Доклад на тему: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Доклад на тему:

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Содержимое разработки

Доклад на тему:

Развитие орфографической зоркости
на уроках русского языка.

Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач учителя начальных классов на уроках русского языка. И меня, как и всех учителей, волновал вопрос и продолжают волновать вопросы: «Как научить учеников грамотно и безошибочно писать? Как развивать орфографическую зоркость?»

Как и многих учителей начальных классов меня волновала и волнует проблема: безграмотного письма учащихся; неумение "видеть” орфограммы.

• Как помочь учащимся писать грамотно?

• Как развивать орфографическую зоркость?

 • Как добиться грамотного письма у детей?

Цель: повышение грамотности и развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка всегда ставлю во главу всех целей урока русского языка.

Каждый учитель, которого волнует данная тема, начиная работу ставит перед собой следующие задачи:

Задачи:

• изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса;

• изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся;

• разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;

Что же такое орфографическая зоркость?

С точки зрения фонематической концепции русского правописания, орфографическая зоркость – это умение фонологически (позиционно) оценивать каждый звук слова, т.е. различать, какой звук в сильной позиции, а какой – в слабой, и, следовательно, какой однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. В умении обнаруживать звук, находящийся в слабой позиции, прежде всего и состоит орфографическая зоркость.

Орфографическая зоркость - это умение замечать орфограммы, то есть те случаи при письме, где при едином произношении возможен выбор написания. 

Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. 
Ученые-психологи доказали, что стоит ребенку один раз неправильно написать слово, как он запомнит его и зрительно, и рука зафиксирует неверный графический образ слова. Отложится в памяти так крепко, что затем надо будет раз сто написать это слово, чтобы ликвидировать ошибку.

2. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого. Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух.          

3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. Вот почему на уроке необходимо как можно больше писать. Сама рука, двигаясь по строке, создает графический образ того или иного слова, «запоминает» и затем пишет его уже автоматически.

4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать. 


         Профессор М. Р. Львов выделяет шесть этапов, которые должен пройти школьник для решения орфографической задачи:
1)увидеть орфограмму в слове;
2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило;
3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы;
4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи;
5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму;
6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет


В начальном обучении русскому языку велико значение упражнений.

1.     Они «должны быть по возможности, самостоятельными, т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только».

2.     «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е.

Ø     «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим, опираться на них и делать шаг вперёд»

Ø     «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;

Ø     «чем больше развивается дар слова в детях, тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».

3.     «Упражнения должны быть логические...Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят».

4.      «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным».


Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе разнообразных занятий, при чтении, при письме диктантов, при списывании, если оно осложнено соответствующими заданиями. Для успешного развития орфографической зоркости очень важна установка самих учащихся на работу.

 

Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

 

1.     Списывание.

Алгоритм списывания, который я применяю в организации списывания на своих уроках:

·                    Внимательно прочитай предложение.

·                    Повтори его не заглядывая в текст.

·                    Подчеркни в предложении все орфограммы.

·                    Прочитай предложение орфографически.

·                    Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки.

·                    Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы.

·                    Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы.

Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься списыванием дома, я предлагаю по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся  отрывки. Кроме того рекомендую детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически.

Время для списывания я отвожу на каждом уроке, на отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями.

Особое внимание уделяю выборочному списыванию, что является подготовительной работой к обучению  выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания:

1.     Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д.

2.     Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова.

3.     Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм.

4.     Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов.

5.     Спиши слова определённой части речи.

6.     Выпиши словосочетания.

 

2.     Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.

3.     Письмо с проговаривание.

Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок.

 

4.     Письмо с пропуском орфограмм
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.

 

5.     Какографические упражнения.

Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.

 


6.     Письмо по памяти.

Определённое место на уроках русского языка я отвожу письму по памяти.

Письмо по памяти я провожу по следующей схеме:

      1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию.

      2.  Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор.

      3. Упражнение в запоминании.

      4.Орфографическое чтение слов с орфограммами.

      5. Запись.

      6. Проверка.

 

8.     Диктант

·        Предупредительный диктант

·        Объяснительный диктант

·        Выборочный диктант

·        Свободный диктант

·        Самодиктант

·        Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память.

·        Диктант с постукиванием.

 Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать.


·        «Проверяю себя».

Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово.

·        Словарный диктант.


8. Орфографические минутки

Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты  – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе.

 

Вопросы формирования навыков грамотного письма решаются в плане обучения школьников орфографии на основе употребления определенных правил и запоминания ряда так называемых " словарных слов ".

Учителя русского языка знают, как трудно дается школьникам освоение этих слов.

Наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества слов с непроверяемыми написаниями. Такие слова, как дежурный, ладонь, помидор, портфель верно пишут лишь 53 % учащихся. Слова портфель, сапоги, молоко и другие – только 49 %. (результаты контрольных диктантов).

Одна из причин этого в том, что работа над непроверяемыми написаниями ведется на уроке в отрыве от орфографической работы.
К другой причине можно отнести то, что при знакомстве со "словарными" словами ребенку отводится, как правило, пассивная роль.

Практика показала, что работа над непроверяемыми написаниями, ориентированная только на механическое запоминание слов с такими орфограммами, малоэффективна.

Работу по освоению "словарных " слов строю в несколько этапов, каждый из которых призван решать конкретную задачу.

1. Предъявление слова

2. Работа над "слуховым " образом слова.

3. Запись слова с "окошком " .

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Эффективным видом работы на уроке считаю самостоятельную работу, так как она формирует навыки , развивает мышление детей, является важным средством для закрепления и проверки знаний и, следовательно, создает условия для развития интереса. В третьем классе на уроке обобщения провожу «Словарное лото» «Орфографические пятиминутки»,выборочное списывание, различные виды диктантов: выборочный, объяснительный, свободный.

В 4-м классе параллельно с изучением новых орфографических правил провожу систематическую работу над повторением изученных правил правописания. Стараюсь не выпускать из внимания ни одну орфограмму. Работу дифференцирую по уровням. Провожу работу в парах. Для проверки привлекаю ассистентов, популярной является взаимопроверка. При фронтальной работе использую средства обратной связи — «перфокарты», «светофоры», «сигнальные» карточки.

Работа над ошибками — предмет постоянного внимания. Я, как и многие учителя начальной школы, веду тетрадь контроля, в которой фиксирую все ошибки. Она позволяет мне своевременно обнаружить пробелы, провести соответствующую работу.

Остановлюсь на упражнениях, которые , на мой взгляд , способствуют развитию орфографической зоркости.

Я считаю наиболее эффективными следующие упражнения:

- поиск орфограмм в "чистом" тексте;

- списывание;

- письмо с проговариванием;

- скоростное письмо;

- комментированное письмо;

- письмо с пропуском орфограмм;

- звуковой анализ слов;

- письмо по памяти;



Работа по теме "Безударные гласные"

Из практики работы в начальных классах известно, что орфографическая грамотность учащихся не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3, 4 классах. Ошибки на написание безударных гласных в корне слова и других частях слова остаются типичными для учащихся на протяжении многих лет. Безударные гласные - наиболее частая орфограмма любого текста, поэтому она и дает наибольший процент ошибок. В методике правописания выяснены причины разного рода ошибок, главные из которых заключаются в том, что дети не видят эти орфограммы и не могут найти способ проверки. Значит, задача учителя - научить ребенка видеть орфограммы и научить проверять гласную в слабой позиции.

Работу над понятием "безударные гласные" следует начинать с первых страниц

"Букваря" Беседуя по картинкам, развивая фонематический слух, вместе с ребятами приходим к выводу, что произношение некоторых слов (река, дома, в лесу и т.) расходится с его написанием. Учитель поясняет, что их нужно проверять. Например: дома - это много, а один - дом. Проводим звукобуквенный анализ, составляем из карточек эти слова и зажигаем "фонарики" над безударной гласной "о".

Во 2 классе указанная работа продолжается, увеличиваясь в объеме и сокращаясь во времени, так как у ребят есть определенные навыки и умения. Здесь речь уже должна идти о развитии орфографической зоркости. Ребенок должен уметь быстро в процессе письма обнаружить орфографические трудности, осознать их и определить орфограмму. Эта способность должна специально воспитываться. Основными условиями является знание правила и приема применения. Очень важна последовательная работа с орфограммой: от простого к более сложному, а затем к обобщению и систематизации (4 класс)

Чтобы решить орфографическую задачу, т.е. правильно написать безударную гласную в корне слова, ученик должен проделать следующие "шаги":

  • ученик должен услышать безударный гласный;

  • определить, в какой части слова этот безударный гласный находится;

  • если безударный гласный находится в корне, решить, какой это безударный: проверяемый или непроверяемый;

  • если безударный непроверяемый, вспомнить, как пишется слово, или посмотреть в словаре;

  • если безударный гласный является проверяемым, проверить его, т.е. изменить слово или подобрать родственное так, чтобы безударный гласный находился под ударением

КАК ПРОВЕРЯТЬ БЕЗУДАРНУЮ ГЛАСНУЮ?

Путем изменения формы

Путем подбора родственных слов

Формирование орфографических навыков происходит и в процессе механического запоминания. Орфографическая работа с наиболее часто употребляемыми словами, может предотвратить появление ошибок в них во время самостоятельного письма учащихся.

Изучение словарных слов

Правописание безударных гласных, непроверяемых ударением, всегда вызывает трудности у детей. Словарные слова усваиваются запоминанием и проверяются по словарю. Запоминание играет важную роль и полезно применять игровые методики, облегчающие детям запоминание. Работу со словарем нужно проводить ежедневно. Чтобы не было механического заучивания, которая утомляет и не формирует интереса к языку, работу следует строить в несколько этапов, каждый из которых решает конкретную задачу. Первым шагом является введение нового слова. На этом этапе предполагается проведение многоплановой работы.

1. Предъявление слова.

2. Работа над " слуховым" образом слов.

3. Запись слова с "окошком".

4. Работа над "зрительным" образом слова.

Слова по каждой теме можно выписать на плакат и поместить в классе на неделю. Работу организовать по плану:

1 день: ознакомление со словами одной темы, орфографическое проговаривание, выяснение значения этих слов, запись слов в индивидуальные словарики с выделением орфограмм и расстановкой ударения.

2 день: запись слов в тетрадях по слогам, для переноса.

3 день: составление словосочетаний, подбор однокоренных слов (где возможно), составление предложений.

4 день: составление связного рассказа с данными словами, озаглавливание текста.

5 день: словарный диктант.

Для запоминания словарных слов можно применить следующие упражнения: правописание в рифмах; загадки - кроссворды.

По мере изучения словарные слова должны повторяться после первого изучения- через 2 недели, еще через месяц- 2 раза, затем через 2 месяца - с целью контроля.

Хорошо использовать мини-диктанты в начале урока, хоровое произношение.

Работа по правописанию безударных гласных в корне должна носить комплексный и системный характер, проводится последовательно и регулярно. Усвоив одни стороны правописания безударных гласных в корне и не усвоив других, уч-ся не научатся правильно применять правило на письме в целом. Существенно, чтобы работа над правописанием безударных гласных в корне не велась обособленно от работы над другими орфограммами.

Безударные падежные окончания существительных

Система работы над безударными падежными окончаниями существительных условно можно разделить на 4 этапа.

На первом этапе большое место отводится формированию у учащихся умения отличить один падеж от другого. Трудность для ребенка при распознавании падежей заключается в том, что каждый падеж имеет несколько значений, а вопросы, предлоги и окончания разных падежей могут совпадать. Поэтому важно учить распознавать падежи по совокупности признаков: вопросу, предлогу, окончанию, каким членом предложения является (последнее имеет значение при распознавании именительного и винительного падежей).

Полезно наметить последовательность действий при определении падежа: сначала установить связь слов в предложении и найти слово, от которого зависит имя существительного, а затем по вопросу и предлогу узнать падеж.Часто дети затрудняются в определении след. падежей: именительный падеж, родительный падеж, винительный падеж. Поэтому учащимся я предлагаю памятку "Как отличить именительный падеж, родительный падеж, винительный падеж".

Вместо слова, стоящего в предложении, поставь любое слово 1 склонения с ударным окончанием, например - весна.

И.п. - окончание -а

В.п. - окончание - у

Р.п. - окончание - ы

На втором этапе дети знакомятся с тремя склонениями имен существительных. У него формируется умение определять склонение имен существительных по роду и по окончанию в начальной форме. Труднее детям узнать склонение существительных в косвенных падежах, поэтому на данном этапе широко используются тексты. Учащиеся находят имена существительные в тексте, называют слово в именительном падеже, а затем определяет склонение.

Памятка

Найти существительное.

Образовать начальную форму

Определить род

Определить окончание.

Определить склонение.

На третьем этапе формируется навык правописания безударных падежных окончаний. Отработка последовательности действий для выработки правильного написания безударного окончания сопровождается записью.

Учащиеся ставят вопрос к существительному от слова, с которым связано существительное в предложении и записывает вопрос в скобках.

По вопросу и предлогу узнают падеж (указывают падеж)

Узнают склонение (отмечают его цифрой) и как результат пишут окончание.

Позднее операции протекают быстрее, поэтому отпадает необходимость подробной записи, и ребенок письменно отмечает только падеж и склонение. И в конце третьего этапа все операции протекают устно, т.е. без записи.

Второй способ предполагает проверку написания безударных гласных в окончаниях родительного, дательного и предложного падежей при помощи подстановки существительного того же склонения в том же падеже с ударным окончанием: (где?) на реке.?

Особые трудности возникают у учащихся при написании безударных окончаний имен существительных:

  • основа которых оканчивается на шипящий, й, и (на груше, в сарае, о Марии);

  • корень у которых одинаковый, но относятся они к разным склонениям.

В этом случае необходимы упражнения в составлении словосочетаний с этими существительными: мечта о (край, слава); думать о (Валя, лебедь); лежать на (кровать, кроватка); ходить по (крыша, чаща); ехать по (степь, дорога).

На четвертом этапе учащиеся знакомятся с правописанием имен существительных во множественном числе. На данном этапе большое значение имеет совершенствование умения правильно употреблять в речи имена существительные множественного числа, исправление речевых ошибок. Особого внимания требует во множественном числе именительный и родительный падежи.

Безударные падежные окончания прилагательных

Новым в работе над именами прилагательными для детей 4 класса является склонение прилагательных и правописание падежных окончаний. Основу для формирования навыка правописания падежных окончаний прилагательных составляют следующие знания и умения:

  • умение устанавливать связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное (словосочетание);

  • знание о том, что прилагательные употребляются в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное;

  • знание падежных окончаний;

  • умение правильно поставить вопрос к имени прилагательному и сопоставить окончание прилагательного с окончанием вопроса (о дне каком? солнечном).

Безударные личные окончания глаголов

Предметом постоянного внимания является изменение глагола по временам. Дети должны усвоить, что неопределенная форма глагола - это начальная форма глагола. Это важно как для правильного образования ребенком временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний. Учащиеся должны научиться определять спряжение глаголов по неопределенной форме и по окончаниям глаголов 3-го лица множественного числа, должны запомнить окончания глаголов I и II спряжения.

При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:

  • узнают время, лицо, число глагола;

  • находят начальную форму глагола и по ней определяют спряжение;

  • узнают окончание глагола этого спряжения.

Обучая различать спряжение глаголов по неопределенной форме, целесообразно использовать таблицу, на которой записаны 11 глаголов II спряжения: смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть, вертеть, зависеть, дышать, держать, гнать, слышать. Дети могут обращаться к таблице при выполнении упражнений в определении спряжений и написаний личных окончаний.

К середине 4 четверти учащиеся 4 класса знакомятся со всеми правилами обозначения безударных гласных во всех морфемах (кроме суффикса).

Таким образом, основные умения, которые необходимо формировать при обучении учащихся обозначать безударные гласные, это - четкое представление, что такое орфограмма, умение "видеть" и "слышать" ее в речи, умение найти способ действий, помогающий выяснить, какой буквой обозначить эту орфограмму.

Особое внимание я уделяю проверке работ в тетрадях. У большинства детей я не исправляю неверно написанную букву, а лишь ее зачеркиваю, у более сильных учащихся подчеркиваю все слово с ошибочным написанием. Цель: заставить ученика вдуматься в данную орфограмму и исправить ее. У более слабых учащихся исправляю лишь трудные для них орфограммы, остальные зачеркиваю.

Успех всей работы по развитию орфографической грамотности зависит от ряда условий, главными из которых, по моему мнению, являются:

  • четкое планирование всей работы;

  • систематический и разносторонний характер работы по орфографии;

  • разнообразные тренировочные упражнения;

  • постоянный контроль над усвоением пройденных орфограмм

Дата чтения: 24 января 2019 г. Подготовила:

Учитель начальных классов

Пахрудинова Майсарат Магомедовна

Сохранить у себя:
Доклад на тему: Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки