Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «друзья природы»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья природы» относится к естественнонаучной направленности и является модифицированной.

Новизна программы «Друзья природы» заключается в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы с школьными предметами: окружающий мир, экология, краеведение, литература. А так же в использовании на занятиях разнообразных методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод проблемного изложения), форм, приемов обучения.

Содержимое разработки

2





МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ




Программа рассмотрена

на заседании методического совета

протокол № от ____________


Утверждаю:

Директор МБОУДОД «ЦДЮТ»

____________

приказ № от_____________




Программа принята

на педагогическом совете

протокол № от________





ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Друзья природы»

естественнонаучной направленности


Возраст обучающихся 7-9 лет

Срок реализации программы - 1 год









Составитель:

Литвиненко Ирина Анатольевна

педагог дополнительного образования

кружка «Зелёный мир»






г. Красноперекопск 2020



Пояснительная записка.


Введение

В настоящее время остро стоит вопрос воспитания у подрастающего поколения любви к природе, формирования знаний обучающихся об особенностях флоры и фауны родного края, ознакомление с природоведением. Программа предусматривает развитие творческих способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия окружающего мира, влияет на систему ценностей подрастающего поколения.

В процессе обучения создается специальное образовательное пространство, в котором есть условия для творческого активного освоения знаний в области природоведения. Работая с художественными и природными материалами, обучающийся получает возможность выразить свое отношение к природе. Создавая прекрасное своими руками, он не сможет оставаться равнодушным к неблагополучной экологической обстановке, к погибающей природе. Творческая работа с природными и изобразительными материалами  — это своеобразный диалог с природой, открывающий возможности для экологического воспитания и образования обучающихся.


Нормативно-правовая база

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья природы» разработана на основе требований:

  • Конституции Российской Федерации;

  • Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Национальной доктрины образования в Российской Федерации, 2000 г.;

  • Концепции развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р.;

  • Приказа Министерства просвещения РФ от 09.11.2018 г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 г. № 41 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;

  • Закона Республики Крым «Об образовании в Республике Крым» №131-ЗРК/2015 от 06.07.2015г.;

  • Примерных требований к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12.2006 № 06-1844);

  • Устава МБОУДОД «ЦДЮТ» г. Красноперекопск;

  • Положения о дополнительной общеразвивающей программе МБОУДОД «ЦДЮТ»

г.Красноперекопск.


Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Друзья природы» относится к естественнонаучной направленности и является модифицированной, разработана на основе программ: «Природа и творчество», педагога дополнительного образования Ткачевой Н.Г., Государственного бюджетного нетипового образовательного учреждения «Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных», 2017 г., «По страницам Красной книги» воспитателя высшей квалификационной категории Шарановой О.Н. МБДОУ №18 Родничок г.о.Шарья Костромской области, 2019 г.


Новизна программы

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики эколого-природоведческого образования в начальных школах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с обучающимися, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Новизна программы «Друзья природы» заключается в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы с школьными предметами: окружающий мир, экология, краеведение, литература. А так же в использовании на занятиях разнообразных методов (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, метод проблемного изложения), форм, приемов обучения.

Программа дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир, проявлять и реализовывать свои творческие способности.


Актуальность программы

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К.Д. Ушинский был за то, чтобы "ввести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Эта проблема является самой серьезной и актуальной в современных условиях. Мне небезразлично, какими станут мои обучающиеся в будущем. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, семьи, общества, страны.

Крым является одним из уникальнейших регионов России по разнообразию своего географического положения, видов растительного и животного мира. Уникальность природных ресурсов имеет ценность для настоящего и будущего состояния всего региона. Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться. На территории нашего края находится много редких видов животных и растений, которые занесены в Красную книгу. Хорошо известно, что в нашей стране, осталось слишком мало регионов с благоприятной экологической обстановкой. Наш регион не является исключением. Всё это побуждает к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы.

Программа «Друзья природы» представлена для детей младшего школьного и старшего дошкольного возраста. Она даёт возможность педагогу и детям ознакомиться с природой родного края, изучить Красную книгу растений и животных, выяснить, какие растения из Красной книги произрастают на территории района, а также внести посильный вклад в сохранение разнообразия природы нашего края. Данная программа предусматривает также работу с обучающимися по развитию изобразительных способностей, художественного вкуса, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, дети знакомятся с редкими и охраняемыми растениями, животными, птицами и взаимодействием человека с природой, выполняя практические задания, обучающийся вовлекается  в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Педагогическая целесообразность программы прежде всего состоит в том, что она способствует формированию у обучающихся познавательной активности в процессе ознакомления с природой родного края, в воспитании любви к природе, желании стать ее защитником, умение бережно распоряжаться ее богатствами.

Полученные детьми знания, после прохождения тем программы, могут использоваться ими в последующем освоении школьных предметов, в их повседневной жизни. Знания о жизнедеятельности растений и животных, о связях их с окружающей средой и сезонных изменениях в природе, способствуют развитию навыков творческой, исследовательской работы, гуманного отношения ко всему живому. Занятия по данной дополнительной программе стимулируют познавательную деятельность детей, развивают их коммуникативные умения, творческие способности.


Цель программы: формирование и развитие целостных представлений обучающихся об окружающем мире, их осознанного отношения к природе, экологической культуре в процессе изучения различных способов работы с художественными и природными материалами



В ходе достижения цели программы решаются следующие задачи:

Обучающие:

  • Формировать представления об образе Земли как уникальном природном доме человечества; интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;

  • Формировать представления о взаимосвязи и взаимозависимости природы, общества и человека;

  • формировать знания об окружающем мире: живой и неживой природе, и их составляющих; о животных и растениях, занесённых в Красную книгу Крыма;

  • формировать умения и навыки работы с различными художественными и природными материалами, с инструментами;


Развивающие:

  • развивать умения и навыки наблюдения за процессами и явлениями, происходящими в природе, установления их причинно-следственных связей;

  • развивать любознательность и наблюдательность, потребности в самостоятельном освоении окружающего мира, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;

  • развивать память, логическое мышление, воображение, творческие способности и эмоциональную сферу учащихся.


Воспитательные:

  • воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

  • воспитывать чувство добра и гуманности, бережного отношения к природе и её обитателям;

  • прививать основы экологической культуры (правильное поведение в природе);


Отличительные особенности данной программы

Отличительной особенностью программы «Друзья природы» является то, что через познание сути, содержания живой природы и искусства в душе обучающегося постепенно формируется отношение ко многим явлениям жизни: к природе, труду, дружбе. В связи с этим одним из основных направлений педагогической деятельности является тактичное, тонкое, ненавязчивое стремление педагога вызвать у обучающегося восхищение и радость от познания красоты природы и своей творческой работы, помочь ему испытать чувство восторга от созданной своими руками поделки, рисунка. А также приобщение к естественным наукам. Формирование у детей познавательной активности в процессе ознакомления с природой родного края, воспитание любви к природе, желание стать ее защитником, умение бережно распоряжаться.


Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы

Программа предназначена для обучения детей 7-9 лет. Это дети - младшие школьники.


Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения составляет:

- 72 учебных часа в группе с учебной нагрузкой 2 ч./неделю;

- 180 учебных часа в группе с учебной нагрузкой 5 ч./неделю.



Формы и режим занятий:

Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 академических часа (или 2 раз в неделю по 2 и 3 часа). Наполняемость групп – до 15 человек.

Основная форма работы с детьми – групповая (занятия).

Дополнительные формы работы с детьми: индивидуальная, коллективная.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера об объектах природы и Красной книги. Практические работы включают зарисовки животных и птиц, насекомых и растений, изготовление поделок из природного материала. Для закрепления и реализации, приобретенных знаний, умений и навыков проводятся выставки, конкурсы рисунков, плакатов, акции, праздники, беседы с родителями.


Ожидаемые результаты

В результате успешного освоения программы у обучающихся планируемые результаты можно представить как:

Личностные:

У обучающегося будут сформированы:

  1. познавательные интересы и мотивы направленных на изучение живой и неживой природы;

  2. понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;

  3. внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

Предметные:

Обучающийся научится:

  1. основным принципам и правилам отношения к живой природе, знание основных правил поведения в природе;

  2. оценивать последствия деятельности человека в природе;

  3. навыкам трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим;

  4. использовать ранее изученные навыки в новых комбинациях и сочетаниях во время творческой и практической деятельности;

Метапредметные:

Обучающийся научится:

  1. допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной задачи;

  2. учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

  3. формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению;

  4. соблюдать корректность в высказываниях, задавать вопросы по существу;

  5. использовать речь для регуляции своего действия;


Обучающиеся, освоившие программу «Друзья природы», должны овладеть следующими знаниями и умениями:

должны знать:

  • о взаимосвязи природы и человека,

  • знать составляющие живой и неживой природы;

  • о животных и растениях, занесённых в Красную книгу Крыма;

  • приспособляемость живых существ к сезонным изменениям в природе;

  • названия и особенности природных и дополнительных материалов (пластилин, клей,

бумага, и др.) и инструментов;

  • знать технологию подготовки материалов для работы;


должны уметь:

  • грамотно изображать животных и птиц;

  • правильно обращаться с используемыми природными и художественными материалами;

  • пользоваться  дополнительными  инструментами,   соблюдая   технику безопасности;

  • изготавливать и оформлять поделки из природного материала;

  • планировать свою деятельность и соблюдать последовательность операций;

  • проявлять чувство товарищества, взаимопомощи при выполнении коллективных работ;


Способы проверки результатов освоения программы

Для проверки результатов освоения программы «Друзья природы» предполагается промежуточная и итоговая аттестация обучающихся.

Промежуточный контроль осуществляется в течение года и позволяет выявлять уровень освоения разделов и тем общеразвивающей программы. Важной формой промежуточной аттестации является результативное участие обучающихся в муниципальных и региональных конкурсах по направлению деятельности.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года и направлен на выявление уровня освоения разделов программы за год или за весь срок обучения.


Формы подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы:

- Контрольные задания, тесты, викторины;

- анализ продуктов творческой деятельности обучающихся;

- результат участия в конкурсных мероприятиях и олимпиадах по направлению;


Наименование разделов и тем

Количество часов



всего

теория

Практика

1.

Введение. Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности.

1

1

-

2.

Земля - наш общий дом.

1

1

-

2.1

Знакомство с неживой природой

6

2

4

2.2

Знакомство с животными и растениями родного края

6

2

4

3

Человек часть живой природы

4

2

2

3.1

Проблемы экологии

2

2

-

4

Природа и фантазии детей

12

2

10

5

Красная книга. Заповедники Крыма.

2

2

-

5.1

Знакомство с растениями Красной книги Крыма

10

2

8

5.2

Знакомство с животными Красной книги Крыма

10

2

8

6

Художественное творчество - создание своей Красной книги

8

2

6

7

Плакат «Красная книга защищает природу»

2

-

2

8

Обитатели Черного и Азовского морей

6

2

4

9

Итоговое занятие

2

-

2


Всего

72

20

52

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Для групп с учебной нагрузкой 2 ч./неделю;




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение. Вводный и первичный, инструктаж по ТБ. - (1ч.)

Теоретическая часть (1 ч.) Знакомство с группой. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности в объединении.



2. Земля – наш общий Дом. (1 ч.)

Теоретическая часть (1 ч.) Расширить представления о планете Земля- как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей.

2.1. Знакомство с неживой природой (6 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) Неживая природа и её составляющие (вода, песок, камни, глина). Признаки неживой природы. Отличие от живой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы. Значение объектов неживой природы (воды, воздуха, земли, солнца) в жизни человека, в живой природе.

Практическая часть (4 ч.) Изучение свойств воды (вес, текучесть, цвет, запах, вкус, растворимость, окрашивание, агрегатное состояние воды). Изучение свойств песка (сыпучесть и т.д.) камней. Изучение свойств воздуха («Обнаружение в окружающем пространстве», «Можно ли услышать воздух», «Игра с соломинкой, с воздушным шариком», «Реактивный шарик» Экологические игры на тему: «Неживая природа», «Солнышко и облако», «Ходят капельки по кругу».

2.2. Знакомство с животными и растениями родного края (6 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) Формировать представления о растительном мире Крымского полуострова; о многообразии растительного мира Формировать представления о редких растениях, и их, приспособлению к среде обитания. Способы распространения семян растений (ветром, животными, птицами, водой). Поведение насекомых, птиц и животных осенью. Причины перелётов птиц (поиск корма).Особенности подготовки животных к зиме.

Практическая часть (4 ч.) Сбор осенних листьев, изготовление поделок из природного материала. Экологические игры на тему: «Живая природа», «Изобрази животное», «Разнообразие животных», «Какие звуки издают животные», «Значение животных», «Осенний листок», «Найди дерево по описанию».

Дидактические игры: «Какое растение», «Чей листок», «Сортировка семян», «Защитная

окраска животных зимой».

Опыты: «Какие семена дальше пролетят».

Поделка: сбор осенних листьев, изготовление поделок из природного материала

3. Человек часть живой природы (4 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) Влияние человека на природу.

С тех пор, как человек смог создавать примитивные орудия труда, началась эра его воздействия на окружающую среду. Поначалу это были лишь робкие попытки изменить внешние условия под свои нужды. Но со временем, когда на планете становилось все больше людей, масштабы хозяйственной деятельности возрастали. Воздействие человека на природу носит негативный и позитивный характер:

  • К положительному влиянию человека на природу относят создание заповедников, заказников, национальных парков, где растения и животные обитают в естественных условиях и находятся под охраной. Такие меры позволяют уберечь от полного исчезновения редкие виды, а также расширить биологическое разнообразие видов на Земле.

  • Негативное влияние, к сожалению, наносит гораздо больший ущерб природе. Вырубка лесов, распашка плодородных земель, загрязнение окружающей среды промышленными отходами и выхлопными газами могут в кратчайшие сроки привести к глобальной экологической катастрофе.

Быстрые темпы роста населения на планете привели к тому, что для его обеспечения пищей потребовалось внедрение новых технологий в сельском хозяйстве. Еще совсем недавно плодородным почвам давали некоторое время на восстановление. Теперь же их эксплуатация происходит непрерывно, в результате чего существенно снижаются показатели плодородия.

Значение природы для человека трудно переоценить, ведь она дает нам все, необходимое для полноценной жизни: воздух; воду; свет; пищу. Но этими ценными природными ресурсами нужно грамотно пользоваться, чтобы оставить их и для следующих поколений. Люди научились менять ландшафты и русла рек, подстраивать под свои нужны природные условия, однако мы все по-прежнему зависим от своей среды обитания.

Для того чтобы жить человеку приходится постоянно брать из природы все необходимое, но этим самым он вторгается в нее: он вырубает леса, распахивает земли, вытесняет растения и животных, обрекает их на гибель.

Практическая часть (2 ч.) Рисунки: «Труд людей в природе».


3.1. Проблемы экологии (2 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.). Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Неразумное использование природных ресурсов несет серьезную угрозу не только окружающей среде, но самому человеку. Уже сейчас в некоторых районах планеты серьезной проблемой стала нехватка пресной воды, сильное загрязнение атмосферы. Даже самые сильные, развитые и укрепленные города и страны не в состоянии противостоять разбушевавшимся природным стихиям. В истории немало примеров, когда сильнейшие катаклизмы – землетрясения, извержения вулканов, цунами, торнадо – уничтожали крупные поселения людей и даже целые цивилизации. Чтобы окружающий нас мир не был окончательно и безнадежно испорчен человеческой деятельностью, очень важно предпринимать следующие меры:

Для рационального использования природных ресурсов нужно изобретать новые, более совершенные способы их добычи, при которых количество отходов и вредных выбросов будет сведено к минимуму.

Использование ресурсов растительного и животного мира нужно проводить таким образом, чтобы это не вело к полному исчезновению видов.

Любые отрасли производства должны быть оснащены высокотехнологическими методами очистки, которые будут наносить минимальный вред окружающей среде.

Использование альтернативных источников энергии в быту и на производстве позволит существенно снизить потребление природного сырья. В качестве таких источников успешно используют энергию ветра, солнца, биогазов.

Экологический журнал «Жалобная книга природы Крыма»

4. Природа и фантазии детей (12 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) В этом разделе программы дети учатся общаться с братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес, эмоциональную сферу. Знакомство с разными породами собак. Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой. Знакомство с разными породами кошек. Познавательно-развлекательная программа «В гостях у тети кошки». Сбор иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой. Беседа «Чем питаются домашние животные». Рассказ детей на основе наблюдений. Рассказ-описание «Мой любимец». Изучение материала. Демонстрация поделок. Знакомство с приемами изготовления.

Беседа о домашних животных.

Практическая часть (10 ч.) Конкурс рисунков «Наши братья меньшие». «Природный дом». Изготовление поделок из солёного теста. Подбор и подготовка материала к работе. Освоение приемов изготовления. Фигурки и игрушки. Растения и животные. Человечки и животные. Оформление готовых фигурок из теста (закрашивание, дополнение деталей). Фантазийные рисунки «Зимние узоры», «Снежинки»

5. Красна книга. Заповедники Крыма. (2 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) Охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Путешествие по заповедникам Крыма и нашей страны. «Красная книга». Перечень федеральных органов исполнительной власти, к ведению которых

относятся особо охраняемые природные территории федерального значения, расположенные в Республике Крым:

Минприроды России

1. Государственный природный заповедник "Казантипский"

2. Государственный природный заповедник "Лебяжьи острова"

3. Государственный природный заповедник "Опукский"

4. Государственный природный заповедник "Ялтинский горно-лесной"

5. Государственный природный заказник федерального значения

"Каркинитский"

6. Государственный природный заказник федерального значения

"Малое филлофорное поле"

Минобрнауки России

Государственный природный заповедник "Карадагский"

Управление делами Президента Российской Федерации

Национальный парк "Крымский"

5.1. Знакомство с растениями Красной книги Крыма (10 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) Растительный мир полуострова отличается невероятным разнообразием. Здесь до наших дней сохранились реликтовые растения, причем ученые и

сегодня не перестают открывать новые, ранее не изученные виды. Такое разнообразие обусловлено географическим положением и ландшафтно – климатическими условиями полуострова. Растительность Крымского полуострова необычайно богата: здесь соседствуют самые разные по происхождению растения (более 2500 видов). Флора Крыма степной зоны состоит в основном из злакового травостоя, весной можно увидеть типичные степные цветы – маки и дикие тюльпаны. Природа южного побережья Крыма представляет собой настоящее царство хвойных лесов, особенно распространены в которых можжевельник и сосна крымская. Около 50% растений средиземноморского происхождения, около 10% (117 видов) - являются эндемиками Крыма.

В Красную книгу Республики Крым внесены 297 видов высших сосудистых растений Крыма, в том числе: Бересклет карликовый, Боярышник Турнефора, Адиантум Венерин волос, Анограмма тонколистная, Лагозерис пурпуровый, Нектароскордум ясенелюбивый, Тюльпан Калье, Мачок жёлтый, Можжевельник высокий, Земляничник мелкоплодный, Ковыль украинский, Асфоделина желтая, Асфоделина крымская, Ясколка Биберштейна, Тюльпан Шренка, а также все виды орхидных и ковыля.

Практическая часть (8 ч.) зарисовки изученных растений.

5.2. Знакомство с животными Красной книги Крыма (10 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) В Красную Книгу Республики Крым занесены 9 видов и 1 подвид земноводных и пресмыкающихся: черепаха болотная, геккон средиземноморский, прыткая ящерица горнокрымская (подвид), ящурка разноцветная, желтопузик безногий, леопардовый полоз, желтобрюхий полоз, полоз Палласов, медянка обыкновенная, гадюка степная Пузанова.

Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Девяносто видов крымских птиц — редкие. К таковым относятся все крупные хищники: змееяд, степной орел, скопа, орел-карлик, могильник, орланбелохвост, беркут, стервятник, черный гриф, белоголовый сип, балобан, сапсан и ночной хищник – филин.

В Крыму 60 видов млекопитающих. Из них Насекомоядные - 6 видов; Рукокрылые - 18 видов, занесенных в Красную Книгу, 2 – вероятно исчезнувших, 1 – на гране исчезновения; Зайцеобразные - 2 вида, 1 из которых акклиматизирован; Грызуны - 20 видов; Хищные - 7 видов,; Парнокопытные – 4 вида, 3 вида – морские животные.

Практическая часть (8 ч.) зарисовки изученных животных.

6. Художественное творчество – создание своей Красной Книги (8 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) Создание книги (брошюры) своими руками.

Практическая часть (6 ч.) Оформление книги. Оформление титульной страницы, оформление рисунков и зарисовок с названиями.

7. Плакат «Красная Книга защищает природу» (2 ч.)

Практическая часть (2 ч.) Плакат. Отличие плаката от рисунка. Основные требования к плакату.

8. Обитатели Черного и Азовского морей. (8 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) В Черном море насчитывается более 660 видов растений, включает в себя 270 видов многоклеточных зелёных, бурых, красных донных водорослей

(цистозира, филлофора, кладофора, ульва, энтероморфа и др.). В Чёрном море обитает 2500 видов животных. В числе последних 500 видов одноклеточных организмов, около 1900 — беспозвоночных, около 233 видов и подвидов рыб и 3 вида млекопитающих. Фауна рыб Черного моря своеобразна. Класс рыб, делится на две резко обособленные ветви —хрящевых и костных рыб. В Черном море обитают преимущественно костные рыбы и только четыре вида хрящевых: кошачьи акулы, колючие акулы, обыкновенные скаты и хвостоколы. Только 180 видов рыб (хамса, бычки, камбала, ставрида, кефаль, сельдь, скумбрия и др.) имеют промышленное значение. В Азовском море и в устьях впадающих в него рек, а также лиманах

встречается 114 видов и подвидов рыб. По берегам рек и водоемов, на косах Азовского моря много водоплавающей птицы - гусей, уток, степных куликов, чибисов, краснозобых казарок, лебедей-шипунов, кроншнепов, чаек - черноголовок, чаек хохотуний, крачек.

Азовское море называют морем моллюсков. Это важный источник питания рыбы. Важнейшими представителями моллюсков являются сердцевидка, сендесмия, мидия.

Практическая часть (6 ч.) Поделки из ракушек: Подбор ракушек. Соединение частей с помощью клея. Оформление дополнительными деталями. Примерные темы занятий: «Рамка для фотографий, украшенная раковинами», «Морские обитатели», «Забавные зверюшки»

9. Итоговое занятие (2 ч.)

Практическая часть (2 ч.) Итоговое занятие «Тропинка в природу». Выставка поделок.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

для групп с учебной нагрузкой 5 ч./неделю


Наименование разделов и тем

Количество часов



всего

теория

Практика

1.

Введение. Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности.

2

2

-

2.

Земля - наш общий дом.

5

5

-

2.1

Неживая природа

10

2

8

2.2

Животные и растения родного края

15

5

10

3

Человек часть живой природы

10

6

4

3.1

Проблемы экологии

15

5

10

4

Природа и фантазии

15

2

13

5

Заповедники Крыма. Красная книга.

5

5

-

5.1

Знакомство с растениями Красной книги Крыма

20

4

16

5.2

Знакомство с животными Красной книги Крыма

20

4

16

6

Художественное творчество - создание своей Красной книги

15

2

13

7

Плакат «Красная книга защищает природу», «Берегите лес от пожара»

10

-

10

8

Обитатели Черного и Азовского морей

20

5

15

9

Природа и художники

10

4

6

10

Итоговое занятие

8

-

8


Всего

180

51

129


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Введение. Вводный и первичный, инструктаж по ТБ - (2 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) Знакомство с группой. Обсуждение плана работы и задачи объединения. Вводный и первичный инструктаж по технике безопасности в объединении.


2. Земля – наш общий Дом. (5 ч.)

Теоретическая часть (5 ч.) Расширить представления о планете Земля- как общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком; вызвать у детей стремление беречь свой общий дом как условие сохранения жизни человечества и всех природных обитателей; способствовать осмыслению своего места в системе всех земных обитателей.

2.1. Неживая природа (10 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) История биологии как науки. Основные направления. Значение науки биологии в жизни человека. Происхождение жизни на Земле. Подразделение природы на живое и неживое. Границы жизни.Неживая природа и её составляющие (вода, песок, камни, глина). Признаки неживой природы. Отличие от живой природы. Взаимосвязь живой и неживой природы. Значение объектов неживой природы (воды, воздуха, земли, солнца) в жизни человека, в живой природе.

Практическая часть (8 ч.) История создания микроскопа. Знакомство с лабораторной (химической) посудой, строением микроскопа.

Лабораторная работа № 1. Строение микроскопа. Работа с фиксированными препаратами. Изучение свойств воды (вес, текучесть, цвет, запах, вкус, растворимость, окрашивание, агрегатное состояние воды). Изучение свойств песка (сыпучесть и т.д.) камней. Изучение свойств воздуха.

2.2. Животные и растения родного края (15 ч.)

Теоретическая часть (5 ч.) Формировать представления о растительном мире Крымского полуострова; о многообразии растительного мира Формировать представления о редких растениях, и их, приспособлению к среде обитания. Способы распространения семян растений (ветром, животными, птицами, водой). Поведение насекомых, птиц и животных осенью. Причины перелётов птиц (поиск корма). Особенности подготовки животных к зиме.

История ботаники как науки. Общая характеристика царства растений. Иерархическое строение царства Растения. Особенности растительного организма. Значение растений в природе и в жизни человека.

Строение клетки. Строение органоидов и органелл. Строение клеточной мембраны и клеточной стенки. Клеточное ядро. Прокариоты и эукариоты. Явления плазмолиза и деплазмолиза.

Понятие о тканях. Типы растительных тканей, их функции. Меристемы. Покровные ткани: эпидерма, перидерма, корка. Механические ткани: колленхима, склеренхима, склереиды. Проводящие ткани: ксилема, флоэма. Хлоренхима. Запасающие ткани. Аэренхима. Выделительные ткани.

Понятие вегетативного органа. Основные вегетативные органы: корень, стебель, почка, лист. Понятие о корне, классификация корней и корневых систем. Строение и видоизменения корня.

Стебель – как осевой орган растения. Строение и выполняемые функции. Типы нарастания и ветвления побегов. Формы поперечного сечения стебля. Видоизменение стебля: подземные (корневища, клубни, луковицы); надземные (усы, сочные побеги у стеблевых суккулентов, колючки, филлокладии, усики).

Классификация почек по строению, расположению на побеге. Строение листа. Типы листовой пластинки. Понятие о столбчатой и губчатой ткани. Функции листа. Устьица и их функции. Видоизменение листа.

Строение типичного цветка. Строение околоцветника. Симметрия венчика: актиноморфные, зигоморфные, ассиметричные цветки. Андроцей. Гинецей (апокарпный, ценокарпный). Формулы цветков. Диаграммы цветков. Двудомные и однодомные растения.

Опыление растений и его разновидности. Оплодотворение. Двойное оплодотворение. Строение плода. Типы плодов по строению околоплодника. Классификация плодов по типу гинецея. Строение семени. Типы распространения семян.

Практическая часть (10 ч.) Сбор осенних листьев, изготовление поделок из природного материала. Лабораторная работа № 2. Изучение строения растительной клетки кожицы лука (традесканции) под микроскопом. Явления плазмолиза и деплазмолиза.

Лабораторная работа № 3. Изучение строения корня. Типы корневых систем. Видоизменение корней.

Лабораторная работа № 4. Морфология и анатомия стебля.

Лабораторная работа № 5. Морфология и анатомия почек и листа.

Лабораторная работа № 6. Изучение генеративных органов покрытосеменных.

Подведение итогов: решение тестовых заданий, кроссвордов.

3. Человек часть живой природы (10 ч.)

Теоретическая часть (6 ч.) Влияние человека на природу.

С тех пор, как человек смог создавать примитивные орудия труда, началась эра его воздействия на окружающую среду. Поначалу это были лишь робкие попытки изменить внешние условия под свои нужды. Но со временем, когда на планете становилось все больше людей, масштабы хозяйственной деятельности возрастали. Воздействие человека на природу носит негативный и позитивный характер:

  • К положительному влиянию человека на природу относят создание заповедников, заказников, национальных парков, где растения и животные обитают в естественных условиях и находятся под охраной. Такие меры позволяют уберечь от полного исчезновения редкие виды, а также расширить биологическое разнообразие видов на Земле.

  • Негативное влияние, к сожалению, наносит гораздо больший ущерб природе. Вырубка лесов, распашка плодородных земель, загрязнение окружающей среды промышленными отходами и выхлопными газами могут в кратчайшие сроки привести к глобальной экологической катастрофе.

Быстрые темпы роста населения на планете привели к тому, что для его обеспечения пищей потребовалось внедрение новых технологий в сельском хозяйстве. Еще совсем недавно плодородным почвам давали некоторое время на восстановление. Теперь же их эксплуатация происходит непрерывно, в результате чего существенно снижаются показатели плодородия.

Значение природы для человека трудно переоценить, ведь она дает нам все, необходимое для полноценной жизни: воздух; воду; свет; пищу. Но этими ценными природными ресурсами нужно грамотно пользоваться, чтобы оставить их и для следующих поколений. Люди научились менять ландшафты и русла рек, подстраивать под свои нужны природные условия, однако мы все по-прежнему зависим от своей среды обитания.

Для того чтобы жить человеку приходится постоянно брать из природы все необходимое, но этим самым он вторгается в нее: он вырубает леса, распахивает земли, вытесняет растения и животных, обрекает их на гибель.

Практическая часть (4 ч.) Рисунки: «Взаимосвязь людей и природы».

3.1. Проблемы экологии (15 ч.)

Теоретическая часть (5 ч.). Этот раздел программы направлен на формирование начал экологической культуры, осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы. В ребенка закладывается первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек, как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях; человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. Неразумное использование природных ресурсов несет серьезную угрозу не только окружающей среде, но самому человеку. Уже сейчас в некоторых районах планеты серьезной проблемой стала нехватка пресной воды, сильное загрязнение атмосферы. Даже самые сильные, развитые и укрепленные города и страны не в состоянии противостоять разбушевавшимся природным стихиям. В истории немало примеров, когда сильнейшие катаклизмы – землетрясения, извержения вулканов, цунами, торнадо – уничтожали крупные поселения людей и даже целые цивилизации. Чтобы окружающий нас мир не был окончательно и безнадежно испорчен человеческой деятельностью, очень важно предпринимать следующие меры:

Для рационального использования природных ресурсов нужно изобретать новые, более совершенные способы их добычи, при которых количество отходов и вредных выбросов будет сведено к минимуму.

Использование ресурсов растительного и животного мира нужно проводить таким образом, чтобы это не вело к полному исчезновению видов.

Любые отрасли производства должны быть оснащены высокотехнологическими методами очистки, которые будут наносить минимальный вред окружающей среде.

Использование альтернативных источников энергии в быту и на производстве позволит существенно снизить потребление природного сырья. В качестве таких источников успешно используют энергию ветра, солнца, биогазов.

Практическая часть (10 ч.) Экологический журнал «Жалобная книга природы Крыма».

4. Природа и фантазии (15 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) Создание иллюстраций. Работа с энциклопедической литературой. Знакомство с разными породами кошек и собак.

Практическая часть (13 ч.) Конкурс рисунков «Сказка-природа». «Природный дом». Фантазийные рисунки «Зимние узоры», «Снежинки». Выставка работ.

5. Заповедники Крыма. Красна книга. (5 ч.)

Теоретическая часть (5 ч.) Охраняемые природные территории: заповедники, национальные парки. Ботанические сады и зоопарки как место сохранения и размножения редких видов растений и животных. Путешествие по заповедникам Крыма и нашей страны. «Красная книга». Перечень федеральных органов исполнительной власти, к ведению которых

относятся особо охраняемые природные территории федерального значения, расположенные в Республике Крым:

Минприроды России

1. Государственный природный заповедник "Казантипский"

2. Государственный природный заповедник "Лебяжьи острова"

3. Государственный природный заповедник "Опукский"

4. Государственный природный заповедник "Ялтинский горно-лесной"

5. Государственный природный заказник федерального значения

"Каркинитский"

6. Государственный природный заказник федерального значения

"Малое филлофорное поле"

Минобрнауки России

Государственный природный заповедник "Карадагский"

Управление делами Президента Российской Федерации

Национальный парк "Крымский"


5.1. Знакомство с растениями Красной книги Крыма (20 ч.)

Теоретическая часть (4 ч.) Растительный мир полуострова отличается невероятным разнообразием. Здесь до наших дней сохранились реликтовые растения, причем ученые и

сегодня не перестают открывать новые, ранее не изученные виды. Такое разнообразие обусловлено географическим положением и ландшафтно – климатическими условиями полуострова. Растительность Крымского полуострова необычайно богата: здесь соседствуют самые разные по происхождению растения (более 2500 видов). Флора Крыма степной зоны состоит в основном из злакового травостоя, весной можно увидеть типичные степные цветы – маки и дикие тюльпаны. Природа южного побережья Крыма представляет собой настоящее царство хвойных лесов, особенно распространены в которых можжевельник и сосна крымская. Около 50% растений средиземноморского происхождения, около 10% (117 видов) - являются эндемиками Крыма.

В Красную книгу Республики Крым внесены 297 видов высших сосудистых растений Крыма, в том числе: Бересклет карликовый, Боярышник Турнефора, Адиантум Венерин волос, Анограмма тонколистная, Лагозерис пурпуровый, Нектароскордум ясенелюбивый, Тюльпан Калье, Мачок жёлтый, Можжевельник высокий, Земляничник мелкоплодный, Ковыль украинский, Асфоделина желтая, Асфоделина крымская, Ясколка Биберштейна, Тюльпан Шренка, а также все виды орхидных и ковыля.

Практическая часть (16 ч.) зарисовки изученных растений.

5.2. Знакомство с животными Красной книги Крыма (20 ч.)

Теоретическая часть (4 ч.) В Красную Книгу Республики Крым занесены 9 видов и 1 подвид земноводных и пресмыкающихся: черепаха болотная, геккон средиземноморский, прыткая ящерица горнокрымская (подвид), ящурка разноцветная, желтопузик безногий, леопардовый полоз, желтобрюхий полоз, полоз Палласов, медянка обыкновенная, гадюка степная Пузанова.

Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. Девяносто видов крымских птиц — редкие. К таковым относятся все крупные хищники: змееяд, степной орел, скопа, орел-карлик, могильник, орланбелохвост, беркут, стервятник, черный гриф, белоголовый сип, балобан, сапсан и ночной хищник – филин.

В Крыму 60 видов млекопитающих. Из них Насекомоядные - 6 видов; Рукокрылые - 18 видов, занесенных в Красную Книгу, 2 – вероятно исчезнувших, 1 – на гране исчезновения; Зайцеобразные - 2 вида, 1 из которых акклиматизирован; Грызуны - 20 видов; Хищные - 7 видов,; Парнокопытные – 4 вида, 3 вида – морские животные.

История зоологии как науки. Царство животные. Черты сходства и различия животных и растений. Систематика. Значение зоологии в жизни человека. Понятие о теплокровных и холоднокровных животных. Работа с тестовыми заданиями.

Сходство и различия растительной и животной клетки. Строение органоидов. Строение клеточной мембраны. Понятие гликокаликса.

Общая характеристика тканей. Строение и функции разных типов тканей. Понятие об органе и системах органов, их классификация и функции.

Общая характеристика простейших. Особенности жизнедеятельности. Значение в природе и жизни человека.

Практическая часть (16 ч.) зарисовки изученных животных.

6. Художественное творчество – создание своей Красной Книги (15 ч.)

Теоретическая часть (2 ч.) Создание книги (брошюры) своими руками.

Практическая часть (13 ч.) Оформление книги. Оформление титульной страницы, оформление рисунков и зарисовок с названиями.

7. Плакат «Красная Книга защищает природу» (10 ч.)

Практическая часть (10 ч.) Плакат. Отличие плаката от рисунка. Основные требования к плакату.

8. Обитатели Черного и Азовского морей. (20 ч.)

Теоретическая часть (5 ч.) В Черном море насчитывается более 660 видов растений, включает в себя 270 видов многоклеточных зелёных, бурых, красных донных водорослей

(цистозира, филлофора, кладофора, ульва, энтероморфа и др.). В Чёрном море обитает 2500 видов животных. В числе последних 500 видов одноклеточных организмов, около 1900 — беспозвоночных, около 233 видов и подвидов рыб и 3 вида млекопитающих. Фауна рыб Черного моря своеобразна. Класс рыб, делится на две резко обособленные ветви —хрящевых и костных рыб. В Черном море обитают преимущественно костные рыбы и только четыре вида хрящевых: кошачьи акулы, колючие акулы, обыкновенные скаты и хвостоколы. Только 180 видов рыб (хамса, бычки, камбала, ставрида, кефаль, сельдь, скумбрия и др.) имеют промышленное значение. В Азовском море и в устьях впадающих в него рек, а также лиманах

встречается 114 видов и подвидов рыб. По берегам рек и водоемов, на косах Азовского моря много водоплавающей птицы - гусей, уток, степных куликов, чибисов, краснозобых казарок, лебедей-шипунов, кроншнепов, чаек - черноголовок, чаек хохотуний, крачек.

Азовское море называют морем моллюсков. Это важный источник питания рыбы. Важнейшими представителями моллюсков являются сердцевидка, сендесмия, мидия.

Практическая часть (15 ч.) Поделки из ракушек: Подбор ракушек. Соединение частей с помощью клея. Оформление дополнительными деталями. Примерные темы занятий: «Рамка для фотографий, украшенная раковинами», «Морские обитатели», «Забавные зверюшки»

9. Природа и художники (10 ч.)

Теоретическая часть (4 ч.) Знакомство с творчеством великих художников, воспевающих красоту родного края.

Практическая часть (6 ч.) Создание пейзажей родного края.

10. Итоговое занятие (8 ч.)

Практическая часть (8 ч.) Итоговая викторина «Мы и природа». Выставка поделок и рисунков.


Методическое обеспечение дополнительной общеразвивающей программы


Для успешного учебно-воспитательного процесса и полной реализации данной программы имеются:

  1. планы конспекты каждого занятия;

  2. методические сборники и литература по данному направлению;

  3. тестовые задания;

  4. раздаточный материал (бланки тестовых заданий, карточки);

  5. разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов и т.д.;


Материально-техническое обеспечение образовательного процесс

  1. гербарии различных растений;

  2. коллекции лекарственных растений;

  3. коллекция птичьих перьев;

  4. коллекции полезных ископаемых и семян;

  5. изобразительные пособия: таблицы, картины по окружающему миру, зоологии, открытки, муляжи овощей, фруктов и грибов, видеофильмы, фотографии;


Технические средства обучения (ТСО):

  1. Компьютер или ноутбук;

2. Видеофильмы по предмету (в том числе в цифровой форме).


Оценочные материалы

  1. контрольные задания

  2. индивидуальный опрос;

  3. выставки


Список литературы для педагога

1. Агеева И. Д. Весёлые загадки-складки и загадки-обманки.- М.: Творческий центр Сфера, 2002.

2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. - Воронеж изд: Учитель, 2002

3. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. – СПб.: Детство-Пресс,

2002.

4. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980

5. Васильева Н. Н. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 1996.

6. Гусев Наши питомцы. – М.: Лесная промышленность, 1986

7. Горичева В. С. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок. - Ярославль: Академия развития, 2001.

8. Дитрих А. Почемучка. – М.: Педагогика-пресс, 1993.

9. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. – М.:

Просвещение, 1988 .

10. Криволапова А. И. серия Моя первая энциклопедия. - М.: Русич, 1996.

11. Кокс Розамунд Кидман Цветы, Деревья, Бабочки, Рыбы, Мои любимцы, серия Моя первая книга о природе. - Москва: АСТ - Пресс, 1995.

12. Лучич М. В. Детям о природе. - М: Просвещение, 1989.

13. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. -М.: Просвещение,

1984.

14.Молодцова А. П. «Игровые экологические занятия с детьми». - Минск:

Асар, 1999.

15. Молодцова А. П. Экологические праздники для детей. - Минск: Акар1999.

16. Николаева С. Н. Экология в детском саду – М.: Мозаика-Синтез, 2002.

17. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М.: Просвещение, 2000.


18. Плешаков А. А. От земли до неба. – М.: Просвещение, 2000.

19. Смирнова В. В. Тропинка в природу. Экологическое образование. – СПб.:

изд. РГПУ им. Герцена изд. Союз, 2002.

20.Сухин И. Г. 800 загадок. – М.: Новая школа, 1997.

21. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.

22.Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников.

  • Ярославль: Академия развития, 1997.

23. Цветнарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь. - СПб: 1997.

24. Цилер О. серия Моя первая книга о природе. - М.: Аст-пресс» 1996.

25. Шарыгина Т. А. Экология для малышей. – М.: Прометей, 2002.

26. Шорыгина Т.А. Зелёные сказки, Экология для малышей. – М.: Прометей Книголюб, 2002.










Список литературы для обучающихся

1. Афонькин С. Ю. Ферма оригами. СПб, Химия, 1996.


2. Браун Винсон «Настольная книга любителя природы», Ленинград, гидрометеоиздат, 1985


3. Гусев «Наши питомцы» М. Лесная промышленность, 1986.


4. Дитрих А. «Почемучка», М.Педагогика-пресс, 1993.

5. Криволапова А. И. серия «Моя первая энциклопедия», М. «Русич»,


1996.


6. Кокс Розамунд Кидман «Цветы», «Деревья», «Бабочки», «Рыбы», «Мои любимцы», серия « Моя первая книга о природе», «АСТ - Пресс», Москва, 1995.


7. Нуждина Т. Л. «Чудо по всюду», Ярославль «Академия развития», 2000.


8. Островский А. Н. «Снегурочка: Весенняя сказка».

9. Цилер О., серия «Моя первая книга о природе», М. «Аст-пресс», 1996.



ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

http://www.plantarium.ru

https://mir-nasekomyh.ru

https://givotniymir.ru

http://bioformation.ru/









Примеры вопросов и тестовых заданий при проведении аттестации обучающихся программы «Природа и творчество»

Контрольные задания



1. Обведи хищных зверей красным карандашом, а травоядных синим карандашом.

 

  


  2. Соедини стрелками представителей перелетных и зимующих птиц.

ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ                                            

                                                                                             

ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ                                                    

                                                                                                 

                                                                                                     



3. Друзья спешат на день рождение к другу- паучку. Какие подарки они приготовили? Дойди по лабиринту, узнай ответ и укажи их.





4. Каких рыб ты знаешь? Нарисуй рядом с пресноводными рыбами красный квадрат, а рядом с морскими рыбами синий треугольник.



РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР


  1. Выбери среди деревьев те, которые растут в наших лесах, и те, которые растут  в южных странах и укажи их номера.






Деревья наших лесов

Деревья южных стран







1

2

3

4

5


  AutoShape 153 AutoShape 154 AutoShape 155 AutoShape 156 AutoShape 157 AutoShape 158


AutoShape 155 AutoShape 156 AutoShape 161 AutoShape 162


6. Обведи  деревья синим карандашом, а кустарники – зеленым.

     

7. Распределите цветы на группы, луговые посадите на луг, а садовые соберите   в корзинку.

       

 


8. Расскажи, что где растет (в лесу, в саду или на огороде).  Покажи стрелками.





    10. Отгадай загадку: 

Первым вылез из землицы , на проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.

     



НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

11. Подумай! Что можно отнести к живой природе, а что к неживой?

  

12. Какой из этих предметов не относится к живой природе? Укажи номер.

                     






Сохранить у себя:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «друзья природы»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки