ДООП "Мастер Scratch"

Цель программы:

Развитие инженерно-технического мышления, творческих способностей обучающихся посредством изучения среды программирования Scratch.

Задачи:

Обучающие:

  • повторить основы программирования в среде Scratch;
  • закрепить навыки разработки, тестирования и отладки проектов с Scratch;
  • научить использованию приемов векторной и растровой графики;
  • научить самостоятельному созданию продуктов в среде программирования Scratch;
  • познакомить с правилами участия в олимпиадах по программированию в среде Scratch;
  • сформировать навык владения техническими средствами обучения и программами;
  • сформировать навык самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлайн-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д.

Развивающие:

  • развить воображение, аналитическое, логическое мышление и творческие способности;
  • развивать интерес к занятиям технической направленности;
  • формировать мотивацию к выбору профессий инженерно-технической направленности;
  • развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность;
  • развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность;
  • воспитывать усидчивость, умения доводить начатое до конца;
  • формировать коммуникативные умения и навыки командной работы.

Содержимое разработки

Управление образования администрации Снежинского городского округа

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Дворец творчества детей и молодёжи имени В. М. Комарова





Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

«Мастер Scratch»



Направленность программы: техническая

Возраст обучающихся: 10-11 лет

Срок реализации программы: 1 год

Количество часов: 68






Автор – составитель:

Суркова Лала Низамиевна,

педагог дополнительного образования




Снежинск


Информационная карта

дополнительной общеразвивающей программы

«Мастер Scratch»


Тип программы

модифицированная

Направленность программы

техническая

Уровень освоения содержания образования

базовый

Способ освоения содержания образования

алгоритмический,

творческий

Возрастной уровень реализации программы


общее образование


Форма реализации программы

групповая

Продолжительность реализации программы

1 год

Пол

смешанный

Возраст детей, на которых рассчитана программа

10-11 лет

Содержание

Информационная карта 2

Раздел 1. «Основные характеристики программы» 4

1.1 Пояснительная записка 4

1.2 Цель и задачи программы 11

1.3.Планируемые результаты 13

1.4 Содержание программы 15

Раздел 2. «Организационно-педагогические условия реализации программы» 22

2.1 Календарный учебный график 22

2.2 Условия реализации программы 24

2.3 Формы аттестации и оценочные материалы 24

2.4 Методическое обеспечение 26

Раздел 3. «Воспитательная деятельность» 29

3.1 Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания 29

3.2 Формы и методы воспитания 31

3.3 Условия воспитания, оценка результативности 33

3.4 Календарный план воспитательной работы 34

Список литературы 37


Раздел 1. «Основные характеристики программы»


    1. Пояснительная записка


Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастер Scratch» (далее – Программа) имеет техническую направленность и составлена на основании:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273 – ФЗ;

  • Постановления Правительства РФ от 26 декабря 2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (сроки 2018-2025 годы);

  • Национального проекта «Образование», проект «Успех каждого ребенка», направлен на достижение цели национального проекта «Образование» по воспитанию гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций;

  • Распоряжения Правительства Челябинской области от 16.10.2020 года № 827-рп «О мероприятиях по формированию современных управленческих решений и организационно-экономических механизмов в системе дополнительного образования детей в Челябинской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование».

  • Приказа Минпросвещения России от 27.07.2022 № 629 Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам;

  • Приказа Минтруда России от 22.09.2021 №652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

  • Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022г. №678-р.

  • Приказа Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

  • Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утверждена приказом Министерства просвещения РФ «Об утверждении Целевой модели региональных систем дополнительного образования детей» от 03 сентября 2019 года № 467, зарегистрирована в Министерстве юстиции Российской Федерации 06 декабря 2019 года;

  • Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, утвержденных Письмом Министерства Просвещения от 19.03.2020 №ГД-39/04;

  • Концепции организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся Челябинской области в 2021-2025 годах, приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 22.01.2021 № 01/123;

  • Устава муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Дворец творчества детей и молодежи имени В.М. Комарова», утвержден Постановлением администрации Снежинского городского округа 06.12.2018 г. №1742, с изменениями от 16.03.2021 г.№ 317;

  • Локальных актов учреждения.

Быстро развивающиеся цифровые технологии стремительно внедряются в нашу жизнь, их многообразие ведет к увеличению спроса на высококвалифицированных IT – специалистов. Технологическая революция XXI века, связанная с глобальным развитием робототехники, информационных и космических технологий требует создания образовательной среды, в том числе для детского технического творчества. Информационные технологии — это мир будущего, залог успешного существования в современном мире, в котором конструкторами завтрашнего дня станут сегодняшние дети. Воспитание инженеров - инноваторов является главной задачей образовательной политики, которую перед нами ставит государство.

Актуальность программы обусловлена тем, что программирование является необходимой частью инженерно-технического образования, предполагая развитие учебно-познавательных компетенций обучающихся. Программа помогает развивать интерес обучающихся к занятиям программированием, обеспечивает необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые являются базовыми для дальнейшего изучения языков программирования и мотивации к выбору инженерно- технических профессий.

При необходимости, данная программа подразумевает частичное применение электронного обучения или дистанционных образовательных технологий.

Применяются следующие онлайн-сервисы для реализации программы с применением электронного обучения и дистанционных технологий.

  • Платформа Juzz – это платформа для конференций, дает бесплатно организовывать встречи.

  • Вконтакте – привычные инструменты сайта используются для коммуникации преподавателей с обучающимися и их родителями, а также для обмена учебными материалами.

В основу программы положены следующие принципы обучения:

Принцип связи теории с практикой - нацеливает на необходимость проверки теоретических положений с помощью надежного критерия практики.

Принцип последовательности, систематичности - требует, чтобы преподавание осуществлялось в определенном порядке, системе, было построено в строгой логической последовательности.

Принцип доступности - соответствие предлагаемого материала возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Принцип наглядности - привлечение всех имеющихся у человека органов чувств к восприятию учебного материала.

Принцип активности обучающихся – стимулирование познавательной деятельности обучающихся путем формирования мотивов обучения, использования познавательных интересов, профессиональных склонностей.

Принцип прочности усвоения знаний - систематическое повторение материала и контроль результатов обучения.

Общие принципы обучения дополняются использованием в образовательном процессе принципами информационных технологий:

Принцип понимания прикладных задач - знание обучающимися как, для чего, каким образом используются изучаемые программные средства.

Принцип общности - понимание обучающимися функциональных возможностей программных средств.

Принцип понимания логики действий в данном программном средстве.

Отличительной особенностью и новизной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мастер Scratch» является технология проектной деятельности. С начала обучения прием по созданию творческого проекта от первого этапа «идеи» до последнего этапа «обдумывания и оценки полученного результата», дает возможность обучающимся проявить свои способности, учит находить правильные, оптимальные решения, и получать реальный продукт деятельности. Для поиска оптимального решения поставленной задачи метод «мозгового штурма» позволяет команде обучающихся найти наиболее приемлемое, правильное, неординарное решение.

Технология проектной деятельности позволяет выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого обучающегося, где они могут работать с удобной для них скоростью.

Реализация программы позволяет обучающимся сформировать базу знаний по межпредметным дисциплинам. При изучении языка программирования Scratch в качестве учебных задач используются материалы из областей наук математики, геометрии, физики, что помогает обучающимся создавать компьютерные игры и программы анимации различных уровней сложности. Программа включает раздел по созданию конкурсных проектов в среде Scratch для участия обучающихся в конкурсах и олимпиадах.

В данной программе учтена специфика современного дополнительного образования как типа образования, для которого характерны:

  • индивидуальные, частные потребности ребенка, его семьи, их ожидания, нужды, интересы, запросы и требования;

  • добровольный, свободный выбор направления, вида деятельности, содержания образования, объема, темпа его освоения;

  • приверженность ценности индивидуального развития и успеха;

  • отсутствие жесткой регламентации образовательного процесса, организация образования осуществляется через добровольную деятельность, на основе увлеченности;

  • взаимодействие – совместная ценностно-значимая деятельность по достижению совместных целей и результатов.


Оборудование учебного кабинета, наполнение образовательного процесса специальной техникой, позволяет обучающимся изучать азы программирования в обстановке, наиболее приближенной к условиям деятельности профессиональных программистов. Программой созданы условия для изменения социальной роли обучающихся из потребителей в создателей цифрового продукта.

При необходимости, в пределах данной Программы возможен перевод обучающихся на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренное обучение.

Программа может быть реализована для детей с особыми потребностями.

Программа рассчитана на один год обучения и предназначена для обучающихся 10-11 летнего возраста

Режим занятий

68 часов (2 часа в неделю).

Занятия проводятся очно (очно-заочно-дистанционно с применением ЭОР). При реализации программы может (частично) применяться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Согласно СП 2.4.3648-20 общая продолжительность использования электронных средств обучения на уроке (п.2.10.2.):

• для интерактивной доски – для детей до 10 лет – 20 минут, старше 10 лет – 30 минут;

• для компьютера (ноутбука, планшета) - для детей 5-9 классов – 30 минут.

При электронном обучении с применением ДОТ продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности составляет не более 20 минут.

Количество детей в группе 15 человек.


Формы организации образовательного процесса

Форма организации образовательного процесса:

групповая (всем составом - 15 человек)

работа в малых группах (4 команды по 3-4 человека).


1.2 Цель и задачи программы

Цель программы:

Развитие инженерно-технического мышления, творческих способностей обучающихся посредством изучения среды программирования Scratch.


Задачи:

Обучающие:

  • повторить основы программирования в среде Scratch;

  • закрепить навыки разработки, тестирования и отладки проектов с Scratch;

  • научить использованию приемов векторной и растровой графики;

  • научить самостоятельному созданию продуктов в среде программирования Scratch;

  • познакомить с правилами участия в олимпиадах по программированию в среде Scratch;

  • сформировать навык владения техническими средствами обучения и программами;

  • сформировать навык самостоятельного поиска информации в предоставленном перечне информационных онлайн-платформ, контентах, сайтах, блогах и т.д.

Развивающие:

  • развить воображение, аналитическое, логическое мышление и творческие способности;

  • развивать интерес к занятиям технической направленности;

  • формировать мотивацию к выбору профессий инженерно-технической направленности;

  • развитие умения самостоятельно анализировать и корректировать собственную деятельность;

  • развитие навыка использования социальных сетей в образовательных целях.

Воспитательные:

  • воспитывать самостоятельность, ответственность;

  • воспитывать усидчивость, умения доводить начатое до конца;

  • формировать коммуникативные умения и навыки командной работы.

1.3.Планируемые результаты


Планируемые результаты освоения Программы соотнесены с задачами и содержанием Программы, и представляют собой систему обобщённых личностно-ориентированных целей образования, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих оценке: личностных, метапредметных и предметных.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся:

- сформированность навыков к самообразованию и саморазвитию в техническом направлении;

- развитие навыков общения и сотрудничества в команде;

- освоение навыка доводить начатое дело до конца.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и обеспечивают овладение ключевыми компетенциями. Обучающийся:

- научится самостоятельно выполнять проекты;

- овладеет достаточным уровнем компетенций технической направленности;

- научится планировать, контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- овладеет умениями построения логических схем, оценки и корректировки правильности выполнения действий.


Предметные результаты - освоенные обучающимися:

- овладеет этапами проектной деятельности;

- научится использованию различных методов создания, отладки и корректировки проектов в среде Scratch;

- научится использованию инструментов внутреннего графического редактора (создание и сохранение изображений и спрайтов);

- получит знания основных видов и задач творческих олимпиад по креативному программированию.


1.4 Содержание программы


Учебный план

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

«Мастер Scratch»


Группа: №1

Количество часов в неделю: 2 часа

Возраст: 10-11 лет (5 класс)

34 учебные недели

4



п/п

Тема

Количество часов

Формы организации занятий

Количество часов при ЭО и ДО


Формы аттестации/

контроля


Очно/ ЭО и ДО

Теория

Практика

Всего

Теория

Практика

Всего

Формы организации занятий

Раздел 1 Вводное занятие.

1

1

2

 

1

1

2



1.1

Правила техники безопасности

1

-

1

Лекция/практико-ориентированное занятие

1

-

1

Видеоурок

Карта диагностики

1.2

Знакомство со Scratch, его возможностями и структурой. Регистрация на сайте scratch.mit.edu

-

1

1

-

1

1

Раздел 2 Объекты Scratch

2

2

4


2

2

4



2.1

Спрайты. Сцена

1

1

2

Практико-ориентированное занятие

1

2

2

Видеоурок

Карта диагностики

2.2

Структура языка. Алгоритм создания скрипта. Линейный алгоритм

1

1

2

1

2

2

 Раздел 3 Рисование в Scratch

3

3

6

 

3

3

6



3.1

Рисование в растровом режиме

1

1

2

Практико-ориентированное занятие

1

1

2

Видеоурок

Карта диагностики

3.2

Рисование в векторном режиме

1

1

2

1

1

2

3.3

Редактирование спрайтов

1

1

2

1

1

2

 Раздел 4 Координаты в Scratch

2

2

4

 

2

2

4



4.1

Координатная плоскость. Определение местоположение спрайта на сцене

1

1

2

Практико-ориентированное занятие

1

1

2

Видеоурок


4.2

Одновременное и последовательное выполнение скриптов

1

1

2


1

1

2



 Раздел 5 Сенсоры в Scratch

4

4

8


4

4

8



5.1

Сенсоры событий

1

1

2

Практико-ориентированное занятие

1

1

2

Видеоурок

Карта диагностики

5.2

Интерактивность

1

1

2

1

1

2

5.3

Сенсоры общения с человеком

1

1

2

1

1

2

5.4

Сенсоры цвета

1

1

2

1

1

2

Раздел 6 Случайные числа в Scratch

2

2

4


2

2

4



2.1

Случайные числа

1

1

2

Практико-ориентированное занятие

1

1

2

Видеоурок

Карта диагностики

2.2

Понятие «Клон»

1

1

2

1

1

2

 Раздел 7 Переменные в Scratch

2

2

4

 

2

2

4



3.1

Создание переменной

1

1

2

Практико-ориентированное занятие

1

1

2

Видеоурок

Карта диагностики

3.2

Удаление переменной

1

1

2

1

1

2

 Раздел 8 Скроллинг в Scratch

2

6

8

 

2

6

8



4.1

Скроллинг горизонтальный

1

3

4

Практико-ориентированное занятие

1

3

4

Видеоурок

Карта диагностики

4.2

Скроллинг вертикальный

1

3

4

1

3

4

 Раздел 9 Списки

2

2

4


2

2

4



5.1

Понятие списков

1


1

Практико-ориентированное занятие

1

-

1

Видеоурок

Карта диагностики

5.2

Создание и удаление списков

1

2

3

1

2

3

 Раздел 10 Циклы

3

5

8


3

5

8



7.1

Понятие цикла

1

-

1

Практико-ориентированное занятие

1

-

1

Видеоурок

Карта диагностики

7.2

Конечный цикл

1

2

3

1

2

3

7.3

Цикл в цикле

1

3

4

1

3

4

Раздел 11 Программирование кнопок

2

4

6

Практико-ориентированное занятие

2

4

6

Видеоурок

Картадиагностики

Раздел 12 Создание индивидуального проекта в среде Scratch

1

7

8

Практико-ориентированное занятие

1

7

8



Раздел 13 Презентация индивидуального проекта (демо-день)

-

2

2

Демо-день

-

2

2

Демо-день



ИТОГО:

26

42

68


26

42

68















Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие

    1. Правила техники безопасности

Теория: Правила техники безопасности. Первичный инструктаж по ТБ, ПБ, ПДД.

    1. Знакомство со Scratch

Теория: Знакомство со Scratch, его возможностями и структурой

Практика: Уметь находить, открывать и закрывать программу, знать ее основные элементы.

Раздел 2. Объекты Scratch

    1. Спрайты. Сцена

Теория: Знакомство с понятиями спрайт и сцена. Изучение видом спрайтов. Знакомство с размерами сцены.

Практика: Практическое ознакомление с видами спрайтов, способом добавления спрайтов на сцену. Распределение объектов на сцене. Проект «Кот ходит»

    1. Структура языка Scratch

Теория: Изучение структуры языка Scratch, видов и состава команд

Практика: Практическое ознакомление с полем команд, видами команд, способом добавления и изменения команды.

    1. Алгоритм создания скрипта

Теория: Освоение алгоритма создания скрипта

Практика: Проекты «Шоссе», «Встреча двух друзей» или аналогичные, индивидуальные проекты детей (по желанию).

    1. Линейный алгоритм

Теория: Знакомство со структурой линейного алгоритма

Практика: Проект «Аквариум» или аналогичный, индивидуальный проект детей (по желанию)

Раздел 3. Рисование в Scratch

    1. Рисование в растровом режиме

Теория: Создание нового спрайта. Приемы рисования спрайтов в растровом режиме

Практика: проект «Рисование домика, солнца, дерева, цветка» или аналогичный, индивидуальный проект детей (по желанию)

    1. Рисование в векторном режиме

Теория: Приемы рисования спрайтов в векторном режиме

Практика: проект «Полет пчелы Майя» или аналогичный, индивидуальный проект детей (по желанию)

    1. Редактирование спрайтов

Теория: Редактирование спрайтов. Костюмы спрайтов

Практика: Проект «Избушка на курьих ножках» или аналогичный, индивидуальный проект детей (по желанию)

Раздел 4. Координаты в Scratch

    1. Координатная плоскость

Теория: Знакомство с координатной плоскостью

Практика: Проекты «Водолаз в поисках клада», «Падение лампы», «Прыжки на батуте» или аналогичные, индивидуальные проекты детей (по желанию)

    1. Определение местоположения спрайта на сцене

Теория: Изучение способа определения местоположения спрайта на сцене

Практика: Проекты «Ремикс-Кот на рекативном ранце», «Полет ракеты», «Полет самолета» или аналогичные, индивидуальные проекты детей (по желанию)

    1. Одновременное и последовательное выполнение скриптов

Теория: Изучение принципов и методов одновременного и последовательного выполнения скриптов.

Практика: Проект «Встреча в сказочном лесу» или аналогичный, индивидуальный проект детей (по желанию)

Раздел 5. Сенсоры в Scratch

    1. Сенсоры событий

Теория: Знакомство с сенсорами событий.

Практика: Проект «Волшебник и Баба-Яга» или аналогичный, индивидуальный проект детей (по желанию)

    1. Интерактивность

Теория: Изучение понятия интерактивность

Практика: Проект «Бабочка» или аналогичный, индивидуальный проект детей (по желанию)

    1. Сенсоры общения с человеком

Теория: Изучение видов сенсоров общения с человеком и способов их практического применения

Практика: Проекты «Викторина», «Лучший математик», «Знакомство» или аналогичные, индивидуальные проекты детей (по желанию)

    1. Сенсоры цвета

Теория: Изучение сенсоров цвета и способов их практического применения

Практика: Проекты «Лабиринт», «Репка» или аналогичные, индивидуальные проекты детей (по желанию)

ПБ, ПДД.

Раздел 6. Случайные числа в Scratch

    1. Случайные числа

Теория: Знакомство с понятием и назначением случайных чисел, способами применения случайных чисел при создании скриптов

Практика: Проекты «Паутина», «Салют», «Летающий бегемот» или аналогичные, индивидуальные проекты детей (по желанию)

    1. Понятие «Клон»

Теория: Знакомство с понятием и назначением клонов, способами применения клонов при создании скриптов

Практика: Проект «Ремикс игры Pong» или аналогичный, индивидуальный проект детей (по желанию)

Раздел 7. Переменные в Scratch

    1. Создание переменной

Теория: Способы создания переменной при написании скриптов

Практика: Проекты «Вирусная атака», «Летающий бегемот (усложененный)» или аналогичные, индивидуальные проект детей (по желанию)

    1. Удаление переменной

Теория: Способы удаления переменной при написании скрипта

Практика: Проект «Съедобное-несъедобное» или аналогичный, индивидуальный проект детей (по желанию)

Раздел 8. Скроллинг

    1. Скроллинг горизонтальный

Теория: Понятие и назначение скроллинга. Приемы создания скроллинга

Практика: Проект «Путешествие пингвиненка»

    1. Скроллинг вертикальный

Теория: Понятие и назначение скроллинга. Приемы создания скроллинга

Практика: Проекты «Яблочный спас», «Викторина» или аналогичные, индивидуальные проекты детей (по желанию)

Раздел 9. Списки

    1. Понятие списков

Теория: Изучение понятия списков, способов их применения с написании скриптов

Практика: Поиск применения списков жизни и интеграция найденного в написание скриптов

    1. Создание и удаление списков

Теория: Изучение способов создания и удаления списков

Практика: Проект «Звездные войны» или аналогичный, индивидуальный проект управления платформой детей (по желанию)

Раздел 10. Циклы

    1. Понятие цикла

Теория: Изучение понятия цикла

Практика: Проекты «Круги разного размера и цвета», «Эмблема олимпийских игр» или аналогичные, индивидуальные проекты детей (по желанию)

    1. Конечный цикл

Теория: Изучение понятия конечный цикл

Практика: Проекты «Пешеходный переход», «Пирамидка», «Пунктир», «Ступени», «Цифры» или аналогичные, индивидуальные проекты детей (по желанию)

    1. Цикл в цикле

Теория: Изучение принципов применения цикла в цикле

Практика: Проекты «Квадрат из квадратов», «Квадрат из точек», «Снежинки», «Светофор», «Пьедестал», «Забор», «Цветочный базар» или аналогичные, индивидуальные проекты детей (по желанию)

Раздел 11. Программирование кнопок

Теория: Создание интерактивного управления спрайтами

Практика: Создание проектов с переодеванием и программирование редактора для рисования

Раздел 12. Создание конкурсного проекта в среде Scratch

Теория: Мозговой штурм, поиск идей

Практика: Самостоятельная работа учащихся под контролем педагога – создание индивидуального проекта


Раздел 13. Итоговое занятие. Презентация индивидуального проекта (демо-день) (2 часа)

Презентация и защита индивидуальных проектов детей, подведение итогов





Раздел 2. «Организационно-педагогические условия реализации программы»


2.1 Календарный учебный график

Календарный учебный график группы №1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастер Scratch»

1 год обучения:

Период обучения: с 15.09.2022 по 31.05.2023

Каникулярный период с 01.06.2023 по 31.08.2023

Месяцы обучения

Дата

Недели обучения

Очная форма обучения

ЭО и ДО

ИТОГО ЧАСОВ

Участие в мероприятиях

Аттестация (П/И)

Праздничные дни

Каникулярный период

Теория

Практика

Контроль

Теория

Практика

Контроль

сентябрь

15.09.2023-17.09.2023

1

1

1

К1

1

1

К1

2


 

 

 

18.09.2023-24.09.2023

2

1

1


1

1


2


 

 

 

25.09.2023-01.10.2023

3

1

1


1

1


2





октябрь

02.10.2023-08.10.2023

4

1

1


1

1


2


 

 

 

09.10.2023-15.10.2023

5

1

1


1

1


2


 

 

 

16.10.2023-22.10.2023

6

1

1


1

1


2


 

 

 

23.10.2023-29.10.2023

7

1

1


1

1


2


 

 

 

 

 

 

ноябрь

30.10.2023-05.11.2023

8

1

1


1

1


2


 



06.11.2023-12.11.2023

9

1

1


1

1


2


 

 07.11

Праздник 

13.11.2023-19.11.2023

10

1

1


1

1


2


 

 

 

20.11.2023-26.11.2023

11

1

1


1

1


2


 

 

 

декабрь

27.11.2023-03.12.2023

12

1

1


1

1


2


 

 

 

04.12.2023-10.12.2023

13

1

1

К2

1

1

К2

2


 

 

 

11.12.2023-17.12.2023

14

1

1


1

1


2


 

 

 

18.12.2023-24.12.2023

15

1

1


1

1


2


 

 

 

25.12.2023-31.12.2023

16

1

1


1

1


2


 



январь

01.01.2024-07.01.2024


-

-


-

-


-


 

01.01-07.01

Праздник

08.01.2024-14.01.2024

17

1

1


1

1


2

 

 

08.01

Праздник

15.01.2024-21.01.2024

18


2



2


2

 

 


 

22.01.2024-28.01.2024

19

1

1


1

1


2

 

 


 

февраль

29.01.2024-04.02.2024

20


2



2


2

 

 


 

05.02.2024-11.02.2024

21

1

1


1

1


2

 

 


 

12.02.2024-18.02.2024

22

1

1


1

1


2

 

 


 

19.02.2024-25.02.2024

23

2

-


2

-


2

 

 

23.02

 Праздник

март

26.02.2024-03.03.2024

24

-

2


-

2


2

 

 

 

 

04.03.2024-10.03.2024

25

1

1


1

1


2

 

 

 08.03

Праздник

11.03.2024-17.03.2024

26

-

2


-

2


2

 

 

 

 

18.03.2024-24.03.2024

27

2

-


2

-


2

 

 

 

 

25.03.2024-31.03.2024

28

-

2


-

2


2





апрель

01.04.2024-07.04.2024

29

-

2


-

2


2

 

 

 

 

08.04.2024-14.04.2024

30

1

1


1

1


2

 

 

 

 

15.04.2024-21.04.2024

31

-

2


-

2


2


 

 

 

22.04.2024-28.04.2024

32

-

2


-

2


2

 

 

 

 

 

 

 


май

29.04.2024-05.05.2024

33

-

2


-

2


2

 

 



06.05.2024-12.05.2024

34

-

2

К3

-

2

К3

2


 



13.05.2024-19.05.2024










 

 

 

20.05.2024-26.05.2024





-






 

 

27.05.2024-31.05.2024













ИТОГО:

 


26

42



26

42

68

 

 

 



Обозначения

К1

входной контроль

М

мероприятие

К2

контроль за I полугодие

П

праздничный день

К3

контроль по итогам года

ПА

промежуточная аттестация



Календарный учебный график группы №2

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мастер Scratch»

1 год обучения:

Период обучения: с 15.09.2022 по 31.05.2023

Каникулярный период с 01.06.2023 по 31.08.2023

Месяцы обучения

Дата

Недели обучения

Очная форма обучения

ЭО и ДО

ИТОГО ЧАСОВ

Участие в мероприятиях

Аттестация (П/И)

Праздничные дни

Каникулярный период

Теория

Практика

Контроль

Теория

Практика

Контроль

сентябрь

15.09.2023-17.09.2023

1

1

1

К1

1

1

К1

2


 

 

 

18.09.2023-24.09.2023

2

1

1


1

1


2


 

 

 

25.09.2023-01.10.2023

3

1

1


1

1


2





октябрь

02.10.2023-08.10.2023

4

1

1


1

1


2


 

 

 

09.10.2023-15.10.2023

5

1

1


1

1


2


 

 

 

16.10.2023-22.10.2023

6

1

1


1

1


2


 

 

 

23.10.2023-29.10.2023

7

1

1


1

1


2


 

 

 

 

 

 

ноябрь

30.10.2023-05.11.2023

8

1

1


1

1


2


 



06.11.2023-12.11.2023

9

1

1


1

1


2


 

 07.11

Праздник 

13.11.2023-19.11.2023

10

1

1


1

1


2


 

 

 

20.11.2023-26.11.2023

11

1

1


1

1


2


 

 

 

декабрь

27.11.2023-03.12.2023

12

1

1


1

1


2


 

 

 

04.12.2023-10.12.2023

13

1

1

К2

1

1

К2

2


 

 

 

11.12.2023-17.12.2023

14

1

1


1

1


2


 

 

 

18.12.2023-24.12.2023

15

1

1


1

1


2


 

 

 

25.12.2023-31.12.2023

16

1

1


1

1


2


 



январь

01.01.2024-07.01.2024


-

-


-

-


-


 

01.01-07.01

Праздник

08.01.2024-14.01.2024

17

1

1


1

1


2

 

 

08.01

Праздник

15.01.2024-21.01.2024

18


2



2


2

 

 


 

22.01.2024-28.01.2024

19

1

1


1

1


2

 

 


 

февраль

29.01.2024-04.02.2024

20


2



2


2

 

 


 

05.02.2024-11.02.2024

21

1

1


1

1


2

 

 


 

12.02.2024-18.02.2024

22

1

1


1

1


2

 

 


 

19.02.2024-25.02.2024

23

2

-


2

-


2

 

 

23.02

 Праздник

март

26.02.2024-03.03.2024

24

-

2


-

2


2

 

 

 

 

04.03.2024-10.03.2024

25

1

1


1

1


2

 

 

 08.03

Праздник

11.03.2024-17.03.2024

26

-

2


-

2


2

 

 

 

 

18.03.2024-24.03.2024

27

2

-


2

-


2

 

 

 

 

25.03.2024-31.03.2024

28

-

2


-

2


2





апрель

01.04.2024-07.04.2024

29

-

2


-

2


2

 

 

 

 

08.04.2024-14.04.2024

30

1

1


1

1


2

 

 

 

 

15.04.2024-21.04.2024

31

-

2


-

2


2


 

 

 

22.04.2024-28.04.2024

32

-

2


-

2


2

 

 

 

 

 

 

 


май

29.04.2024-05.05.2024

33

-

2


-

2


2

 

 



06.05.2024-12.05.2024

34

-

2

К3

-

2

К3

2


 



13.05.2024-19.05.2024










 

 

 

20.05.2024-26.05.2024





-






 

 

27.05.2024-31.05.2024













ИТОГО:

 


26

42



26

42

68

 

 

 



Обозначения

К1

входной контроль

М

мероприятие

К2

контроль за I полугодие

П

праздничный день

К3

контроль по итогам года

ПА

промежуточная аттестация




2.2 Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение:

- учебный кабинет, учебные столы, стулья;

- проектор, экран;

- компьютеры с установленной ОС Linux или Windows для каждого обучающегося и педагога;

- программы Adobe AIR и Scratch Offline Editor (бесплатно скачиваются с scratch.mit.edu).

Для реализации ЭО и ДОТ необходимо наличие ПК с выходом в Интернет, веб-камеры, микрофона.

Информационно-методическое обеспечение:

- инструкции по ТБ, ПБ, ПДД;

- методическое пособие «Алгоритм составления проекта в Scratch»;

- готовые демонстрационные проекты;

- планы занятий с демонстрационными проектами;

- карты диагностики успеваемости (Приложение А);

- таблица с критериями для оценки проектов (Приложение Б);

- план защиты проекта (Приложение В);

- план «Аттестационные мероприятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Мастер Scratch»» (Приложение Г);

- программирование в среде Scratch (Приложение Д);

- защита творческих проектов (Приложение Е).



2.3 Формы аттестации и оценочные материалы

Виды контроля:

Входной контроль – это оценка начального уровня образовательных возможностей учащихся при поступлении на обучение и ранее не занимающихся по данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе. Входной контроль проводится в форме викторины с обучающимися.

Текущий контроль – проводится при завершении каждого раздела программы для определения уровня усвоения программы каждым обучающимся, с занесением результатов контроля в диагностическую карту (Приложение А).

Ведение диагностических карт позволяет отслеживать динамику освоение Программы каждым обучающимся и позволяет сравнивать его достижения по отношению к другим учащимся и к самому себе.

Итоговый контроль – проводится в конце учебного года для определения уровня усвоения образовательной программы, с занесением результатов контроля в таблицу итогового контроля.

Итоговый контроль проводится поэтапно.

1 этап – выполнение задания «Кот в мешке» (Приложения Г и Д );

2 этап – защита индивидуального проекта (Приложение Е). Обучающимся предоставляется возможность выбора темы и сюжета собственного проекта, где необходимым условием является использование знаний пройденной темы при выполнении задание (Приложение Б).


Оценочные материалы итогового контроля

Для оценивания проектов созданных детьми заполняется таблица с критериями, за каждый из которых дается определенное количество баллов.

Основные критерии, по которым выставляются баллы:

1) соответствие проекта заданию; (0-2 баллов)

2) оригинальность идеи и содержания проекта; (0-5 баллов)

3) творческий подход; (0-5 баллов)

4) сложность проекта; (0-5 баллов)

5)качество исполнения — понятность интерфейса, дизайн, удобство структуры и навигации; (0-8 баллов)

6) качество алгоритмов (при наличии программирования); (0-10 баллов)

7) отсутствие ошибок в проекте; (0-5 баллов)

8) качество презентации — содержательность, логичность, креативность представления проекта. (0-5 баллов)

Баллы суммируются, и на основании этого делается заключение об уровне сложности и успешности выполненного проекта

Общая сумма:

17 и меньше – низкий уровень освоения программы;

18-25 – базовый уровень освоения программы;

26 и выше – высокий уровень освоения программы.

Результаты итогового контроля заносятся в таблицу (Приложение Б).

На основании созданных обучающимися проектов, заполненных диагностических карт, определяется уровни освоения Программы, условно разделяя достижения на продвинутый (п), базовый (б) и низкий (н) уровни.


2.4 Методическое обеспечение

Педагогические технологии, используемые в программе:

- Личностно-ориентированная технология.

- Игровая технология.

- Технология проблемного обучения.

- Технология проектной деятельности.

- Технология коллективно- творческой деятельности.


Методы обучения, используемые в программе:

- словесные

- наглядные

- практические

- репродуктивные

- объяснительно-иллюстративные.


Виды технологических платформ электронного обучения с применением ДОТ: кейс-технологии и сетевые технологии.

