5.1

Энергияприроды(ветра, воды, солнца)

Сборка модели «Ветряная мельница».

2

1

1

5.2

Инерция.Преобразованиепотенциальнойэнергии в кинетическую. Сборка моделей «Инерционная машина», «Судовая лебѐдка».

2

-

2

6

«Машины с электроприводом»

6

-

6

Февраль - март


6.1

Конструирование модели «Тягач»

2

-

2

6.2

Конструирование модели «Гоночныйавтомобиль»

2

-

2

6.3

Конструирование модели «Робопѐс»

2

-

2


Раздел7

  • «Работа надпроектами» (по выбору 3)

  • «Катапульта»;

  • «Ручная тележка»;

  • «Карусель»;

  • «Наблюдательная вышка»;

  • «Мост»;

  • «Ралли по холмам»;

  • «Балерина»;

  • «Парусник»;

  • «Багги »;

  • «Жук»;

  • «Подъемный кран».


6

-

6

Апрель - май


Итоговоезанятие. Презентация проектов

1


1

Май


Резерв учебного времени

1

1




Всего

34

7

27




  • 2.2. Условия реализации программы

  • Материально – техническое обеспечение.

Для проведения занятий по программе используются конструкторы для практико-ориентированного изучения устройства и принципов работы механических моделей различной сложности "СТЕМ Мастерская".

Конструктор «Физика и технология». Набор из 400 деталей предназначен для изучения основных законов механики, физики, основы инженерии, моделирования и технологии. Конструктор включает в себя пластмассовые детали различной формы и цветов, электродвигатель с батарейным отсеком, технологические карты для сборки моделей, перечень всех элементов набора и сортировочный лоток. В наличии 3 учебных конструктора «Физика и технология».


Кадровое обеспечение.

Программу дополнительного образования «Лего – конструирование и моделирование» реализует педагог первой квалификационной категории Пасенко Елена Валерьевна.



















  • 2.3.Формы аттестации

Виды контроля:

-входной контроль – 1 на вводном занятии. Форма: беседа с обучающимися и их родителями.

- промежуточный контроль, проводимый во время занятий – демонстрация выполнения кейсов, выставки работ.

- итоговый контроль, проводимый после завершения всей учебной программы. Форма: демонстрация созданных проектов

Формы проверки результатов:

- наблюдение за обучающимися в процессе работы;

- демонстрация решения кейсов

- творческие проекты;

- беседы с обучающимися и их родителями.

Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:

  • журнал посещаемости;

  • материал анкетирования и тестирования;

  • демонстрация созданных проектов и решения кейсов

Итоговая аттестация обучающихся проводится по результатам подготовки и защиты проекта.
















2.4. Оценочные материалы

Все результаты фиксируются балльной системой в картах:

  1. Карта развития качеств личности обучающихся – Приложение №1

  2. Карта оценки результатов обучения детей по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе – Приложение №4

  3. Итоговой аттестацией программы является проект. Критерии оценивания проектов и публичной их защиты – Приложение №2

  4. Кейсы с заданиями.

В конце учебного года анкетирование учащихся с целью выяснения их личного отношения к занятиям в Центре «Точка роста» - Приложение №3


Параметры и критерии оценки работ:

  1. качество выполнения изучаемых приемов и операций сборки и работы в целом;

  2. степень самостоятельности при выполнении работы;

  3. знание деталей конструктора;

  4. уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный);

  5. найденные продуктивные технические и технологические решения.


2.5. Методические материалы

  • Особенности организации образовательного процесса: очно.

  • Методы обучения: словесный, наглядный, кейс-метод, практический; частично-поисковый, проблемный, проектный.

  • Методы воспитания: убеждение, поощрение, стимулирование, мотивация.

  • Формы организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.

  • Формы организации учебного занятий: практическое занятие, занятие – соревнование; workshop (рабочая мастерская – групповая работа, где все участники активны и самостоятельны); консультация, выставка.

  • Педагогические технологии: кейс технология, технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, технология проблемного обучения, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, здоровьесберегающая технология.

  • Алгоритм учебного занятия:

  • 1. Организационный момент;

  • 2. Объяснение задания (теоретические знания, получаемые на каждом занятии, помогают учащимся узнавать, обогащая запас общих знаний);

  • 3. Практическая часть занятия;

  • 4. Подведение итогов;

  • 5. Рефлексия.

  • Дидактические материалы:

  • Презентации, согласно темам учебного плана;

  • Технологические карты для сборки моделей, согласно темам учебного плана;

  • Кейсы с заданиями, согласно темам учебного плана;

  • Видео уроки, согласно темам учебного плана.









2.5. Список литературы

Для педагога:

  1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г.

  2. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.

  3. Технологические карты для сборки моделей. 2020 г.

  4. Технология и физика. Книга для учителя. LEGOEducational

Для детей и родителей :

  1. Журнал «Компьютерные инструменты в школе», подборка статей за 2010 г.

  2. Робототехника для детей и родителей. С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.

  3. Технологические карты для сборки базовых и основных моделей. 2020 г.


Интернет-ресурсы:

1. http://learning.9151394.ru/course/view.php?id=17

2. http://do.rkc-74.ru/course/view.php?id=13

3. http://robotclubchel.blogspot.com/

4. http://legomet.blogspot.com/

5. http://9151394.ru/?fuseaction=proj.lego

6. http://9151394.ru/index.php?fuseaction=konkurs.konkurs

7. http://www.lego.com/education/

8. http://www.wroboto.org/

9. http://www.roboclub.ru/

10. http://robosport.ru/

11. http://lego.rkc-74.ru/

12. http://legoclab.pbwiki.com/

13. http://www.int-edu.ru/

14. http://httpwwwbloggercomprofile179964.blogspot.com/



Приложение №1

КАРТА

развития качеств личности обучающихся

Учебный год ________ ДОО программа ___________________________________________________________

Педагог: _______________________________

Фамилия, имя

К а ч е с т в а л и ч н о с т и и п р и з н а к и п р о я в л е н и я (в баллах от 0 до 5)

Активность,

организаторские способности

Коммуникативные навыки, коллективизм

Ответственность,

самостоятельность,

дисциплинированность

Нравственность,

гуманность

Креативность, склонность к исследовательско-проектировочной деятельности

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения

дата заполнения
















1

















3

















4

















5

















6





















































































Приложение №2

Критерии оценивания открытой защиты проектов

Критерии оценки проекта (в баллах)

Содержание критерия оценки

Количество баллов

1. Соответствие сообщения заявленной теме, целям и задачам проекта (до 2 б)

Соответствует полностью

2

Есть отдельные несоответствия

1

В основном не соответствует

0

2. Понимание проблемы и глубина её раскрытия

(до 5 б)

Проблема раскрыта полно, проявлена эрудированность в её рассмотрении

4-5

Проблема раскрыта частично

2-3

Проблема представлена поверхностно

0-1

3. Представление собственных результатов исследования (до 4 б)

Представлена оценка и анализ собственных результатов исследования

3-4

Представлены собственные результаты

2-3

Результаты не соотнесены с позицией автора или не представлены

0-1

4. Структурированность и логичность сообщения, которая обеспечивает понимание и доступность содержания (до 3 б)

Структурировано, обеспечивает понимание и доступность содержания

2-3

Структурировано, но не обеспечивает понимание и доступность содержания

1

Структура отсутствует

0

5. Культура выступления

(до 6 б)

Налажен эмоциональный и деловой контакт с аудиторией, грамотно организовано пространство и время

4-6

Названные умения предъявлены, но владение неуверенное

2-3

Предъявлены отдельные умения, уровень владения ими низок

0-1

6. Грамотность речи, владение специальной терминологией по теме работы в выступлении (до 6 б)

Речь грамотная, терминологией владеет свободно, применяет корректно

4-6

Владеет свободно, применяет неуместно, либо ошибается в терминологии

2-3

Не владеет или владеет слабо

0-1

7. Наличие и целесообразность использования наглядности, уровень её представления

(до 4 б)

Наглядность адекватна, целесообразна, представлена на высоком уровне

3-4

Целесообразность неоднозначна, средний уровень культуры представления

1-2

Наглядность неадекватна содержанию выступления, низкий уровень представления

0

8. Культура дискуссии – умение понять собеседника и убедительно ответить на его вопрос (до 5 б)

Ответил полно на все вопросы

3-5

Ответил на часть вопросов, либо ответы неполные

1-3

Не ответил

0

9. Соблюдение регламента

Несоблюдение регламента - каждая просроченная минута – минус балл


Итого:


Мах 35



Приложение №3

Анкета для учащихся в конце учебного года

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.


1. На занятия в объединение иду с радостью.

2. На занятиях я узнаю много нового, интересного, приобретаю новые умения и навыки.

3. В нашем объединении хороший педагог.

4. К нашему педагогу можно обратиться в сложной жизненной ситуации.

5. В группе я могу всегда свободно высказать мнение.

6. Здесь у меня обычно хорошее настроение.

7. Мне нравиться участвовать в делах Центра.

8. Я считаю, что меня здесь готовят к самостоятельности.

9. Я считаю, что здесь созданы условия для развития моих способностей.

10. Летом я буду скучать по занятиям в Центре.















