Дистанционный урок по литературному чтению

Сказка учит трудолюбию, вежливости, спокойствию, терпению. Учит наказывать зло и вознаграждать добро. Учит тому, что ничто не дается человеку просто так. Учит не лениться и не грубить старшим.

Содержимое разработки

Дистанционный урок - литературное чтение


Учитель : Пархоменко Марианна Станиславовна

Тема урока: знакомство с произведением В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»


Здравствуйте, ребята!

познакомимся с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»


научимся развивать умения определять тему, главную мысль произведения;

развивать умение понимать текст.


.План урока:

Посмотри на картинки

Это сказки :

Русская народная сказка «Морозко»,

сказка братьев Гримм «Госпожа Метелица»


- Знакомы ли вам эти книги?


Что общего может быть у этих произведений?


(Это сказки. Наверное, у них похож сюжет)


- На какие группы вы бы распределили эти сказки?


(На авторскую и народную)


- Чем авторская сказка отличается от народной?


(Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом авторе)

2 Сюжеты сказок с нашей выставки очень близки по содержанию сказке, с которой мы познакомимся сегодня.


Откройте учебники на с.196 и прочитайте название сказки.


- Кого вы сразу представили?


- Кто такой Мороз Иванович?


(Предположения детей)


– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?


(Предположения детей)



– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.


- Кто из вас читал сказки В.Ф. Одоевского? Какие?


Рассказ об авторе

- Откройте учебники на с.196 и прочитайте название сказки.


- Кого вы сразу представили?


- Кто такой Мороз Иванович?


(Предположения детей)


– Каким вы себе представили Мороза Ивановича?


(Предположения детей)



– У сказки есть автор. Прочитайте фамилию автора.


- Кто из вас читал сказки В.Ф. Одоевского? Какие?






Рассказ об авторе .


прочитай


Владимир Федорович Одоевский.

Был необыкновенным человеком: знал математику, писал музыку, собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты. А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей.


Свои сказки он всегда заканчивает словами: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление».


С творчеством этого замечательного автора мы сегодня начнем знакомство.



- У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и «подсказывает» читателю его главный смысл.


Прочитай эпиграф к сказке: «Нам даром без труда ничего не даётся, – недаром исстари пословица ведётся».


– Что нам помогают понять эти слова?


(предположения детей)


– Уточните свои предположения: о чём пойдёт речь в сказке?


(Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас.)


3. *задание- прочитай всю сказку

Вопросы после чтения


– Говорят ли имена девочек об их делах?


(Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе)


- Что означает слово рукодельница?


(Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу)


- Давайте обратимся к толковому словарю


Женщина, занимающаяся рукодельем. Мастерица, искусница в этом деле.


- Какие в нём два корня?


(рук- и дел- – т.е. всё умеет делать руками.)


– Есть ли зачин у сказки?


(Есть, но он совсем не похож на народный. В сказке реально существующий мир – дом, в котором живут героини: Рукодельница и Ленивица.)


– Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать?


(Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие.)


– Когда мы говорим считать мух?


(Когда бездельничают или ротозейничают.)


- В прямом или переносном смысле использует выражение автор?


(Автор использует выражение в прямом смысле, подчёркивая лень девочки, пустоту и ненужность её дел.)


Чтение и анализ второй части сказки

– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца?


(Она уронила ведерко.)


4. В тексте встретятся слова, значение которых может вызвать у вас затруднения. Попробуй объснить значения этих слов


  • Рубить платки – подшивать платки

  • Студенец - колодец

  • Горница – парадная половина крестьянской избы

  • Почивать – лег спать

  • Окостенели - замерзли

  • Стрепня – еда

  • Затейница – выдумщица

  • Брильянты – драгоценные камни

  • Горемычная – жалкая, несчастная

  • Студеная – холодная

  • Понадулась – обиделась

  • Исстари – издавна




– А теперь будем внимательными, чуткими читателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.


5. учебник страница 207 , задание –


письменно ответить на вопрос № 2

запиши ответы в таблицу


рукодельница

ленивица

Как проводила свой день каждая из девочек?



Почему рукодельница и ленивица попала в колодец?



Как вели себя девочки при встрече с яблонькой и печкой?



В чем различие в поведении девочек?



Какие подарки получили героини сказки. почему?




Таблицу сфотографируй и перешли учителю Пархоменко МС через ВКонтакте , пройдя по ссылке https://vk.com/id148225226


Я верю, что ты старательно сделал записи в тетрадь, молодец!


Выполни домашнее задание: раздели сказку на части,озаглавь их.

Составь план, запиши его в тетрадь, сделай рисунок к каждой части

Иллюстрации можно нарисовать маленькие.

Сфотографируй , перешли учителю Пархоменко МС по ссылке https://vk.com/id148225226

Уверена, мой друг,что ты справишься!





Сохранить у себя:
Дистанционный урок по литературному чтению

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки