Статья для публикации на сайт
Терпугова К.С.
«Дневник успеха», как повышение учебной мотивации обучающихся 1 класса».
Цель: Поиск путей и средств формирования и повышения учебной мотивации.
Задачи:
Изучение системы контроля и оценки знаний младших школьников.
Апробация «Дневника успеха» в 1 классе.
Анализ достигнутых результатов.
« Интерес к учению появляется только тогда,
когда есть вдохновение, рождающееся от успеха» В.А.Сухомлинский.
Одним из основных условий функционирования системы образования является качественная система контроля и оценки знаний.
Младший школьник в силу своих возрастных особенностей не вполне осознает значение отметки. Отметка, полученная за выполненную работу, воспринимается как оценка его личности в целом, во многом определяющей систему социальных отношений в семье и школе.
Поэтому безотметочная система оценивания в 1 классе способствует более успешной и быстрой адаптации ребенка к школе, не вызывая психотравмирующего воздействия.
Безотметочное обучение представляет собой систему, в которой отсутствует балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности, отражает качественный результат процесса обучения, предусматривает выявление индивидуальной динамики усвоения ребенком знаний и умений и индивидуальную траекторию развития.
Никакому оцениванию не подлежат темп работы ученика, личностные качества школьников, особенности психических процессов.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений в 1 классе используются:
стартовая диагностика;
текущие проверочные работы;
итоговые проверочные работы;
демонстрация достижений учащихся (портфолио).
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.
Для повышения учебной мотивации учащихся 1 класса, предлагаю использовать «Дневник успеха».
На каждом уроке за устный ответ или письменную работу (демонстрацию знаний и умений по предмету, освоение универсальных учебных действий и активность на уроке) обучающиеся получают жетоны разных цветов:
-квадрат красного цвета - на уроках русского языка;
-квадрат желтого цвета – на уроках литературного чтения;
-квадрат синего цвета – на уроках математики;
-квадрат зелёного цвета – на уроках окружающего мира;
В течение недели дети собирают квадраты, копят их. На выходные учитель выдаёт «Дневник успеха» (обычную ученическую тетрадь) домой.
Ученик вклеивает узор из геометрических фигур и обсуждает с родителями свои достижения, сравнивая их с достижениями предыдущих недель.
Родители фиксируют, сколько и каких квадратиков ребёнок получил за прошедшую неделю.
В понедельник, собирая «Дневник успеха», учитель анализирует результаты. Вклеивает поощрительную наклейку.
Периодически учитель совместно с обучающимися и родителями проводит анализ учебных достижений. В ходе анализа определяется:
-на каких уроках ребёнок в большей степени активен;
-какой предмет ребёнку интереснее других;
-какова результативность учебной деятельности обучающегося (индивидуальный прогресс ученика);
-какова работоспособность ученика в конкретные недели и месяцы;
В 1 классе в процесс повышения учебной мотивации, результатов учебной деятельности обучающихся включаются:
-учитель (оценивает деятельность детей, подводит итоги);
-ребёнок (работает с «Дневником успеха» и видит свои результаты);
-родители (знакомятся с результатами учебной деятельности ребёнка).
Целенаправленное и систематическое применение «Дневника успеха» развивает, повышает учебную мотивацию у обучающихся 1 класса. Укрепляет желание детей овладевать знаниями и формирует устойчивый интерес к учению в целом.
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Список литературы
Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л.И. Божович, Л.В. Благонадежиной. М.: Педагогика, 1972
Маркова А.К. Пути исследования мотивации учебной деятельности школьников // Вопр. психол. 1980. № 5. С. 47-59.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. М.: Педагогика, 1984.
Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопр. психол. 1985. №1. С. 43-49.
Мильман В. Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности // Вопр. психол. 1987. № 5. С. 129-138.
Михайлова О.В. Учебная мотивация как один из критериев эффективности учебного процесса.//начальная школа плюс ДО и После.2010. №12