Отдел образования администрации Завитинского муниципального округа
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа с.Антоновка
Рассмотрено на ШМО учителей – предметников Протокол № 1 от «25» февраля 2022г. Руководитель _______ В.С. Малиновская | Утверждено Приказом директором МБОУ СОШ с. Антоновка от «28» февраля 2022г. № 25 ________Э.С. Ширяева |
| |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я, МЫ И СОЦИУМ»
Направленность: социально-гуманитарная
Уровень: базовый
Особенности программы: адаптированная
Возраст: 7-14 лет
Срок реализации: 1 год (2022-2023 учебный год)
Составитель:
Арефина Наталья Ильинична
Педагог-психолог
1 квалификационная категория
с. Антоновка
2022
Оглавление
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы» 3
1.1. Пояснительная записка .....................................................3
1.2. Цель и задачи 8
1.3. Содержание программы 8
14. Планируемые результаты 12
Раздел №2. «Комплекс организационно - педагогических условий» 14
2.1. Календарный учебный график 14
2.2. Условия реализации программы 19
2.3.Формы аттестации 21
2.4.Оценочные материалы 22
2.5. Методические материалы 23
Список литературы 25
Приложения 28
Раздел №1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я, мы и социум» соответствует федеральному государственному образовательному стандарту общего образования, разработана на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273);
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-р);
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242. «Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.04.2017ВК – № 1232/09. Методические рекомендации по организации независимой оценки качества дополнительного образования детей.
Постановлением Главного государственного санитарного врача от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 19.12.2014 г. 2 №1598 «Об учреждении государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерацииот 11.03.2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных образовательных организаций.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В том числе получение дополнительного образования по дополнительным общеразвивающим образовательным программам с учетом особенностей психофизического развития обучающихся и создание специальных условий освоение данных программ в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я, мы и социум», имеет социально-гуманитарную направленность. Программа направлена на создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость). Одной из ведущих задач дополнительного образования является создание условий для свободного развития личности, расширение образовательного пространства для предоставления детям возможности обретения разнообразного социального опыта, формирования необходимых в быстро меняющемся мире социальных навыков, саморазвития и самоопределения.
Актуальность программы
Одной из актуальных проблем в настоящее время является изучение психики человека и оптимальное использование индивидуальных возможностей в современных условиях. Социальная значимость темы определяется тем, что в настоящее время общество нуждается в людях, гармонично развитых во всех отношениях.
Актуальность программы состоит в том, что она призвана помочь учащемуся разобраться в тех изменениях, которые происходят в нём в период взросления, и предложить пути решения проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни. Современные школьники стремятся узнать о себе больше для успешного выбора жизненных целей.
Новизна программы
Новизна адаптированной общеобразовательной общеразвивающей программы дополнительного образования«Я, мы и социум» - программы для детей с ограниченными возможностями здоровья» опирается на принципы витагенности (жизненной определенности), доступности, здоровьесбережения, наглядности, активности и направлена на реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья. Программа уникальна как по предлагаемому содержанию, так и по формам и методам реализации. Психология не преподается в школе, поэтому притягательна для детей, занимательна по области освоения и методике реализации.
Основная идея программы заключается в том, чтобы не заставлять, не давить, не ломать человека, а помочь стать самим собой, принять и полюбить себя, и направлена на саморазвитие личности детей, т.е. на осознание ими сил и индивидуальности, повышение представлений о собственной значимости, формирование мотивации самовоспитания и саморазвития.
Направленность программы: социально-гуманитарной
Уровень программы: базовый
Отличительные особенности данной программы
Обучение по данной программе может осуществляться индивидуально и в мини - группе, что позволяет приблизить дополнительное образование к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого ребенка. Программа «Я, мы и социум» ориентирована на создание условий для развития учащихся, повышение уверенности в себе, в своих силах, что позволяет выстраивать образовательную деятельность с полным учетом особенностей заболевания.
Работа осуществляется по двум направлениям:
1. Организация на занятии процесса общения как актуальной деятельности, приносящей удовольствие.
2. Организация рефлективной деятельности группы по отношению к процессу общения (рефлексия используется как механизм усвоения).
Это создаёт условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки, которые составляют базу конструктивного общения и развития личности.
Адресат программы
Данная программа ориентирована на групповую форму работы. Возрастдетей:7 –14 лет. Численность группы - 5-10человек(обучающиеся с ОВЗ: умственной отсталостью)
Деятельность детей, организованная по дополнительной образовательной программе, осуществляется в разновозрастных (разноуровневых) группах. Набор в социально – гуманитарное объединение по образовательной программе дополнительного образования проводится с учетом склонностей и индивидуальных возможностей детей по рекомендации ПМПК учреждения. Допускается добор детей в объединение в течение учебного года. При комплектовании объединения проводится диагностика. Состав учебных групп определяется в зависимости от возраста обучающихся, года обучения. Численный состав и режим работы устанавливается отдельно для каждой группы с учетом индивидуальных образовательных потребностей и возраста детей.
Возрастные особенности детей с ОВЗ (умственной отсталостью)
Умственно отсталый ребенок характеризуется исследователями общим недоразвитием и мыслительные способности, естественно формируются у него с большими задержками.
Познавательные процессы умственно отсталых детей формируется в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности, поэтому их мыслительные операции замедленно развиваются и обладают своеобразными чертами.
В мотивационно-потребностной сфере начальная стадия становления. Интерес направлен на текущую деятельность.
Эмоции отстают в развитии. Нестабильность чувств (у детей с легкой степенью умственной отсталости отмечается добродушный настрой, с глубокой – больше злостно-тоскливый).
Самооценка подвержена контрастным изменениям. Уровень притязаний понижен. Отсутствует конкурентоспособность, стремление к достижению успеха.
Особенности деятельности заключаются в своеобразие целей, мотивов, средств. Нарушена целенаправленная деятельность. Низкая работоспособность, отсутствует ролевая игра.
Многие дети, имеющие легкую умственную отсталость, достаточно смышлены, чтобы учиться в обычных школах, хотя они более подвержены чувству беспомощности и разочарования, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается.
Следовательно, по сравнению с нормально развивающимися детьми одного с ними умственного возраста, дети с умственной отсталостью ожидают меньшего успеха, ставят для себя низкие цели и довольствуются минимальным успехом, когда могут достичь большего.
Форма обучения: очная
Объём и срок освоения программы: 1 год, количество учебных часов – 68, количество учебных часов в неделю 2–один академический час 45 минут.
Режим занятий
Срок освоения | Объём программы (часов) | Количество учебных занятий в неделю | Продолжительность учебного занятия (часов) | Общая учебная нагрузка в неделю (часов) |
68 часов | 68 | 2 | 2 | 2 |
Условия набора обучающихся: в объединение зачисляются все, желающие обучающиеся, без предварительного отбора.
Количество обучающихся: минимально - 5, максимально - 10 человек (1 группа)
Особенности организации образовательного процесса:
формы реализации образовательной программы – традиционная, с использованием электронного обучения;
организационные формы обучения - основной формой проведения учебных занятий является групповая форма работы (комплексное занятие, практическое занятие). Также часто используется коллективная (творческие и исследовательские проекты, выставка творческих работ) и индивидуальная форма работы (выполнение творческих и исследовательских заданий, отработка практического задания).
По месту обучения предусмотрены следующие формы организации образовательной деятельности: занятия в помещении, самостоятельная домашняя работа (выполнение практических, творческих заданий, работа с дополнительной литературой), викторины, игры-путешествия.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы: укрепление личностного развития и межличностного общения детей с ограниченными возможностями путем включения их в коллективную деятельность, а также социально - психологическая реабилитация детей-инвалидов по обеспечению условий развития и оказанию помощи в освоении и создании условий независимой жизни детей.
Задачи программы:
удовлетворять особые потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной программы на доступном им уровне и их интеграцию в социальной среде.
обеспечить возможность детям с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации.
оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) по социальным вопросам.
повышать уровень социально-психологической, социально-психологической компетентности родителей в сфере работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Тема | Количество часов | Форма промежуточной аттестации/контроль | |||
ТЗ | ПЗ | Всего | ||||
1 | Тема 1. Введение в мир психологии Зачем человеку занятия психологией? | 2 | | 2 | Входная диагностика | |
2 | Тема 2. Я – это Я Кто я, какой я? Я – могу. Я – нужен! Я мечтаю. Я – это моё прошлое. Я – это моё настоящее. Я – это моё будущее. | 4 | 3 | 7 | Наблюдение. | |
3 | Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства Чувства бывают разные. Мои чувства. Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться? | 4 | 3 | 7 | Наблюдение. Самоконтроль. | |
4 | Тема 4. Я и мой внутренний мир Каждый видит мир и чувствует по- своему. Любой внутренний мир ценен и уникален. | 3 | 2 | 5 | Наблюдение. Самоконтроль. | |
5 | Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир Трудные ситуации могут научить меня. | 2 | 3 | 5 | Наблюдение. Самоконтроль. | |
6 | Тема 6. Я и ты Я и мои друзья. Я и мои «колючки». Трудности в школе. Трудности дома. Другие культуры – другие друзья. | 4 | 3 | 7 | Наблюдение. Самоконтроль. | |
7 | Тема 7. Мы начинаем взрослеть Нужно ли человеку взрослеть. Взросление и отношения с окружающими. | 4 | 3 | 7 | Наблюдение. Самоконтроль. | |
8 | Тема 8. Агрессия и ее роль в развитии человека Я повзрослел. У меня появилась агрессия. Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми Учимся договариваться. Учимся доверять. | 4 | 3 | 7 | Наблюдение. Самоконтроль. Диагностика. | |
9 | Тема 9. Уверенность в себе и её роль в развитии человека Зачем человеку нужна уверенность в себе? Источники уверенности в себе. Какого человека мы называем неуверенным в себе? Я становлюсь увереннее. Уверенность и самоуважение. Уверенность и уважение к другим. Уверенность в себе и милосердие. Уверенность в себе и непокорность. | 3 | 3 | 6 | Наблюдение. Самоконтроль. Диагностика. | |
10 | Тема 10. Конфликты и их роль в усилении Я Конструктивное разрешение конфликтов. Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице. Способы поведения в конфликте. Конфликт как возможность развития. Готовность к разрешению конфликта. | 4 | 3 | 7 | Наблюдение. Самоконтроль. Диагностика. | |
11 | Тема 11. Ценности и их роль в жизни человека Что такое ценности? Ценности и жизненный путь человека. Мои ценности. | 4 | 3 | 7 | Наблюдение. Самоконтроль. Выходная диагностика. | |
12 | Заключительноезанятие. | | 1 | | Ролевая Игра. Выдача сертификатов | |
| Итого | 38 | 30 | 68 | |
Содержание учебного плана программы
Тема 1.Введение в мир психологии
Теория 2 часа. Что такое психология и зачем она нужна человеку? Психология изучает чувства и мысли людей, чтобы научиться понимать себя и окружающих, уметь жить дружно, помогать друг другу.
Радость. Радость можно выразить мимикой. Мимика выражает наши мысли и чувства. Мимика помогает лучше понять собеседника.
Жесты. Передать радость другому человеку можно с помощью жестов. Мимика и жесты –наши первые помощники в общении.
Страх. Какие бывают страхи? Как справиться со страхом?
Гнев. Гнев как выражение чувств: страх и обида часто вызывают гнев.
Как справиться с гневом?
Может ли гнев принести пользу?
Разные чувства . Как можно выразить свои чувства?
Тема 2. Я – это Я
Теория 4 часа. Люди отличаются друг от друга своими качествами. У каждого человека есть много разных положительных качеств.
Как научиться находить положительные качества у себя?
Как правильно оценить себя?
Практика 3 часа. Как распознать положительные качества у других людей?
Когда стараешься лучше понять другого человека, возникает чувство симпатии, сопереживания. А это важно при общении с окружающими.
Какие качества нужны для дружбы?
Тема 3. Я имею право чувствовать и выражать свои чувства
Теория 4 часа. Мой любимый герой. Кто он? Почему я хотел бы на него походить, и какие качества меня в нём привлекают?
Добро и зло. Всегда ли добро побеждает зло? Что значит «делать добро»?
Практика 3 часа. Что такое хорошо и что такое плохо? Какие привычки можно назвать полезными, а какие вредными? Как избавиться от плохих привычек, которые мне мешают?
Конфликт. Как он возникает? Моё поведение в трудных ситуациях
Тема 4. Я и мой внутренний мир
Теория 3 часа. Умение владеть собой. Что это значит? Уметь управлять своим поведением, следить за своей речью и поступками, внимательно слушать собеседника – это и есть умение владеть собой. Это умение очень важно для общения с другими людьми.
Практика 2 часа. Что значит быть хозяином своего «Я»? Какого человека называют ответственным.
Что значит «уметь расслабиться», и в каких случаях это нужно делать?
Тема 5. Кто в ответе за мой внутренний мир
Теория 2 часа. Способность поставить себя на место другого помогает лучше понять друг друга.
Практика 3 часа. В каждом человеке есть « тёмные» и «светлые» качества. Самое важное качество.
Кто такой сердечный человек.
Кто такой доброжелательный человек. Трудно ли быть доброжелательным человеком?
Тема 6. Я и ты
Теория 4 часа. Каким должен быть настоящий друг.
Практика 3 часа. Умею ли я дружить и можно ли этому научиться?
Тема 7. Мы начинаем взрослеть
Теория 4 часа. Учителя и ученики. Что делает учитель? Что делает ученик? Какие чувства вызывают у учеников школьные занятия? Когда ученики любят учителя? Когда ученики боятся учителя?
Практика 3 часа. Школа на планете «Наоборот».Что произойдёт, если мы будем учиться в такой школе?
Я и мои одноклассники. Мы такие разные, но вместе мы –коллектив!
Что такое лень и откуда она берётся? Какие у меня есть «Немогучки»? Как можно победить лень и справиться с «Немогучками?» Справиться с ними помогает формула : «Хочу – могу», «Не хочу – не могу».
Тема 8. Агрессия и ее роль в развитии человека
Теория 4 часа. Ссора. Почему друзья иногда ссорятся и даже дерутся?
Какие у меня есть «колючки» и как избавиться от «колючек» в моём характере?
Практика 3 часа. Какие чувства возникают во время ссоры и драки? Как нужно вести себя, чтобы избежать ссоры?
Что такое одиночество? Как не стать одиноким среди своих сверстников?
Тема 9. Уверенность в себе и её роль в развитии человека
Теория 3 часа. Что такое «этикет»? Для чего нужно соблюдать правила общения? Правила общения, которые вырабатывались людьми в течение многих веков, необходимо соблюдать, чтобы не обидеть собеседника и самому не попасть в неловкую ситуацию. Всегда важно помнить, что есть граница между тем, что хочется, и тем, что можно.
Практика 3 часа. Волшебные слова: приветствие, благодарность. Как правильно начать, поддержать и вести разговор.
Правила хорошего тона. Как вести себя в различных ситуациях: в школе, в театре, дома, на улице, в магазине. Как эти правила помогают в общении.
Тема 10. Конфликты и их роль в усилении Я
Теория 4 часа
-из умения понять другого;
- из умения договориться;
- из умения уступить, если это нужно для дела;
--из умения правильно распределить роли в ходе работы.
Практика 3 часа. Что значит понимать другого и как можно этому научиться?
Как научиться договариваться с людьми?
Что такое коллективная работа?
Тема 11. Ценности и их роль в жизни человека
Теория 4 часа. Я и мои родители. В чём мы похожи? История моей семьи. Моя родословная.
Какие чувства я испытываю по отношению к своим родителям?
Практика 3 часа. Правила поведения и общения со взрослыми. Почему нужно относиться к старшим с уважением? «Урок мудрости».
Почему родители наказывают детей?
Я понимаю, что родители, как и все люди, могут ошибаться, могут уставать и не всегда поступают правильно. Главное – это научиться прощать друг друга.
Заключительноезанятие.1 час.
1.4 Планируемые результаты
Итогом работы по данной программе является сохранение психологического здоровья обучающихся, их успешная школьная адаптация и социализация: приобретение чувства уверенности в себе, стремление созидать и узнавать новое; приобретение навыков успешного взаимодействия с ровесниками и взрослыми.
Предметные:
По окончании курса дети должны знать/понимать:
нормы и правила, существующие в мире;
начальные понятия социальной психологии;
начальные понятия конфликтологии.
свои качества и повышать самооценку
свое эмоциональное состояние, адекватно выражать свои эмоции
ответственность человека за свои чувства и мысли
свои возрастные изменения
различия между агрессией и агрессивностью
собственное агрессивное поведение
роль конфликтов в жизни человека
как конструктивно разрешать конфликтные ситуации
собственные жизненные ценности
Личностные:
усваивать нравственно-этические нормы и школьные нормы поведения
учиться контролировать свои эмоции, быть эмоционально благополучным
повышать уровень мотивации к учебной деятельности, понимать личную ответственность за результат учебной деятельности
формировать адекватную самооценку
учить делать нравственный выбор и давать нравственную оценку
развивать рефлексию
Познавательные:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля учебной деятельности;
адекватно воспринимать оценки учителей;
уметь распознавать чувства других людей;
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
уметь формулировать собственные проблемы
Регулятивные:
осознавать свои личные качества, способности и возможности;
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
Коммуникативные:
учиться строить взаимоотношения с окружающими;
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
формулировать свое собственное мнение и позицию;
учиться толерантному отношению к другому человеку.
В результате ребенок будет познавать не только внешний мир, но и самого себя. И в этой гармонии его школьный жизненный путь будет более успешным и радостным.
Раздел №2 «Комплекс организационно-педагогических условий».
2.1. Календарный учебный график
Количество учебных недель: 34
Количество учебных дней: 34
Занятия 1 раз в неделю по 2 часа.
Академический час – 45 минут
Год обучения | 2022-2023 |
Количество учебных недель | 34 |
Количество учебных дней | 34 |
Начало и конец обучения | с 04.09.2022 по 30.04..2023 |
Каникулы | нет |
Сроки промежуточной и итоговой аттестации | 04.09.2022-26.02.2023 (промеж) 02.04.2023 – 23.04.2023 (итоговая) |
№ | Месяц | Число | Время проведения | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1-2 | Сентябрь | 4 | 15.00-16.30 | Беседа | 2 | Введение в мир психологии Зачем человеку занятия психологией? | МБОУСОШ с. Антоновка | Входная диагностика |
3-4 | Сентябрь | 11 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы, Тренинг. | 2 | Я – это Я .Кто я, какой я? Я – могу. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
5-6 | Сентябрь | 18 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы, Тренинг. | 2 | Я – нужен! Я мечтаю. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль Кроссворды. |
7-8 | Сентябрь | 25 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы, Тренинг. | 2 | Я – это моё прошлое. Я – это моё настоящее. | МБОУСОШ с. Антоновка | Оценка готового продукта «Модель ученического самоуправления в школе» |
9-10 | Октябрь | 2 | 15.00-16.30 | Практическое занятие. Элементы тренинговых упражнений | 2 | Я – это моё будущее.Я имею право чувствовать и выражать свои чувства | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
11-12 | Октябрь | 9 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы Практическое занятие. Элементы тренинговых упражнений | 2 | Чувства бывают разные. Мои чувства. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
13-14 | Октябрь | 16 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы Практическое занятие | 2 | Стыдно ли бояться? Имею ли я право сердиться и обижаться | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
15-16 | Октябрь | 23 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы. Элементы тренинговых упражнений | 2 | Имею ли я право сердиться и обижаться | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
17-18 | Октябрь | 30 | 15.00-16.30 | Творческая мастерская. Элементы тренинговых упражнений | 2 | Я и мой внутренний мир | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
19-20 | Ноябрь | 6 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы. Элементы тренинговых упражнений | 2 | Каждый видит мир и чувствует по- своему. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
21-22 | Ноябрь | 13 | 15.00-16.30 | Практическое занятие. Элементы тренинговых упражнений | 2 | Любой внутренний мир ценен и уникален. Кто в ответе за мой внутренний мир Трудные ситуации могут научить меня. | МБОУСОШ с. Антоновка | Оценка готового продукта Выращенные кристаллы. |
23-24 | Ноябрь | 20 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы | 2 | Кто в ответе за мой внутренний мир Трудные ситуации могут научить меня. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль. |
25-26 | Ноябрь | 27 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы Элементы тренинговых упражнений | 2 | Кто в ответе за мой внутренний мир Трудные ситуации могут научить меня. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль Ребус. |
27-28 | Декабрь | 4 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы Элементы тренинговых упражнений | 2 | Я и ты Я и мои друзья. Я и мои «колючки». Трудности в школе. Трудности дома. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
29-30 | Декабрь | 11 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы Практическое занятие. | 2 | Я и ты Я и мои друзья. Я и мои «колючки». Трудности в школе. Трудности дома. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль Решение кроссворда. |
31-32 | Декабрь | 18 | 15.00-16.30 | Практическое занятие. Элементы тренинговых упражнений | 2 | Я и ты Я и мои друзья. Я и мои «колючки». Трудности в школе. Трудности дома. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
33-34 | Декабрь | 25 | 15.00-16.30 | Творческая мастерская. | 2 | Другие культуры – другие друзья. Мы начинаем взрослеть | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
35-36 | Январь | 8 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы Элементы тренинговых упражнений | 2 | Мы начинаем взрослеть Нужно ли человеку взрослеть. Взросление и отношения с окружающими. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. |
37-38 | Январь | 15 | 15.00-16.30 | Практическое занятие.Элементы тренинговых упражнений | 2 | Мы начинаем взрослеть Нужно ли человеку взрослеть. Взросление и отношения с окружающими. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
39-40 | Январь | 22 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы Элементы тренинговых упражнений . | 2 | Мы начинаем взрослеть Нужно ли человеку взрослеть. Взросление и отношения с окружающими. | МБОУСОШ с. Антоновка | Наблюдение. |
41-42 | Январь ь | 29 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений, беседа | 2 | Я повзрослел. У меня появилась агрессия. | МБОУ СОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль Диагностика |
43-44 | Февраль | 5 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений, беседа | 2 | Как выглядит агрессивный человек? Как звучит агрессия? | МБОУ СОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
45-46 | Февраль ь | 12 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений, беседа | 2 | Агрессия во взаимоотношениях между родителями и детьми. Учимся договариваться | МБОУ СОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
47-48 | Февраль | 19 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений, игра | 2 | Учимся доверят. Зачем человеку нужна уверенность в себе? | МБОУ СОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
49-50 | Февраль | 26 | 15.00-16.30 | Лекция, с элементами беседы Практическое занятие. | 2 | Зачем человеку нужна уверенность в себе? | МБОУ СОШ с. Антоновка | Наблюдение. Диагностика |
51-52 | Март | 5 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений | 2 | Источники уверенности в себе. | МБОУ СОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
53-54 | Март | 12 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений | 2 | Какого человека мы называем неуверенным в себе? Я становлюсь увереннее. | МБОУ СОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
55-56 | Март | 19 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений | 2 | Уверенность и самоуважение. Уверенность и уважение к другим. | МБОУ СОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль Диагностика |
57-58 | Март | 26 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений | 2 | Что такое конфликт? Конфликты в школе, дома, на улице. Способы поведения в конфликте. | МБОУ СОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
59-60 | Апрель | 2 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений | 2 | Конструктивное разрешение конфликтов. Конфликт как возможность развития. | МБОУ СОШ с. Антоновка | Диагностика. Самоконтроль |
61-62 | Апрель | 9 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений | 2 | Готовность к разрешению конфликта. | МБОУ СОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
63-64 | Апрель | 16 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений | 2 | Что такое ценности? Ценности и жизненный путь человека. | МБОУ СОШ с. Антоновка | Наблюдение. Самоконтроль |
65-66 | Апрель | 23 | 15.00-16.30 | Элементы тренинговых упражнений | 2 | Ценности и жизненный путь человека. Мои ценности. | МБОУ СОШ с. Антоновка | Диагностика. Самоконтроль |
67-68 | Апрель | 30 | 15.00-16.30 | Творческая мастерская | 2 | Заключительное занятие. | МБОУ СОШ с. Антоновка | Презентация творческих проектов |
2.2. Условия реализации программы:
Материально- техническое обеспечение включает наличие:
- Учебное помещение соответствуют требованиям санитарных норм и правил, установленных СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" 28 сентября 2020.СанПиН 1.2.3685 – 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания». Помещение просторное, хорошо отапливаемое и освещенное);
- Мебель (столы, стулья, классная доска);
- Наглядные пособия и материалы: книги, брошюры, презентации тематических занятий;
- Компьютерная техника: компьютеры, экран, проектор;
- Доска или стенд для крепления наглядного материала.
Кадровое обеспечение:
Руководитель программы – педагог-психолог. Педагог, имеющий специальное образование в данной области и постоянно повышающий свою педагогическую квалификацию, владеющий знанием возрастных физиологических и психологических особенностей учащихся, умеющий создать комфортные условия для успешного развития личности учащихся, обладающий всеми специфическими знаниями курса.
Информационно- методическое обеспечение
Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной базы с использованием современных информационно ‑ коммуникационных технологий.
Обязательным является создание системы широкого доступа детей, родителей (законных представителей), педагога к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам.
Основной целью этой части занятия является создание у каждого участника чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой – либо общей игры – забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка. Упражнения на релаксацию.
ИОР (Электронным образовательным ресурсам, к которым обеспечивается доступ обучающихся, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья)
Учебно-методический комплекс
раздаточный и наглядный материал;
дидактический материал:
тесты;
сборники заданий и упражнений;
учебные видеофильмы;
мультимедийные материалы;
компьютерные программные средства;
научная, специальная и методическая литература;
памятки, инструкции, советы;
методические материалы (рекомендации, разработки, диагностические методики);
учебные пособия;
анкеты.
2.3. Форма аттестации
Для оценки результативности адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я, мы и социум» применяются входящий, текущий, промежуточный виды контроля.
Результативность освоения программного материала отслеживается систематически в течение года, с учетом уровня знаний и умений учащихся на начальном этапе обучения.
С этой целью используются разнообразные виды контроля:
Входящая диагностика (проводится в сентябре, когда комплектуется группа).
Исследовать качество усвоения материала и показатели личностного роста предлагается двумя группами тестов:
Тесты достижений – представляют собой пакет вопросов тестового характера, имеющий варианты ответов.
Пакет психодиагностических методик, совокупность которых даст представление о динамике личностного развития. Используются следующие методики: «Самооценка психических состояний» (по Г. Айзенку), методика «Несуществующее животное» (М. Дукаревич), «Методика диагностики коммуникативной установки» (В. Бойко), «Методика диагностики межличностных отношений» (Т. Лири), «Q-сортировка» (В. Стефансон), «Методика многофакторного исследования личности» (Р. Кеттел);
Текущая диагностика(проводится в середине учебного года). Осуществляется на каждом занятии, для чего используются задания по взаимной и самодиагностике, а также беседа. Формами контроля являются тренинги (с заполнением анкет обратной связи) и тестирование. Текущая аттестация обучающихся (оценка качества освоения программы по итогам освоения разделов программы и в конце учебного года) в форме тестирования;
Промежуточный контроль (контроль освоения содержания тем программы в конце учебного года).
В конце учебного года обобщаются результаты всех диагностических процедур и определяется уровень результатов образовательной деятельности каждого обучающегося – интегрированный показатель, в котором отображена концентрация достижений всех этапов и составляющих учебно-воспитательного процесса. Возможные уровни освоения ребенком образовательных результатов по программе – низкий (Н), средний (С), высокий (В).
Итоговая аттестация (оценка качества освоения программы обучающимися за весь период обучения) в форме презентации творческих проектов.
2.4. Оценочный материал
Чтобы оценить эффективность данной программы с обучающимися проводится систематический мониторинг. Результаты своей деятельности, учащиеся фиксируют в дневниках наблюдений, которые затем просматриваются учителем. Учащийся на контрольно- проверочном мероприятии предоставляет презентацию своего проекта.
Учащийся на контрольно-проверочном мероприятии оценивается одной из следующих оценок: «зачтено» и «не зачтено».
Критерии выставления оценки «зачтено»:
Оценки «зачтено» заслуживает учащийся, показавший всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала, умеющий свободно выполнять и объяснять экспериментальные задания, предусмотренные программой.
Оценка «зачтено» выставляется учащимся, показавшим полное знание учебного материала, успешно выполняющим предусмотренные в программе практические задания, демонстрирующие систематический характер знаний по предмету.
Оценкой «зачтено» оцениваются учащиеся, показавшие знание основного учебного материала в минимально необходимом объеме, справляющихся с выполнением практических заданий, предусмотренных программой, но допустившим погрешности при выполнении и объяснении заданий, не носящие принципиального характера, когда установлено, что учащийся обладает необходимыми знаниями для последующего устранения указанных погрешностей под руководством педагога.
Критерии выставления оценки «не зачтено»:
Оценка «не зачтено» выставляется учащимся, показавшим пробелы в знаниях основного учебного материала, допускающим принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой практических заданий. Такой оценки заслуживают результаты учащихся, носящие несистематизированный, отрывочный, поверхностный характер.
2.5 Методические материалы
Перечень реализуемых технологий и методик
№п/п | Наименование | Краткое описание |
1. | Арт-терапия | Арт-терапияили«лечениеискусством»-достаточномолодоенаправлениевпсихологии. Через творчество методика арт-терапии поможет развить индивидуальность человека, восстановить гармонию разума и чувств. Арт-терапиюиспользуютвслучаяхпсихическихрасстройствиперенесенныхпсихологических стрессов, при нарушенияхречи,двигательнойфункции.Ееактивноприменяютивкомплексесдругимиметодиками.Методикапозволяетснятьнегативные эмоции и успокоиться, привестимыслиичувствавпорядок,вернутьдушевнуюгармонию.Цельарт–терапии:помощьвпоискенаиболее приемлемого выхода позитивных и негативных эмоций |
2. | Волновые технологии воспитания | Технология направлена на формирование морально-этическихнорм,правил,межличностныхотношенийдетейсразнымуровнемфизическогоиинтеллектуального развития. Работа с опорным образом. Нормы позволяетпедагогураскрытьребенкупричинно-следственный,духовно-нравственныйипсихолого-педагогическийаспектыхорошознакомыхприродныхявлений,азатемпомочь осуществить перенос их свойств напроцессыжизнедеятельности,состояниячеловекаисферумежличностныхотношений.В результате формируется визуальная основа для более ясного пониманияабстрактныхпонятийобазовыхдуховно-нравственныхценностях (отношения, связь, дружба, порядок, взаимоуважение, взаимопомощь) |
3. | PECS система альтернативной коммуникации | Система коммуникации с помощью обмена картинками -вспомогательная либо альтернативная стратегия коммуникации, не требующая применения высоких технологий,разработаннаяФростомиБонди(2002)используетпреимуществавизуальнойобработки информации |
4. | Монтессори- терапия | ОбучениепосистемеМ.Монтессориосуществляетсявнедирективнойформе.Занятияпроходяткаквгруппе,такииндивидуально(взависимостиотвозможностейребенка)вспециальноподготовленнойсредевформесвободнойсамостоятельнойработыребенкасдидактическимиматериалами. Педагог-психолог выбирает позицию, которая наиболее эффективно помогает ребенку разрешить трудности овладения материалом: впереди, сзади, рядом, около. Таким образом, происходит постепенное формирование умения самостоятельно учиться. |
5. | Сказкотерапия | Сказкотерапия–это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. Вовремя рассказанная сказка для ребенка- значит столько же, сколько психологическая консультация для взрослого. Отличие только в том, что от ребенка не требуют вслух делать выводы и анализировать, что с ним происходит: работа идет на внутреннем, подсознательном уровне. |
6. | Игровая терапия | Детская игровая терапия развивает творческое мышление, исследовательские и коммуникативные навыки, координацию движений, способность к обучению способствует обогащению словарного запаса и развитию речи, учит правильно строить фразы, уважать мысли и чувства других людей, избавляет от стресса, депрессии, страхов и агрессии, подготавливает к взрослой жизни, повышаетсамооценку |
7. | Мозарттерапия (Игры настольные «Мозартика») | Эффективность Мозарт–терапии выражается в развитии способности к логическому мышлению, опыта в преодолении трудностей физического и психологического характера, разрешении конфликтов, приобретении коммуникативных навыков в коллективе, культуры отношений, определении собственной модели поведения, конкретного статуса среди ближайшего окружения, то есть элементов социального опыта, необходимого во взрослой жизни. В обстановке игры проявляется личность. Образность и наглядность Мозарт –терапии позволяют ребенку глубже проникнуть в игровую ситуацию, а приобретенному игровому опыту остаться в его жизни. |
8. | Информационно- коммуникационная технология «Детский учебно-игровой терминал «Волшебный экран» | Устройство оснащено пакетом специализированных игровыхкомпьютерныхпрограмма.Обучающиеиразвивающиеигрынаправленынапознавательное,речевое,эстетическоеразвитие;тренировкумоторики,памятиимышления;развитиематематическихпредставленийилогики;конструирование |
9. | Информационно- коммуникационная технология «Интерактивный Комплекс«Играй развивайся» | Система построена на использовании бесконтактного сенсорного игрового контроллера. Содержание комплекса охватывает все образовательные области:«Социально-коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие»,«Физическое развитие» |
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа);
наглядный (показ иллюстраций, исполнение педагогом, работа по образцу);
практический.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся занятия:
фронтальный - одновременная работа со всеми обучающимися;
индивидуально-фронтальный - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
групповой - организация работы по малым группам (2 - 3 человека).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовая база:
Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
ФедеральныйзаконРФот24.07.1998№124 ФЗ«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
СтратегияразвитиявоспитаниявРФнапериоддо2025года(распоряжениеПравительстваРФот 29мая 2015г.№996-р).
Проект Концепции развития дополнительного образования детей до2030 г.
Паспорт федерального проекта"Успех каждого ребенка"(утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту"Образование"07декабря2018г.,протокол№3).
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г.№196 «Об утверждении Порядка организации осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. 2 №1598 «Об учреждении государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.03.2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»
Для педагога
Борисенко,М.Г.Смотрим,видим,запоминаем(Развитиезрительноговосприятия,вниманияипамяти)[Текст]/М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина.-Серия«Рождаюсь.Расту.Развиваюсь».–СПб.:«Паритет»,2003-128с.
Борисенко,М.Г.Чтобычистоговорить,надо…(Развитиеобщеречевыхнавыков)[Текст]/М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина.-Серия«Рождаюсь.Расту.Развиваюсь».-СПб.: «Паритет»,2005-128с.
Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Глава 1. Социокультурные закономерностиразвитияребенка//Коррекционно-педагогическаяпомощьдетямраннегоидошкольного возраста.—СПб.,2008.
Екжанова Е. А., Стребелева Е.А. Системный подход к разработке программыкоррекционно-развивающегообучениядетейснарушениеминтеллекта//Дефектология.—1999.—№6.
ЕкжановаЕ.А.,СтребелеваЕ.А.Организациякоррекционно-воспитательногопроцессавусловияхспециализированногодошкольногоучреждения для детей с нарушением интеллекта // Дефектология. — 2000. — №3.
Забрамная,С.Д.Отдиагностикикразвитию:Материалыдляпсихолого-педагогическогоизучениядетейвдошкольныхучрежденияхиначальныхклассах школ [Текст]/С.Д. Забрамная.- Серия «Школа для всех».- М.: Новаяшкола,2008г. – 190 с.
Крупенчук,О.И.Ладушки[Текст]:пальчиковыеигрыдлямалышей/О.И.Крепенчук.-Серия«Готовимсякшколе»-СПб.:Издательскийдом«Литера»,2005-32с.
Назарова,Н.М.Специальнаяпедагогика.В3т.Т.2.Общиеосновыспециальнойпедагогики[Текст]/ Н.М. Назароваидр.–М.: Академия,2008.
Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет / Под ред. О. В. Дыбиной.»: Мозаика Синтез; Москва;2010
Сорокин, В. М. Специальная психология[Текст]: учеб. пособие / В. М.Сорокин; под науч. ред. Л.М.Шипицыной. -СПб.: Речь,2009.
Для обучающихся
Борисенко,М.Г.Смотрим,видим,запоминаем(Развитиезрительноговосприятия,вниманияипамяти)[Текст]/М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина.-Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь».–СПб.:«Паритет»,2003-128с.
Борисенко,М.Г.Чтобычистоговорить,надо…(Развитиеобщеречевыхнавыков)[Текст]/М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина.-Серия«Рождаюсь.Расту.Развиваюсь».-СПб.: «Паритет»,2005-128с.
Крупенчук,О.И.Ладушки[Текст]:пальчиковыеигрыдлямалышей/О.И.Крепенчук.-Серия«Готовимсякшколе»-СПб.:Издательскийдом «Литера»,2005-32с.
Для родителей
Борисенко,М.Г.Смотрим,видим,запоминаем(Развитиезрительноговосприятия,вниманияипамяти)[Текст]/М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина.-Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь».–СПб.:«Паритет»,2003-128с.
Борисенко,М.Г.Чтобычистоговорить,надо…(Развитиеобщеречевыхнавыков)[Текст]/М.Г.Борисенко,Н.А.Лукина.-Серия«Рождаюсь.Расту.Развиваюсь».-СПб.: «Паритет»,2005-128с.
Дедюхина,Г.В.Учимсяговорить.55способовобщенияснеговорящимребенком[Текст]/Г.В.Дедюхина,Е.В.Кириллова.–М.:Издательскийцентр «Техинформ»МАИ,1997.–88с.илл.Приложениекзанятиям. –16с.,илл.
Крупенчук,О.И.Ладушки[Текст]:пальчиковыеигрыдлямалышей/О.И.Крепенчук.-Серия«Готовимсякшколе»-СПб.:Издательскийдом «Литера»,2005-32с.
МаллерА.Р. Ребенок с ограниченными возможностями[Текст]: книга для родителей/ А.Р.Малер.-М.,1996.
Малер,А.Р.Помощьдетямснедостаткамиразвития[Текст]/А.Р.Малер.-М.:«Аркти»,2006.
ЭйнонД.Творческаяигра:отрождениядодесятилет[Текст]:/Д.Эйнон;пер.сангл.-М.: Педагогика-Пресс,1995-192с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Стартовая диагностика
Диагностика мотивации учения
1.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Бланк методики, содержащий все необходимые сведения об испытуемом, инструкцию и задание см. на следующей странице.
2.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ
Методика проводится фронтально — с целым классом или группой учащихся. После раздачи бланков школьникам предлагается прочесть инструкцию, обратить внимание на пример, затем психолог должен ответить на все задаваемые ими вопросы. Следует проверить, как каждый из учащихся выполнил задание, точно ли понял инструкцию, вновь ответить на вопросы. После этого учащиеся работают самостоятельно, и психолог ни на какие вопросы не отвечает. Заполнение шкалы вместе с чтением инструкции — 10–15 мин.
3.ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Шкалы познавательной активности, тревожности и негативных эмоций, входящие в опросник, состоят из 10 пунктов, расположенных в следующем порядке (см. табл. 1).
Ключ
Шкала | Пункты, номер |
Познавательная | 2 6 10 14 18 22 26 30 34 38 |
Мотивация | 4 8 12 16 20 24 28 32 36 40 |
Тревожность | 1 5 9 13 17 21 25 29 33 37 |
Гнев | 3 7 11 15 19 23 27 31 35 39 |
Некоторые из пунктов опросника сформулированы таким образом, что оценка «4» отражает высокий уровень познавательной активности, тревожности или гнева (например, «Я сержусь»). Другие (например, «Я спокоен», «Мне скучно») сформулированы таким образом, что высокая оценка выражает отсутствие тревожности или познавательной активности.
Балльные веса для пунктов шкал, в которых высокая оценка выражает наличие высокого уровня.
эмоции, подсчитываются в соответствии с тем, как они подчеркнуты на бланке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 1 2 3 4
Для пунктов шкал, в которых высокая оценка отражает отсутствие эмоции, веса считаются в обратном порядке:
на бланке подчеркнуто: 1 2 3 4
вес для подсчета: 4 3 2 1
Такими «обратными» пунктами являются:
по шкале познавательной активности: 14, 30, 38;
по шкале тревожности: 1, 9, 25, 33;
по шкале гнева подобных пунктов нет;
по шкале мотивации достижения: 4, 20, 32.
Бланк методики
Фамилия, имя _________________________ Школа ________ Возраст _________
Класс _______ Дата проведения _______________
Ниже приведены утверждения, которые люди используют для того, чтобы рассказать о себе. Прочтите внимательно каждое предложение и обведите кружком одну из цифр, расположенных справа, в зависимости от того, каково ваше обычное состояние на уроках в школе, как вы обычно чувствуете себя там. Нет правильных или неправильных ответов. Не тратьте много времени на одно предложение, но старайтесь как можно точнее ответить, как вы себя обычно чувствуете.
|
| Почти | Иногда | Частно | Почти |
1. | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2. | Мне хочется узнать, понять, докопаться до сути | 1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Я разъярен | 1 | 2 | 3 | 4 |
4. | Я падаю духом, сталкиваясь с трудностями в учебе | 1 | 2 | 3 | 4 |
5. | Я напряжен | 1 | 2 | 3 | 4 |
6. | Я испытываю любопытство | 1 | 2 | 3 | 4 |
7. | Мне хочется стукнуть кулаком по столу | 1 | 2 | 3 | 4 |
8. | Я стараюсь получать только хорошие и отличные оценки | 1 | 2 | 3 | 4 |
9. | Я раскован | 1 | 2 | 3 | 4 |
10. | Мне интересно | 1 | 2 | 3 | 4 |
11. | Я рассержен | 1 | 2 | 3 | 4 |
12. | Я прилагаю все силы, чтобы добиться успеха в учебе | 1 | 2 | 3 | 4 |
13. | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
14. | Мне кажется, что урок никогда не кончится | 1 | 2 | 3 | 4 |
15. | Мне хочется на кого-нибудь накричать | 1 | 2 | 3 | 4 |
16. | Я стараюсь все делать правильно | 1 | 2 | 3 | 4 |
17. | Я чувствую себя неудачником | 1 | 2 | 3 | 4 |
18. | Я чувствую себя исследователем | 1 | 2 | 3 | 4 |
19. | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
20. | Я чувствую, что не справлюсь с заданиями | 1 | 2 | 3 | 4 |
21. | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
22. | Я энергичен | 1 | 2 | 3 | 4 |
23. | Я взбешен | 1 | 2 | 3 | 4 |
24. | Я горжусь своими школьными успехами | 1 | 2 | 3 | 4 |
25. | Я чувствую себя совершенно свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
26. | Я чувствую, что у меня хорошо работает голова | 1 | 2 | 3 | 4 |
27. | Я раздражен | 1 | 2 | 3 | 4 |
28. | Я решаю самые трудные задачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
29. | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
30. | Мне скучно | 1 | 2 | 3 | 4 |
31. | Мне хочется что-нибудь сломать | 1 | 2 | 3 | 4 |
32. | Я стараюсь не получить двойку | 1 | 2 | 3 | 4 |
33. | Я уравновешен | 1 | 2 | 3 | 4 |
34. | Мне нравится думать, решать | 1 | 2 | 3 | 4 |
35. | Я чувствую себя обманутым | 1 | 2 | 3 | 4 |
36. | Я стремлюсь показать свои способности и ум | 1 | 2 | 3 | 4 |
37. | Я боюсь | 1 | 2 | 3 | 4 |
38. | Я чувствую уныние и тоску | 1 | 2 | 3 | 4 |
39. | Меня многое приводит в ярость | 1 | 2 | 3 | 4 |
40. | Я хочу быть среди лучших | 1 | 2 | 3 | 4 |
Для получения балла по шкале подсчитывается сумма весов по всем 10 пунктам этой шкалы. Минимальная оценка по каждой шкале — 10 баллов, максимальная — 40 баллов.
Если пропущен 1 пункт из 10, можно сделать следующее: подсчитать среднюю оценку по тем 9 пунктам, на которые испытуемый ответил, затем умножить это число на 10; общий балл по шкале будет выражаться следующим за этим результатом целым числом.
Например, средний балл по шкале 2,73 умножить на 10 = 27,3, общий балл — 28.
При пропуске двух и более баллов данные испытуемого не учитываются.
ОЦЕНКА И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ
Подсчитывается суммарный балл опросника по формуле:
ПА + МД + (–Т) + (–Г), где
ПА — балл по шкале познавательной активности;
МД — балл по шкале мотивации достижения;
Т — балл по шкале тревожности;
Г — балл по шкале гнева.
Суммарный балл может находиться в интервале от –60 до +60.
Выделяются следующие уровни мотивации учения:
I уровень — продуктивная мотивация с выраженным преобладанием познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;
II уровень — продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу;
III уровень — средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;
IV уровень — сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;
V уровень — резко отрицательное отношение к учению
Распределение баллов по уровням представлены в табл. 2.
Таблица 2
Уровень | Суммарный балл |
I | 45 — 60 |
II | 29 — 44 |
III | 13 — 28 |
IV | (–2) — (+12) |
V | (–3) — (–60) |
В качестве дополнительного может использоваться качественный показатель.
В этом случае данные испытуемого по каждой шкале сравниваются с нормативными значениями. Представленное нормирование методики осуществлено на соответствующих половозрастных выборках московских школ, общее количество испытуемых — 500 человек, девушек и юношей примерно поровну.
Таким образом определяется степень выраженности каждого показателя (см. табл. 3).
Таблица 3
Нормативные показатели
Шкала | Уровень | Половозрастные группы, интервал значений | |||||
10–11 лет | 12–14 лет | 15–16 лет | |||||
Дев. | Мал. | Дев. | Мал. | Дев. | Юн. | ||
Познавательная
| Высокий | 31–40 | 28–40 | 28–40 | 27–40 | 29–40 | 31–40 |
Средний | 21–26 | 22–27 | 21–27 | 19–26 | 18–28 | 21–29 | |
Низкий | 10–25 | 10–21 | 10–20 | 10–18 | 10–17 | 10–20 | |
Тревожность
| Высокий | 27–40 | 24–40 | 25–40 | 26–40 | 25–40 | 23–40 |
Средний | 20–26 | 17–23 | 19–24 | 19–25 | 17–24 | 16–22 | |
Низкий | 10–19 | 10–16 | 10–18 | 10–18 | 10–16 | 10–15 | |
Гнев
| Высокий | 21–40 | 20–40 | 19–40 | 23–40 | 21–40 | 18–40 |
Средний | 14–20 | 13–19 | 14–19 | 15–22 | 14–20 | 12–18 | |
Низкий | 10–13 | 10–12 | 10–13 | 10–14 | 10–13 | 10–11 |
Анализируется сочетание показателей по всем трем шкалам. Варианты интерпретации на примере наиболее часто встречающихся сочетаний представлены в табл. 4.
Таблица 4
Интерпретация данных
Шкала | Интерпретация | |||
Познавательная | Тревожность | Гнев | ||
Высокий | Низкий, | Низкий | Продуктивная мотивация и позитивное эмоциональное отношение к учению | |
Средний | Низкий, | Низкий | Позитивное отношение к учению | |
Низкий | Низкий, | Низкий, средний | Переживание | |
Средний | Низкий, | Низкий, средний | Диффузное эмоциональное отношение | |
Средний | Низкий, | Высокий | Диффузное эмоциональное отношение при фрустрированности значимых потребностей | |
Низкий | Низкий, | Высокий | Негативное эмоциональное отношение | |
Низкий | Низкий | Высокий | Резко отрицательное отношение к школе и учению | |
Высокий | Высокий | Высокий | Чрезмерно повышенная эмоциональность на уроке, обусловленная неудовлетворением ведущих социогенных потребностей | |
Высокий | Высокий | Средний | Повышенная эмоциональность | |
Средний, | Высокий | Средний, низкий | Школьная тревожность | |
Высокий | Средний, | Высокий | Позитивное отношение при фрустрированности потребностей | |
Высокий, | Высокий | Низкий, средний | Позитивное отношение при повышенной чувствительности к оценочному аспекту обучения |
Приложение 2
Первичная и итоговая диагностика
Диагностика межличностных отношений методика А.А.Реана
Цель: Методика предназначена для оценки привлекательности для ученика классного коллектива
Ответ
“а” - 5 баллов,
“б” - 4 балла,
“в” - 3 балла,
“г” - 2 балла,
“д” - 1 балл,
“е” - 0 баллов.
Обработка результатов.
Все баллы, полученные ребёнком за каждый ответ, суммируются и интерпретируются следующим образом:
25-18 баллов – классный коллектив является для ребенка очень привлекательным. Атмосфера внутри класса полностью удовлетворяет ребенка. Он дорожит взаимоотношениями с остальными детьми коллектива.
17-12 баллов – ребенок хорошо адаптирован в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для него комфортной и благоприятной. Классный коллектив представляет ценность для ребенка.
11-6 баллов – нейтральное отношение ребенка к коллективу свидетельствует о наличии определенных благоприятных зон взаимоотношений, которые дискомфортно влияют на ощущение собственного положения ученика в классе. Имеется явное желание либо отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
5 и менее баллов – негативное отношение к классу. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Возможна дезадаптация в его структуре.
Приложение 3
Анкета для оценки привлекательности классного коллектива
1. Как вы оценили бы свою принадлежность к классу?
а) Чувствую себя членом класса, частью коллектива;
б) Участвую в большинстве видов деятельности;
в) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других;
г) Не чувствую что являюсь членом коллектива;
д) Учусь, не общаясь с другими детьми класса;
е) Не знаю, затрудняюсь ответить.
2. Перешли бы вы учиться в другой класс, если бы представилась такая возможность?
а) Да, очень хотел бы перейти;
б) Скорее всего, перешел бы, чем остался;
в) Не вижу никакой разницы;
г) Скорее всего, остался бы в своем классе;
д) Очень хотел бы остаться в своем классе;
е) Не знаю, трудно сказать.
3. Каковы взаимоотношения между учениками в вашем классе?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
4. Каковы взаимоотношения учеников с воспитателем (классным руководителем)?
а) Лучше, чем в любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как большинстве классов;
г) Хуже, чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
5. Какого отношение учеников к учебе в классе?
а) Лучше, чем любом другом классе;
б) Лучше, чем в большинстве классов;
в) Примерно такие же, как и в большинстве классов;
г) Хуже ,чем в большинстве классов;
д) Хуже, чем в любом классе;
е) Не знаю.
Приложение 3
Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А.М. ПрихожанМетодика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан основана на непосредственном оценивании (шкалировании) школьниками ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т.д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т.е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкции и задание.
Ход выполнения задания
Инструкция
Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и др. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. На следующей странице изображены семь таких линий. Они обозначают:
1) здоровье;
2) ум, способности;
3) характер;
4) авторитет у сверстников;
5) умение многое делать своими руками, умелые руки;
6) внешность;
7) уверенность в себе.
Под каждой линией написано, что она означает. На каждой линии чертой (-) отметьте, как вы оцениваете развитие у себя этого качества, стороны вашей личности в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметьте, при каком уровне развития этих качеств вы были бы удовлетворены собой или почувствовали гордость за себя.
Задание
Изображено семь линий, длина каждой - 100 мм, с указанием верхней, нижней точек и серединой шкалы. При этом верхняя и нижняя точки отличаются заметными чертами, середина - едва заметной точкой. Методика может проводиться как фронтально - с целым классом (или группой), так и индивидуально. При фронтальной работе необходимо проверить, как каждый ученик заполнил первую шкалу. Надо убедиться, правильно ли применяются предложенные значки, ответить на вопросы. После этого испытуемый работает самостоятельно. Время, отводимое на заполнение шкалы вместе с чтением инструкции, 10-12 мин.
Обработка результатов
Обработка проводится по шести шкалам (первая, тренировочная - "здоровье" - не учитывается). Каждый ответ выражается в баллах. Как уже отмечалось ранее, размеры каждой шкалы 100 мм, в соответствии с этим ответы школьников получают количественную характеристику (напр., 54 мм = 54 баллам).
1. По каждой из шести шкал определить:
а) уровень притязаний - расстояние в мм от нижней точки шкалы ("О") до знака "х";
б) высоту самооценки - от "0" до знака "х";
в) значение расхождения между уровнем притязаний и самооценкой - расстояние от знака "х" до знака "-", если уровень притязаний ниже самооценки, он выражается отрицательным числом.
2. Рассчитать среднюю величину каждого показателя по всем шести шкалам.
Оценка и интерпретация отдельных параметров
Уровень притязаний
Норму, реалистический уровень притязаний характеризует результат от 60 до 89 баллов. Наиболее оптимальный - сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов - обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение детей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он - индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки
Количество баллов от 45 до 74 ("средняя" и "высокая" самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку.Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может показывать на существенные искажения в формировании личности - "закрытости для опыта", нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют "группу риска", их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и "защитная", когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и т.п. позволяет не прилагать никаких усилий.
Приложение 4