Приложение №4

Карта оценки результатов обучения детей

по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе


Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Число баллов

Методы диагностики

Предметный уровень сформированности компетенций через реализацию образовательных задач ДООП

Теоретические знания по основным разделам учебно-тематического плана программы

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

  • практически не усвоил теоретическое содержание программы;

  • овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой;

  • объем усвоенных знаний составляет более ½;

  • освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Владение специальной терминологией

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

  • не употребляет специальные термины;

  • знает отдельные специальные термины, но избегает их употреблять;

  • сочетает специальную терминологию с бытовой;

  • специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

0

1

2

3

Наблюдение, собеседование

Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематич. плана программы)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

  • практически не овладел умениями и навыками;

  • овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков;

  • объем усвоенных умений и навыков составляет более ½;

  • овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Владение специальным оборудованием и оснащением

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

  • не пользуется специальными приборами и инструментами;

  • испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием;

  • работает с оборудованием с помощью педагога;

  • работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей

0

1

2

3

Наблюдение, контрольное задание

Творческие навыки

Креативность в выполнении практических заданий

  • начальный (элементарный) уровень развития креативности- ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога;

  • репродуктивный уровень – в основном, выполняет задания на основе образца;

  • творческий уровень (I) – видит необходимость принятия творческих решений, выполняет практические задания с элементами творчества с помощью педагога;

  • творческий уровень (II) - выполняет практические задания с элементами творчества самостоятельно.

0


1

2


3

Наблюдение, контрольное задание

Предметный уровень сформированности компетенций через реализацию метапредметных задач ДООП


Подбирать и анализировать специальную литературу


Самостоятельность в подборе и работе с литературой


  • учебную литературу не использует, работать с ней не умеет;

  • испытывает серьезные затруднения при выборе и работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога;

  • работает с литературой с помощью педагога или родителей;

  • работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей.


0

1

2

3

Наблюдение, анализ способов деятельности детей, их учебно-исследовательских работ

Пользоваться компьютерными источниками информации

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Уровни и баллы - по аналогии пунктом выше



0

1

2

3

Осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить учебные исследования, работать над проектом и пр.)

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Уровни и баллы - по аналогии с пунктом выше

0

1

2

3


Слушать и слышать педагога, принимать во внимание мнение других людей





Адекватность восприятия информации идущей от педагога






  • объяснения педагога не слушает, учебную информацию не воспринимает;

  • испытывает серьезные затруднения в концентрации внимания, с трудом

воспринимает учебную информацию;

  • слушает и слышит педагога, воспринимает учебную информацию при напоминании

и контроле, иногда принимает во внимание мнение других;

  • сосредоточен, внимателен, слушает и слышит педагога, адекватно воспринимает

информацию, уважает мнении других.


0

1


2


3


Выступать перед аудиторией


Свобода владения и подачи ребенком подготовленной информации


  • перед аудиторией не выступает;

  • испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче информации;

  • готовит информацию и выступает перед аудиторией при поддержке педагога;

  • самостоятельно готовит информацию, охотно выступает перед аудиторией, свободно владеет и подает информацию.

0

1

2

3

Участвовать в дискуссии, защищать свою точку зрения

Самостоятельность в дискуссии, логика в построении доказательств

  • участие в дискуссиях не принимает, свое мнение не защищает;

  • испытывает серьезные затруднения в ситуации дискуссии, необходимости предъявления доказательств и аргументации своей точки зрения, нуждается в значительной помощи педагога;

  • участвует в дискуссии, защищает свое мнение при поддержке педагога;

  • самостоятельно участвует в дискуссии, логически обоснованно предъявляет доказательства, убедительно аргументирует свою точку зрения.

0

1



2

3


Организовывать свое рабочее (учебное) место



Способность самостоятельно организовывать свое рабочее место к деятельности и убирать за собой

  • рабочее место организовывать не умеет;

  • испытывает серьезные затруднения при организации своего рабочего места, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

  • организовывает рабочее место и убирает за собой при напоминании педагога;

  • самостоятельно готовит рабочее место и убирает за собой

0

1

2

3

Наблюдение




















Наблюдение, собеседование

Планировать и организовать работу, распределять учебное время



Способность самостоятельно организовывать процесс работы и учебы, эффективно распределять и использовать время

  • организовывать работу и распределять время не умеет;

  • испытывает серьезные затруднения при планировании и организации работы, распределении учебного времени, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога и родителей;

  • планирует и организовывает работу, распределяет время при поддержке (напоминании) педагога и родителей;

  • самостоятельно планирует и организовывает работу, эффективно распределяет и использует время.

0

1



2


3

Аккуратно, ответственно выполнять работу

Аккуратность и ответственность в работе

  • безответственен, работать аккуратно не умеет и не стремится;

  • испытывает серьезные затруднения при необходимости работать аккуратно, нуждается в постоянном контроле и помощи педагога;

  • работает аккуратно, но иногда нуждается в напоминании и внимании педагога;

  • аккуратно, ответственно выполняет работу, контролирует себя сам.

0

1

2

3

Соблюдения в процессе деятельности правила безопасности


Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

  • правила ТБ не запоминает и не выполняет;

  • овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил ТБ, предусмотренных программой;

  • объем усвоенных навыков составляет более ½;

  • освоил практически весь объем навыков , предусмотренных программой за конкретный период и всегда соблюдает их в процессе работы требования охраны труда.

0

1


2

3



Сохранить у себя:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности «ЛЕГО – КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки