Дидактические игры, направленные на развитие сенсорной сферы детей младшего дошкольного возраста
Для того чтобы обеспечить сенсорное развитие детей, на формирующем этапе нами была проведена работа следующего плана: был разработан и апробирован комплект дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста.
Целью данного комплекта дидактических игр является повышение уровня сенсорного развития детей младшего возраста. Работая с детьми по сенсорному развитию, мы соблюдали следующие принципы: − последовательное и планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой, − совмещение в деятельности ребенка элементов игры, − постепенное усложнение развивающей задачи; − привлечение родителей к формированию сенсорных навыков у детей младшего возраста. В работе с детьми мы развивали их любознательность, проводили беседы, рассказывали о предметах, их свойствах, значении, внешнем виде (форма, цвет, величина, качество предметов), в результате чего совершенствовалось и развивалось восприятие. Работа по сенсорному развитию детей проводилась в хорошо освещенном, проветриваемом групповом помещении. Для ребенка обязательно предусмотрено рабочее место, стол, стул. В уголке был представлен необходимый материал: дидактические игры, наглядно-информационные пособия, художественная литература. Системная работа по формированию сенсорных эталонов присутствовала в любых видах деятельности на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду, на прогулке, в играх, на занятиях. Для сенсорного развития детей нами был создан центр сенсорного развития в группе, в который вошли игрушки, для развития мелкой моторики: сенсорные коврики, прищепки, бусы, бросовый материал, природный материал, крышки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, крупы, массажные мячи. Для восприятия величины и формы в центр были включены пирамидки; с помощью них дети учились нанизывать колечки, соединять, разъединять, составлять по убыванию и возрастанию, сравнивать их друг с другом; геометрические фигуры-вкладыши: конусы, цилиндры, кубы. 41 Предметы-вкладыши помогают детям познавать не только форму, величину, но и пространство, соотношение предметов. Особое внимание можно уделить выкладыванию разных предметов в коробки разной величины. Для того чтобы сформировать эталоны цвета в сенсорный центр поместили привлекательные игрушки, окрашенные в чистые световые тона средней светлоты и яркости, изготовленные из шелка, пластмассы, картона, пластика. Детям предлагались книги с иллюстрациями и картинками, обучающие раскраски, цветные палочки, мозаики, пирамидки. Для развития тактильных ощущений использовались панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п.), природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки), «тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.). Таблица 4 Содержание центра сенсорного развития группы Назначение оборудования Игры и игрушки Для развития мелкой моторики Сенсорный коврик, пуговицы, мозаика из бросового материала, крышки, прищепки, шнуровки, крупные пазлы, шишки, камни, колечки, фасоль, горох, крупы, массажные мячи. Для восприятия формы и величины Пирамидки, колечки, кубики, строительный материал, предметы – вкладыши, конусы, цилиндры, кубы, емкости разной величины, матрешки, кружки, одежда для кукол разных цветов. Для восприятия цвета Цветные полоски, дуги, кубики, картинки в книжках, иллюстрации, обучающие раскраски, цветные палочки, пирамидки, мозаики. Для тактильных ощущений Панно-игрушки из тканей различной фактуры (шершавая, гладкая, ворсистая – наждачная бумага, липучка, шёлк, атлас, сукно, мех, пух и т.п.) Природный материал (шишки, желуди, камешки, каштаны, ракушки) «Тактильный коврик» (панно со съемными деталями из разных материалов с карманами на пуговицах, замочках, крючках и т.п.) Для развития мелкой моторики нами использовались предметы – вкладыши, стержни для нанизывания колец, коробочки для проталкивания 42 фигур, дидактические игрушки, включающие различные виды застежек (пуговицы, кнопки, липучки, крючки, молнии). Нами были изготовлены атрибуты для опытов и подобрано оборудование для сенсорного развития – игры с цветным конструктором крупного размера; с пирамидками, разными по размеру, по цветам, по форме; с матрешками; геометрическими вкладышами и т. д., мозаика: настольная и напольная, настольно-печатные дидактические игры, самостоятельные игры малышей. Были изготовлены игры – самоделки: «Цветное домино», «Цветные полоски», «Бабочки и крылья». В работе с дошкольниками активно использовались дидактические игры по сенсорному развитию. Дидактические игры также были разработаны и использованы для развития основных сенсорных эталонов у детей для реализации в течение одного полугодия. Таблица 3 План реализации комплекса дидактических игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста Месяц Целевое назначение игр Дидактическая игра сентябрь Игры на развитие эталонов формы: 1. «Покажи такую же» 2. «Формы» 3. «Собери и разбери пирамидку» 4. «Собери ягод в корзину» 5. «Чудесный мешочек» 6. «Дорисуй фигуру» 7. «Опиши предмет» октябрь Игры на развитие эталонов цвета: 1. «Разноцветные льдинки» 2. «Летите в стайку» 3. «Цвета» 4. «Какого цвета предмет»? ноябрь Игры на развитие эталонов величины: 1. «Зверушки выстраиваются» 2. «Длинный – короткий» декабрь Игры на развитие тактильных ощущений: 1. «Сухие материалы» 2. «Найди Машу» 3. «Сравни предметы» 4. «Большой, поменьше, маленький. 5. «Кисточки» 6. «Сложи картинку» 7. «Оживи натюрморт» 43 Продолжение таблицы январь Игр на развитие зрительного восприятия: 1. «Чего не стало» 2. «Запомним и повторим» 3. «Поймай взглядом» Подробное описание дидактических игр представлено в приложении 2. Многие из этих игр были связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требовали словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек». «Чем похожи и не похожи). В некоторых играх дети учились группировать предметы по тому или иному качеству (кладёт в корзину ягоды игрушки круглой формы, собирает в красное ведёрко красные грибочки и проч.). Дети сравнивали предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяли существенные из них. В результате появилась возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Игра «Дорисуй фигуру» направлена на закрепление представлений ребенка о различных формах и их разновидности, а также развивает способность различать эти формы; тренирует мелкую моторику рук. Игра «Формы» развивает восприятие формы предметов у ребенка. С помощью игры «Опиши предмет» дети приобрели навыки зрительного обследования и анализа предметов, а также словесного описания их формы. После чего с детьми проводились дидактические игры, направленные на формирование сенсорных эталонов: цвета («Разноцветные льдинки», «Летите в свою стайку», «Цвета», «Какого цвета предмет»). Игра «Разноцветные льдинки» направлена на закрепление представлений ребенка об основных цветах спектра, развитие умения создавать оттенки цветов с помощью смешивания красок. Перед началом игры с детьми проводились беседы о том, что такое лед, льдинки, как они образуются и как можно сделать цветные снежинки, им объяснялось, что цветные льдинки образуются, если заморозить цветную воду. 44 Игра «Летите в свою стайку» дала возможность познакомить ребенка с разделением цветов на теплые и холодные, помогает различать оттенки цветов по насыщенности, а также сопоставлять и обобщать предметы по цвету. Для игры приглашались сразу несколько детей. Игра «Цвета» помогла закрепить представления ребенка о различных цветах и оттенках, а также развить умение различать умение предметы разных цветов. Во время, игры «Какого цвета предмет?» дети учились различать и называть цвета и их оттенки. Для игры использовался интерьер комнаты, а также предметы, которые находятся вокруг вас. Затем были подобраны игры на формирование восприятия величины. В игре «Зверушки выстраиваются» совершенствуется умение различать и упорядочивать предметы по величине. Игра «Сравни предметы» направлена на сравнение предметов, имеющих различные параметры величины. В игре «Большой, маленький, поменьше» дети учились определять размер предметов, закреплять их форму. В игре «Длинный, короткий» дети учились различать предметы по длине, употреблять в речи термины: длинный, короткий. Работа с детьми по сенсорному воспитанию велась и в режимных моментах, она проявлялась в складывании игрушек, размещении их на полках, учитывая при этом форму, величину, цвет. После чего нами были подобраны игры, способствующие тактильному восприятию младших дошкольников: «Сухие материалы», «Кисточки», «Найди Машу», «Сложи картинку», «Оживи натюрморт». В данных играх педагог способствовал развитию тактильных ощущений, учил детей ощупывать предметы, определять их качества и свойства. В играх на развитие зрительного восприятия («Чего не стало», «Запомним и повторим», «Поймай взглядом», «Посчитаем пузырьки») мы 45 формировали умение зрительно изучать предметы, сравнивать их друг с другом, развивать умение называть предметы, их цвет, свойства. Работу по восприятию цвета проводиться с учётом индивидуальных особенностей детей. Ребятам, хорошо усваивающим цвет, задания в дидактических играх усложняются.