Ковалева Татьяна Владимировна
О профессиональном воспитании в школе
1. Попытайтесь дать свое понимание профессионального воспитания и его отличия от воспитания в целом.
2. Написать педагогическое сочинение на тему «Для чего в средней профессиональной школе необходимо говорить о воспитании будущих рабочих специалистов?» (объем 1-2 листа). Может быть, в профессиональной школе главное, – это сформировать профессиональную компетентность и компетенции?
В энциклопедическом словаре Ф.Брокгауза и И.Ефрона дано изложение понятия «воспитание». Оно определено следующим образом: Воспитание (в широком смысле), это воздействие на человека или на какой-нибудь другой организм как других людей, так и всех окружающих их условий, воздействие, способствующее развитию данного человека или вообще организма.
Воспитание ребенка в целом, я в этом убеждена, начинается еще в утробе матери. Что мы знаем о внутриутробной жизни человека? Какие законы там действуют? Каждая отдельная человеческая жизнь начинается с самого начала, с оплодотворения, и что эта человеческая жизнь является непрерывным процессом с этого момента и до самой смерти. Плод обладает высоким интеллектом.
Нервная ткань эмбриона «открыта» для общения с матерью через образующиеся в мозгу химические соединения, называемые «нейротрансмиттерами». Это означает, что эмоциональное состояние матери может влиять на не родившегося ребенка почти с самого зачатия.
Если мать находится в постоянном беспокойстве, собственная среда обитания ребенка оказывается зараженной страхом и враждебностью, печалью и гневом.
Исследовано, что женщина, брак которой несчастлив, на 237 % больше рискует выносить ребенка с физическими и психологическими проблемами, чем женщина, живущая в спокойной обстановке.
Человеку на протяжении всей жизни нужна любовь. Особенно в любви нуждаются дети. Только семья может дать ребенку любовь. Общество несовершенно, чтобы это сделать. Это видно на примере брошенных детей. Сироты сильно отличатся от детей, которые выросли в семье, пусть даже с одним родителем. «Семейные» дети более сообразительные, терпеливые, сострадательные, понимают критику в их сторону, к ним легко найти подход. С выросшими в детском доме детьми, куда сложнее общаться.
Сегодня мы живет в условиях, когда на нас воздействует среда. Достаточно включить телевизор. То, что там показывают, нам кажется канон для всех. Но там нет нормы, там жизнь без правил, там нет нравственных ценностей, там все направлено на разжигание похоти. Наша православная религия предков учить, что жить надо не по закону плоти (тело из хаоса создано), не по законам страстей, а по закону совести.
Чаще всего человек делает выбор в плохую сторону. Почему? – Там легче жить, там больше наслаждений, там инстинкт. А дети в возрасте 12-18 лет не понимают, что с ними происходит. Как такового разъяснения для детей нет в этом направлении. Учит телевизор и улица.
Поэтому очень важно, чтобы начиная с самого раннего детства, ребенок получал духовное и нравственное просвещение, в том числе и за счет преподавания основ православной культуры, использования опыта православного воспитания в России. Когда он вырастит – будет поздно.
Сегодня материальное благосостояние людей разное. Дети это очень хорошо видят. На мой взгляд, это хорошо, что молодёжь волнует проблема благополучия, наличие постоянной работы, достойной заработной платы, - есть к чему стремиться. Ведь без денег невозможно жить. И, с другой стороны, общество, скорее ее «золотая часть», обезумело в погоне за приобретениями, до ненормальности! Человеку не так много надо. Современной молодежи нет достойных примеров для подражания, а без них воспитание невозможно. Страшно становится, что нравственное развитие молодежи находится на низком уровне, а духовного совершенства достичь – и не хватит всей жизни. Когда человек вырос, внутренний мир его сформирован, его бесполезно перевоспитать, если только он сам этого захочет.
Действительно, человек, лишенный нравственного чувства, опасен для окружающих. Если он специалист среднего звена, последствия его деятельности уже могут быть плачевными для многих других людей. А что будет, если безнравственен человек, владеющий новейшими технологиями? Такой профессионал несет в себе потенциальную угрозу для всего человечества.
И перед профессиональными образовательными учреждениями встает важнейшая задача - воспитать не только высокоинтеллектуальную, но и высоконравственную личность. Работодатели ждут не только специалистов, но, прежде всего, добросовестных, имеющих высокий уровень ответственности за свою работу, следующих указаниям профессиональной совести.
Под «профессиональным воспитанием» подразумевается формирование личности будущего работника, развития его интереса к профессии и других профессионально важных качеств.
Добросовестный, ответственный человек обычно старается овладеть профессией, специальностью, осознает, что важен не диплом в кармане, а знания в голове, умения творить руками.
Поэтому в профессиональной школе главное, – это не только сформировать профессиональную компетентность и компетенции, но и воспитать любовь к Родине, уважение к обычаям своих предков; пробудить гордость к своему народу, пробудить нравственные чувства. Привить: любить Отечество, желать ему благоденствия, желать расцвета России.