Кейс-технология основывается на использовании наборов (кейсов) текстовых, аудио-, видео- и мультимедийных учебно-методических материалов и их рассылке для самостоятельного изучения обучающимися при организации регулярных консультаций у преподавателя.

Сетевые технологии, использующие телекоммуникационные сети для обеспечения обучающихся учебно-методическим материалом и взаимодействия с различной степенью интерактивности между преподавателем и обучающимся. Сетевые технологии подразумевают асинхронные и синхронные.

Асинхронные технологии реализуют распределенное обучение, а синхронные – истинно дистанционное.

При реализации Программы в дистанционной форме используются следующие виды занятий:

- видеолекции (офлайн: предоставляются обучающимся в качестве ссылки на интернет-ресурс);

- видеолекции (онлайн: с использованием свободно распространяемых сред для проведения вебинаров);

- видеоконференции (офлайн: с использованием инструментов среды Moodle);

- чат (онлайн-консультации Вконтакте);

- видеоконсультирование (консультации посредством видеосвязи);

- участие в дистанционных конкурсах, конференциях;

- подготовка проектов.

Основными элементами организации электронного обучения являются:

  1. Многоканальность доставки образовательного контента обучающимся с помощью используемых ИКТ;

  2. в качестве средств доставки контента или обеспечения повышения эффективности могут выступать: локальная сеть, компьютеры и презентационное оборудование в совокупности с используемыми в процессе очных занятий презентациями, анимацией и пр.

  3. средства поддержки методической работы педагога при обучении в ИКТ-насыщенной среде (электронная библиотека, медиатека и пр.);

  4. расширенный набор средств удаленного взаимодействия обучающегося с педагогом: видеоконференции, электронная почта, социальные сети, месседжеры, образовательные интернет-ресурсы, трансляция или запись лекций;

  5. современные средства повышения эффективности оценивания результатов обучения, предполагающие включение контрольных элементов, использование компьютерного тестирования.


Раздел 3. «Воспитательная деятельность»


    1. Цель, задачи, целевые ориентиры воспитания

Воспитательная деятельность по Программе реализуется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, зафиксированными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года и на основе изменений, внесенных в Закон «Об образовании в Российской федерации» ФЗ № 304 от 31.07.2020 г. «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании» по вопросам воспитания обучающихся», который вступил в силу 1 сентября 2020 г. Календарный план воспитательной работы разработан в соответствии с основными направлениями воспитания обучающихся, планируемыми результатами развития личности обучающихся по программе «Мастер Scratch» и согласно «Рабочей программы воспитания» Дворца творчества, (принята на заседании педагогического совета протокол No 32 от 1.09.2021г)

«Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде» (ФЗ № 273, ст.2, п.2).

Цель воспитательной работы: Развитие высоконравственной, творческой, компетентной личности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества и на основе его базовых ценностей.

Основные задачи:

  1. Развитие общей культуры учащихся через традиционные мероприятия Дворца творчества

  2. Формирование у детей гражданско-патриотического сознания.

  3. Выявление и развитие творческих способностей, путем создания творческой атмосферы через организацию совместной творческой деятельности педагогов, учащихся и родителей.

  4. Создание условий, направленных на расширение кругозора, интеллектуальное развитие, на улучшение усвоения учебного материала.

  5. Пропаганда здорового образа жизни, профилактика правонарушений, социально-опасных явлений.

  6. Создание условий для активного и полезного взаимодействия МБОУ ДО «Дворец творчества детей и молодёжи имени В.М. Комарова» и семьи по вопросам воспитания учащихся.

Практические задачи:

  1. Выстраивание системы воспитательной работы согласно основным положениям Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года;

  2. Формировать у детей уважение к своей семье, обществу, государству, к духовно-нравственным ценностям, к национальному, культурному и историческому наследию;

  3. Организовать работу, направленную на популяризацию традиционных российских нравственных и семейных ценностей; создать условия для сохранения и поддержки этнических культурных традиций, народного творчества;

  4. Формировать у учащихся ответственное отношение к своему здоровью и потребность в здоровом образе жизни; прививать культуру безопасной жизнедеятельности, организовать работу по профилактике вредных привычек;

  5. Способствовать развитию у ребенка экологической культуры, бережного отношения к природе; развивать у детей стремление беречь и охранять природу;

  6. Вести работу, направленную на профилактику правонарушений, социально-опасных явлений на основе развития сотрудничества с социальными партнерами;

  7. Воспитывать у детей уважение к труду.


Целевые ориентиры

  1. Создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.

  2. Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, воспитание экологического сознания и экологического мышления, экологически грамотного отношения к природе.

  3. Формирование активной гражданской позиции и ответственности за природные и культурно-духовные богатства родного края.

  4. Формирование экологической культуры обучающихся, как основы бережного отношения к природе.


    1. Формы и методы воспитания

Особенности организуемого воспитательного процесса по Программе

Процесс воспитания в объединении осуществляется через досуговые мероприятия, организацию совместных дел, конкурсов, игр, викторин объединяющих детей, педагогов, родителей посредством ярких и содержательных событий, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу.

Методологическую базу воспитательной системы составляют следующие подходы:

Системный подход. Сущность подхода заключается в системном видении педагогических явлений и процессов, в различении отдельных компонентов системы и установлении между ними связей, в оценке результатов их взаимодействия и построении связей с другими внешними системами.

Личностно-ориентированный подход. Сущность подхода заключается в методологической ориентации педагогической деятельности, которая позволяет посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности. Этот подход связан с устремлением педагога содействовать развитию индивидуальности обучающегося, проявлению его субъективных качеств.

Средовой подход предполагает использование окружающей социальной среды, ее культурных и социальных объектов для гармоничного развития личности ребенка и воспитания гражданственности.

Рефлексивный подход позволяет использовать приемы рефлексии для формирования у ребенка потребности осуществлять самооценку своих отношений, результатов деятельности путем сравнения этих оценок с оценками окружающих людей, а также для дальнейшего корректирования собственной позиции.

Формы и содержание деятельности

  • Конкурс

  • Экскурсия

  • Беседа

  • Игра

  • Викторина

  • Трудовой десант

  • Мастер-класс

  • Выставка


    1. Условия воспитания, оценка результативности


Основные направления воспитания обучающихся, планируемые результаты развития личности обучающихся по Программе

Воспитательная деятельность по программе нацелена на перспективу развития и становления личности обучающегося.


Направления

Характеристики (показатели)

Гражданское, патриотическое воспитание

Знающий и любящий свою малую родину, свой край. Имеющий представление о своей стране, Родине-России. Понимающий значение гражданских символов (государственной символики России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества, проявляющий к ним уважение.

Духовно- нравственное

Понимающий ценность каждой человеческой жизни, Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь, выражающий неприятие любых форм проявления, причиняющего физический и моральный вред другим людям.

Экологическое

Понимающий зависимость жизни людей от природы, ценность природы, окружающей среды. Проявляющий любовь к природе, бережное отношение, непринятие действий, приносящих вред природе, особенно живым существам. Выражающий готовность осваивать первоначальные навыки охраны природы и действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами

Воспитание культуры здорового образа жизни и безопасности

Соблюдающий основные правила здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни в том числе в информационной среде. Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного поведения в быту, природе, обществе, навыками самоконтроля.

Трудовое воспитание

Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, народа, общества и государства. Проявляющий уважение к труду, людям труда, выражающий интерес участвовать в различных видах труда доступных по возрасту, трудолюбие, проявляющий интерес к разным профессиям,

Познавательное

Выражающий познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. Обладающий первоначальными представлениями о многообразии объектов и явлений природы.


Отслеживание изменений в личностном развитии происходит при помощи различных форм: собеседование, беседа, анкетирование; наблюдение; тестирование, проводимое во время занятий.


    1. Календарный план воспитательной работы


п/п

Название мероприятия, события

Сроки

Модуль

Практический результат, продукт, иллюстрирующий успешное достижение цели

1

Родительское собрание

сентябрь

Работа с родителями

Протокол

2

«Календарь профессий»

Сентябрь

Профориентация

Публикация в группу ВК

3

Международный День учителя

Октябрь

Выставки, концерты, спектакли, праздники

Подготовка поздравления

4

День Отца в России

Октябрь

Учебное занятие

Мероприятие

5

Безопасные каникулы

Последняя неделя октября

Профилактика

Беседа

6

День Матери

Ноябрь

Выставки, концерты, спектакли, праздники

Подготовка поздравления

7

День Героев Отечества

09.12

Учебное занятие

Фотоотчет

8

День Конституции РФ

12.12

Учебное занятие

Фотоотчет

9

Безопасные каникулы

Последняя неделя декабря

Профилактика

Беседа

10

Международный день памяти жертв Холокоста.

День полного освобождения Ленинграда отфашисткой блокады (1944)

27 января

Учебное занятие

Фотоотчет

11

День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества

15.02

Учебное занятие

Фотоотчет

12

День защитника Отечества

23.02

Выставки, концерты, спектакли, праздники

Подготовка поздравления

13

Международный женский день

08.03

Выставки, концерты, спектакли, праздники

Подготовка поздравления

14

День воссоединения Крыма с Россией

18.03

Учебное занятие

Фотоотчет

15

Всемирный День воды

22.03

Научно - исследовательская деятельность

Подготовка экспресс-проекта

16

Безопасные каникулы

Последняя неделя марта

Профилактика

Беседа

17

Межведомственная профилактическая акция «За здоровый образ жизни»

с 1 по 30 апреля

Профилактика

Беседа

18

День космонавтики. Гагаринский урок «Космос - это мы»

12.04

Научно - исследовательская деятельность

Подготовка экспресс-проекта

19

День Земли

22.04

Научно - исследовательская деятельность

Подготовка экспресс-проекта

20

Межведомственная профилактическая операция «Подросток»

С 1 по 31 мая

Профилактика

Беседа

21

День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

09.05

Научно - исследовательская деятельность

Подготовка экспресс-проекта

22

Безопасные каникулы

Последняя неделя марта

Профилактика

Беседа

23

Всероссийская акция «Внимание, дети»

май

Профилактика

Беседа

24

Родительское собрание

май

Работа с родителями

Протокол





Список литературы

Список литературы, рекомендуемый педагогу

  1. Голиков Д. В. и Голиков А. Д. Книга юных программистов на Scratch. Электронная книга, 2013г. — 134 с.: ил. http://scratch4russia.com/store/#!/Книга-юных-программистов-на-Scratch-1-4/c/11294030/

  2. Голиков Д. В. и Голиков А. Д. Программирование на Scratch 2. Делаем игры и мультики. Подробное пошаговое руководство для самостоятельного изучения ребёнком. Электронная книга, 2014. — 295 с.: ил.

  3. http://scratch4russia.com/store/#!/Программирование-на-Scratch-2-Часть-1-Формат-PDF/p/43882754/category=11294026

  4. Гребнев В. Б. Программируем в среде Scratch. Курс для обучающихся 4-х классов по программированию. — Старый Оскол, 2012г, 19 стр. : [Электронный документ]. Режим доступа: http://xn--90acabkb9cva.xn--p1ai/wp-content/uploads/2012/02/Grebnev_scratch_2012.pdf

  5. Громко Г. Ю. Программа курса Информатика 5-6 с использованием Scratch: [Электронный документ]. Режим доступа: http://wiki.scratchduino.ru/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0_%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B0_%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0_5-6_%D1%81_%D0%B8%D1%81%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5%D0%BC_Scratch

  6. Патаракин Е. Д. Учимся готовить в среде Скретч (Учебно-методическое пособие). М: Интуит.ру, 2008. 61 с.

  7. Презентация на тему: "Метапредметные результаты по ФГОС" Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/729747/.

  8. Сорокина Т.Е. Пропедевтика программирования со Scratch: Слово учителю, сетевое издание ГМЦ, 2014 г.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://slovo.mosmetod.ru/avtorskie-materialy/item/238-sorokina-t-e-propedevtikaprogrammirovaniya-so-scratch

  9. Александр Евгеньевич Бочкала Общедоступное программирование в Scratch [Электронный документ]. Режим доступа: http://scratch.uvk6.info/prodvinutyj-uroven

  10. Самоучитель для преподавателей и родителей [Электронный документ]. Режим доступа: https://cloud.mail.ru/home/%D0%94%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8B/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D1%83%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%20%D0%B8%20%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%B9%2037%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2.pdf 13


Список литературы, рекомендуемый обучающимся и родителям

  1. Scratch - среда визуального программирования: [Электронный документ]. Режим доступа: https://scratch.mit.edu/

  2. Голиков Д. В. и Голиков А. Д. Книга юных программистов на Scratch. Электронная книга, 2013г. — 134 с.: ил. http://scratch4russia.com/store/#!/Книга-юных-программистов-на-Scratch-1-4/c/11294030/



ПРИЛОЖЕНИЕ А

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе


Карты Диагностики усвоения программы обучающимися

по программе «Мастер Scratch»


№п/п

Ф.И.О. обучающегося

Тема №1

Примечания (копирование проекта с занятия или наличие своего проекта, вошел ли проект в портфолио у педагога)

Тема №2

Примечания (копирование проекта с занятия или наличие своего проекта, вошел ли проект в портфолио у педагога)

Уровень усвоения

Проявление активности, самостоятельности, креативности

Поощрение – лучший проект

Уровень усвоения

Проявление активности, самостоятельности, креативности

Поощрение – лучший проект

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













ПРИЛОЖЕНИЕ Б

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе


Таблица с критериями для оценки проектов

по программе «Мастер Scratch»


При оценке проектов учитываются следующие критерии:

- соответствие работы заданию (0-2 балла);

- оригинальность идеи и содержание проекта (0-5 баллов);

- творческий подход (0-5 баллов);

- сложность проекта (0-5 баллов);

- качество исполнения – понятность интерфейса, дизайн, удобство структуры и навигации (0-8 баллов);

- качество алгоритма (0-10 баллов);

- отсутствие ошибок в программе (0-5 баллов).


№ п/п

Название проекта

соответствие работы заданию

(0-2 балла)

оригинальность идеи и содержание проекта

(0-5 баллов)


творческий подход

(0-5 баллов)


сложность проекта

(0-5 баллов)


качество исполнения, понятность интерфейса, дизайн, удобство структуры и навигации

(0-8 баллов)


качество алгоритма (0-10 баллов)


отсутствие ошибок в программе (0-5 баллов)


Заключение






















ПРИЛОЖЕНИЕ В

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе


План презентации проекта

по программе «Мастер Scratch»


  1. Мой проект называется: __________________________

  2. Это(игра или мульфильм) - _______________________

  3. При создании программы я использовал такие приемы, как ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. В моем проекте задействовано ___ спрайтов, которые нарисованы мной

  5. Краткое содержание моего проекта (кратко передать идею мультфильма/объяснить правила игры)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ПРИЛОЖЕНИЕ Г

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе


Аттестационные мероприятия

по программе «Мастер Scratch»

(итоговая аттестация)


1 этап. «Scratch в мешке»

Обязательный для всех обучающихся.

Дата проведения:


Цель:

Выявить уровень освоения учащимися базовых знаний, умений и навыков по образовательной общеразвивающей программе технической направленности «Программирование в среде Scratch»

Задачи:

1. Определить уровень базовых знаний, умений и навыков у обучающихся на конец учебного года.

2. Провести анализ работы образовательной общеразвивающей программы технической направленности «Мастер Scratch» на степень доступности для учащихся разного уровня подготовленности к занятиям техническим творчеством.

Форма проведения:

Игровая, соревновательная, индивидуальная

Содержание:

1. Педагогом готовятся задания, на карточках записывается номер задания, которое предстоит выполнить учащемуся. Задание включает в себя все знания, умения и навыки, которыми должен владеть учащийся после изучения программы. Количество карточек — 8-10. Задание представляет собой небольшой видеоролик интерактивной анимации на Scratch без кода. Учащимся предлагается создать точно такую же интерактивную анимацию на Scratch.

2. Учащиеся по очереди вытягивают задания из игрового «Мешочка».


3. На выполнение задания и его проверку отводится 1 занятие.

4. По истечении времени, отведенного на подготовку, проводится защита своего проекта. Очередность защиты определяется номером выбранного задания. Во время защиты все учащиеся и педагог слушают выступающего, педагоги оценивают результат его работы на соответствие заданным условиям задачи. Все результаты: программы, фото результаты сохраняются у педагога на случай разрешения спорных ситуаций.

5. Оценка результатов производится в соответствии с критериями оценки образовательной общеразвивающей программы.


  • Если задание выполнено полностью и соответствует условиям задачи, то учащийся получает зеленый жетон.

  • Если задание выполнено частично и больше правильного в решении, учащийся получает желтый жетон.

  • Если задание не выполнено совсем или выполнено частично и больше неправильного, то учащийся получает красный жетон.

Дополнительное материальное обеспечение:

1. 12 карточек с номерами для видеозаданий

2. 12 видеозаданий

3. По 24 красных, желтых, зеленых жетонов для подведения итогов занятия.

4. Игровой мешочек.


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе


Критерии оценки итоговой аттестации

Уровень освоения программы «Мастер Scratch»

№п/п

Ф.И.О. обучающегося

Команды блока «движение»

Команды блока «управление»

Команды блока «внешность»

Команды блока

«перо»

Команды блока «операторы»

Команды блока «сенсоры»

Команды блока «события»

Уровень освоения

Заключение



























































































ПРИЛОЖЕНИЕ Е

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе


Критерии оценки итоговой аттестации

по программе «Мастер Scratch»


2 этап. Защита творческих проектов

Дата проведения:


Цель:

Увидеть практическое применение знаний, умений и навыков, полученных учащимися по общеобразовательной общеразвивающей программе технической направленности «Мастер Scratch» c точки зрения реализации творческих проектов.

Задачи:

1. Определить уровень базовых знаний, умений и навыков у обучающихся на конец учебного года.

2. Провести анализ работы образовательной общеразвивающей программы технической направленности «Мастер Scratch» на степень доступности для учащихся разного уровня подготовленности к занятиям техническим творчеством.

3. Выбрать творческе проекты для презентации их на «Демо-дне».

Форма проведения:

Игровая, соревновательная, индивидуальная, проектная

Содержание:

1. Создать собственный проект, воплотив в нем всю свою фантазию и знания. Проект, который удивит.

2. На подготовку проектных работ учащимся дается не менее 6 академических часов.

3. По истечении времени, отведенного на подготовку, проводится защита проекта.


4. Оценка результатов.

Критерии оценки:

1) соответствие проекта заданию; (0-2 баллов)

2) оригинальность идеи и содержания проекта; (0-5 баллов)

3) творческий подход; (0-5 баллов)

4) сложность проекта; (0-5 баллов)

5) качество исполнения — понятность интерфейса, дизайн, удобство структуры и навигации; (0-8 баллов)

6) качество алгоритмов (при наличии программирования); (0-10 баллов)

7) отсутствие ошибок в проекте; (0-5 баллов)

8) качество презентации — содержательность, логичность, креативность представления проекта. (0-5 баллов)


В оценке результатов принимают участие педагог и гости, присутствующие на занятии.

Дополнительное материальное обеспечение:

1. Оценочные листы для жюри.

2. Планы презентаций для учащихся.


Общие критерии оценки освоения общеобразовательной общеразвивающей программыт «Мастер Scratch» по итогам двух этапов аттестации

Заключение об уровне усвоения программы делается на основании набранных баллов:

18 баллов и меньше — низкий уровень

от 19 до 37 баллов — базовый уровень

37 баллов и выше - продвинутый


Оценка творческих проектов по общеобразовательной общеразвивающей программе

«Мастер Scratch»


  1. этап


№ п/п

Ф.И.

обучающегося

Критерии оценки

Заключение

Соответствие

проекта

заданию

(0-2 баллов)

Оригиналь-

ность идеи

и

содержания

проекта

(0-5 баллов)

Творческий

подход

(0-5 баллов)

Сложность

проекта

(0-5 баллов)

Качество

исполнения

(0-8 баллов)

Качество

алгоритмов

(0-10 баллов)

Отсутствие

ошибок в

проекте

(0-5 баллов)

Качество

презентации

(0-5 баллов)





































































Сохранить у себя:
ДООП "Мастер Scratch"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки