Доклад "Основные направления здоровьесберегающей деятельности учителя"

Цель здоровьесбережения – обеспечить ребёнку возможность сохранить своё здоровье на каждом уроке в школе, сформировать у него необходимые знания по здоровьюсбережению, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Содержимое разработки


Доклад

«Основные направления

здоровьесберегающей деятельности учителя»




Здоровье так же заразительно, как и болезнь.

 Р. Роллан


Современное состояние человеческого общества, его быстрые темпы развития предъявляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания. Сохранение здоровья учащихся и форми­рование потребности в здоровом образе жизни — важнейшая задача начальной школы. Существует много определений понятия здоровья. Что же это такое? Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Признаками здоровья являются показатели роста и развития, функциональное состояние и резервные возможности человеческого организма. По данным НИИ педиатрии, 20% детей в возрасте 6-7 лет не готовы к обучению в школе, а 30-35% дошкольников уже имеют хронические заболевания.

Цель здоровьесбережения – обеспечить ребёнку возможность сохранить своё здоровье на каждом уроке в школе, сформировать у него необходимые знания по здоровьюсбережению, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Важный принцип здоровьесбережения состоит в оценке учителем того, какой ценой для здоровья каждый конкретный учащийся, с учётом всех индивидуальных особенностей и состояния здоровья, должен расплатиться за полученные на уроке знания, умения и навыки. Ученик, для которого школа – тяжёлое и неприятное испытание, каждодневно оставляет в её стенах частичку своего здоровья.


Известно, что урок остаётся основной организационной формой образовательного процесса.

Важной частью здоровьесберегающей работы в школе является рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние здоровья и учащихся.

Остановлюсь на требованиях, которые следует соблюдать учителю к уроку с позиций здоровьесбережения:

  • Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т. д.

  • Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма: 4—7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников.

  • Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма — 7—10 минут.

  • Количество видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т. д. Норма: не менее трех.

  • Чередование видов преподавания. Норма: не позже чем через 10—15 минут.

  • Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они действительно превращаются из «потребителей знаний» в субъекты действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т. д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучения действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки).

  • Место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами).

  • Поза учащихся, чередование позы (наблюдает ли учитель реально за посадкой учащихся; чередуются ли позы в соответствии с видом работы).

  • Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке физминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.

  • Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности к здоровому образу жизни.

  • Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т. п.

  • Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учениками (комфорт — напряжение, сотрудничество — авторитарность, индивидуальные — фронтальные, учет возрастных особенностей: достаточный — недостаточный); между учениками (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, заинтересованность — безразличие, активность — пассивность).

  • Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворения, музыкальная минутка и т.п.
    В конце урока обратить внимание на следующее.

  • Плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма: не менее 60% и не более 75—80%.

  • Темп окончания урока:

быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев записывание домашнего задания;

спокойное завершение урока, учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, педагог комментирует заданное на дом задание, учитель и учащиеся прощаются.

задерживание учащихся в классе после звонка (на перемене).

Структура рациональной организации урока

Факторы урока

Уровень гигиенической рациональности урока

1

Плотность урока, т. е. количество времени, затраченное школьниками на учебную работу.

Не менее 60% и не более 75%

2

Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др

4-7

3

Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности

Не более 10 минут

4

Частота чередования видов учебной деятельности

Смена не позднее, чем через 7-10 минут

5

Число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа

Не менее 3

6

Наличие эмоциональных разрядок (число) шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, известное высказывание (афоризм) с комментарием, небольшое стихотворение, музыкальная минутка и т.п.

2-3

Таблица заимствована у Н.К. Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные технологии»

Данная структура оптимально подходит для проведения уроков, позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.

Рациональное чередование видов деятельности помогает избежать снижения внимания, усталости. Разнообразие типов взаимодействия на уроке обеспечивает активный стереотип поведения учащихся на уроке и снимает усталость, делает урок более эмоциональным.

А значит, дети будут здоровы и успешно учиться.

Организуя воспитательно-образовательный процесс в школе необходимо обратить внимание на создание рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий.

Являясь основным организационным документом общеобразовательной школы, расписание уроков определяет характер и продолжительность учебной нагрузки учащихся в школе и дома на протяжении дня, недели. От учебного расписания во многом зависит динамика учебной активности и умственной работоспособности учащихся. А это, в свою очередь, либо предотвращает, либо способствует наступлению таких опасных для здоровья школьников состояний, как утомление и переутомление.

В современной школе составляется оптимальное учебное расписание, которое создает наилучшие в конкретных обстоятельствах условия для ее нормального функционирования и сохранения здоровья учащихся, но не является идеальным. Как правило, оно не соответствует гигиеническим требованиям и является фактором риска для здоровья учащихся.

Негативные для здоровья учащихся последствия такого учебного расписания часто усугубляются еще и тем, что многие учителя не видят место своего предмета в системе учебного дня конкретного класса, а, следовательно, не учитывают предыдущую и последующую нагрузку учащихся, не анализируют и не прогнозируют динамику их учебной активности и умственной работоспособности на своем уроке, не замечают время наступления утомления.

Одним из направлений в здоровьесберегающей деятельности учителя должна стать организация правильного режима дня, т.к. режим влияет на здоровье, учебу. Учитель с помощью медицинских работников и родителей может помочь детям проанализировать свой распорядок дня, скорректировать его, более рационально выстроить режим дня дома. Регулярные занятия спортом, организуемые учителями физической культуры и начальных классов школы, и родителями, веселые спортивные соревнования между классами, выполнение различных специальных комплексов упражнений, совместные прогулки, экскурсии на природу, походы, соблюдение режима дня - все это помогают снизить утомляемость, усталость, справляться с учебными нагрузками, а значит, добиваться успеха.

Начало школьного обучения связано не только с изменением режима ребёнка, уклада его жизни, но и ведёт к повышению заболеваемости. Младший школьный возраст составляет период активного совершенствования мышечной и костной системы. Кости детей при длительных напряжениях и неправильных положениях тела легко подвергаются искривлению. Неуравновешенность ЦНС обуславливает её быструю утомляемость, повышенную возбудимость, кратковременность активного внимания. С учётом физиологических возможностей детского организма для учеников 1-х классов продолжительность урока составляет 35 минут. Для снятия утомления и повышения работоспособности школьников рекомендуется в обязательном порядке проводить физкультминутки в начальной школе. Самая утомительная нагрузка в начальной школе, является нагрузка, связанная с поддержанием рабочей позы на уроке.

На уроке можно использовать элементы зрительно-пространственной активности – это работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. Ещё вариант зрительно-пространственной активности детей – использование разных видов траекторий, по которым дети «бегают» глазами. Учащиеся «пробегают» глазами по заданному направлению, обязательно стоя. Можно использовать гимнастику для глаз во время динамических пауз на уроке.

Хочется сказать ещё о том, что высок процент дошкольников с нарушением телосложения и осанки. Развитию дефектов осанки способствуют и несоответствующая мебель, и неудобная одежда, неправильные позы и привычки детей (например, садятся на согнутую под себя ногу). С приходом ребят в школу, проблем с осанкой становится больше. Наблюдается искривление позвоночника (сколиоз), плоскостопие и ассиметричное положение плеч.

Основными средствами формирования правильной осанки и коррекции её нарушений являются занятия физическими упражнениями.

Возможным является и использование на уроке такого лечебного и оздоровительного метода, как релаксация. Релаксация – это один из путей преодоления внутреннего напряжения, основанный на более или менее сознательном расслаблении мышц. Наши дети каждый день испытывают на себе повышенные психические и физические нагрузки. Обучая детей методам релаксации, учитель помогает им снять внутреннее мышечное напряжение, успокоиться, тем самым привести нервную систему и психику в нормальное состояние покоя.

В основу организации физкультминуток с младшими школьниками можно положить дыхательную гимнастику Стрельниковой. Данную дыхательную гимнастику можно сочетать с элементами самомассажа. В комплекс включены упражнения дыхательной гимнастики, улучшающие кислородный обмен, дающее хороший оздоровительный эффект. Особенностью этой методики является сочетание дыхательных циклов с движениями тела ребёнка. Упражнения дыхательной гимнастики Стрельниковой активно включает в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной и плечевой пояс и вызывают общую физиологическую реакцию всего детского организма. Конечно, необходима мотивация для выполнения дыхательной гимнастики. У учащихся начальных классов отсутствует мотивация сохранения и укрепления своего собственного здоровья. Поэтому следует провести вводную беседу о важности таких упражнений.

Немаловажную роль в деятельности учителя занимает обучение ребёнка общеучебным принципам, современным системам и методам охраны и укрепления здоровья.

Каждый учитель в процессе преподавания своей дисциплины должен уметь и стремиться приводить примеры, отмечать закономерности, связанные с вопросами здоровья, возможностями его сохранения и укрепления. Необходимо добиваться понимания каждым ребёнком того, что как он будет относиться к своему здоровью, так и будет происходить процесс обучения, воспитания и его дальнейшая жизнь. Учить правильно оценивать своё физическое, психическое и душевное состояние, правильно организовывать учебную и внеурочную деятельность. Формировать у учащихся правильную осанку – одна из ключевых задач здоровьесберегающих технологий, сюда же относятся здоровое питание, категорический отказ от курения, алкоголя и наркотических (психотропных) веществ, негативное отношение к таким продуктам как «Кока-кола», всевозможные чипсы и других продуктов того же плана. Правильно организовывать режим труда и отдыха, режим питания, режим сна, личной гигиены. Учащимся необходимо давать знания по поведению в чрезвычайных ситуациях, мерах и профилактике травматизма, факторах, разрушающих здоровье. Телевидение и компьютер отнимают у учащихся много времени. Подвижные игры, прогулки на свежем воздухе, нормальный и полноценный сон отодвигаются на задний план. Отсюда вытекают перегрузки, нервозность, неадекватное поведение. Нам педагогам просто необходимо объяснять учащимся о вредности ряда программ, непримиримого отношения к ним. Советовать какие передачи и сколько времени смотреть. Это образовательные передачи о природе, передача «Галилео», и другие. Рекомендовать соответствующую литературу, проводить классные часы, игры, диспуты, поддерживать тесный контакт с родителями, которых учить объяснять своим детям о важности ответственного отношения к своему здоровью и т.д.

Итак, если правильно организовать деятельность на уроке, а именно, строго дозировать учебную нагрузку, строить урок с учётом динамичности учащихся, их работоспособности, соблюдать гигиенические требования, соблюдать режим дня, создать рациональное расписание учебных занятий, обучать ребёнка способам и методам охраны и укрепления здоровья, то здоровье детей можно сберечь.

Кратко можно суммировать основные рекомендации   по организации здоровьесберегающей деятельности в школе следующим образом:

  • Ребёнок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

  • Каждый урок должен оставлять в душе ребёнка только положительные эмоции.

  • Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищённости и, безусловно, интерес к уроку.




7



Содержимое разработки

2


Здоровьесберегающий потенциал школьного урока

Базовые

потребности

учащегося

Школьные

факторы риска

Здоровьесберегающая

деятельность педагога


Самоактуализация

(уважение к себе,

самоосуществление)


Ценности и цели «знаниевой» педагогики – обеспечить адаптацию к требованиям общества за счет:

 освоения учащимися предметно-дисциплинарных знаний, умений и навыков (результат обучения);

 освоения учащимися морально-нравственных норм (результат воспитания)

Ценности и цели личностно-ориентиро-ванной педагогики – создать условия для развития личности ребенка за счет:

 обеспечения личностного смысла образования (ориентация на потребности и интересы учащихся);

 деятельностного подхода к обучению (освоение способов деятельности);

 развития самостоятельности мышления (умения принимать собственные решения)



Уважение

(одобрение, благодарность, признание)




Общения

(привязанность, причастность к группе)


 репродуктивно-иллюстративный подход к обучению;





 монологический характер обучения

 кооперативное обучение (создание ситуаций обучающего взаимодействия учащихся);

 создание субъектных ситуаций деятельности учащихся (самодеятельности);

 диалогическое взаимодействие педагога и учащегося;




Безопасность

(физическая и психологическая)

 неадекватные возможностям учащихся методы обучения и уровень требований


 произвольное оценивание через отметку и словесную характеристику





 соревновательный характер обучения


 соответствие обучения возрастным особенностям учащихся

 индивидуально-дифференцированный подход к обучению

 безопасное оценивание (эффективная обратная связь)

 создание условий для оценочной самостоятельности учащихся

 доброжелательное, поддерживающее отношение учителя к учащимся

 организация отношений поддержки, сотрудничества, взаимопомощи между учащимися

Физиологические

(пища, отдых, движение, кислород)


 перегрузка






 гиподинамия




 неудовлетворительное состояние школьной среды

 соблюдение требований к объему учебной нагрузки (в т.ч. дом.заданий)

 рациональное чередование учебной нагрузки (учебный режим)

 обоснованное применение средств обучения, в т.ч. ТСО и ИКТ

 использование приемов психологической разгрузки, разгрузки органа зрения, динамических нагрузок

 соблюдение требований к состоянию учебных помещений (мебель, освещенность, воздушно-тепловой режим)

М.Г. Колесникова. Здоровьесберегающая деятельность учителя // Естествознание в школе. №5, 2005. с.50-56


Сохранить у себя:
Доклад "Основные направления здоровьесберегающей деятельности учителя"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки