Дидактические игры, направленные на развитие сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста

Для того чтобы обеспечить сенсорное развитие детей, на формирующем этапе нами была проведена работа следующего плана: был разработан и апробирован комплект дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Содержимое разработки

Дидактические игры, направленные на развитие сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста

Для того чтобы обеспечить сенсорное развитие детей, на формирующем этапе нами была проведена работа следующего плана: был разработан и апробирован комплект дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.

Целью данного комплекта дидактических игр является повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста. Работая с детьми по сенсорному развитию, мы соблюдали следующие принципы: − последовательное и планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой, − совмещение в деятельности ребенка элементов игры, − постепенное усложнение развивающей задачи; − привлечение родителей к формированию сенсорных навыков у детей младшего возраста. В работе с детьми мы развивали их любознательность, проводили беседы, рассказывали о предметах, их свойствах, значении, внешнем виде (форма, цвет, величина, качество предметов), в результате чего совершенствовалось и развивалось восприятие. Работа по сенсорному развитию детей проводилась в хорошо освещенном, проветриваемом групповом помещении. Для ребенка обязательно предусмотрено рабочее место, стол, стул. В уголке был представлен необходимый материал: дидактические игры, наглядно-информационные пособия, художественная литература. Системная работа по формированию сенсорных эталонов присутствовала в любых видах деятельности на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, на прогулке, в играх, на занятиях. Для сенсорного развития детей нами был создан центр сенсорного развития в группе, в который вошли игрушки, для развития мелкой моторики: сенсорные коврики, прищепки, бусы, бросовый материал, природный материал, крышки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, крупы, массажные мячи. Для восприятия величины и формы в центр были включены пирамидки; с помощью них дети учились нанизывать колечки, соединять, разъединять, составлять по убыванию и возрастанию, сравнивать их друг с другом; геометрические фигуры-вкладыши: конусы, цилиндры, кубы. 41 Предметы-вкладыши помогают детям познавать не только форму, величину, но и пространство, соотношение предметов. Особое внимание можно уделить выкладыванию разных предметов в коробки разной величины. Для того чтобы сформировать эталоны цвета в сенсорный центр поместили привлекательные игрушки, окрашенные в чистые световые тона средней светлоты и яркости, изготовленные из шелка, пластмассы, картона, пластика. Детям предлагались книги с иллюстрациями и картинками, обучающие раскраски, цветные палочки, мозаики, пирамидки. Для развития тактильных ощущений использовались панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п.), природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки), «тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.). Таблица 4 Содержание центра сенсорного развития группы Назначение оборудования Игры и игрушки Для развития мелкой моторики  Сенсорный коврик, пуговицы, мозаика из бросового материала, крышки, прищепки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, колечки, фасоль, горох, крупы, массажные мячи. Для восприятия формы и величины  Пирамидки, колечки, кубики, строительный материал, предметы – вкладыши, конусы, цилиндры, кубы, емкости разной величины, матрешки, кружки, одежда для кукол разных цветов. Для восприятия цвета  Цветные полоски, дуги, кубики, картинки в книжках, иллюстрации, обучающие раскраски, цветные палочки, пирамидки, мозаики. Для тактильных ощущений  Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п.)  Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки)  «Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.) Для развития мелкой моторики нами использовались предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания 42 фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии). Нами были изготовлены атрибуты для опытов и подобрано оборудование для сенсорного развития – игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д., мозаика: настольная и напольная, настольно-печатные дидактические игры, самостоятельные игры малышей. Были изготовлены игры – самоделки: «Цветное домино», «Цветные полоски», «Бабочки и крылья». В работе с дошкольниками активно использовались дидактические игры по сенсорному развитию. Дидактические игры также были разработаны и использованы для развития основных сенсорных эталонов у детей для реализации в течение одного полугодия. Таблица 3 План реализации комплекса дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Месяц Целевое назначение игр Дидактическая игра сентябрь Игры на развитие эталонов формы: 1. «Покажи такую же» 2. «Формы» 3. «Собери и разбери пирамидку» 4. «Собери ягод в корзину» 5. «Чудесный мешочек» 6. «Дорисуй фигуру» 7. «Опиши предмет» октябрь Игры на развитие эталонов цвета: 1. «Разноцветные льдинки» 2. «Летите в стайку» 3. «Цвета» 4. «Какого цвета предмет»? ноябрь Игры на развитие эталонов величины: 1. «Зверушки выстраиваются» 2. «Длинный – короткий» декабрь Игры на развитие тактильных ощущений: 1. «Сухие материалы» 2. «Найди Машу» 3. «Сравни предметы» 4. «Большой, поменьше, маленький. 5. «Кисточки» 6. «Сложи картинку» 7. «Оживи натюрморт» 43 Продолжение таблицы январь Игр на развитие зрительного восприятия: 1. «Чего не стало» 2. «Запомним и повторим» 3. «Поймай взглядом» Подробное описание дидактических игр представлено в приложении 2. Многие из этих игр были связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требовали словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек». «Чем похожи и не похожи). В некоторых играх дети учились группировать предметы по тому или иному качеству (кладёт в корзину ягоды игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и проч.). Дети сравнивали предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяли существенные из них. В результате появилась возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Игра «Дорисуй фигуру» направлена на закрепление представлений ребенка о различных формах и их разновидности, а также развивает способность различать эти формы; тренирует мелкую моторику рук. Игра «Формы» развивает восприятие формы предметов у ребенка. С помощью игры «Опиши предмет» дети приобрели навыки зрительного обследования и анализа предметов, а также словесного описания их формы. После чего с детьми проводились дидактические игры, направленные на формирование сенсорных эталонов: цвета («Разноцветные льдинки», «Летите в свою стайку», «Цвета», «Какого цвета предмет»). Игра «Разноцветные льдинки» направлена на закрепление представлений ребенка об основных цветах спектра, развитие умения создавать оттенки цветов с помощью смешивания красок. Перед началом игры с детьми проводились беседы о том, что такое лед, льдинки, как они образуются и как можно сделать цветные снежинки, им объяснялось, что цветные льдинки образуются, если заморозить цветную воду. 44 Игра «Летите в свою стайку» дала возможность познакомить ребенка с разделением цветов на теплые и холодные, помогает различать оттенки цветов по насыщенности, а также сопоставлять и обобщать предметы по цвету. Для игры приглашались сразу несколько детей. Игра «Цвета» помогла закрепить представления ребенка о различных цветах и оттенках, а также развить умение различать умение предметы разных цветов. Во время, игры «Какого цвета предмет?» дети учились различать и называть цвета и их оттенки. Для игры использовался интерьер комнаты, а также предметы, которые находятся вокруг вас. Затем были подобраны игры на формирование восприятия величины. В игре «Зверушки выстраиваются» совершенствуется умение различать и упорядочивать предметы по величине. Игра «Сравни предметы» направлена на сравнение предметов, имеющих различные параметры величины. В игре «Большой, маленький, поменьше» дети учились определять размер предметов, закреплять их форму. В игре «Длинный, короткий» дети учились различать предметы по длине, употреблять в речи термины: длинный, короткий. Работа с детьми по сенсорному воспитанию велась и в режимных моментах, она проявлялась в складывании игрушек, размещении их на полках, учитывая при этом форму, величину, цвет. После чего нами были подобраны игры, способствующие тактильному восприятию младших дошкольников: «Сухие материалы», «Кисточки», «Найди Машу», «Сложи картинку», «Оживи натюрморт». В данных играх педагог способствовал развитию тактильных ощущений, учил детей ощупывать предметы, определять их качества и свойства. В играх на развитие зрительного восприятия («Чего не стало», «Запомним и повторим», «Поймай взглядом», «Посчитаем пузырьки») мы 45 формировали умение зрительно изучать предметы, сравнивать их друг с другом, развивать умение называть предметы, их цвет, свойства. Работу по восприятию цвета проводиться с учётом индивидуальных особенностей детей. Ребятам, хорошо усваивающим цвет, задания в дидактических играх усложняются.

Сохранить у себя:
Дидактические игры, направленные на развитие сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки