Доклад по теме:
«Пути реализации духовно –нравственного воспитания»
подготовила
учитель начальных классов
Яковлева Ольга Анатольевна
Начать свой доклад хотелось бы народной мудростью:
ЕСЛИ ДУМАЕШЬ О ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ - СЕЙ ЗЕРНО,
ЕСЛИ НА ДЕСЯТЬ ЛЕТ ВПЕРЕД - САЖАЙ ЛЕС,
ЕСЛИ ЖЕ НА СТО ЛЕТ - ВОСПИТЫВАЙ ДЕТЕЙ.
В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.Без хорошо организованной практической деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать нравственные отношения.
Программа духовно-нравственного воспитания реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов:
УМК «Школа России»
В содержании системы учебников «Школа России» воспитывающий и развивающий потенциал.
В этой связи, важное место в системе учебников «Школа России» занимает курс «Основы религиозных культур и светской этики».
Создание среды школьного пространства
В школе организованы подпространства, позволяющие учащимся:
- изучать символы российской государственности и символы родного края (экскурсии в школьный музей, использование на уроках и во внеурочное время фонда музея); муниципальные и школьные праздники (совместные с родителями и учреждениями культуры и дополнительного образования);изучать историю, культурные традиции, традиции школы.
- осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами; ценности здорового образа жизни (информационные стенды: «Безопасность дорожного движения», «Пожарной безопасности», «По противодействию терроризму»), использование спортзала для организации игр на переменах или после уроков; спортивная площадка;
- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности.
- в рамках духовно-нравственного воспитания и развития в соответствии с требованиями ФГОС организуется внеурочная деятельность
- кружки, секции, подготовка к олимпиадам и конференциям, проектная деятельность и др., а также проведение тематических классных, школьных, внешкольных мероприятий.
Для этого используются различные формы взаимодействия семьи и школы:
родительские собрания и конференции;
индивидуальные консультации;
родительский лекторий;
информационные уголки для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений) и информация на сайте школы;
дни открытых дверей.
В формировании нравственного уклада школьной жизни свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования и культуры, с которыми взаимодействует школа.
Хочу представить вариант экскурсии в Алексеевскую слободу, которая как нельзя лучше иллюстрирует реализацию принципов духовно-нравственного воспитания на практике.
Под Новосибирском есть уникальное место- крестьянская усадьба. Это рубленный дом- пятистенок со старинными предметами обихода. В доме всё по-настоящему: русская печка с полатями, деревянные скамейки, деревянная посуда, самовар на углях, самотканые дорожки на полу, вышитые полотенца, скатерти, покрывала и занавески.
Нас ждало путешествие с погружением в старинную культуру и быт русского народа. Одно дело посмотреть исторический художественный фильм, и совсем другое, окунуться в реальный быт того времени. Нам предстояло прожить один день из жизни сибирских крестьян. Идея проекта в двух словах: хочешь поесть - наруби дров, наноси воды, растопи печь. Новый наряд-натки полотна. Чай-из самовара… С утра до позднего вечера дети были заняты. Сначала они чувствовали себя гостями в музее, прислушивались, приглядывались, потом получили отличную возможность окунуться в прошлое.
Близилось время обеда. На вопрос: «Не желаете ли подкрепиться?» девочки ответили, что не отказались бы от чая, а мальчики изъявили желание плотно покушать. В ответ на это хозяйка усадьбы предложила девочкам заняться приготовлением обеда в русской печи. Дети насторожились, сказать, что они были в недоумении, ничего не сказать…Ведь дома взрослые мало что доверяют делать своему чаду, ждут, пока подрастёт, и многие, привыкнув к такому положению вещей, хорошо орудовали только ложкой Это было только начало…
Чем же пришлось заниматься мальчикам? Колоть дрова, растапливать самовар углями, молоть муку на ручных жерновах. А девочки выполняли женскую работу: приготовили обед в русской печи, ткали половик на ткацком станке, на прялке пряли шерсть. Как прониклись этим, как непосредственно вели себя дети. С каким азартом они хватались за любое дело.
Во всем ребятам помогали хозяин с хозяйкой.
Потом ребята примерили одежду из сундука: рубахи-косоворотки, сарафаны, головные уборы. Печь не микроволновка, обед пришлось подождать, зато всё съели быстро, молча.. Бублики-нарасхват, чай вприкуску с сахаром.
После обеда детей ждали игры и забавы. Отдохнуть можно было на полатях. А нас не покидало ощущение, большой семьи.. В какой то момент мы поверили, что все дети наши…
Ну а, напоследок, игры на свежем воздухе. Искренние улыбки на лицах, восторг, умиление, море впечатлений… И, поверьте, о телефонах вспомнили только в автобусу: «Мол, мама, еду!» А главная фраза: «Мама, я сам, я сама…»
Ребята почувствовали: они значимы, они многое могут!!!