Доклад к педагогическому совету " Пути реализации духовно-нравственного воспитания"

Под Новосибирском есть уникальное место- крестьянская усадьба "Алексеевская слобода". Хочу представить вариант экскурсии в Алексеевскую слободу, которая как нельзя лучше иллюстрирует реализацию принципов духовно-нравственного воспитания младших школьников на практике.

Содержимое разработки


 

 

  Доклад по теме:

«Пути реализации духовно –нравственного воспитания»





подготовила

учитель начальных классов

Яковлева Ольга Анатольевна





Начать свой доклад хотелось бы народной мудростью:


ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО, 
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.















В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
Программа духовно-нравственного воспитания реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:


УМК «Школа России»

В содержании системы учебников «Школа России» воспитывающий и развивающий потенциал.
В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики».

Создание среды школьного пространства

В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:

- изучать символы российской государственности и символы родного края (экскурсии в школьный музей, использование на уроках и во внеурочное время фонда музея); муниципальные и школьные праздники (совместные с родителями и учреждениями культуры и дополнительного образования);изучать историю, культурные традиции,  традиции школы.

- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; ценности здорового образа жизни (информационные стенды: «Безопасность  дорожного движения», «Пожарной безопасности», «По противодействию терроризму»), использование спортзала для организации игр на переменах или после уроков; спортивная площадка;

- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности.

- в рамках духовно-нравственного воспитания и развития в соответствии с требованиями ФГОС организуется внеурочная деятельность

- кружки, секции, подготовка к олимпиадам и конференциям, проектная деятельность и др., а также проведение тематических классных, школьных, внешкольных мероприятий.

Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:

 родительские собрания и конференции;

 индивидуальные консультации;

 родительский лекторий;

 информационные уголки для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений) и информация на сайте школы;

 дни открытых дверей.

В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры, с которыми взаимодействует школа.


Хочу представить вариант экскурсии в Алексеевскую слободу, которая как нельзя лучше иллюстрирует реализацию принципов духовно-нравственного воспитания на практике.

Под Новосибирском есть уникальное место- крестьянская усадьба. Это рубленный дом- пятистенок со старинными предметами обихода. В доме всё по-настоящему: русская печка с полатями, деревянные скамейки, деревянная посуда, самовар на углях, самотканые дорожки на полу, вышитые полотенца, скатерти, покрывала и занавески.


Нас ждало путешествие с погружением в старинную культуру и быт русского народа. Одно дело посмотреть исторический художественный фильм, и совсем другое, окунуться в реальный быт того времени. Нам предстояло прожить один день из жизни сибирских крестьян. Идея проекта в двух словах: хочешь поесть - наруби дров, наноси воды, растопи печь. Новый наряд-натки полотна. Чай-из самовара… С утра до позднего вечера дети были заняты. Сначала они чувствовали себя гостями в музее, прислушивались, приглядывались, потом получили отличную возможность окунуться в прошлое.

Близилось время обеда. На вопрос: «Не желаете ли подкрепиться?» девочки ответили, что не отказались бы от чая, а мальчики изъявили желание плотно покушать. В ответ на это хозяйка усадьбы предложила девочкам заняться приготовлением обеда в русской печи. Дети насторожились, сказать, что они были в недоумении, ничего не сказать…Ведь дома взрослые мало что доверяют делать своему чаду, ждут, пока подрастёт, и многие, привыкнув к такому положению вещей, хорошо орудовали только ложкой Это было только начало…

Чем же пришлось заниматься мальчикам? Колоть дрова, растапливать самовар углями, молоть муку на ручных жерновах. А девочки выполняли женскую работу: приготовили обед в русской печи, ткали половик на ткацком станке, на прялке пряли шерсть. Как прониклись этим, как непосредственно вели себя дети. С каким азартом они хватались за любое дело.

Во всем ребятам помогали хозяин с хозяйкой.

Потом ребята примерили одежду из сундука: рубахи-косоворотки, сарафаны, головные уборы. Печь не микроволновка, обед пришлось подождать, зато всё съели быстро, молча.. Бублики-нарасхват, чай вприкуску с сахаром.

После обеда детей ждали игры и забавы. Отдохнуть можно было на полатях. А нас не покидало ощущение, большой семьи.. В какой то момент мы поверили, что все дети наши…

Ну а, напоследок, игры на свежем воздухе. Искренние улыбки на лицах, восторг, умиление, море впечатлений… И, поверьте, о телефонах вспомнили только в автобусу: «Мол, мама, еду!» А главная фраза: «Мама, я сам, я сама…»

Ребята почувствовали: они значимы, они многое могут!!!




















Сохранить у себя:
Доклад к педагогическому совету " Пути реализации духовно-нравственного воспитания"

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки