Дистанционный урок - литературное чтение
Учитель : Пархоменко Марианна Станиславовна
Тема урока: знакомство с произведением В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
Здравствуйте, ребята!
познакомимся с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»
научимся развивать умения определять тему, главную мысль произведения;
развивать умение понимать текст.
.План урока:
Посмотри на картинки
Это сказки :
Русская народная сказка «Морозко»,
сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»
- Знакомы ли вам эти книги?
Что общего может быть у этих произведений?
(Это сказки. Наверное, у них похож сюжет)
- На какие группы вы бы распределили эти сказки?
(На авторскую и народную)
- Чем авторская сказка отличается от народной?
(Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом авторе)
2 Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.
Откройте учебники на с.196 и прочитайте название сказки.
- Кого вы сразу представили?
- Кто такой Мороз Иванович?
(Предположения детей)
– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?
(Предположения детей)
– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.
- Кто из вас читал сказки В.Ф. Одоевского? Какие?
Рассказ об авторе
- Откройте учебники на с.196 и прочитайте название сказки.
- Кого вы сразу представили?
- Кто такой Мороз Иванович?
(Предположения детей)
– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?
(Предположения детей)
– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.
- Кто из вас читал сказки В.Ф. Одоевского? Какие?
Рассказ об авторе .
прочитай
Владимир Федорович Одоевский.
Был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.
Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».
С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.
- У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.
Прочитай эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».
– Что нам помогают понять эти слова?
(предположения детей)
– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?
(Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.)
3. *задание- прочитай всю сказку
Вопросы после чтения
– Говорят ли имена девочек об их делах?
(Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе)
- Что означает слово рукодельница?
(Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу)
- Давайте обратимся к толковому словарю
Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.
- Какие в нём два корня?
(рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.)
– Есть ли зачин у сказки?
(Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.)
– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?
(Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.)
– Когда мы говорим считать мух?
(Когда бездельничают или ротозейничают.)
- В прямом или переносном смысле использует выражение автор?
(Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)
Чтение и анализ второй части сказки
– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?
(Она уронила ведерко.)
4. В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуй объснить значения этих слов
Рубить платки – подшивать платки
Студенец - колодец
Горница – парадная половина крестьянской избы
Почивать – лег спать
Окостенели - замерзли
Стрепня – еда
Затейница – выдумщица
Брильянты – драгоценные камни
Горемычная – жалкая, несчастная
Студеная – холодная
Понадулась – обиделась
Исстари – издавна
– А теперь будем внимательными, чуткими читателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.
5. учебник страница 207 , задание –
письменно ответить на вопрос № 2
запиши ответы в таблицу
| рукодельница | ленивица |
Как проводила свой день каждая из девочек? |
|
|
Почему рукодельница и ленивица попала в колодец? |
|
|
Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой? |
|
|
В чем различие в поведении девочек? |
|
|
Какие подарки получили героини сказки. почему? |
|
|
Таблицу сфотографируй и перешли учителю Пархоменко МС через ВКонтакте , пройдя по ссылке https://vk.com/id148225226
Я верю, что ты старательно сделал записи в тетрадь, молодец!
Выполни домашнее задание: раздели сказку на части,озаглавь их.
Составь план, запиши его в тетрадь, сделай рисунок к каждой части
Иллюстрации можно нарисовать маленькие.
Сфотографируй , перешли учителю Пархоменко МС по ссылке https://vk.com/id148225226
Уверена, мой друг,что ты справишься!