|
| |
|
|
29.03.2022
Утвержден: руководитель ШМО_________
Доклад
Выступления на педагогическом совете
на тему: «Самообразование учащихся на уроках математики.»
Подготовила: учитель
математики
Исейханова Венера Маликовна .
МКОУ «Ахтынская СОШ№1»
Сколько работаю в школе, а работаю 33 года, я давно поняла, только самостоятельно работая учащиеся приобретают знания.
Еще Л.Н. Толстой говорил: «Знания только тогда знания, когда они приобретены усилиями своей мысли».
В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информаций. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимчивость, способность ориентироваться, быстро и безошибочно принимать решение. А это не возможно без умения работать творчески.
Математика является наиболее удобным предметом для развития творческих способностей учащихся. Этому способствует логическое построение предмета, четкая система упражнений, для закрепления полученных знаний и абстрактный язык математика. Самое сложное в математике научить решать задачи. Математика учит аргументировать, выделять главное, существенное, умение рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, обобщать и применять их при решении конкретных вопросов. Поэтому в своей работе стараюсь обучать школьников разумной организации своего труда методом самообразования. Сущность самостоятельной работы состоит в том, что она выполняется учеником без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его управлением и контроля.
Самостоятельные работы подразделяю: на обучающие и контролирующие, на творческие и репродуктивные, устные и письменные, на общие, групповые и индивидуальные, на классные и домашние. Из своего опыта я хочу выделить следующие способы организации самостоятельных работ:
По образцу
По инструкции и алгоритму
По готовым схемам, чертежам, графикам
С указанием к решению
Вариативные
С промежуточными записями
Математические диктанты
Лабораторные работы
Тестовые опросы
Экспресс-диктант
Опрос эстафета
Опрос игра
Работа с учебником и со справочной литературой
Работа с взаимопроверкой и самопроверкой
Эвристические
Сочинения
Рефераты
Доклады и т. д.
Я думаю, что перечень самостоятельных работ нельзя считать завершенным все зависит от творчества учителя. Приведу краткие пояснения некоторых из них:
Самостоятельная работа по образцу, заготовленному на доске или на карточке. Учащиеся выполняют аналогичное задание с измененными данными цель работы: закрепление изученного материала, например, формул, решение типовых задач.
Вариативная (управляемая) самостоятельная работа
Обычно состоит из 3-4 последовательных заданий, где решение каждого последующего опирается на результат предыдущего. Учащиеся, решив первый пример, сверяют результат с ответами ко всем примерам. Если ответ не совпадает ни с одним , то учащийся возвращается к решению, исправляет ошибку и только тогда приступает к решению второго примера.
Такие работы развивают внимательность и самоконтроль.
Математический диктант
Давно оправдавшая себя форма самостоятельной работы. Он может носить как контролирующий, так и обучающий характер. Математический диктант предусматривает несколько заданий. Текст вопросов, легко воспринимаемый на слух, требует краткого ответа и несложных вычислений. Для проведения диктанта можно использовать звукозаписи, что позволяет проводить двух вариантные диктанты (например, мужской голос читает I в., женский II в) это дает время на выполнения задания учащимся одного варианта, пока другой вариант слушает свое задание.
Экспресс-диктант
Проводится как обычный диктант, но ответы записываются учащимися в двух экземплярах (под копирку). Контрольный экземпляр сдается преподавателю, по оставшемуся экземпляру идет фронтальная проверка. Достоинством такой работы является быстрая обратная связь.
Самостоятельная работа с выборочной системой ответа
Заключается в том, что предлагаемым вопросам или примерам дают несколько вариантов ответа, из которых учащиеся выбирают верный. Для уменьшения вероятности угадывания ответа применяются некоторые методы усовершенствования системы:
Последовательное предъявление вариантов ответа.
Введение дополнительных пунктов ответа «не знаю», «правильного ответа нет»
Мотивировка к выбранному ответу.
Увеличенный выборочный набор настолько большой, что угадывание практически невозможно.
Опрос-эстафета
Проводится как соревнование трех команд. По указанию учителя учащиеся выходят по одному из команды, выполняют часть примера своего варианта и передают «эстафету» следующему по команде.
При оценке учитывается не только скорость выполнения задания, но и качество решения. Такие работы вызывают интерес и активизируют работу учащихся. Для активизации работы учащихся с успехом применяю работы – пяти минутки, проводимые в начале урока, для установления рабочего настроя учащихся или в конце урока для подведения итогов занятия. Такие самостоятельные работы значительно повышают внимание учащихся на уроке.
Творческие самостоятельные работы
Включающие возможность решения задач несколькими способами, составление задач и примеров самими учащимися и т.п. наиболее важны из всех видов самостоятельных работ.
Высокая степень самостоятельности и самообразования проявляются на уроках геометрии в 9 классах. У каждого опытного учителя свои формы работы. Это я знаю из личного опыта, и активно пользуюсь своими методами и приемами обучения учащихся, и хочется поделиться с молодыми учителями.
Этапы работы учителя
1 этап :
Всю программу по геометрии с 7 по 9 класс разбиваю на темы, знакомлю с ними учащихся через лист учета на большом стенде.
Готовлю пособия по теории, т.к. в учебнике Л. С. Атанасян иногда теоретический материал бывает трудно доступен для учащихся .
Затем к каждой теме даю образцы решения (примерно 10 и более) заданий.
Предлагаю ученикам для самостоятельного решения задачи 1 ступени, где даны только ответы.
Даны задачи 2 ступени без ответов.
Подобраны контрольные работы из дидактического пособия.
Этапы работы ученика
2 этап:
Учащиеся изучают теоретический материал, начиная с 1 темы, сдают зачет, их ответы фиксируются на листе учета.
Затем они получают допуск к образцам решений, результат аккуратности, правильности выполнения оценивается и учитывается в листе учета также.
Выполнившие эти задания допускаются к самостоятельному решению задач 1 ступени, в которой даются ответы. Выполнение также оценивается.
Что дает эта кропотливая работа?
Очень многое и для слабых, и для сильных учеников.
Слабому можно помочь, может быть, и не один раз, некоторому достаточно только лишь намекнуть. Ученик постоянно сам обращается к учебнику, к пособию, ищет ответы на поставленные вопросы. В классе ученик может встать, свободно подойти к товарищу, к учителю, не боятся. Нужно вовремя похвалить. На психологию общения с детьми необходимо обращать особое внимание. Их общение, ходьба по классу не отвлекает, не мешает, все заняты.
Общая атмосфера доброжелательности, внимательности к каждому ученику в классе – одна из движущих сил в этой работе. Какой бы ни был ученик, он всегда не хочет быть хуже других, и помочь ему в этом основная задача учителя, и если это сделать, то такой ученик будет работать изо всех сил.
Это совсем не означает, что на уроке царит вседозволенность, и списывание. Ребята, понимают, что работать необходимо сознательно и разбираться основательно, так как контрольные работы они выполняют совершенно самостоятельно по индивидуальным карточкам, без посторонней помощи. Доброжелательность в работе и строгость в ее оценке способствуют тому, что все на уроке работают. Ученик, работает, он заранее знает, что будет у него на уроке. По сути дела идет один непрерывный урок погружения, который начался 1 сентября и закончился в мае. Организовывать учащихся не надо. Домашнее задания отпадают. Ученик ежедневно выбирает свой темп с учетом своих возможностей – это его воспитывает и дисциплинирует.
Учитель уходит с первого плана, в центре – ученик, но учитель работает дистанционно , приводя в движение ум, совесть и души детей. Эта работа увлекает даже взрослых, умудренных опытом учителей, не говоря уже о детях. Радует, что многие учителя, сохраняя традиции преемственности, используют в своей работе крупицы учительского опыта, откуда бы он ни пришел. Ведь приобретенные человеком знания определяют качество его деятельности и обогащают его опыт.
Такой метод работы успешно готовит всех учащихся к экзаменам и в том числе одаренных детей к математической олимпиаде.