Дети с ОВЗ: проблемы и возможности обучения и воспитания
в массовой школе
Бикбаева О.И.,
заместитель директора по УВР
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к обучению и воспитанию. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении".
Согласно статистике, сегодня в России насчитывается более двух миллионов детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 700 тысяч - дети с инвалидностью. Ежегодно численность данной категории детей увеличивается.
Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
К основным категориям детей с ОВЗ относятся:
дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
дети с нарушением речи (логопаты);
дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
дети с умственной отсталостью;
дети с задержкой психического развития;
дети с нарушением поведения и общения;
дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
1. Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.
2. Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.
3. Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.
Родители детей с ОВЗ выбирают обучение в массовых школах. Выбор родителей, независимо от конкретных мотивов, достоин понимания и уважения.
Компоненты готовности педагога при работе с детьми с ОВЗ:
информационная готовность;
психологическая готовность;
профессиональная готовность.
Дети с ОВЗ отличаются от сверстников, они более замкнуты и обидчивы. У таких детей происходит нарушение познавательных функций, т.е. внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, понижена инициатива общения с окружающим миром, страдают ориентация в пространстве, координация движений. Устная и письменная речь детей с отклонениями страдает пропусками букв и слов, их заменой не по смыслу, а по внешнему сходству. Нужно разбирать с ними значение каждого слова. Такие дети запоминают тексты дословно, употребляют в речи однотипные грамматические конструкции, однообразные слова и фразы, их язык беден.Дети, имеющие нарушение слуха, хорошо воспринимают устную речь зрительно (чтение с губ). Ученик, имеющий нарушение слуха, обязательно должен быть слухопротезирован, т.е. иметь индивидуальные слуховые аппараты.
При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен
придерживаться следующих требований:
посадить ребенка за первую парту; не поворачиваться спиной к обучающемуся; чётко задавать вопросы, обращаясь к ребѐнку; разрешать детям оборачиваться, чтобы видеть лицо говорящего человека; широко применять наглядность в целях более полного и глубокого осмысления учебного материала;делать небольшие паузы (3-4 мин.) после объяснения какого-либо вопроса, чтобы ребенок мог записать воспринятое;повторять несколько раз (при необходимости) основные положения предлагаемого материала;осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику;предотвращать наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами);использовать методы, активизирующие познавательную деятельность учащихся, развивающие их устную и письменную речь и формирующие необходимые учебные навыки;на уроках математики необходимо использовать семантический анализ текста задачи;проявлять педагогический такт; постоянно поощрять за малейшие успехи; сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока.
Анализируя проблемы обучения детей с ОВЗ, можно сделать вывод, что в данный момент эта область переживает кризис. В китайском языке слово «кризис» обозначается 2 иероглифами – «проблемы» и «возможности». В любой трудной ситуации можно найти возможности для развития. Большое внимание следует уделять внеурочной работе. Именно связь программного материала с внеурочными занятиями обеспечивает развитие коммуникативных универсальных учебных действий. В ходе групповой и коллективной работы дети с ОВЗ учатся договариваться друг с другом, уважать точку зрения другого, вместе выполняют коллективные проекты.