Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности, по освоению нетрадиционных техник рисования «Весёлая палитра»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической направленности, по освоению нетрадиционных техник рисования

«Весёлая палитра»

Содержимое разработки

Ё1 Российская Федерация

Свердловская область

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 38 «Детский сад Будущего» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию воспитанников



ПРИНЯТА:

на Педагогическом совете

МДОУ №38 «Детский сад Будущего»

Протокол № от ___. .2020 года




УТВЕРЖДЕНА:

Заведующий МДОУ № 38

_______________ С.И. Исмакаева

от ___. .2020




Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

Художественно-эстетической направленности, по освоению нетрадиционных техник рисования

«Весёлая палитра»

Возраст обучающихся: 6-7лет

Срок Реализации: 1 год









Автор-составитель:

Шурова Татьяна Александровна, воспитатель





ГО Богданович 2020 год



СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………...

1.2. Цели и задачи дополнительной общеразвивающей программы… ……….

1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы ……………

1.4. Планируемые результаты……………………………………………………

РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ

УСЛОВИЙ

2.1. Условия реализации программы …………………………………………..

2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы …………………..

3. Список литературы …………………………………………………………...































РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ

1.1. Пояснительная записка.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка по нетрадиционным техникам рисования «Весёлая палитра» разработана на основе:

1. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2014 г. № 1726-р);

3. Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г. № 196);

4. Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы): приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242;

5. СанПиНа 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41);

6. Основной образовательной программой дошкольного образования МДОУ № 38 «Детский сад Будущего»

7. Устава МДОУ № 38.


Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка. В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Актуальность программы «Весёлая палитра» заключается в том,  что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.

   Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально  использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному. Рисование, пожалуй, самое любимое и доступное занятие у детей – поводил кисточкой по листу бумаги – уже рисунок; оно выразительно – можно передать свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно – помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно – рисуешь и обязательно что-то получается. К тому же изображение можно подарить родителям, другу или повесить на стену и любоваться.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать  свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данной программы является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Главное, развивая у детей творческие способности изобразительной деятельности самим верить, что художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. Нетрадиционная  техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес, именно в этом заключается педагогическая целесообразность программы «Весёлая палитра».


Отличительные особенности 

Программа «Весёлая палитра » по нетрадиционным техникам рисования имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

Направленность программы

Программа дополнительной образовательной услуги по нетрадиционной технике рисования «Весёлая палитра» для детей 6-7 лет имеет художественнУЮ направленность.

Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимой для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной).

Главное на занятиях кружка «Весёлая палитра» – желание побывать в сказочном мире фантазии, творчества, где персонажем может быть капля, шарик, листок, облако, мыльный пузырь, снежинка, ниточка, абстрактное пятно…


Занятия кружка проводятся  под девизом: «Я чувствую,  я представляю, я воображаю, я творю!»


Адресат программы.

Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему важному событию – обучению в школе.

  В этом возрасте дошкольники начинают определять себя как личность, у них появляется мнение, которое они могут аргументировать.

Личностное развитие ребёнка 6–7 лет включает в себя два основных фактора: понимание, как устроен окружающий мир вокруг него, и своего места в этом мире. Малыш уже может ответить на вопросы: какой он, чем отличается от других людей, каким был, каким хотел бы быть. У старших дошкольников начинает развиваться произвольное внимание, произвольная слуховая и зрительная память. Ребёнок уже сознательно направляет и удерживает внимание, память на разных объектах. Уже не яркий образ привлекает внимание – малыш самостоятельно делает над собой усилие, чтобы запомнить либо выделить фигуру из фона.

Режим занятий

Реализация данной программы проводится 1 раз в неделю. Занятия кружка проводятся в соответствии с расписанием основных занятий. При реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка регулируется индивидуально.

Наполняемость группы – не более 12 человек. Это обусловлено тем, что занятия носят как индивидуальный, так и подгрупповой. Образовательный процесс построен в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями подростков, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

В месяц 4 занятия. Объем дополнительной общеразвивающей программы 32 часа.

Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы рассчитана на 1 год обучения.

Объем и срок реализации программы

Год обучения

Часов в неделю

Кол-во недель в году

Всего часов в год

1

1

32

33



Формы обучения. В процессе реализации дополнительной общеразвивающей программы гибко сочетаются различные формы обучения: групповая, фронтальная, а также парная и индивидуализированная.



Виды занятий:

  • Тематическое занятие – работа над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

  • Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

  • Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

  • Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме.

  • Итоговое занятие – подводит итоги работы студии за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.


Формы подведения результатов:

-Проведение выставок детских работ

-Проведение открытого мероприятия

-Проведение мастер-класса среди педагогов.



1.2 Цель и задачи дополнительной общеразвивающей программы.


Цель программы:   развитие художественно-творческих способностей детей через освоение нетрадиционных техник изображения.

Задачи программы.

 Развивающие: 

- Развивать у детей коммуникативные, речевые, интеллектуальные и художественные способности в процессе рисования.

- Развивать интерес к  нетрадиционным  техникам рисования, воображение.

- Развивать формо- и цветовосприятие, чувство композиции,мелкую моторику рук, ассоциативное мышление, воображение.

- Развивать творческую активность, поддерживать потребность в самовыражении.

Образовательные:

- Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (с использованием разных материалов).

- Учить получать различные оттенки красок основных цветов.

- Учить использованию различных материалов

- Учить понимать и выделять такие средства выразительности, как композиция и колорит.

- Учить отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.

- Побуждать детей экспериментировать с изобразительными материалами. -- - Придумывать и создавать композиции, образы.  Поощрять и поддерживать детские творческие находки.

Воспитательные: 

- Формировать положительно – эмоциональное восприятие окружающего мира.

- Воспитывать художественный вкус, интерес к изобразительному искусству.

- Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.





1.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы.

Календарно – учебный график          

                                           

п/п

Месяц

Время

проведения занятия

Форма занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Октябрь

 16.00-16.30

Групповая

1

Вводное занятие

Групповая комната

Беседа.

Диагностика  

2

Октябрь

16.00-16.30

Групповая

1

«Осеннее дерево»

Групповая комната

Закрепление нового материала

Самостоятельная работа.

3

Октябрь

16.00-16.30

Групповая

1

«Петушок»

Групповая комната

Закрепление нового материала

Самостоятельная работа.

4

Октябрь

16.00-16.30

Групповая

1

«Ёжик»

Групповая комната

Закрепление нового материала

Самостоятельная работа.

5

Октябрь

16.00-16.30

Групповая

1

«Кленовый лист»

Групповая комната

Опрос.

Самостоятельная работа.

6

Октябрь

16.00-16.30

Групповая

1

«Грибы»

Групповая комната

Закрепление нового материала

Самостоятельная работа.

7

Ноябрь

16.00-16.30

Групповая

1

«Зонтик»

Групповая комната

Опрос

Самостоятельная работа.

8

Ноябрь

16.00-16.30

Групповая

1

«Моя любимая игрушка»

Групповая комната

Закрепление нового. Самостоятельная работа.

9

Ноябрь

16.00-16.30

Групповая

1

«Забавные животные»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа.

10

Декабрь

16.00-16.30

Групповая

1

«Дивные цветы»

Групповая комната

Закрепление нового. Самостоятельная работа.

11

Декабрь

16.00-16.30

Групповая

1

«На что похоже?»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа.

12

Декабрь

16.00-16.30

Групповая

1

«Ёлочка»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа

13

Декабрь

16.00-16.30

Групповая

1

«Зимний пейзаж»

Групповая комната

Закрепление нового. Самостоятельная работа.

14

Январь

16.00-16.30

Групповая

1

«Ёлочка пушистая, нарядная»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа.

15

Январь

16.00-16.30

Групповая

1

«Котёнок»

Групповая комната

Закрепление нового материалаСамостоятельная работа.

16

Январь

16.00-16.30

Групповая

1

«По небу тучи бежали..»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа.

17

Февраль

16.00-16.30

Групповая

1

«Снегопад»

Групповая комната

Закрепление нового материала Самостоятельная работа.

18

Февраль

16.00-16.30

Групповая

1

«Звёздное небо»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа.

19

Февраль

16.00-16.30

Групповая

1

«Аквариум с рыбками»

Групповая комната

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

20

Февраль

16.00-16.30

Групповая

1

«Метель»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа.

21

Март

16.00-16.30

Групповая

1

«Деревья в инее»

Групповая комната

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

22

Март

16.00-16.30

Групповая

1

«Цветы для мамы»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа.

23

Март

16.00-16.30

Групповая

1

«Дорисуй букет»

Групповая комната

Творческая самостоятельная работа.

24

Март

16.00-16.30

Групповая

1

«Натюрморт»

Групповая комната

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

25

Апрель

16.00-16.30

Групповая

1

«Портрет зайчонок»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа.

26

Апрель

16.00-16.30

Групповая

1

«Ракета в космосе»

Групповая комната

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

27

Апрель

16.00-16.30

Групповая

1

«Берег реки»

Групповая комната

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

28

Апрель

16.00-16.30

Групповая

1

«Паутина»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа.

29

Апрель

16.00-16.30

Групповая

1

«Одуванчик»

Групповая комната

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

30

Май

16.00-16.30

Групповая

1

«Цветы победы»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа.

31

Май

16.00-16.30

Групповая

1

«Бабочка»

Групповая комната

Опрос. Самостоятельная работа.

32

Май

16.00-16.30

Групповая

1

«Летний луг»

Групповая комната

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа.

33

Май

16.00-16.30

Групповая

1

Итоговое

Групповая комната

Выставка работ. Итоговая диагностика.





Учебно - тематический план.

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Форма

контроля/ аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие

«Знакомство с чудо - помощниками»

1

9

21

Беседа.

Диагностика

2.

Оттиск, печатание (листочками, ластиками,  пробками, салфетками и пр.)

3

3

3


2.1.

«Осеннее дерево»

1

( 9 мин)

 (21 мин)

Опрос

Самостоятельная работа.

2.2.

«Петушок»

1

(9 мин)

 (21 мин)

Опрос Самостоятельная работа.

2.3.

«Ёжик»

       1

(9 мин)

 (21 мин)

Закрепление нового материала.

Самостоятельная работа.

3.

Печать поролоном, печать по трафарету

2

2

       2


3.1.

  1. «Кленовый лист»

1

(9мин)

 (21 мин)

     Опрос Самостоятельная работа

3.2.

«Грибы»

        1

(9мин)

(21 мин)

Закрепление    нового.Самостоятельная работа

4.

Пуантилизм

2

2

2


4.1.

«Зонтик»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

4.2.

«Моя любимая игрушка»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового. Самостоятельная работа

5.

Кляксография (Кляксография, выдувание трубочками)

2

2

2


5.1.

«Забавные животные»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

5.2.

«Дивные цветы»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового. Самостоятельная работа

6.

Монотипия

3

3

3


6.1.

«На что похоже?»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

6.2.

«Ёлочка»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

6.3.

«Зимний пейзаж»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового. Самостоятельная работа

7.

Тычок полусухой жесткой кистью

2

2

2


7.1.

«Ёлочка пушистая, нарядная»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

7.2.

«Котенок»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа

8.

Рисование смятой бумагой

2

2

2


8.1.

«По небу тучи бежали…»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

8.2.

«Снегопад»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа

9.

 Восковые мелки + акварель

2

2

2


9.1.

«Звездное небо»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

9.2.

«Аквариум с рыбками»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа

10.

Набрызг

2

2

2


10.1

«Метель»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

10.2

«Деревья в инее»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа

11.

Ниткография (рисование ниткой)

3

3

3


11.1

«Цветы для мамы»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

11.2

«Дорисуй  букет»»

1

(9мин)

 (21 мин)

Творческая работа

11.3

«Натюрморт»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа

12.

Силуэтное рисование.

2

2

2


12.1

«Портрет зайчонка»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

12.2

«Ракета в космосе»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа

13.

Рисование по мокрому

1

1

1


13.1

«Берег реки»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа

14.

Рисование окрашенным шариком

2

2

2


14.1

«Паутина»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

14.2

«Одуванчики»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа

15.

Живопись шерстью

3

3

3


15.1

«Цветы победы»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

15.2

«Бабочка»

1

(9мин)

 (21 мин)

Опрос. Самостоятельная работа

15.3

«Летний луг»

1

(9мин)

 (21 мин)

Закрепление нового материала. Самостоятельная работа

16.

Итоговое занятие

1

1

-

     Опрос

16.1

 Беседа о нетрадиционном рисовании

1

1

-

Выставка работ.

Итоговая диагностика


Итого

33 (100%)

(30%)

   (70%)


Содержание учебного (тематического) плана.

Раздел 1. Вводное занятие  «Знакомство с чудо - помощниками».

Теория. Расширять представления о нетрадиционном изобразительном материале, вызвать интерес у детей. Познакомить с чудесным свойством цвета преображать окружающий мир, с теплыми и холодными цветами.          

 

 Раздел 2. Оттиск,  печатание (листочками, ластиками,  пробками, салфетками и пр.)

Теория: знакомство с приемами печати  и  оттиска природными материалами, ластиками, печатками  и пр.

Практика: рисование осеннего дерева, ёжика, петушка природными материалами (листьями), срезами овощей, пробками.


Раздел 3. Печать поролоном, печать по трафарету.

Теория: познакомить  детей с новой техникой рисования поролоном и печатанием по трафарету.

Практика: Рисование поролоном (губкой) кленовых листьев и грибов.


Раздел 4. Пуантилизм.

Теория: познакомить детей с  нетрадиционной техникой  рисования. Рассказать о способах рисования точками.

Практика: рисование ватными палочками  картинки «Моя любимая игрушка», «Зонтик».


Раздел 5. Кляксография (Кляксография, выдувание трубочками).

Теория: познакомить детей с кляксографией и техникой выдувания. Практика: рисование  причудливых животных и цветов с помощью кляксы (капельки гуаши) и коктельной трубочки.


Раздел 6. Монотипия

Теория: ознакомление с техникой -  монотипия. Познакомить детей с симметрией и способами рисования. Знакомство с жанром пейзажа. Просмотр  репродукции.

Практика: рисование ёлочки и зимнего пейзажа на листе бумаги сложенной пополам.


Раздел 7. Тычок полусухой жесткой кистью

Теория: познакомить детей с рисованием жёсткой полусухой кистью.

Практика: рисование на листе бумаги жёсткой полусухой кистью.


Раздел 8. Рисование смятой бумагой.

Теория: учить новому способу рисования.

Практика: рисование туч и снегопада с помощью смятой бумаги.


Раздел 9. Восковые мелки + акварель.

Теория: познакомить детей с новой техникой рисования. Рассказать,  из каких  этапов состоит эта техника.

Практика:  рисование звездного неба, рыбок  на листе бумаги  восковыми мелками. Закрашивание этих рисунков акварельными красками. 


Раздел 10. Набрызг

Теория: познакомить детей с новой техникой рисования.

Практика: рисование зубной щёткой или кистью на тонированных листах.


Раздел 11. Ниткография (рисование ниткой).

Теория: Познакомить детей с техникой рисования при помощи  нитей и красок. Знакомство с жанром натюрморта. Рассматривание репродукции.

Практика:  рисование нитками и красками  цветов и  волшебных узоров. Дорисовать получившиеся узоры  фломастерами.


Раздел 12. Силуэтное рисование.

Теория: Познакомить детей с техникой рисования силуэтов. Рассмотреть иллюстрации.

Практика:  рисование ракеты, зайчонка новым способом.


Раздел 13.  Рисование по мокрому.

Теория: Познакомить детей с техникой рисования по мокрому. Рассмотреть  репродукции пейзажей.

Практика:  рисование пейзажа на листе бумаги смоченном водой.


Раздел 14. Рисование окрашенным шариком.

Теория: Познакомить детей с техникой рисования окрашенным  шариком.

Практика:  рисование паутины, одуванчиков воздушным шариком.


Раздел 15. «Живопись шерстью»

Теория: Познакомить детей с техникой рисования  «живопись шерстью». Рассмотреть  наглядный материал.

Практика: На лист фетра выкладываем поэтапно шерстяные волокна, в соответствии с замыслом, затем получившийся рисунок накрываем стеклом и вставляем в рамку.


Раздел 16. Итоговое занятие (беседа о нетрадиционных методах рисования)

Теория: опрос учащихся.  Итоговая диагностика. Выставка художественных работ по итогам года. Анализ.




1.4 Планируемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Весёлая палитра».


Личностные:

- проявляют эмоциональные реакции при восприятии явлений действительности и искусства, на основе представлений о прекрасном и безобразном;

- проявляют уважительное и доброжелательное отношение к участникам диалога, совместной деятельности;

- проявляют самостоятельность, ответственность за свою деятельность, поступки,

- действуют, ориентируясь на морально-этические нормы.


Метапредметные:

- активно включаются в диалог, коллективное обсуждение, слушают собеседника;

- умеют договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- понимают, спокойно воспринимают оценку собственной деятельности со стороны педагога, сверстников;

- активно и свободно общаются, взаимодействуют с членами детского коллектива, педагогами;

- принимают цели деятельности, подчиняют им собственные действия, совместно с педагогом осуществляют поиск средств её осуществления;

- определяют затруднения в собственной деятельности, обращаются за помощью к взрослым, сверстникам.


Предметные:

-сравнивает предметы, выделяя их особенности в художественноизобразительных целях;

- плавно и ритмично изображает формообразующие линии;

- изображает предметы по памяти; используя основные и составные цвета для создания различных образов;

- создаёт композиции на листах бумаги разной формы;

- передаёт настроение в творческой работе;

- использует разные приемы нетрадиционного рисования;

- развернуто комментирует свою работу;

- понимает значение терминов (краски, палитра, композиция, линия, орнамент, художник, силуэт, пятно, роспись); - знают названия инструментов, приспособлений.


2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

2.1. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.


Для реализации программы не требуется специально оборудованное помещение, занятия можно проводить в групповой комнате.

Помещение:

- комплект столов и стульев для дошкольников;

- доска;

- стол для педагога;

- ноутбук;

Материалы:

- бумага;

- кисти;

- акварельные краски;

- гуашь;

- палитра;

баночка для воды;

- пальчиковые краски;

- фломастеры;

- коктейльные трубочки;

- салфетки;

- восковые мелки;

- воск (свеча);

- нитки;

- зубочистки (сангина);

- поролон (губка);

- ватные палочки;

- штампики;

- зубные щётки;

- шарики;

- листы фетра;

- декоративная шерсть;

Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог с высшим образованием, художественно-графического факультета, первой квалификационной категории.



Информационно - методическое обеспечение.

1.Информационно-ознакомительные материалы (как в цифровом так и в физическом виде, предназначенные для распространения среди родителей, коллег для ознакомления с программой, организацией образовательного процесса):

  • Социальная сеть работников образования. http://nsportal.ru/page/poisk-po-saitu;

  • Международный образовательный портал http://www.maam.ru;

  • Сайт для воспитателей: uhttps://refdt.ru/docs/445/index-37154-11.html.


2.Организационно-методические материалы:

  • методические разработки и конспекты учебных занятий;

  • методические рекомендации по проведниею процедур контроля и аттестации и др.

3.Дидактические материалы

  • видеотека художественных и мультипликационных фильмов;

  • фонотека музыкальных произведений, звуков, шумовых спецэффектов;

  • библиотека альбомов, открыток, репродукций;

  • тематические папки;

  • детская художественная литература;

  • картотека физминуток.



2.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы

Формы контроля. Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:

  • Входной контроль. Главный критерий на этом этапе диагностики - это интерес ребенка к данному виду деятельности.

  • Текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребенка в процессе занятий.

  • Промежуточный – выставки работ, конкурсы.

  • Итоговый – открытые занятия, анализ портфолио.


Мониторинг уровня знаний по программе кружка

Оценка становления основных характеристик освоения НТР ребёнком осуществляется с помощью заполнения руководителем кружка диагностических карт. Диагностические карты позволяют педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности, интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса. Использование карт развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Выделенные и включенные в карту развития показатели сформированности основных НТР выступают для педагога в качестве ориентиров, на которые он должен опираться во время наблюдений за решением образовательных задач, поставленных перед детьми. Для заполнения карты воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. При оценивании педагог использует сложившийся определенный образ ребёнка, те сведения, которые накопились за время кружковой работы.

Высокий балл

2 балла

По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.

Средний уровень

1 балл

НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.

Низкий уровень

0 баллов

НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с художественными материалами для создания художественного образа.



Уровни художественно-творческого развития детей 6 -7 лет


Высокий (25-30 баллов) – владеет формообразующими движениями, изображает предметы, состоящие из трех частей разной формы, в рисунке присутствует 3 предмета, связанные между собой, использует три и больше цветов, предметы соответствуют реальному цвету, соблюдает пропорции в рисунке, располагает предметы по всему листу, учитывает расположение сюжета, составляет рассказ о нарисованном, умеет сделать набросок, все части нарисованы верно, достоверно передана динамика.

Средний (15-20) – формообразующие линии присутствуют, но они неточные и нечеткие, изображает предметы, состоящие из двух частей, в рисунке присутствуют два предмета, связанные между собой, использует два и больше цветов, есть некоторые несоответствия по реальному цвету, есть некоторые несоответствия по пропорциям, не всегда соблюдает композиционное расположение, перечисляет нарисованное, сильно нажимает в некоторых местах, не все части нарисованы правильно, есть недостатки в изображении движений.

Низкий уровень(10-15) – отсутствие формообразующих линий, изображает предметы , состоящие из одной части, в рисунке не более одного предмета, использует один-два цвета, цвета не соответствуют реальному предмету, пропорции не выдерживает, композиционное расположение отсутствует, не может рассказать о нарисованном, не умеет рисовать набросок, части предметов изображает неверно, изображение статично.





Диагностика уровня творческих способностей у детей 6-7 лет.

Ф.И.О. ребенка___________________________

Показатели

Октябрь

Май

Технические навыки



Точность движения



Средства выразительности



Наличие замысла



Проявление самостоятельности



Отношение к рисованию



Итого




Учебно-тематическим планом предусмотрено вводное и итоговое занятие. Вводное занятие включает в себя начальную диагностику и введение в программу, итоговое занятие  - итоговую диагностику.

По уровню освоения программного материала результаты достижений условно подразделяются на высокий, средний и низкий.

Уровень освоения программы оценивается как высокий, если обучаемые полностью овладели теоретическими знаниями, правильно их используют на практике.

    Уровень освоения программы оценивается как средний, если обучаемые овладели не всей полнотой теоретических знаний и практических умений.

   Уровень освоения программы оценивается как низкий, если учащиеся овладели лишь частью теоретических знаний и практических навыков.

                                       

Диагностическая карта

ФИО ребенка

Технические навыки

Точность движения

Средства выразительности

Наличие замысла

Проявление самостоятельности

Отношение к рисованию

Итог

н

к

Н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

1
















2
















3
















4
















5

















 






















3. Список литературы

Нормативно-правовые документы

1. Концепция развития дополнительного образования детей на 2014-2020 гг. [Электронный ресурс]: одобр. на заседании Правительства Российской Федерации 28 августа 2014 года (распоряжение Правительства РФ № 1726-р от 04.09.2014 г.) // Официальный сайт правительства РФ. - Режим доступа: WWW.URL: http://government.ru/docs/14644/

2. О направлении информации (вместе с "Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) [Электронный ресурс]: письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242. Доступ из системы «Консультант Плюс»: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_253132/02141b8dbdc2aba2883123b 07d337c93806bad46/

3. Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования» [Электронный ресурс]: постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41. // Российская газета – 2014. – 3 окт. (федер. Вып.№6498 (226)). - Режим доступа: WWW.URL: https://rg.ru/2014/10/03/sanpin-dok.html

4.Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. N 1008 Доступ из системы «Гарант.Ру»: http://base/.garant.ru/70524884/

Основная литература.

5. «От рождения до школы» Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой,М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 - 336 с.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]: приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009 года. Доступ из системы «Консультант».

7. Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.

8. О.Л. Иванова, И.И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

9. Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.

10. А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

10. К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 2007.

11. Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.

12. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду». ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2007г; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. и др.

13. «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». – М.: Сфера, 2005; Казакова Р. Г., Сайганова Т. И.

14. «Рисование с детьми дошкольного возраста» пособие, М., 2004; Казакова Р. Г.

15. «Занятия по рисованию с дошкольниками» - Творческий Центр Москва 2008; Колдина Д. Н.

16. Рисование с детьми 3 – 4 лет. Конспекты занятий. - М.: Мозаика – Синтез, 2009. – 48с. : цв. вкл. ; Комарова Т. С.

17.«Изобразительная деятельность в детском саду» – Мозаика-Синтез, Москва 2005 и др.)

18. Изучение интернет – ресурсов по теме самообразования.

19. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М.: «Карапуз», 2007.

20. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

21. Доронова Т.Н. «Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников». М.: Просвещение, Росмэн. 2008 г.

22. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

23. Иванова О.Л., Васильева И.И. «Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. – СПб.: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2011.

24. «Методика обучения изобразительной деятельности» под редакцией Т.С. Комаровой.

25. Лопухина И. С. Логопедия – речь, ритм, движение: Пособие для логопедов и родителей. – СПб: ИЧП «Хардфорд», 1996.

26. Лыкова И.А. «Дидактические игры и занятия. Художественное воспитание и развитие детей 1–7 лет». Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

27. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2–7 лет. Цветные ладошки».

28. Лыкова И.А. «Педагогическая диагностика. 1-7 лет. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

29. Лыкова И.А. «Методические рекомендации к программе «Цветные ладошки». «Карапуз-дидактика». Творческий центр СФЕРА. Москва 2009 г.

30. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

31. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2007.

32. Ткаченко Т.А. "Развиваем мелкую моторику", М. Издательство ЭКСМО,2007

33. Ткаченко Т.А. "Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков", М. Издательство ЭКСМО, 2010

34. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. «Увлекательное рисование методом тычка»

35.Фатеева А. А.«Рисуем без кисточки».

36. Цквиария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ

37. Соколова Ю. А. Игры с пальчиками. – М.: Эксмо, 2006.



                                                   








































Сохранить у себя:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности, по освоению нетрадиционных техник рисования «Весёлая палитра»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки